Классификация кораблей




Классификация кораблей — разделение (классификация) военных кораблей (судов) на классы, подклассы и типы (проекты) в зависимости от их предназначения, водоизмещения, вооружения и других тактико-технических данных[1][2].


Единой международной классификации кораблей не существует, и в каждой отдельной стране, имеющей свои военно-морские силы, принята своя система деления кораблей на классы[2].




Содержание






  • 1 Классификация парусных кораблей


  • 2 Классификация кораблей ВМФ СССР и России


  • 3 Классификация кораблей ВМС США


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Классификация парусных кораблей |






барк Седов


Парусные корабли классифицируются по количеству мачт:



  • Одномачтовые: Египетская папирусная лодка, Драккар,

  • Двухмачтовые: бриг, бригантина, шнява, шхуна, галера (Real)

  • Трехмачтовые: Каракка, галеон, каравелла, фрегат (Надежда), клипер

  • Четырёхмачтовый: барк (Седов)


Также основанием классификации может быть количество пушек (от 24[3] до 120). Кораблями 1-ранга считались те суда, которые имели наибольшее число пушек. В России к таковым относился трехмачтовый 120-ти пушечный корабль «Великий князь Константин» c экипажем в 1000 матросов. Схожие характеристики имел 104-х пушечный флагманский корабль британского флота «Виктория», которым командовал участник Трафальгарского сражения адмирал Нельсон. Водоизмещение таких кораблей колебалось в районе 4 тыс. тонн, длина достигала 60 метров, а скорость — 11 узлов.


91-ти пушечный трехмачтовый корабль уже относился ко 2-му рангу (Agamemnon), 64-х[4] или 74-х[5] пушечный — к 3-му, а 40-ка пушечный — к 4-му (Kent).


Более низшим рангом обладали фрегаты, которые подразделялись между 5-м (32-х пушечный Quebec) и 6-м рангом (28-ми пушечный Fox).


Совсем без ранга считались корабли, которые имели 24 пушки и меньше. К 6-му рангу приближался 24-х пушечный корабль Джеймса Кука «Резолюшн». Корабль Христофора Колумба «Санта-Мария» имел лишь 12 пушек, водоизмещение в 200 тонн, длину в 25 метров и экипаж 40 человек. Соизмеримые параметры имел шлюп «Надежда», на котором Крузенштерн совершил первое русское кругосветное плавание.



Классификация кораблей ВМФ СССР и России |






авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов»


В России собственная классификация кораблей начала складываться после завершения эры парусного флота, последним эпизодом которой стала Крымская война середины XIX века. Количество мачт и число пушек в качестве критерия классификации утратили свое значение. На первое место вышло водоизмещение корабля. Сохранилось деление на ранги, которое было существенно сокращено.


Самыми крупными считались корабли 1 ранга водоизмещением от 10 до 60 тыс. тонн. К таковым в императорском флоте относился броненосец «Потёмкин», водоизмещением 13 тыс. тонн и длиной 115 метров. Ещё больше был советский линкор Марат, водоизмещением около 24 тыс. тонн. С линкорам были соизмеримы появившиеся во второй половине XX века атомные подводные лодки (например, Курск). Самым большим кораблем 1 ранга является авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов», водоизмещением до 60 тыс. тонн и длиной более 300 метров.


Распространенным типом корабля 2-го ранга в России был сторожевой корабль, который соответствовал фрегату в западной классификации (Адмирал Макаров). Сторожевые корабли имели меньшие размеры по сравнению с кораблями 1-го ранга, были оснащены как противолодочным, так и зенитным вооружением. По техническим характеристикам они напоминали эсминцы, но предназначались для выполнения дозорных и патрульных задач. В императорском флоте соизмеримое со сторожевыми кораблями и небольшими эсминцами водоизмещение (~1 тыс. тонн[6]) имели канонерские лодки. В советские годы корабли 2-го ранга пополнились большими противолодочными кораблями (Адмирал Захаров), водоизмещением до 7 тыс. тонн и длиной до 163 метров. Также статус корабля 2-го ранга имели большие десантные корабли, способные нести до батальона морской пехоты (Николай Вилков).


Самыми малыми кораблями считались яхты, катера и буксиры, водоизмещение которых было меньше 1 тыс. тонн. В императорский период водоизмещение яхт достигало 840 тонн, а длина приближалась к 60 метрам (Царевна). Из минных катеров эволюционировали через миноносцы в эскадренные миноносцы (эсминцы), водоизмещение которых колебалось от 500[7] до 8 тыс. тонн[8]. От катеров эсминцы сохранили высокую скорость хода до 34 узлов (63 км/ч — Азард) и торпедное вооружение. В советское время в классе малых кораблей появились малые ракетные корабли и малые противолодочные корабли, соответствующие корветам по западной классификации. Так малый ракетный корабль Накат имел водоизмещение около 640 тонн, длину в 60 метров и максимальную скорость 34 узла. Командиры малых кораблей имели звание капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга[9].



Классификация кораблей ВМС США |






Подводная лодка «Лос-Анджелес»


Ударную мощь американского флота некогда составляли линкоры (англ. Battleship), а ныне их роль перешла к авианосцам (англ. Aircraft carrier). Крупнейшими военными кораблями США являются авианосцы типа «Нимиц» (Авраам Линкольн, Гарри Трумэн, Джордж Вашингтон), водоизмещением 97 тыс. тонн и длиной 333 метра. Авианосцы обыкновенно носят имена президентов США. Командир авианосца имеет звание Rear Admiral, соответствующее российскому контр-адмиралу, поскольку он координирует свою деятельность с капитанами других кораблей.


Кроме авианосцев крупными кораблями ВМС США являются тяжелые крейсера (англ. cruiser), водоизмещение колебалось от 10[10] до 17 тыс. тонн[11].


Следующий класс кораблей занимают эсминцы (англ. destroyer: разрушитель) и подводные лодки (англ. submarine: субмарина). Их водоизмещение достигает 6-9 тыс. тонн, а длина колеблется от 110[12] до 153 метров[13]. Подводные лодки часто носят названия американских городов. Командиром подобного класса корабля обыкновенно бывает коммандер. К эсминцам примыкает класс фрегатов (англ. frigate), которые имеют меньшее водоизмещение (от 1500[14] до 4000[15] тонн). Звание капитана фрегата (англ. Frigate captain) синонимично коммандеру и является аналогом российского капитана 2-го ранга.


Остальные корабли выполняют вспомогательную роль. Самыми малыми из них являются катера и тральщики. Водоизмещение американского речного патрульного катера (англ. Patrol Boat) может не превышать 10 тонн, а длина — 10 метров[16]. Крупные катера переходят в класс корветов (водоизмещением около 1000 тонн и длиной в 60 метров[17]).



См. также |


  • Классификация кораблей по номеру вымпела


Примечания |





  1. Военно-морской словарь, 1990, с. 183.


  2. 12 Мельников, 1975, с. 50.


  3. Шлюп (парусный боевой корабль)


  4. HMS York (1796)


  5. HMS Milford (1809), HMS Dublin (1757)


  6. Бобр II (канонерская лодка)


  7. Стерегущий (эсминец, 1905)


  8. Адмирал Ушаков


  9. Приморский Комсомолец (малый противолодочный корабль)


  10. USS Minneapolis (CA-36)


  11. USS Boston (CA-69)


  12. USS Los Angeles (SSN-688)


  13. USS Cole (DDG-67)


  14. USS Reading (PF-66)


  15. USS Oliver Hazard Perry (FFG-7)


  16. PBR (катер)


  17. HMS Begonia (1940)




Литература |



  • Классификация кораблей // Военно-морской словарь / Чернавин В. Н. — М.: Воениздат, 1990. — С. 183—184. — 511 с. — ISBN 5-203-00174-X.

  • Лобач-Жученко М. Б. Основные элементы кораблей и судов. — М.: издательство ДОСААФ, 1955. — 80 с. — 10 000 экз.

  • Мельников П. Е. и др. Справочник морского десантника. — М.: Воениздат, 1975. — 288 с.










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz