Подводные лодки типа II
Подводные лодки типа II — малые, дизельные подводные лодки Германии, всего было построено 50 субмарин этого типа для Германии в период 1935—1941 гг. Тип II имел четыре подкатегории: тип II-A 6 лодок, тип II-B 20 лодок, тип II-C 8 лодок, тип II-D 16 лодок. Лодки предназначались в первую очередь для патрулирования прибрежных вод, а применялись как для боевых действий, в том числе и в открытом море, так и для обучения подводников.
Подводные лодки второго типа были разработаны в 1920-х годах в голландском городе Гаага подставной коммерческой фирмой «Инженерная судостроительная контора» (нидерл. Ingenieuskaantor voor Scheepsbouw, IvS), так как Версальский мирный договор запрещал Германии проектировать, строить и тем паче иметь подводные лодки.
ПЛ второго типа были разработаны на базе ПЛ U-Boot-Klasse UB времен Первой мировой войны.
Головной лодкой фактически была «Весикко» (в наши дни — памятник-музей возле Хельсинки), заложенная в 1932 году на верфи «Chrichton-Vulkan» в Турку (Финляндия), которая вступила в строй летом 1934 года как опытовая лодка фирмы «IvS».
Подводные лодки данного типа продавались в Турцию, Испанию и Финляндию.
Все ПЛ кроме типа II-B были построены на верфи «Deutsche Werke» в Киле.
16 марта 1935 года Германия расторгла Версальский договор, к этому моменту строительство лодок типа II уже было начато. 29 июня, через 11 дней после подписания англо-германского соглашения, разрешившего Германии иметь подводный флот, вступила в строй первая ПЛ этого типа. На момент начала Второй мировой войны доля этих ПЛ в подводном флоте кригсмарине превышала 60 %.
Технические данные |
За свои малые размеры и неустойчивость в надводном положении экипажи прозвали эти лодки Einbaum — буквально «однодревка» (чёлн, каноэ, выдолбленый из целого бревна). Узкий корпус ПЛ типа II позволял быстро погружаться, но глубина погружения была ограничена 150 м.
Таблица сравнительных характеристик:
Техническая характеристика | II-A | II-B | II-C | II-D |
---|---|---|---|---|
Водоизмещение надводное (тонны) | 254 т | 279 т | 291 т | 314 т |
Водоизмещение подводное (тонны) | 303 | 328 т | 341 т | 364 т |
Длина наибольшая (метры) | 40,9 м | 42,7 м | 43,9 м | 44 м |
Ширина корпуса наибольшая (метры) | 4,08 м | 4,92 м | ||
Высота (метры) | 8,6 м | 8,4 м | ||
Средняя осадка (метры) | 3,83 м | 3,90 м | 3,82 м | 3,93 м |
Глубина погружения макс. (метры) | 120 | |||
Глубина погружения рабочая (метры) | 80 | |||
Время погружения сек. | 25-35 | |||
Силовая установка дизель (л. с.) | 6 цилиндровый 4-х тактный «MWM»[1] RS127S 2x350 | |||
Силовая установка электромотор (л. с.) | «SSW»[2] 2x180 | «SSW» 2x210 | ||
Скорость (надводная) (узлы) | 13 | 12 | 12,7 | |
Скорость (подводная) | 6,9 | 7,0 | 7,9 | |
Артиллерия | 1 x 2 cm/65 C/30 (1000 снарядов)[3] | |||
Торпедно-минное вооружение | 3 ТА калибра 533 мм 5 торпед[4] или 18 мин TMB или 12 ТМА | |||
Запас топлива (тонн) | 11,6 | 21 | 22,7 | 36 |
Дальность хода в надводном положении (мили) (со скоростью 8 узлов) | 1 600 | 3 100 | 3 800 | 5 650 |
Дальность хода в подводном положении (мили) (со скоростью 4 узла) | 35 | 43 | 42 | 56 |
Экипаж (человек) | 25 | 26 |
См. также |
- Список подводных лодок Третьего рейха
- Типы подводных лодок ВМС Германии
Примечания |
↑ Motoren-Werke-Mannheim
↑ «Siemens» — Siemens-Schukert-Werke
↑ II-A вступят в строй без артиллерии и получат её только при первой модернизации. В 1942 году все оставшиеся лодки получат двухствольный сдвоенный 2 см Flak.
↑ Возможными комбинациями также были: 1 торпеда и 10 TBM мин; 1 торпеда и 4 TMA и 6 TMB мин.