Лесбиянство






«И избавь нас от мужского, так и быть» (автор Мартин ван Маэле 1905 год)


Лесбия́нство — женская гомосексуальность. Гомосексуальных женщин называют лесбия́нками. Термин «лесбиянка» так же неоднозначен, как и сам термин «гомосексуальность»: в одном контексте он может обозначать женщину с гомосексуальной ориентацией, в другом контексте — женщину с гомосексуальной идентичностью, а в третьем — женщину, практикующую исключительно гомосексуальное поведение. Термин возник в конце XIX века, как описание сексуальных отклонений, в частности гомосексуализма.[1] В Древней Греции лесбиянство называлось трибадизмом, а «трибадами» — женщины, вступающие в такие связи (от греч. τριβάς — женщина, предающаяся противоестественным порокам сама с собой, либо с другими женщинами[2]).


Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года, разъясняющему судам особенности применения статей Уголовного кодекса России, в юриспруденции под лесбиянством понимаются сексуальные контакты между женщинами (а под мужеложством — между мужчинами)[3].




Содержание






  • 1 Культура


  • 2 Критика использования термина


  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Культура |





Винкель (нашивка) в виде чёрного треугольника. Использовался в нацистских концлагерях для обозначения личностей, считавшихся асоциальными, куда причислялись лесбиянки, проститутки и женщины, не желавшие иметь детей


Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, где родилась и жила древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже нередко воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами[4]. Однако некоторые древние источники упоминают и о связях Сапфо с мужчинами. Максим Тирский писал, что взаимоотношения между Сапфо и ученицами её школы были платоническими. Существуют сведения о лесбийских отношениях в древней Спарте. Плутарх в описании Лакедемона сообщал, что «они придают такое большое значение любви, что девушки становятся эротическими партнёрами женщин из благородных семей»[5]. Любовная связь между юной возлюбленной и старшей женщиной в фиасе Сапфо, представляла собой аналог любовным отношениям между юным возлюбленным и мужчиной в инициационной или симпосийной обстановке. Ритуальный, религиозный момент у Сапфо превалирует над инициационным. Поэтический гений Сапфо обслуживал сладострастие растлительницы несовершеннолетних, снабжавшей юными рабынями лидийский владык, за что заслуженно отправленной согражданами в изгнание.[6]


В поэзии и литературе древнего Китая также есть упоминания о лесбийских взаимоотношениях женщин, хотя в описаниях отсутствуют подробности, которые встречаются в текстах о мужской гомосексуальности. На основании исследования эротических поэм, которыми обменивались японские женщины Периода Хэйан, антрополог Лиза Далби (англ. Liza Dalby) сделала вывод, что лесбийские взаимоотношения были обычны и социально приемлемы в этой культуре. Существуют литературные источники, которые упоминают о сексуальных взаимоотношениях между одалисками гаремов, хотя иногда за это полагалось наказание.


До изменения под влиянием сексологии в конце девятнадцатого века женская гомосексуальность оставалась практически незамеченной по сравнению с мужской гомосексуальностью, которая запрещалась законом и из-за этого была предметом обсуждения в прессе. Несмотря на это, после опубликования работ сексологами Карлом Генрихом Ульрихсом, Рихардом фон Крафт-Эбингом, Хэвлоком Эллисом, Эдуардом Карпентером и Магнусом Хиршфельдом концепция женской гомосексуальности стала более известной.


Как только женская гомосексуальность стала предметом обсуждения, она была описана в качестве заболевания. В «Трёх статьях о теории сексуальности» Зигмунд Фрейд называл женскую гомосексуальность «инверсией», её субъектов «инвертами» и характеризовал женщин-инвертов как имеющих мужские характеристики. Фрейд воспользовался идеей о «третьем поле», предложенной Магнусом Хиршфельдом и другими. Фрейд признал, что в своей практике не встречался с такими «ненормальными» пациентками, но тем не менее он считал, что такое поведение вызвано психологическими, а не биологическими причинами.


Сочетание сексологии и психоанализа оказало большое влияние на общее настроение лесбийской культуры. Ярким примером этого является опубликованный в 1928 году роман Рэдклифф Холл «Колодец одиночества», в котором упомянуты эти сексологи и термин «инверт». Позже этот термин вышел из общего употребления. Фрейдистская интерпретация лесбийского поведения в настоящее время отрицается большинством психиатров и учёных.


В двадцатом столетии лесбиянки, в частности, Гертруда Стайн и Барбара Хаммер, были заметными деятелями в авангардистском движении США, а Леонтина Саган в немецком предвоенном кино. Книга стихотворений в прозе «Песни Билитис» Пьера Луи оказала влияние на отражение лесбиянства в культуре с 1890х. Первая культурная и общественная организация лесбиянок в Соединённых Штатах Америки называлась «Дочери Билитис».[источник не указан 1776 дней]



Критика использования термина |


Часть жителей знаменитого острова Лесбос считает практику использования для обозначения гомосексуальных отношений терминов, производных от названия острова, оскорбительной. По их мнению, слова «лесбиянка», «лесбийский» и другие производные от названия острова — всего лишь географические термины, и употребление их для определения гомосексуальных женщин — оскорбление для населения Лесбоса[7].



См. также |



  • Лесбийский феминизм


  • Сепаратистский феминизм — специфическое направление в радикальном феминизме, утверждающее, что проблема угнетения женщин неразрешима в принципе, и преодолеть её можно лишь путём организации женщинами полностью автономных и не контактирующих с мужчинами коммун, представительницы которых будут находиться в добровольных гомосексуальных отношениях.


  • Политическое лесбиянство — явление в феминизме, связанное с идеями сепаратистского феминизма.


  • Юри — жанр манги и аниме, изображающий лесбийские отношения.


  • Лесбия — героиня любовных стихов древнеримского поэта Катулла.

  • «Корректирующее изнасилование» — изнасилование лесбиянок мужчинами с целью «лечения от лесбиянства» либо «наказания» за него.


  • Буч и фэм — термины сленга ЛГБТ-сообщества, клише для обозначения ролей в лесбийских отношениях.


  • Трибадизм — один из видов лесбийского секса.


  • Дайк-марш — парад гордости лесбиянок.



Примечания |





  1. Bonnie Zimmerman. Lesbian Histories and Cultures: An Encyclopedia. — Taylor & Francis, 2000. — 926 с. — ISBN 9780815319207.


  2. [http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:text:1999.04.0057:entry=triba/s Henry George Liddell, Robert Scott,
    A Greek-English Lexicon,
    τρι^βάς]
     (неопр.). www.perseus.tufts.edu. Проверено 15 июня 2018.



  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 11 города Москва «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации» // «Российская газета» Федеральный выпуск № 3513 29.06.2004


  4. Лесбийская любовь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  5. Gregory Hays. Ellen Greene (ed.), Reading Sappho: Contemporary Approaches. Berkeley: University of California Press, 1996. ISBN 0-520-20195-7 // Bryn Mawr Classical Review (англ.), 01.05.1999


  6. Тимофей Геннадьевич Мякин. Через Кельн к Лесбосу: встреча с подлинной Сапфо. — 2012.


  7. Court rules lesbian are not just from Lesbos Reuters, 22.07.2008 (англ.)




Литература |


На русском языке


  • Бургин Д. Л. История лесбийской субкультуры в России: XIX—XX вв. // «Оттяготела…» Русские женщины за пределами обыденной жизни. — СПб.: ИНАПРЕСС, 2004. — С. 45—65.

  • Минеев В. В. Личность и лесбиянский миф как отрицание одиночества, времени и смерти // Личность, творчество и современность: сб. науч. тр. Вып. 3 / отв. ред. Д. Д. Невирко; редкол.: В. И. Горобцов, Н. И. Дроздов, Б. И. Хасан. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2000. — С. 45—56. — 257 с. — ISBN 5-7889-0038-7.


На других языках

  • Gilbert H. Herdt. Same Sex, Different Cultures: Gays and Lesbians Across Cultures. Westview Press Inc (1998). ISBN 978-0-8133-3164-5


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}












  • Задрапированная дискриминация: лесбиянки в России // Deutsche Welle.

  • Карин Лофтус Каррингтон. Алхимия любви между женщинами










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар