Американская серия Ле-Ман

Multi tool use
Американская серия Ле-Ман | |
---|---|
Категория | Одноместная |
Страна или регион | ![]() |
Дебют | 1999 |
Роспуск | 2013 |
Пилоты | 34 |
Команды | 26 |
Действующий чемпион | ![]() ![]() |
Действующая команда | ![]() |
Официальный сайт | americanlemans.com |
Этап серии ALMS 2006 года
на автодроме Роуд Атланта
Американская серия Ле-Ман (англ. American Le Mans Series, сокр. ALMS) — гоночная серия спортивных автомобилей, проводимая IMSA в США и Канаде и основанная на правилах, разработанных Западным автоспортивным клубом Франции (Automobile Club de L’Ouest, сокр. ACO) для гонки 24 часа Ле-Мана. Команды соревнуются в четырёх классах: LMP1 и LMP2 для спортивных прототипов Ле-Мана и GT1 и GT2 для спортивных автомобилей класса GT. Технические требования для автомобилей каждого класса приблизительно соответствуют требованиям ACO для автомобилей, выступающих в гонке «24 часа Ле-Мана», однако IMSA оставляет за собой право вносить изменения в регламент, с целью уравнять шансы участников. Продолжительность гонок варьируется от 1 часа 40 минут (Лонг-Бич) до 12 часов (Себринг).
Содержание
1 История
2 Система начисления очков
3 Рекорды
4 Победители серии разных лет
4.1 Личный зачёт
4.2 Командный зачёт
4.3 Кубки конструкторов
4.3.1 Кубок производителей шасси и автомобилей
4.3.2 Кубок производителей моторов
4.3.3 Кубок поставщиков шин
4.4 Кубок IMSA
4.5 Кубок владельцев
4.6 Michelin Green X Challenge
4.6.1 Кубок Конструкторов
4.6.2 Командный зачёт
5 Примечания
6 Ссылки
7 См. также
История |
В конце 1990-х годов американский бизнесмен и спонсор чемпионата «Профэшнл Спортс Кар Рэйсинг» (Professional Sports Car Racing, сокр. PSCR) Дон Паноз наладил сотрудничество с Западным автоспортивным клубом Франции, проводившим ежегодную гонку 24 часа Ле-Мана, с целью проведения в США 10-часовой гонки, дублирующей французскую гонку «1000 километров Ле-Мана». Гонка получила название «Малый Ле-Ман» (Petit Le Mans), вошла в календарь чемпионата PSCR и была впервые проведена в 1998 году на трассе «Роуд Атланта».[1] С 1999 года чемпионат PSCR принял правила АСО и сменил название на «Американская серия Ле-Ман».
Партнёрство с АСО позволило командам, успешно выступающим в серии ALMS, автоматически входить в число участников гонки «24 часа Ле-Мана». В настоящее время команды, занявшие 1-е и 2-е место в каждом классе по итогам чемпионата ALMS, а также победившие на гонках на «Роуд Атланте» и Себринге (а в Себринге также и пришедшие 2ми), имеют право стартовать в Ле-Мане следующего года без предварительного отбора. В 2000 году такое же право получали победители этапа ALMS в Аделаиде. За последние годы многочисленные команды ALMS, воспользовавшиеся этим правом, одержали множество побед в различных классах в суточном марафоне в Ле-Мане.

Northeast Grand Prix 2007
Первый сезон ALMS, проведённый в 1999 году, включал в себя восемь этапов, из которых марафонскими были только 12-часовая стартовая гонка сезона в Себринге и 1000-мильная гонка Petit LeMan (Малый Ле-Ман) на трассе «Роуд Атланта». Протяжённость остальных этапов была ограничена 2 часами 45 минутами, что требовало производить во время гонки замену пилота. В 2000 году география чемпионата была расширена за счёт включения в чемпионат этапов в Сильверстоуне, Нюрбургринге и Аделаиде. На следующий год их сменили гонки в Донингтоне и Хараме, которые наряду с этапами в Себринге и Атланте входили также в зачёт «Европейской серии Ле-Ман». С 2002 года этапы ALMS проходят только в США и Канаде. Количество гонок в различные годы изменялось от 8 до 12.
Обычно сезон открывает 12-часовой марафон в Себринге, а завершает 10-часовой марафон Малый Ле-Ман (Petit Le Man) на Роуд Атланте и 4-часовая гонка в Лагуна-Секе. Также 4 часа длится гонка на трассе «Роуд Америка», а остальные — 2 часа 45 минут. Гонки проводятся как на стационарных, так и на городских трассах, самостоятельно или в рамках уикендов Чампкар (ранее) и IRL.
Система начисления очков |
Первоначально очки в зачёт чемпионата на коротких этапах получали первые 19 финишировавших гощиков независимо от класса в порядке 25-21-19-17-15-14-13-12-11-10-… и т. д. За результаты в марафонской гонке начислялось большее количество очков по системе 30-26-24-22-20-19-18-17-16-15-… и т. д. С 2003 года количество гонщиков, получающих очки в зачёт чемпионата в каждой гонке, было уменьшено до 10 и очки стали присваиваться по системе 20-16-13-10-8-6-4-3-2-1 для короткой гонки и 26-22-19-16-14-12-10-9-8-7 для марафонской гонки. Экипажи, прошедшие на момент финиша менее 70 процентов дистанции, очков не получают. Команды получают в командный зачёт только те очки, которые заработаны экипажем, занявшим наивысшее место. В 2004 году появилась также «промежуточная» система начисления очков для 4-часовых гонок, по которой финишировавшие получают 23-19-16-13-11-9-7-6-5-4 очка за каждое последовательное место. В отличие от гонок ACO экипажи получают зачет по числу пройденных кругов и не требуется фиксировать результат самостоятельным пересечением линии финиша под клетчатым флагом.
Рекорды |
Данные на 31.12.2008.
Наибольшее количество чемпионских титулов независимо от класса: Оливье Беретта — 5.
Наибольшее количество чемпионских титулов в классе LMP1/LMP900/GTP: Алан Макниш и Марко Вернер — по 3.
Наибольшее количество побед независимо от класса: Оливье Беретта — 38.
Наибольшее количество побед в классе LMP1/LMP900/GTP: Ринальдо Капелло — 32.
Наибольшее количество поул-позишн независимо от класса: Оливье Беретта — 22.
Наибольшее количество поул-позишн в классе LMP1/LMP900/GTP: Франк Била — 12.
Наибольшее количество побед автомобиля: Audi R8 — 50.[2]
Победители серии разных лет |
Личный зачёт |
Сезон |
Класс |
|||
---|---|---|---|---|
1999 |
LMP |
GTS |
GT |
|
![]() |
![]() |
![]() |
||
2000 |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2001 |
LMP900 |
LMP675 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2002 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
2003 |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
2004 |
LMP1 |
LMP2 |
GTS |
GT |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
|
2005 |
LMP1 |
LMP2 |
GT1 |
GT2 |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
2006 |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
2007 |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
2008 |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
2009 |
LMP1 |
LMP2 |
GT2 |
Challenge |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
![]() ![]() |
|
2010 |
Командный зачёт |
Сезон |
Класс |
|||
---|---|---|---|---|
1999 |
LMP |
GTS |
GT |
|
![]() |
![]() |
![]() |
||
2000 |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2001 |
LMP900 |
LMP675 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2002 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2003 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2004 |
LMP1 |
LMP2 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2005 |
LMP1 |
LMP2 |
GT1 |
GT2 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2006 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2007 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2008 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2009 |
LMP1 |
LMP2 |
GT2 |
Challenge |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2010 |
Кубки конструкторов |
Кубок производителей шасси и автомобилей |
Сезон |
Класс |
|||
---|---|---|---|---|
1999 |
LMP |
GTS |
GT |
|
![]() |
![]() |
![]() |
||
2000 |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2001 |
LMP900 |
LMP675 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2002 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2003 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2004 |
LMP1 |
LMP2 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2005 |
LMP1 |
LMP2 |
GT1 |
GT2 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2006 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2007 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2008 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2009 |
LMP1 |
LMP2 |
GT2 |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Кубок производителей моторов |
Сезон |
Класс |
|||
---|---|---|---|---|
2000 |
LMP |
|||
![]() | ||||
2001 |
LMP900 |
LMP675 |
||
![]() |
![]() |
|||
2002 |
![]() |
![]() |
||
2003 |
![]() |
![]() |
||
2004 |
LMP1 |
LMP2 |
||
![]() |
![]() |
|||
2005 |
![]() |
![]() |
||
2006 |
![]() |
![]() |
||
2007 |
![]() |
![]() |
||
2008 |
![]() |
![]() |
||
2009 |
![]() |
![]() |
Кубок поставщиков шин |
Сезон |
Класс |
|||
---|---|---|---|---|
2000 |
LMP |
GTS |
GT |
|
![]() |
![]() |
![]() |
||
2001 |
LMP900 |
LMP675 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2002 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2003 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2004 |
LMP1 |
LMP2 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2005 |
LMP1 |
LMP2 |
GT1 |
GT2 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2006 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2007 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2008 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2009 |
LMP1 |
LMP2 |
GT2 |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Кубок IMSA |
Отдельный зачёт для команд, не выступающих при поддержке автопроизводителей. С 2002 года розыгрывался только для команд на полном расписании, а с 2003 — для всех участников сезона, подпадающих под данный зачёт.
Сезон |
Класс |
|||
---|---|---|---|---|
2002 |
LMP900 |
LMP675 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2003 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2004 |
LMP1 |
LMP2 |
GTS |
GT |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2005 |
LMP1 |
LMP2 |
GT1 |
GT2 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
2006 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2007 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2008 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
2009 |
LMP1 |
LMP2 |
GT2 |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Кубок владельцев |
Отдельный зачёт для пилотов, выступающих за принадлежащие себе команды.
Сезон |
Победитель |
---|---|
2008 |
![]() |
2009 |
![]() |
Michelin Green X Challenge |
Michelin Green X Challenge — это специальный зачёт, оценивающий энергоэффективность техники по ходу сезона. По одному призу присуждается для класса LMP и для класса GT. Приз основан в 2008 году, а присуждается — с 2009.[3]
Кубок Конструкторов |
Сезон |
Класс |
|
---|---|---|
2009 |
LMP |
GT |
![]() |
![]() |
Командный зачёт |
Сезон |
Класс |
|
---|---|---|
2009 |
LMP |
GT |
![]() |
![]() |
Примечания |
↑ Motorsport.com:Petit Le Mans Update (англ.) (недоступная ссылка)
↑ Рекорды ALMS (англ.) Архивировано 13 ноября 2008 года.
↑ Michelin embraces green racing with Michelin Green X Challenge (неопр.) (недоступная ссылка). Американская серия Ле-Ман. Проверено 24 августа 2009. Архивировано 23 сентября 2009 года.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Американская серия Ле-Ман на Викискладе |
---|
Официальный сайт Американской серии Ле-Ман (англ.)
Официальный сайт IMSA (англ.)
Официальный сайт Западного автоклуба Франции (недоступная ссылка с 05-09-2013 [2013 дней] — история, копия)
ALMS на сайте журнала «Автоспорт» (рус.)
См. также |
- Серия Ле-Ман
- Межконтинентальный Кубок Ле-Мана
- Petit Le Mans
- 12 часов Себринга
- 24 часа Ле-Мана
- Западный автомобильный клуб
2wao tWEI7iDTSjpSQ3xhMGiI wN,fgSDgJib2Cf52XjgVVHA8mnEDi4nFEMTo,fAyJ,51jB3C80 4OrwV,h0FJn9t eT z1U,Ro