Шкловский, Виктор Борисович
Виктор Шкловский | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Имя при рождении | Виктор Борисович Шкловский | |||||
Дата рождения | 12 (24) января 1893[1] | |||||
Место рождения | Санкт-Петербург, Российская империя | |||||
Дата смерти | 5 декабря 1984(1984-12-05)[1](91 год) или 6 декабря 1984(1984-12-06) (91 год) | |||||
Место смерти | Москва, СССР | |||||
Гражданство (подданство) |
| |||||
Род деятельности | литературовед, литературный критик, прозаик, сценарист, киновед | |||||
Годы творчества | 1916—1984 | |||||
Направление | формализм | |||||
Жанр | эссе, сценарий, роман | |||||
Язык произведений | русский | |||||
Премии | ||||||
Награды | ||||||
Произведения в Викитеке | ||||||
Файлы на Викискладе | ||||||
Цитаты в Викицитатнике |
Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский (12 [24] января 1893 — 5 декабря 1984) — русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1979).
Содержание
1 Биография
2 Научное значение
3 Семья
4 Награды
5 Адреса в Петербурге
6 Интересные факты
6.1 Высказывания
7 Список сочинений
7.1 Кинематографические сценарии
7.1.1 Немое кино
7.1.2 Мультфильмы
7.1.3 Звуковое кино
7.2 Телепередачи
7.3 Телепередачи о Шкловском
8 Ссылки
9 Библиография
10 Примечания
Биография |
В. Б. Шкловский родился 12 (24) января 1893 года в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики, впоследствии профессора Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Шкловского, еврея, и его жены Варвары Карловны, урождённой Бундель, русско-немецкого происхождения[2][3]. Родной брат отца — Исаак Владимирович Шкловский (1864—1935) был известным публицистом, критиком и этнографом, который публиковался под псевдонимом Дионео. Старший брат Виктора Шкловского — Владимир Шкловский (12.03.1889 — 24.11.1937, расстрелян) — стал филологом, преподавателем французского языка в Санкт-Петербургской духовной академии, в 1919—1922 годах входил в Совет православных братств Петрограда, неоднократно арестовывался, был расстрелян в 1937 году[4]. Другой брат, Николай Борисович (1890—1918), был расстрелян в 1918 году как правый эсер. Сестра — Евгения Борисовна (1891—1919) умерла в Петрограде[5].
Юность Виктор Шкловский провёл в Петербурге. В 1910 году провалился на экзаменах экстерном при Николаевском кадетском корпусе, в 1913 году с серебряной медалью окончил частную гимназию Н. П. Шеповальникова. Ещё гимназистом стал печататься в журнале «Весна». Учился в Петербургском университете на историко-филологическом факультете, посещал лекции таких известных учёных, как академики Крачковский и Бодуэн де Куртенэ.
После начала Первой мировой войны осенью 1914 года ушёл добровольцем в армию. Сменил несколько военных специальностей и в 1915 году вернулся в Петроград, где служил в школе броневых офицеров-инструкторов. В этот период с группой единомышленников (Л. П. Якубинский, Е. Д. Поливанов, О. М. Брик и др.) он готовил первый и второй выпуски «Сборников по теории поэтического языка» (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Шкловского «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как приём». В 1916 году Шкловский стал одним из зачинателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ), объединившего теоретиков формальной школы в литературоведении; ввёл термин «остранение».
Принял активное участие в Февральской революции, был избран членом комитета петроградского Запасного броневого дивизиона, в качестве его представителя участвовал в работе Петроградского совета. Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт, где 3 июля 1917 лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степени из рук Л. Г. Корнилова. После выздоровления в качестве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию, где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Петроград в начале января 1918 года.
В Петрограде Шкловский работал в Художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и активно участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров. Когда заговор был раскрыт, Шкловский был вынужден покинуть Петроград и уехал в Саратов, некоторое время скрывался в психиатрической больнице, одновременно работая над созданием теории прозы. Затем он уехал в Киев, где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудачной попытке свержения гетмана Скоропадского.
Выполняя просьбу знакомой, уговорившей его доставить крупную сумму денег в Петроград, добрался почти до самой Москвы, но был узнан агентом ЧК и, спасаясь от ареста, на ходу выпрыгнул из поезда. После этого, добравшись до столицы, он встретился с М. Горьким, который ходатайствовал за него перед Я. М. Свердловым. По некоторым источникам, Свердлов выдал Шкловскому документ на бланке ВЦИК с требованием прекратить его дело. В конце 1918 года Шкловский решил больше не участвовать в политической деятельности и в начале 1919 вернулся в Петроград, где преподавал теорию литературы в Студии художественного перевода при петроградском издательстве «Всемирная литература».
Весной 1920 года Шкловский стрелялся на дуэли, покинул Петроград и отправился на поиски жены, которая выехала на Украину, спасаясь от голода. В рядах Красной армии Шкловский принял участие в боях при Александровске, Херсоне и Каховке.
Затем Шкловский вновь вернулся в Петроград, 9 октября 1920 был избран профессором Российского института истории искусств. В 1921 и начале 1922 года Шкловский активно печатался в журналах «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», отдельными оттисками издал ряд статей по литературоведению, опубликовал мемуарную книгу «Революция и фронт», участвовал в собраниях группы «Серапионовы братья», состоял членом правления Петроградского отделения Всероссийского союза писателей[6].
В 1922 году начались аресты эсеров, и Шкловский 4 марта 1922, спасаясь от ареста, бежал в Финляндию. Его жена, Василиса Шкловская-Корди, арестованная в качестве заложницы, находилась некоторое время в заключении. В письме Максиму Горькому от 18 сентября 1922 года Шкловский пишет: «Освободили её за виру в 200 рублей золотом. Вира оказалась „дикой“, так как внесли её литераторы купно. Главным образом Серапионы»[7]. Шкловский жил в Берлине с апреля 1922 до июня 1923 года — (адрес: Kaiserallee, 207, ныне Bundesallee), где издал мемуарную книгу «Сентиментальное путешествие» (1923), название которой позаимствовано у книги Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768).
С конца 1922 года Шкловский начал просить о возвращении в СССР. Вернулся в сентябре 1923, жил в Москве. Был близок к футуристам — А. Кручёных, В. Маяковскому, с которым был особенно хорошо знаком и которого посещал на квартирах в Гендриковом переулке, 15/13, и Лубянском проезде, 3/6. Со свойственным ему темпераментом активно участвовал в литературных дискуссиях 1920-х, проходивших во Дворце искусств (Поварская улица, 52) и Большой аудитории Политехнического музея (Новая площадь, 3). Один из лидеров группы «ЛЕФ».
Его идейные и эстетические позиции подвергались нападкам со стороны идеологов РАПП.
В 1930 году Шкловский выступил с покаянной статьёй «Памятник научной ошибке»[8]. С 1930-х годов, вынужденный перейти к принципам более широкого социально-исторического исследования, выступал как критик современной литературы. С московскими впечатлениями связаны книги Шкловского «О Маяковском», «Встречи», мемуары «Жили-были» и другие, дающие яркую картину жизни московской творческой интеллигенции 1920-х годов.
Осенью 1932 года Шкловский отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала. Главной целью его поездки является не сбор материала (тем не менее Шкловский написал обширные фрагменты для коллективной книги 1934 года, воспевавшей строительство канала), а встреча с братом, находившимся в заключении, и, по возможности, облегчение его участи. На вопрос сопровождавшего его чекиста, как он себя здесь чувствует, Шкловский ответил: «Как живая лиса в меховом магазине».
Интерес к отечественной и, в частности, к московской истории отразился в повестях Шкловского «Матвей Комаров, житель города Москвы» (1929), «Минин и Пожарский» (1939) и др. Большое место в творчестве Шкловского занимают работы о Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, С. М. Эйзенштейне. Сын Шкловского погиб на фронте Великой Отечественной войны 8 марта 1945 года[9].
В 1960-х на Западе возник интерес к работам Шкловского 1920-х годов. В 1962 г. в составе писательской делегации посетил Италию.
В. Б. Шкловский скончался 5 декабря 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Научное значение |
Идеи формальной школы в литературоведении, основу которой заложил Шкловский, произвели революцию в науке — ещё Лев Троцкий отмечал, что «усилиями Шкловского — заслуга не маленькая! — теория искусства, а отчасти и само искусство из состояния алхимии переведены наконец на положение химии»[10].
К важнейшим научным открытиям Шкловского относят введённое им понятие остранения — неожиданного свежего взгляда на уже ставшее привычным как основу художественного эффекта в разных видах искусства — и, в области теории художественной прозы, различение фабулы и сюжета, то есть собственно рассказываемой истории и конструкции этого рассказа[11].[12].
Семья |
- Первая жена — Василиса Георгиевна Шкловская-Корди (1890—1977), художница.
- сын — Никита Викторович Шкловский-Корди (1924—1945), погиб на фронте.
- дочь — Варвара Шкловская-Корди (род. 1927), физик. Вторым браком замужем за поэтом Николаем Васильевичем Панченко.
- Вторая жена (с 1956 года) Серафиме Суок (1902—1982)[13][14].
Награды |
Георгиевский крест IV степени.- Три ордена Трудового Красного Знамени (31.01.1939; 06.02.1963; 28.05.1973)
орден Дружбы народов (24.01.1983)
Государственная премия СССР (1979) за второе издание книги «Эйзенштейн».
Адреса в Петербурге |
- Надеждинская ул., кв. 33
- Саперный пер., д. 2, кв. 33.
- 1920—1922 — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15.
Интересные факты |
- Выражение «по гамбургскому счёту», введённое в русский язык благодаря Шкловскому, основывалось на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге, когда борцы решали, кто из них сильнее, для себя, а не для публики, и всё это происходило тайно. По всей видимости, эти гамбургские матчи — выдумка Шкловского, и их никогда не существовало.
- Шкловский, к которому М. А. Булгаков питал неприязнь на почве любовного соперничества[15], выведен им под фамилией Шполянский в романе «Белая гвардия», как человек с демоническими бакенбардами, командовавший автомобильной ротой в Киеве и саботировавший её перед приходом С. В. Петлюры — поступок, реально совершённый Шкловским, хотя и в другое время.
- «Zoo, или Письма не о любви» основываются на частично выдуманной, частично настоящей переписке безответно влюблённого в Берлине Шкловского с Э. Триоле, сестрой Л. Ю. Брик. Несколько писем написано ею. Через некоторое время она станет известной французской писательницей и супругой Л. Арагона. Писать книги ей посоветует М. Горький, прочитавший её письма в «Zoo».
- Кроме того, Виктор Шкловский выведен в качестве героя или же выступал прототипами следующих произведений: книги О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» (под именем «Жуканец»), романа В. А. Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» («Некрылов»), книги В. Н. Иванова «У» («Андрейшин»). По предположению исследователей, он также был прототипом Сербинова из романа «Чевенгур» А. П. Платонова и Льговского[16] из романа-поэмы «Орфография» Дмитрия Быкова.
- Имя героини Суок романа «Три толстяка» Ю. К. Олеши — на самом деле фамилия. Эта фамилия принадлежала до замужества жене Олеши — Ольге Густавовне. А две её сестры вышли замуж за Шкловского и Э. Г. Багрицкого: на Серафиме Густавовне (1902—1982) в 1956 году женился Шкловский, а на Лидии — Багрицкий. Серафима сначала сама была гражданской женой Олеши (бездушная кукла — это именно она), а с 1922 года — В. И. Нарбута, а после Н. И. Харджиева, и лишь потом Шкловского. Она выведена как «подруга ключика», «дружочек» в романе В. П. Катаева «Алмазный мой венец». Шкловский также был женат на художнице Василисе Георгиевне Шкловской-Корди (1890—1977).
Высказывания |
- Богему создал ВАПП, накооптировавший в писатели 3000 человек (из выступления).
- Когда мы уступаем дорогу автобусу, мы делаем это не из вежливости (по Б. Сарнову).
- Любовь — это пьеса. С короткими актами и длинными антрактами. Самое трудное — научиться вести себя в антракте («Третья фабрика»).
- Для того, чтобы познать своё сердце, надо немножко знать анатомию («Лев Толстой»).
- Лестница литературных объединений ведёт к нарисованным дверям. Лестница существует эта, пока идёшь («Третья фабрика»).
- Что касается электричества, телефона и ванны, то уборная в 100 саженях («Третья фабрика»).
- Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна.
- Мы получаем деньги не за труд, а за трудности, с которыми их получаем.
- Слова освобождают душу от тесноты («О теории прозы»)
Список сочинений |
- Собрание сочинений в 3 тт., М., 1973-74
- Избранное, в 2-х тт., М., 1983
«Воскрешение слова», 1914. Теоретическая работа
«Встречи», 1944
«Второй май после октября». Историческая проза
«В Ясной Поляне». Историческая проза
«Гамбургский счёт», 1928.- «Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе (1914—1933)», М., 1990
«Дневник», М., «Советский писатель», 1939. Сборник статей
«Достоевский», 1971. Статья- «Жизнь художника Федотова», 1936
«Жили-были». , 1964. Мемуары
«Житие архиерейского служки», Л., «Изд. писателей», 1931 Историческая проза
«За и против. Заметки о Достоевском», 1957- «Заметки о прозе Пушкина», М., 1937
«Заметки о прозе русских классиков», 1953, 2-е изд. 1955- «За 60 лет. Работы о кино», 1985
«За сорок лет. Статьи о кино», 1965
«Иприт». Фантастический роман (в соавторстве с Вс. Ивановым), 1925
«Искусство как приём», 1917. Статья
«Исторические повести и рассказы», 1958. Сборник- «Как писать сценарии», М.-Л. «ГИХЛ», 1931
- «Капитан Федотов», Л., «Советский писатель», 1936
- «Константин Эдуардович Циолковский»
- «Конец похода», М., «Огонёк», 1925
- «Краткая, но достоверная повесть о дворянине Болотове», Л., «Изд. писателей», 1930
«Лев Толстой». М.: Молодая гвардия, 1963.
«Литература и кинематограф», 1923. Сборник
«Марко Поло разведчик», М., «Молодая гвардия,1931
„Матвей Комаров, житель города Москвы“, 1929. Повесть
„Минин и Пожарский“, 1940. Историческая проза.- »Моталка. О киноремесле. Книга не для кинематографистов."М.-Л., 1927
«О мастерах старинных». Историческая проза.
«О Маяковском», 1940. Мемуары- «О поэзии и заумном языке», 1916. Статья
- «О солнце, цветах и любви»
«О теории прозы»,1925, 2-е изд. 1929. Теоретическая работа.- «О теории прозы», 1983
«Повести о прозе. Размышления и разборы», 1966. Основан на переработке старых сочинений:
«Художественная проза. Размышления и разборы», 1959
«Заметки о прозе русских классиков», 1953
«За и против. Заметки о Достоевском», 1957
«Заметки о прозе Пушкина», 1937
«Повесть о художнике Федотове», 1936,(«Федотов» в серии ЖЗЛ, 1965).
«Подёнщина», Л., «Изд. писателей»,1930
«Поиски оптимизма», М., «Федерация», 1931
«Портрет». Историческая проза
«Пять человек знакомых», Баку, «Заккнига», 1927
«Развёртывание сюжета», 1921. Теоретическая работа.
«Революция и фронт», Петроград, 1921. Мемуары.
"Розанов, 1921. Статья
«Свинцовый жребий», 1914. Поэтический сборник
«Сентиментальное путешествие», Л., «Атеней», 1924- «Созрело лето»
- «Сюжет как явление стиля», Петроград, «ОПОЯЗ», 1921
«Тетива. О несходстве сходного», 1970. Теоретическая работа
«Техника писательского ремесла», 1927
«Третья Фабрика», М. «Артель писателей „Круг“»,1926 Автобиографическая проза.
«„Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа“, Петроград, „ОПОЯЗ“, 1921. Теоретическая работа- „Удачи и поражения Максима Горького“, [Тифлис], „Заккнига“, 1926
- „Ход коня“, Сборник статей. Москва—Берлин, „Геликон“, 1923
«Чулков и Левшин», 1933.- «Эйзенштейн», 1973
«Энергия заблуждения», 1981
«Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза», Берлин, «Геликон»,1923, Л., 1924, 1929
Кинематографические сценарии |
Многие из них написаны в соавторстве.
Немое кино |
- «Проститутка», 1926 (реж. Олег Фрелих)
- «Крылья холопа», 1926
- «По закону», 1926
- «Предатель», 1926. Режиссёр — Абрам Роом.
- «Третья Мещанская», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
- «Ухабы», 1927. Режиссёр — Абрам Роом.
- «Евреи и земля», 1927. Документальный фильм.
- «Ледяной дом», 1927
- «Два броневика», 1928
«Дом на Трубной», 1928. Совместно с Эрдманом и др.- «Казаки» (Грузия), 1928
- «Овод» (Грузия), 1928
- «Капитанская дочка», 1928
- «Последний аттракцион», 1928
- «Турксиб», 1929. Документальный фильм
- «Американка» (Грузия), 1930.
- «Отчим» (Грузия), 1930
Мультфильмы |
- «Три медведя», 1937. Мультфильм.
- «Три толстяка», 1963. Мультфильм.
- «Сказка о золотом петушке», 1967. Мультфильм
Звуковое кино |
- «Молодёжь побеждает», (Грузия), 1928.
- «Мёртвый дом», 1932. Кроме соавторства сценария, Шкловский снялся в роли Петрашевского.
- «Горизонт», 1932. Режиссёр — Л. В. Кулешов
- «Беломорско-Балтийский водный путь», 1933
- «Минин и Пожарский», 1939. Режиссёр — В. И. Пудовкин.
- «Алишер Навои», 1948 (совместно с Алексем Спешневым)
- «Далёкая невеста», 1948
- «Чук и Гек», 1953
- «Овод», 1955. В гл. роли — О. А. Стриженов.
- «Дохунда», 1957
- «Казаки», 1961. Режиссёр — В. М. Пронин.
- «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970
Телепередачи |
Шкловский выступал рассказчиком в следующих многосерийных передачах:
- «Жили-были» (1972)
- «Слово о Льве Толстом» (1978)
Телепередачи о Шкловском |
Программа «Культурный слой» о Шкловском на Пятом канале (Санкт-Петербург)
Документальный фильм «Виктор Шкловский и Роман Якобсон. Жизнь как роман» (режиссёр Владимир Непевный)
Ссылки |
- Виктор Шкловский — Энциклопедия отечественного кино
- Шкловский, Виктор Борисович // Энциклопедия «Кругосвет».
- Шкловские коротышки, или Афоризмы по Шкловскому
Разумный В. А. Воспоминания современника о В. Б. Шкловском
- В. Шкловский. Письма внуку
Виктор Шкловский на сайте Проекта1917
Виктор Шкловский в проекте «Устная история»
Сарнов Б. М. Бедный лён. Из воспоминаний о В. Б. Шкловском
Библиография |
Андроников И. Л. Шкловский. В кн.: Ираклий Андроников Избранные произведения в двух томах. Т. 2 (недоступная ссылка), — М.: 1975.- Гриц Т. С. Творчество Виктора Шкловского. (О «третьей фабрике»). — Баку: Тиа. «Омзака», 1927. — 38 с.
Гуковский Г. Шкловский как историк литературы // Звезда. — 1930. — No 1.
Добин Е. С. Виктор Шкловский — аналитик сюжета. В кн.: Сюжет и действительность. — Л.: 1976.
Каверин В. А. «Я поднимаю руку и сдаюсь». В кн. : Эпилог. — М.: 1997- Калинин И. Виктор Шкловский: Прием // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 1. — С. 63—312. — 956 с. — ISBN 978-5-7525-2995-5.
Левин Е. Виктор Шкловский — теоретик кино // Искусство кино. — 1970. — No 7.
Панченко О. Виктор Шкловский: текст — миф — реальность. — Szczecin, 1997.- Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 6, ч. 1, — М., 1969.
Сарнов Б. Глазами художника // Новый мир. — 1964. — No 7.
Эйхенбаум Б. О Викторе Шкловском, в кн.: Мой временник. — Л.: 1929.- Rad Borislavov, Revolution is Evolution: Evolution as a Trope in Šklovskijʼs Literary History // Russian Literature, 69,2-4 (15 February-15 May 2011), 209—238.
Урбан Т. Русские писатели в Берлине в 20-е годы ХХ века; Санкт-Петербург 2014, с. 233-242.
Примечания |
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ В. Б. Шкловский «Сентиментальное путешествие»: Борис Владимирович Шкловский происходил из Умани из семьи лесника, вырос в Елисаветграде. Его мать (бабушка Виктора Шкловского) опубликовала книгу мемуаров на идише, заканчивающуюся периодом Гражданской войны.
↑ В. Б. Шкловский «Сентиментальное путешествие»: Карл Бундель был садовником Смольного института и сыном венденского пастора; его жена Анна Севастьяновна Каменоградская была дочерью диакона из Царского Села.
↑ Шкловский Владимир Борисович
↑ В. Шкловский. Письма внуку
↑ Справочник «Весь Петроград» на 1922 г., с.615-616.
↑ В. Б. Шкловский. Письма М. Горькому (1917—1923 гг.). Примечания и подготовка текста А. Ю. Галушкина. — «De Visu», 1993, № 1.
↑ Несмотря на самокритичное название и цитаты из Маркса, современными литературоведами статья не воспринимается как исключительно покаянная. Так, Александр Галушкин считает, что формальным признанием главенства марксистского метода Шкловский лишь хотел оградить себя и своих коллег-формалистов от нападок в печати (Александр Галушкин. «И так, ставши на костях, будем трубить сбор…» К истории несостоявшегося возрождения Опояза в 1928—1930 гг. // Новое литературное обозрение. 2000. № 44)
↑ Константин Паустовский: «У нас в Лаврушинском печально — 8 марта погиб в Восточной Пруссии сын Шкловского Никита (Котя)». (Фрезинский Б. Я. Судьбы Серапионов: портреты и сюжеты. М.: Академический проект, 2003. С. 170)
↑ Л. Троцкий. Литература и революция. — М.: Красная новь, 1923. — С. 119.
↑ И. А. Пильщиков. Наследие русской формальной школы и современная филология // Антропология культуры, вып. 5. — С. 320.
↑ Русский формализм и его влияние на интеллектуалов всего мира / Новости культуры / Tvkultura.ru
↑ Страницы истории: любовь, страсть и измена…
↑ Мария Котова, Олег Лекманов — ПЛЕШИВЫЙ ЩЕГОЛЬ Архивировано 15 января 2012 года.
↑ Факты о России
↑ Михаил Назаренко. Поэтика двойственности в романе Дмитрий Быкова «Орфография» (неопр.). ВПЦ «Київський Університет» (2004).