Телефильм
















Портал Телевидение

Логотип портала

История

Телевидение в США
Телевидение в России
Телевидение в СССР
Термины

Телевизионная сеть
Телевизионная синдикация
Апфронт · Рейтинг Нильсена
Замена в середине сезона
Премьера сезона · Финал сезона
Телесериал · Клиффхэнгер
Прайм-тайм · Закадровый смех
Шоураннер

Жанры и форматы

Теленовелла
Мыльная опера
Ситком · Антология
Процедурная драма
Подростковая драма
Ток-шоу
Мини-сериал
Реалити-шоу
Новости

Оформление статей
Категории



Телефильм (телевизионный фильм) — игровой фильм, снятый специально для показа по телевидению. При создании телефильмов учитываются технические возможности телевидения и особенности восприятия телезрителями изображения на экране телевизора[1]. Часто телефильм состоит из двух и более последовательных, но демонстрируемых в разное время частей — серий. Телефильмы с большим количеством серий принято называть телесериалами. В английском языке для телефильмов с небольшим количеством серий также существует понятие мини-сериал.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Особенности


  • 3 Известные телефильмы


    • 3.1 Отечественные


    • 3.2 Иностранные




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История |


Как жанр, телефильм возник в начале 1960-х годов из слияния телевидения и классического кинематографа. Изначально по телевидению демонстрировались обычные кинофильмы. Вскоре начали создаваться фильмы по заказу телеканалов. В процессе производства таких фильмов была выработана определённая телевизионная специфика, что, собственно, и привело к появлению понятия «телефильм».


Знаменательные даты:




  • 25 марта 1938 — по телевидению в Москве начали демонстрировать кинофильмы, первым из которых стал «Великий гражданин».


  • 1957 — как кинорежиссёр дебютировал Сергей Колосов с первым советским телефильмом «Большое сердце».


  • 18 февраля 1965 — ЦТ начало показывать первый советский многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя» (Колосов).


  • 28 ноября 1966 — в Киеве состоялся первый Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов.


  • 1 февраля 1968 — в Москве состоялся первый Всесоюзный конкурс цветных телевизионных фильмов.


  • 17 июня 1968 — создано Творческое объединение «Экран», первая в СССР организация, специализирующаяся на телефильмах.


  • 22 августа 1972 — в постановлении о развитии советской кинематографии ЦК КПСС отметил, что важной задачей киностудий является создание художественных фильмов по заказу телевидения.



Особенности |


Важнейшим фактором в производстве телефильмов является размер телевизионного экрана. Поскольку телеэкран значительно меньше киноэкрана, телефильмы отличаются от кинофильмов меньшим числом общих планов и отсутствием высокодетализированных изображений. Также, в то время как на телевидении наиболее распространённым соотношением сторон экрана всё ещё остаётся традиционное полноэкранное 4:3 (1,33:1) и с развитием телевидения высокого разрешения только набирает популярность широкоэкранное 16:9 (1,78:1), в киноиндустрии самым популярным на данный момент является суперширокоэкранное соотношение 2,39:1. Телефильмам свойственно специфичное «растянутое» повествование. При монтаже телефильмов учитываются рекламные блоки в эфирной сетке телеканалов — на интригующем моменте делается пауза, и после предполагаемой рекламы следует продолжение с небольшим «откатом» сюжета. Часто сиквелы известных фильмов, относительно которых нет уверенности в их коммерческом успехе, выходят непосредственно на телеэкраны — либо в виде телефильмов, либо в близком формате Direct-to-video. Из-за этого телевизионные фильмы получили снисходительные оценки сообщества критиков. Не располагая бюджетами большого, театрального кинематографа, создатели вынуждены работать с меньшим штатом и актерским составом, меньше использовать спецэффекты, меньшее количество сцен с меньшим числом камер. Они также вынуждены строго укладываться в отведенный хронометраж, не превышая и не укладываясь в меньшие сроки, учитывать в сценарии неизбежные рекламные паузы, отвлекающие зрителя.



Известные телефильмы |



Отечественные |


Расцвет советских телевизионных фильмов пришёлся на 1970-е — 1980-е годы. В этот период было снято множество телевизионных фильмов, ставших классикой советского кинематографа. Большая часть известных советских телефильмов — это лирические комедии, приключенческие и музыкальные картины. Премьеры подобных телефильмов проходили, как правило, в праздничные дни по 1-й программе ЦТ. Эта традиция сохраняется до сих пор. Так, например, телефильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» неизменно остаётся традиционным новогодним фильмом, транслирующимся в преддверии каждого Нового года сначала в СССР, а после его распада и в бывших республиках, таких как СНГ и Прибалтика.







  • 1969 — Проводы белых ночей (реж. Юлиан Панич)

  • 1970 — Был месяц май (реж. Марлен Хуциев)

  • 1971 — Бумбараш (реж. Николай Рашеев, Аркадий Народицкий)

  • 1972 — Станционный смотритель (реж. Сергей Соловьев)

  • 1973 — Эта весёлая планета (реж. Юрий Сааков, Юрий Цветков)

  • 1974 — Свадьба Кречинского (реж. Владимир Воробьёв)

  • 1974 — Соломенная шляпка (реж. Леонид Квинихидзе)

  • 1974 — Странные взрослые (реж. Аян Шахмалиева)

  • 1974 — Таня (реж. Анатолий Эфрос)

  • 1974 — Чисто английское убийство (реж. Самсон Самсонов)

  • 1975 — Здравствуйте, я ваша тётя! (реж. Виктор Титов)

  • 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! (реж. Эльдар Рязанов)

  • 1975 — Приключения Буратино (реж. Леонид Нечаев)

  • 1975 — Старший сын (реж. Виталий Мельников)

  • 1976 — Дневной поезд (реж. Инесса Селезнёва)

  • 1976 — Небесные ласточки (реж. Леонид Квинихидзе)

  • 1976 — Тимур и его команда (реж. Александр Бланк, Сергей Линков)

  • 1976 — Труффальдино из Бергамо (реж. Владимир Воробьёв)

  • 1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. Валерий Ахадов)

  • 1977 — Про Красную Шапочку (реж. Леонид Нечаев)

  • 1977 — Собака на сене (реж. Ян Фрид)

  • 1978 — Безымянная звезда (реж. Михаил Козаков)

  • 1978 — Дуэнья (реж. Михаил Григорьев)

  • 1978 — Летучая мышь (реж. Ян Фрид)

  • 1978 — Обыкновенное чудо (реж. Марк Захаров)

  • 1978 — Театр (реж. Янис Стрейч)




  • 1978 — 31 июня (реж. Леонид Квинихидзе)

  • 1979 — Отпуск в сентябре (реж. Виталий Мельников)

  • 1979 — Стакан воды (реж. Юлий Карасик)

  • 1979 — Тот самый Мюнхгаузен (реж. Марк Захаров)

  • 1979 — Трое в лодке, не считая собаки (реж. Наум Бирман)

  • 1979 — Фантазии Фарятьева (реж. Илья Авербах)

  • 1980 — Мы, нижеподписавшиеся (реж. Татьяна Лиознова)

  • 1980 — Назначение (реж. Сергей Колосов)

  • 1980 — Не стреляйте в белых лебедей (реж. Родион Нахапетов)

  • 1980 — О бедном гусаре замолвите слово (реж. Эльдар Рязанов)

  • 1981 — Не бойся, я с тобой (реж. Юлий Гусман)

  • 1981 — С вечера до полудня (реж. Константин Худяков)

  • 1982 — Дом, который построил Свифт (реж. Марк Захаров)

  • 1982 — Ищите женщину (реж. Алла Сурикова)

  • 1982 — Никудышная (реж. Динара Асанова)

  • 1982 — Покровские ворота (реж. Михаил Козаков)

  • 1982 — Транзит (реж. Валерий Фокин)

  • 1982 — Чародеи (реж. Константин Бромберг)

  • 1983 — Зелёный фургон (реж. Александр Павловский)

  • 1983 — Поцелуй (реж. Роман Балаян)

  • 1984 — Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)

  • 1984 — Формула любви (реж. Марк Захаров)

  • 1985 — Дети солнца (реж. Леонид Пчёлкин)

  • 1988 — Собачье сердце (реж. Владимир Бортко)

  • 1989 — Визит дамы (реж. Михаил Козаков)

  • 1989 — Дон Сезар де Базан (реж. Ян Фрид)




Иностранные |




  • Дуэль (англ. Duel; 1971, США) — первый полнометражный фильм Стивена Спилберга, успех которого позволил ему начать карьеру кинорежиссёра.


  • Звёздный крейсер «Галактика» (фильм); 1978, США - собрал аудиторию около 60 миллионов.


  • На следующий день (англ. The Day After; 1983, США) — телефильм, который посмотрела возможно самая большая аудитория (около 100 миллионов), и являющийся одним из 100 лучших телефильмов всех времён по версии журнала «Time»[2].


  • Наполеон (фр. Napoléon; 2002, Франция) — самый дорогой телефильм Европы. Его стоимость превысила 40 млн евро[3].


  • Бриллиантовое руно; 1992, Канада — криминальная комедия, получившая высокие оценки критиков за художественные достоинства и премию Gemini.


  • Если бы стены могли говорить; 1996, США — телефильм из 3 новелл, впервые подробно затрагивающий тему абортов.



См. также |



  • Кинофильм

  • Видеофильм

  • Мини-сериал



Примечания |





  1. Основы фильмопроизводства, 1975, с. 26.


  2. The Day After — The 100 Best TV Shows of All-TIME (неизв.). Time (2007). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.


  3. Борислав Печников. На экраны Австрии выходит самый дорогой телефильм (неизв.). РИА «Новости» (06 января 2003). Проверено 5 ноября 2009. Архивировано 26 февраля 2012 года.




Литература |



  • Б. Н. Коноплёв. Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.

  • Толмачёв В. Б. Производство телефильмов. — М.: Искусство, 1971. — 256 с.

  • Нечай О. Ф. Становление художественного телефильма. — Минск: Наука и Техника, 1976. — 228 с.



Ссылки |




  • Определение телефильма — статья из Большой советской энциклопедии. 

  • Телевизионное кино в СССР — Энциклопедия отечественного кино

  • Телевизионное кино — Кирилл и Мефодий




Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz