Кустодиев, Борис Михайлович

















































Борис Михайлович Кустодиев
На фото 1900 года
На фото 1900 года
Дата рождения
23 февраля (7 марта) 1878(1878-03-07)
Место рождения
Астрахань, Российская империя
Дата смерти
26 мая 1927(1927-05-26) (49 лет)
Место смерти
Ленинград, СССР
Страна

  • Flag of Russia.svg Российская империя

  • Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР


Жанр
портрет, бытовой жанр, книжная графика, театральные декорации и костюмы
Учёба
  • Высшее художественное училище (1903)

Стиль
реализм, импрессионизм, соцреализм и модерн
Звания
академик ИАХ (1909)
Премии
пенсия ИАХ (1904)
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский советский художник. Академик живописи ИАХ (1909). Член Ассоциации художников революционной России (с 1923 года). Портретист, театральный художник, декоратор.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Семья


  • 3 Иллюстрации и книжная графика


  • 4 Живопись


  • 5 Театральные работы


  • 6 Значимые работы


  • 7 Память


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





Биография |


Борис Кустодиев родился в Астрахани. Его отец, Михаил Лукич Куcтодиев (1841—1879, Астрахань [1]), был профессором философии, истории литературы и преподавал логику в местной духовной семинарии.


Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковно-приходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.


В 1896 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев познакомился со своей будущей женой — 20-летней Юлией Евстафьевной Прошинской. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.


31 октября 1903 года закончил учебный курс с золотой медалью, получил звание художника за картину «На базаре» [1], и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).


В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приехал в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара[fr].


Через полгода Кустодиев возвратился в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства»[2].


В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли лишь временное облегчение; последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения. В 1913 г. преподавал в Новой художественной мастерской (Санкт-Петербург).


В 1914 г. Кустодиев снимал квартиру в петербургском доходном доме по адресу: Екатерингофский проспект, 105. С 1915 до конца жизни жил в доходном доме Е. П. Михайлова (Введенская улица, д. 7, кв. 50). Был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. В 1948 году прах и памятник были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (фото могилы).



Семья |




Кустодиев Борис c женой Юлией. 1903г.


Жена Юлия Евстафьевна Прошинская родилась в 1880 году. В 1900 году познакомилась с будущим мужем в Костромской губернии, куда Борис Кустодиев летом выехал на этюды. На чувства молодого художника ответила взаимностью и стала его женою в начале 1900-х, приняв фамилию мужа. В браке супруги Кустодиевы имели сына Кирилла (1903–1971, стал тоже художником) и дочь Ирину(1905—1981). Третий ребёнок, Игорь, умер в младенчестве.
Юлия Кустодиева пережила мужа и скончалась в 1942 году.



Иллюстрации и книжная графика |


В 1905—1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».


Тонко чувствующий линию Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова: «Штопальщик», 1922; «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).


Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.



Живопись |





Портрет Ф. И. Шаляпина (1921)



Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели — это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, — но без серовского психологизма[3]. Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа:


«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».


Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).


Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.


В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера»[4], «Купчиха за чаем»).


Для «Русской Венеры» у Кустодиева не было готового холста. Тогда художник взял свою же картину «На террасе» и стал писать на ее обратной стороне. Борис Михайлович был сильно болен. Он мог только сидеть в специальной коляске не более двух-трех часов  в день, преодолевая страшную боль во всем теле. Иногда не мог взять в руки кисть. Жизнь его в это время была подвигом.  Это полотно стало как бы итогом его жизни - спустя год Кустодиев скончался.



Один из друзей художника вспоминал:


«Он подкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок… грядущую смерть…»


«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…» Федор Иванович Шаляпин


После затопления в 1984 году Горьковского художественного музея (лопнули трубы отопления), картина была серьезно повреждена, остались серьезные подтеки, в некоторых местах красочный слой был смыт до грунта. Реставратор П. Баранов в течение года восстанавливал полотно: механическим способом убрал грязные подтеки, красочный слой был восстановлен методом ретуши. Соорудил специальный подрамник. В результате посетители музея могут видеть обе картины «На террасе» и «Русская Венера».



Театральные работы |


Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре[5], перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)). Эскизы декораций, костюмы и бутафория к опере А. Серова «Вражья сила» (Академический (б. Мариинский) театр, 1921)



Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:


«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. … Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем „Блоха“. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»[6].


После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—1920, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей).



Значимые работы |




Автопортрет (1912). Галерея Уффици.



  • «Портрет А. Н. Протасовой» (1900)

  • «Монахиня» (1901)

  • «Портрет Ивана Билибина» (1901)

  • «Портрет С. А. Никольского» (1901)

  • «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)

  • «Автопортрет» (1904)

  • «Утро» (1904, Русский музей)

  • «Вступление. Москва» (1905)

  • «На террасе»[7](1906, Нижегородский государственный художественный музей)

  • «Портрет женщины в голубом» (1906)

  • «Портрет писательницы А. В. Шварц» (1906)

  • «Сирень» (1906)

  • «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея)

  • «Земская школа в Московской Руси» (1907)

  • «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)

  • «Монахиня» (1908)

  • «Японская кукла» (1908, Третьяковская галерея)

  • «Чтение манифеста» (1909)

  • «Деревенский праздник. Фрагмент» (1910)

  • «У иконы Спаса» (1910)

  • «Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А. Н. Островского „Горячее сердце“» (1911)

  • «Портрет Н. И. Зеленской» (1912)

  • «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» (1912)

  • «Автопортрет» (1912, Галерея Уффици, Флоренция)

  • «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)

  • «Морозный день» (1913)

  • «Портреты Н. К. фон Мекка» (1912) и (1913)

  • «Портрет Николая Константиновича Рериха» (1913)

  • «Жатва» (1914)

  • «Портрет А. И. Анисимова» (1915, Русский музей)

  • «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)

  • «Масленица» (1916, Третьяковская галерея)

  • «Московский трактир» (1916, Третьяковская галерея)

  • «Балаганы» (1917, Русский музей)

  • «Сенокос» (1917, Третьяковская галерея)

  • «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)

  • «Большевик» (1919—1920, Третьяковская галерея)

  • «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“» (1920, Государственный Русский музей)

  • «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1921, Дом-музей Ф. И. Шаляпина в Санкт-Петербурге; 1922, авторская копия, Русский музей)

  • "Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)

  • «Русская Венера» (1926, Нижегородский государственный художественный музей)




Память |


В 1978 году были изданы серия марок с почтовым блоком и художественный маркированный конверт, посвящённые художнику и его творчеству. Также художественный маркированный конверт с изображением Б. М. Кустодиева был выпущен в 2003 году (художник Б. Илюхин, тираж 1 000 000 экземпляров)[8].


В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина (ранее им. Б. М. Кустодиева) расположен памятник Б. М. Кустодиеву.


Дом-музей Б. М. Кустодиева в Астрахани находится по адресу ул. Калинина, 26 / ул. Свердлова, 68.


Музей имени Б. М. Кустодиева в пос. Островское Костромской области находится по адресу ул. Советская, 29[9].


Именем Б. М. Кустодиева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга.


Именем Кустодиева названа улица в Ленинском районе г. Астрахани на берегу реки Кривая Болда.


Именем Кустодиева назван проезд в поселении Воскресенском Новомосковского административного округа города Москвы[10].


с 2013 года имя Бориса Кустодиева носит самолёт Boeing 737 (VP-BRH) авиакомпании «Аэрофлот»


Кинешме Ивановской области.


Именем Бориса Кустодиева названа улица в городе-курорте Геленджик





Примечания |





  1. Справочник Императорской Академии художеств, 1915, с. 107.


  2. Турков А. М. Кустодиев. — М.: Искусство, 1986. — (Жизнь в искусстве). — С. 73.


  3. Лебедева В. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. — М.: Дет. лит., 1984. — с. 45—47.


  4. Моделью для этой картины послужила натурщица Елена Григорьевна Николаева (1903—1986), в замуж. Михайлова, поэтесса; в 1920—30-х гг. одна из самых востребованных ленинградских натурщиц. О ней см. Курдов В. И. Памятные дни и годы. Записки художника. — СПб.: Арсис, 1994. — С. 56-67.; «Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры». № 16: «Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда». В 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2. С.по указ.; Шишмарёва Т. В. «…Написала о своих друзьях». Публикация, предисловие и примечания З. Курбатовой. // Журнал «Наше наследие», № 90-91, 2009. — С. 106—121.


  5. Кустодиев Б. М. // Театральная энциклопедия. Т. 3. Кетчер — Нежданова. / Гл. ред. П. А. Марков. — М.: Советская энциклопедия, 1964.


  6. Лебедева В. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. — М.: Детская литература, 1984. — С. 141.


  7. Русская Венера (рус.) // Википедия. — 2018-10-30.


  8. Художественный маркированный конверт № 39К-2003. Русский живописец Б. М. Кустодиев (неопр.). // Марка.


  9. Музей имени Б. М. Кустодиева (неопр.).


  10. В ТиНАО появится бульвар Сервантеса и улица Веласкеса (неопр.). // Проект «Большая Москва». Проверено 18 августа 2016.




Литература |



  • Воинов В. Б. М. Кустодиев. — Л., 1925.


  • Князева В. П. Борис Михайлович Кустодиев: (1878—1927), каталог выставки / Государственный Русский музей; [авт. предисл.]. — Л.: Гос. Русский музей, 1959. — 117, [2] с., [18] л. ил., портр.

  • Эткинд М. Б. М. Кустодиев. — Л.-М., 1960.


  • Лебедева В. Е. Кустодиев: Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. — М.: Наука, 1966. — 244 с. — 10 000 экз. (в пер., суперобл.)


  • Савицкая Т. А. Б. М. Кустодиев. — М.: Искусство, 1966. — 148, [6] с. — 25 000 экз. (обл., суперобл.)


  • Эткинд М. Г. Борис Михайлович Кустодиев. — Л.: Художник РСФСР, 1968. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)


  • Алексеева А. И. Солнце в день морозный: (Кустодиев) / Рисунки в тексте и на вкладке Б. Кустодиева; Обложка и шмуцтитулы художника Б. Ардова.. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 176, [16] с. — (Пионер — значит первый. Вып. 60). — 100 000 экз. (в пер.)


  • Лебедева В. Е. Кустодиев: Время. Жизнь. Творчество. — М.: Детская литература, 1984. — 160 с. — 75 000 экз. (в пер.)

  • Турков А. М. Борис Михайлович Кустодиев. — М.: Искусство, 1986. — 160, [80] с. — (Жизнь в искусстве). — 100 000 экз.

  • Богданов-Березовский В. М. Кустодиев // Встречи. — М.: Искусство, 1967. — С. 159—190. — 280 с. — 25 000 экз.


  • Лазарев С. Е. Образ Степана Разина в изобразительном искусстве // Преподавание истории в школе. 2016. № 8. — С. 29-34.

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 107. — 454 с.



Ссылки |




  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Кустодиев, Борис Михайлович


  • Борис Кустодиев/ Полное собрание работ, интерактивная карта жизни и работ, переписка'

  • artonline.ru


  • Кустодиев, Борис Михайлович в библиотеке «Старатель»

  • Кустодиев Борис Михайлович — сайт о жизни и творчестве художника









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz