Константинопольская православная церковь
Константинопольская православная церковь | |
---|---|
греч. Οικουμενικό Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως тур. Rum Ortodoks Patrikhanesi | |
Собор Святого Георгия (Стамбул) | |
Общие сведения | |
Основатели | апостол Андрей[1], апостол Иоанн Богослов[2] (по преданию) |
Автокефалия | 381 |
Признание автокефалии | 451 |
Руководство | |
Предстоятель | Варфоломей I |
Центр | Стамбул, Турция |
Резиденция предстоятеля | Стамбул |
Территории | |
Юрисдикция (территория) | Турция
|
Автономные церкви в канонической зависимости | Финляндская Эстонская Критская архиепископия |
Богослужение | |
Богослужебный язык | греческий |
Календарь | новоюлианский; юлианский: на Афоне и в Западноевропейском экзархате русских приходов |
Статистика | |
Епископов | 130 (включая викарных и на покое)[3] |
Епархий | 63 |
Монастырей | 20 (США), 32 (Афон и другие монастыри в Греции), 8 (Австралия), |
Приходов | ~3200[4] |
Верующих | 5 255 000, включая 2 800 000 в Северной Америке[5] |
Сайт | www.patriarchate.org |
Константинопольская православная церковь на Викискладе |
Константинопо́льская правосла́вная це́рковь (тур. Rum Ortodoks Patrikhanesi (Римский православный патриархат), официально Вселе́нский патриарха́т Константино́поля, греч. Οικουμενικό Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως[6]) — первая в диптихе (первая по чести) автокефальная Православная церковь. В греческой литературе часто именуется Великой церковью Христовой (ἡ Μεγάλη τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησία).
Предстоятель — Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх: с октября 1991 года Варфоломей I.
Административный центр Патриархата, патриаршая резиденция и кафедральный собор Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Стамбула).
Содержание
1 История и статус
2 Структура и епархии
2.1 В Турции
2.2 В Америке
2.3 Западноевропейский экзархат русской традиции
3 Отношения с Русской церковью и Россией
3.1 Разрыв отношений (2018)
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
История и статус |
По преданию, основана апостолом Андреем Первозванным, который около 38 года рукоположил своего ученика Стахи́я «во епископы града Византиона»[7]. Это убеждение, несмотря на слабую опору в достоверных исторических документах, к VII веку стало весьма распространённым, если не повсеместным[8].
В 330 году римский император Константин Великий основал на месте Византия новую столицу Римской империи — Константинополь[9]. До Второго Вселенского собора город находился в юрисдикции митрополита Ираклийского (Ираклия во Фракии, древний Перинф, современный Marmara Ereğlisi). Ссылаясь на проповедь апостола Иоанна Богослова в Малой Азии, современные официальные документы Константинопольской патриархии сообщают о двойном происхождении кафедры, от апостолов Андрея Первозванного и от Иоанна Богослова. Впервые эту точку зрения выдвинул патриарх Константинопольский Игнатий, заявивший на соборе 861 года: «Я занимаю кафедру апостола Иоанна и апостола Андрея Первозванного»[2][8].
Согласно 3-му правилу Второго Вселенского собора, созванного в 381 году императором Феодосием I (379—395), архиепископ Константинополя имеет второе место по чести в епископате после Римского епископа: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».
С 451 года, когда впервые во Вселенской церкви Халкидонским собором был введён сан Патриарха, Константинопольская церковь стала патриархатом[2][10][11]. Первенствующая на Востоке империи роль Константинопольской кафедры была подтверждена и расширена 28-м правилом Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора. Этот собор закрепил уже сложившуюся благодаря Иоанну Златоусту ситуацию и установил границы нового Патриархата: отныне Константинопольскому епископу выделялись области Понта, Азии и Фракии и епископы «варварских» народов, расселённых в этих областях[8].
Папа Григорий Великий первым из римских пап признал константинопольского епископа среди главных — вторым после Рима, выше Александрии. Этот порядок, ранее поставленный под вопрос святым Львом в V веке, выражен в синодальном послании Григория по случаю его избрания в 590 году. Но он, вслед за своим предшественником Пелагием II, в письмах к самому патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику, к императору Маврикию и императрице Константине оспаривал титул «Вселенский патриарх», который до Григория Великого показывал только определённую власть над частью Ойкумены, то есть «обитаемой цивилизованной земли». Хотя термин первоначально был действительно применён к епископу Константинополя, но византийцы его применяли также к епископам Рима, Александрии и Антиохии. Так же, как Армянская церковь впервые ввела понятие о праве Константинополя ставить епископов среди иноплеменников за пределами своей епархии, Григорий Великий впервые детально расшифровал понятие «Вселенский патриарх Константинополя» как «Патриарх всей Вселенной» — сами византийцы до него так никогда не думали[12].
В 988 году в царствование Василия II и Константина VIII Порфирородных присланные Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом представители византийского духовенства крестили князя киевского Владимира и киевских людей[13].
После 1054 года вследствие великой схизмы церковно-каноническое, а затем и евхаристическое общение Константинополя с Римской церковью Западной Римской империи было постепенно прервано. Обе Церкви полагали друг друга отпавшими от единства Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви и пребывающими в схизме, а в Константинополе обвиняли Рим и в ереси. Между Константинопольской церковью (по требованию императоров) и папским престолом заключались унии: на Лионском соборе в 1274 году, которую обе стороны понимали по-разному, и на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1439 годах, в результате которого обе унии были отвергнуты церковным народом, и благодаря ему был воссоздан православный Константинопольский патриархат. После падения Константинополя (1453) турки-османы изгнали из Константинополя сторонников унии и признали Константинопольским патриархатом только православный патриархат во главе с патриархом Геннадием Схоларием. Патриархия стала также единственным легально существующим в Османской империи институтом православных подданных султана (православного миллета) и имела широкие гражданско-судебные и иные полномочия над ними (Печская патриархия сербов была создана только на короткое время)[14].
C 25 марта 1862 года[15] до 1923 года (ликвидация монархии и признание республики) весьма значительную роль в управлении делами патриархии (а также в выборах патриарха) играл Смешанный совет (греч. μικτὸν συμβούλιον) — орган, составлявшийся из четверых архиереев и восьмерых мирян, избиравшихся сроком на два года. Тогда же была введена многоступенчатая процедура патриарших выборов — в соответствии с положениями «Общих уставов» (Γενικοὶ Κανονισμοί), принятых в 1860 году. По мере отпадения от Османской империи территорий в Европе в XIX — начале XX века сообразно (де-факто в некоторых случаях до предоставления политической независимости данному народу) сокращались пределы юрисдикции Константинопольского патриархата.
В результате изгнания православного населения из Анатолии (1922), греческое православное население Малой Азии исчезло. К концу 1920-х годов турецкое правительство закрыло все православные митрополии Малой Азии, и лишённые своих епархий митрополиты либо уехали в Грецию, либо проживали в качестве титулярных иерархов в зданиях патриархии, создавая для неё серьезные экономические затруднения[16]. Но даже после того, как греческие беженцы из Малой Азии расселились по всему миру, Константинопольская патриархия продолжала считать их своей паствой. Более того, начиная с патриарха Мелетия (Метаксакиса) Константинопольский патриархат заявляет о канонической принадлежности ему всей православной диаспоры, то есть лиц православного вероисповедания, проживающих за пределами юрисдикции поместных православных церквей, — ссылаясь на 9-е, 17-е и 28-е правила Халкидонского собора. Подобные притязания не признаются негреческими поместными православными церквами и служат камнем преткновения и предметом пререканий во взаимоотношениях с Московским патриархатом[17][18][19].
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором и римским папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация[20].
На территории Турции имеет пять епархий, десять монастырей и 30 духовных школ. Несмотря на критическое снижение числа православных верующих в Турции до примерно 2-3 тысяч человек[21] вследствие геноцида греков и последующих преследований, число членов церкви велико, так как юрисдикция Константинопольской православной церкви в настоящее время простирается за границы турецкого государства и охватывает весьма значительные церковные области: Афон и другие монастыри Халкидики, Крит, многие другие епархии Греции, православную диаспору — вначале с 20-х годов XX века — православных Турции, бежавших от геноцида в другие страны, а также Финляндскую автономную церковь, епархии в Западной Европе, Америке, Азии, Австралии и Новой Зеландии (всего 234 зарубежные епархии).
В 1954 году произошёл погром патриархата. В 1955 году громили всю общину православных греков в Константинополе. В 1994 году подкладывалось взрывное устройство в храм святого Георгия. 3 декабря 1996 году в храме святого Георгия взорвалась бомба. В августе 1971 года Турция закрыла богословскую школу на острове Халка. В ноябре 1998 года попечительский совет этой школы был распущен. В результате предстоятель Церкви патриарх Варфоломей (Архондис) неоднократно заявлял общественности, что начиная с 1992 года Турция ведёт психологическую войну против Вселенского патриархата[22].
С 1991 года предстоятель Церкви — Святейший архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх Варфоломей I[23].
В феврале 2008 года в руководстве Патриархии произошли значительные изменения, что наблюдателями было расценено как усиление позиций патриарха Варфоломея[24][25].
В 2010 и 2015 годах, в ответ на призыв патриарха Варфоломея об увеличении числа клириков Патриархата, имеющих турецкое гражданство, что позволяло бы им участвовать в выборах патриарха, несколько десятков архиереев и иных высокопоставленных клириков, не имевших гражданства Турции, получило его[26][27][28].
В 2016 и 2018 годах Патриархат — впервые после 1922 года — произвел замещение упраздненных кафедр в Анатолии, избрав Варфоломея (Самараса) митрополитом Смирнским и Иеремию (Каллийоргиса) — митрополитом Анкарским соответственно.[29]
Структура и епархии |
Имеет сложную административно-каноническую структуру на всех обитаемых континентах Земли[30], исключая Африку, которая полностью находится в юрисдикции Александрийского патриархата; включает шесть архиепархий, восемь Церквей и 18 митрополий, каждая из которых подчиняется непосредственно Вселенскому патриарху.
Кроме того, три из шести архиепархий имеют в своём составе митрополии — всего 17.
Две Церкви в составе патриархата имеют статус автономий: Финляндская и Эстонская. Критская архиепископия имеет статус полуавтономной церкви.
В Турции |
На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется пять епархий:
- Константинопольская архиепископия, возглавляемая патриархом: Стамбул и окрестности;
Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
Деркская митрополия;
В Америке |
В 1921 году, была создана единая греческая архиепископия Северной и Южной Америки под юрисдикцией Элладской церкви, которая в следующем году была переведена в состав Константинопольской церкви. В 1996 году из её состава вывели митрополии: Канады (Торонтская), Мексики и Центральной Америки (Мехико), Южной Америки (Буэнос-Айрес). Таким образом, в составе Американской архиепископии остались только приходы в США.
Кроме того, в прямом подчинении Патриархата в Северной Америке пребывают:
- Албанская православная епархия в Америке
Американская карпаторосская православная епархия учреждена в 1938 году.
Украинская православная церковь в Канаде[31]: украинские приходы в Канаде, принятые в юрисдикцию Вселенского престола в 1990 году от неканонического украинского автокефализма;
Украинская православная церковь в США принята в юрисдикцию Константинопольского патриархата 12 марта 1995 года, в ноябре 1996 года объединилась с УПЦ в Америке;
Западноевропейский экзархат русской традиции |
Учреждён 17 февраля 1931 года патриархом Фотием II грамотою митрополиту Евлогию (Георгиевскому), на основании которой русские православные церкви в Европе во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха с преобразованием во временный экзархат[32]. Экзархат объединял православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы, главным образом во Франции, существуя параллельно греческой Галльской митрополии и другим епархиям в юрисдикции Константинопольского патриархата в Европе. Был упразднен в 2018 году.
Отношения с Русской церковью и Россией |
.
В июле 1993 года, во время визита патриарха Варфоломея I в Россию, обращаясь к своему гостю и его свите в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе, патриарх Московский Алексий II сказал[33][34]:
В Царьграде, как издревле с любовью называли Константинополь русские люди, восприняла благодать крещения святая равноапостольная княгиня Ольга; туда же направил своих послов, ищущих правую веру, её внук — святой равноапостольный князь Владимир.
Нет таких слов, которые могли бы выразить чувства благодарности, испытываемые нашим верующим народом к святой Константинопольской Церкви, принесшей на Русь спасительную православную веру, определившую все сферы бытия Руси.
Напряжённые, в целом, отношения между Вселенской патриархией и Православной церковью в России в Новой истории восходят к длительной распре в связи с осуждением Константинопольской церковью в сентябре 1872 года как схизматического созданного оттоманской Портой Болгарского экзархата. Правительство Российской империи и российский Святейший синод ранее ответили отказом на предложения патриархата о созыве Вселенского собора для решения болгарского вопроса[35][36], а после осуждения собором в Константинополе схизмы лишь формально приняли решение последнего, де-факто поддерживая болгар (см. Греко-болгарская схизма). В 1920-е годы отношения ещё более обострились и остаются напряжёнными — вследствие разногласий по ряду принципиальных канонических и частных юрисдикционных вопросов[37][38][39].
Митрополит Сурожский Антоний (Блум) (РПЦ) в 2000 году отмечал, что Константинопольский патриархат «все усилия прилагает к тому, чтобы стать в глазах всего Запада „Вселенской Православной Церковью“ с „восточным псевдо-папой“ во главе»[40].
По мнению старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, заместителя председателя Императорского православного палестинского общества Николая Лисового в начале июля 2008 года: «Константинопольская церковь, начиная с 1917 года, всё время пытается работать против России и Русской православной церкви. Она работает вместе с НАТО на отрыв Украины от России»[41].
В настоящее время Константинопольский патриархат оспаривает у Русской церкви каноническую юрисдикцию на страны Прибалтики, Китай, Украину[42][43][44][45][46][47].
Разрыв отношений (2018) |
1 сентября 2018 года патриарх Варфоломей, выступая перед Архиерейским собором (Синаксом) в стамбульском храме Святой Троицы, обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Он сказал: «Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела»[48][49][50][51]. Председатель отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что полагает канонически необоснованным вмешательство Константинопольского патриархата в церковные дела Украины[52]. Патриарх Московский Кирилл 2 сентября 2018 года заявил, что митрополит Киевский Пётр перенёс кафедру из Владимира, где она находилась после разгрома Киева, в город Москву «по Божественному Промыслу»[53]
8 сентября 2018 года было обнародовано заявление Священного синода Русской православной церкви, в котором он выразил «решительный протест и глубокое возмущение» в связи с назначением Вселенским патриархатом архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского) и епископа Эдмонтонского Илариона (Рудника) экзархами Константинопольского патриархата в Киеве[54]. 14 сентября 2018 года во внеочередном заседании Священный синод Русской православной церкви, имев суждение об «ответных действиях в связи с назначением Константинопольским патриархатом своих „экзархов“ в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви „решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине“», постановил: «1. Приостановить молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата. 3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата. 4. Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского патриархата в Украине»[55]. В заседании, состоявшемся 25 сентября 2018 года, Священный синод Украинской православной церкви (МП) постановил: «„Экзархи“ Константинопольского патриархата архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви»[56][57][58]. На совещании архиереев УПЦ 28 сентября, проведённом управляющим делами УПЦ митрополитом Антонием (Паканичем), епархиям УПЦ было поручено организовать ежедневное пикетирование здания, в котором проживают экзархи Константинопольского патриархата в Киеве[59].
11 октября 2018 года Синод Константинопольского патриархата решил продолжить процедуру «дарования автокефалии церкви Украины», восстановить ставропигию Вселенского патриархата в Киеве, принять ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича, отменить юридическую силу синодального письма 1686 года[60]. В связи с этим решением Синода президент России Владимир Путин 12 октября обсудил положение Русской православной церкви на Украине на совещании с постоянными членами Совета Безопасности[61][62]. В заседании 15 октября 2018 года Синод РПЦ, имев суждение «об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской Православной Церкви», постановил: «1. Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении. <…> 3. Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла информировать Собратьев-Предстоятелей Поместных Православных Церквей о позиции Русской Православной Церкви в связи с угрозой разрушения единства мирового Православия и призвать их к совместному поиску путей выхода из создавшейся тяжелой ситуации»[63][64][65].
3 ноября 2018 года в Фанаре президент Украины Пётр Порошенко заключил соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Украины со Вселенским патриархатом[66][67]. Митрополит Иларион в связи с этим заявил, что последние решения патриарха Варфоломея, включая подписание этого соглашения, «лежат вне канонического поля, а находятся исключительно в политической плоскости. <…> патриарх Варфоломей … уже не „первый среди равных“, а „первый без равных“. Встав на путь раскола, Константинопольский патриарх сделал ещё один шаг на пути противопоставления себя полноте Православной церкви. <…> Если ранее с согласия поместных Церквей Константинопольский патриархат выступал для них в качестве координирующего центра, то теперь такого центра больше не существует: Константинопольский патриархат добровольно самоупразднился в качестве такового»[68].
См. также |
- Список патриархов Константинопольских
- Список ныне живущих архиереев Константинопольской православной церкви
- Греческое православие
- Архонты Вселенского Патриархата
Примечания |
Комментарии
↑ Критская православная церковь.
↑ Австралийская архиепископия.
↑ 123456789 Сингапурская митрополия.
↑ 123456789101112 Гонконгская митрополия.
↑ Корейская митрополия.
↑ 1234 Новозеландская митрополия.
↑ Финляндская православная церковь.
↑ Эстонская апостольская православная церковь.
↑ Православная церковь Украины.
↑ Патриархат, основываясь на ряде канонов, полагает, что вся православная диаспора (то есть православные, проживающие вне пределов юрисдикции какой-либо поместной православной церкви) должна быть в его юрисдикции, что оспаривается негреческими православными церквами. (Неканоническая ситуация: Православная диаспора на распутье : Православие и мир Православие и мир)
↑ Украинская православная церковь в Канаде, Украинская православная церковь в США и диаспоре.
↑ Западноевропейский экзархат русских приходов.
↑ Албанская православная епархия в Америке.
↑ Американская карпаторосская православная епархия.
Источники
↑ 1. Ἡ Ἀποστολική ἀξία τῆς Ἐκκλησίας Κωνσταντινουπόλεως
↑ 123 A brief historical note about the Ecumenical Patriarchate. The Apostolic Value of the Church of Constantinople // Официальный сайт Вселенского Патриархата
↑ ЕПИСКОПАТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
↑ Οἰκουμενικὸν Πατριαρχεῖον – Ἐπαρχίαι τοῦ Θρόνου
↑ World Council of Churches // Ecumenical Patriarchate
↑ Ecumenical Patriarchate
↑ Stachys the Apostle // Официальный сайт Вселенского Патриархата
↑ 123 История Константинопольского патриархата в IV—XV веках.
↑ Константинополь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ Автокефалия. Открытая православная энциклопедия.
↑ Армянская апостольская церковь отмечает день памяти святителя Иоанна Златоуста. // Панорама, 29.10.2015
↑ Иоанн Мейендорф. История византийской церкви. Глава IX Святой Григорий Великий и византийское папство.
↑ 13 октября — память Святителя Михаила, первого митрополита Киевского. На официальном сайте МП.
↑ История константинопольского патриархата в период османского владычества
↑ Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования. — Т. I. — СПб., 1904. — С. 757 и далее.
↑ 1. Константинопольская Православная Церковь в 1917—1939 гг.
↑ Ухтомский А. А. Православная диаспора: проблема формирования канонического статуса. // Церковь и время. — М.: ОВЦС МП. — № 3 (48).
↑ Metropolitan Anthony of Sourozh. PRIMACY AND PRIMACIES IN THE CHURCH Архивная копия от 7 ноября 2006 на Wayback Machine
↑ Константинопольская Православная Церковь // Архиерейские кафедры и патриаршие учреждения за пределами Турции.
↑ The Joint Catholic-Orthodox declaration, approved by Pope Paul VI and Ecumenical Patriarch Athenagoras I of Constantinople, read simultaneously (Dec. 7) at a public meeting of the ecumenical council in Rome and at a special ceremony in Istanbul. На сайте Ватикана.
↑ Заев В. Каноническое устройство Константинопольской церкви.
↑ Заев В. Конспект по истории поместных православных церквей.
↑ Титул «Его Божественное Всесвятейшество» не признаётся Русской православной церковью и некоторыми другими церквями, которые именуют Константинопольского патриарха «Святейшим»; в свою очередь, Константинопольский патриархат не признаёт за патриархом Московским титула «Святейший», именуя его «Блаженнейшим»
↑ Круг П. Византийские интриги. Варфоломей I совершил кадровый переворот во Вселенском Патриархате. НГ-Религии, 19.3.2008.
↑ Константинопольский патриарх Варфоломей укрепляет «вертикаль власти» в своем патриархате. // «Православие и мир», 25.04.2011.
↑ Turkey offers citizenship to Orthodox archbishops (англ.). Reuters (21-07-2010).
↑ High Ranking Greek Clerics Became Turkish Citizens (англ.). The National Herald (04-04-2015).
↑ Анкара предоставила турецкое гражданство десяти священнослужителям Константинопольского Патриархата. // Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия», 27.02.2015.
↑ Νέος Μητροπολίτης Σμύρνης για πρώτη φορά 94 χρόνια μετά την Μικρασιατική Καταστροφή. // huffingtonpost.gr, 29.08.2016.
↑ Dioceses
↑ Ukrainian Orthodox Church of Canada. Официальный сайт.
↑ Томос Константинопольского патриарха Фотия II о создании временного экзархата русских приходов в Западной Европе, 17 февраля 1931 года.
↑ Официальная хроника. — Изд. Моск. патриархии, 1993. — № 7—8. — С. 7.
↑ Визит в Россию Патриарха Константинопольского Варфоломея (1993 год)
↑ Христианское чтение. — 1871. — I. — С. 415—445: послание патриарха Григория VI от 12 декабря 1868 года.
↑ Санкт-Петербургские ведомости. — 1871, 21 марта (2 апреля). — № 80. — С. 1.
↑ Сафонов Д. Святейший патриарх Тихон и Константинопольский патриархат. Православие.ru, 24.6.2003.
↑ Митрополит Кирилл прокомментировал вопрос о новом толковании канонических правил Константинопольским патриархатом. Доклад митрополита Кирилла на Архиерейском соборе РПЦ в июне 2008 года (в извлечении). Московская патриархия, 24.6.2008.
↑ Хаустов Д. Родосский казус. Константинопольский патриархат в очередной раз спровоцировал Москву. // НГ Религии. — 2.7.2008.
↑ Выдержки из материалов Комиссии по расследованию ситуации в Сурожской епархии (неопр.). ОВЦС МП (21.8.2006). — «Письмо председателю ОВЦС митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу 20 ноября 2000 года». Проверено 8 ноября 2018.
↑ Намерение Варфоломея I посетить Украину без приглашения со стороны Алексия II — враждебный шаг по отношению к России, считает историк. Интерфакс, 4.7.2008.
↑ Гаврилин А. Православная Церковь в посткоммунистической Прибалтике: Проблемы и их истоки. Архивная копия от 26 февраля 2015 на Wayback Machine // Православная беседа. — 2001. — № 5.
↑ Орлова Л. Эстония оставила приоритет за Константинополем. // НГ Религии. — 19.7.2013.
↑ Митрополит Иларион: Православные Китая страдают из-за отсутствия священников. — Русская православная церковь. Отдел внешних церковных связей.
↑ UOCC Delegation to Ukraine 19.02.2015.
↑ UKRAINIAN ORTHODOX CHURCH OF THE USA. CONSISTORY OFFICE OF PUBLIC RELATIONS. PRESS RELEASE 02/21/15.
↑ Митрополит УПЦ (Вселенського Патріархату) Юрій: «Константинопольска Матір-Церква розглядає приєднання Київської митрополії в 1686 до Московського Патріархату неканонічним і недійсним». // Релігія в Україні. — 25.2.2015. (укр.)
↑ Патриарх Варфоломей называет неканоничным «вмешательство» Москвы в церковные дела Украины и оставляет это право за собой. Интерфакс, 3.9.2018.
↑ Патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем православного мира. Интерфакс, 6.9.2018.
↑ Commencement of the Synaxis of the Hierarchs of the Ecumenical Throne’s Meetings patriarchate.org, 5.9.2018.
↑ Archbishop Daniel Participates in Synaxis of Hierarchs of The Ecumenical Patriarchate of Constantinople. Ukrainian Orthodox Church of the USA. (англ.)
↑ РПЦ: вмешательство Константинополя в ситуацию на Украине может породить новые расколы: Митрополит Волоколамский Иларион завил, что Русская православная церковь представит доказательства неправомерности притязаний Константинополя на Украину. ТАСС, 01.09.2018
↑ Патриаршая проповедь в праздник Собора Московских святых в Успенском соборе Московского Кремля. Патриархия.ru, 02.09.2018.
↑ Заявление Священного синода Русской православной церкви от 8 сентября 2018 года. Патриархия.ru, 08.09.2018.
↑ Журналы заседания Священного Синода от 14 сентября 2018 года. Патриархия.ru, 14.09.2018.
↑ Синод призвал Константинопольский патриархат прекратить вмешательство во внутренние дела УПЦ. 25.09.2018.
↑ Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 25 вересня 2018 року. 25.09.2018. (укр.)
↑ УПЦ: Присланные Константинополем экзархи должны покинуть Киев // Российская газета. — 25.9.2018.
↑ Керівництво УПЦ МП просить єпархії привозити людей для пікету під будівлею, де проживають екзархи. // Релігійна правда. — 29.09.2018. (укр.)
↑ Announcement (11/10/2018). patriarchate.org, 11.10.2018. (англ.)
↑ Совещание с постоянными членами Совета Безопасности. kremlin.ru, 12.10.2018.
↑ Путин обсудил с Совбезом ситуацию с автокефалией на Украине. РИА Новости, 12.10.2018.
↑ Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября 2018 года. Журнал № 71.
↑ Священный Синод Русской Православной Церкви признал невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом.
↑ РПЦ разрывает общение с Константинопольским патриархатом. ТАСС, 15.10.2018.
↑ Украина и Вселенский патриархат подписали соглашение о создании независимой украинской церкви. rbc.ua, 03.11.2018.
↑ Украина и Вселенский Патриархат подписали Соглашение о создании независимой украинской Церкви. president.gov.ua, 3.11.2018.
↑ Митрополит Иларион считает подписанное Порошенко и Варфоломеем соглашение о сотрудничестве политическим (неопр.). Интерфакс-Религия (3.11.2018). Проверено 4 ноября 2018.
Литература |
Runciman S. The Great Church in Captivity. — Cambridge University Press, 1968 (9-е переиздание в 2004).- Kiminas, Demetrius. The Ecumenical Patriarchate. — Wildside Press, 2009. — P. 188—190. — ISBN 9781434458766.
Ссылки |
- Официальный сайт Константинопольского патриархата
- Официальный сайт Греческой архиепископии Америки
Константинопольская православная церковь (сайт Московского патриархата РПЦ)- Monasteries and churches of the Greek Orthodox Patriarchate of Constantinople
- «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви»