Ростовщичество




Ростовщи́чество — предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современности ростовщичеством называют дачу средств в долг под необоснованно высокий процент[1][2] (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей[3].


Законодательство Российской Федерации не определяет и не использует термин «Ростовщичество», но в п. 5 ст. 809 Гражданского кодекса РФ проценты в два и более раза превышающие обычно взимаемые в подобных случаях названы «ростовщическими процентами».




Содержание






  • 1 История


  • 2 Ростовщичество и наука


  • 3 Ростовщичество и религия


    • 3.1 В исламе


    • 3.2 В иудаизме


    • 3.3 В христианстве




  • 4 Ростовщичество в искусстве


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература





История |


Ростовщичество было известно с древнейших времен даже до появления денег. Первые ссуды давали и возвращали натурой — например, зерном или скотом. Не исключено, что идея роста ссуды появилась из практики — например, когда взятого в ссуду теленка возвращали с естественным приростом[4].


Ростовщичество было распространено в Древней Греции. Аристотель в трактате Политика описывал явление взимания процентов как противное природе и основное назначение денег отводил для меновой торговли[5]. Экономике Аристотель противопоставлял Хрематистику, к которой он причислял ростовщичество. Взгляд Аристотеля отражал мнение класса рабовладельцев, поскольку ростовщичество было одним из факторов, содействующих разложению античного общества[6].


Ростовщический кредит был характерен для ранних форм кредитно-денежных отношений, когда он обслуживал непроизводительные расходы феодальной знати, мелких ремесленников и крестьян[7][8][9]. Ростовщичество было широко распространено в Европе до появления промышленного кредита и банков[4].


В Древней Руси и позднее в Российской Империи ростовщичество считалось аморальным, законодательно преследовалось превышение ростовщиком определённой процентной ставки.[10] Основанием этому служили представления, что земледелие или промышленное производство увеличиваются «справедливо» за счёт труда, а деньги растут «обманом», так как ростовщик труда не прилагает. Тем не менее, православные монастыри давали ссуды под залог земли и ювелирных изделий. За кредит взимали проценты, включая сложные. Ростовщичеством занимались архиерейские дома и приходские церкви. В рост отдавался также хлеб[11][12][13][14][15][16][17].







Ростовщичество и наука |


В различной литературе понятие «ростовщичество» трактуется весьма неоднозначно. При этом часто используются неопределённые критерии (например, процент «непомерный», «завышенный», «чрезмерно высокий», «незаконный»). Некоторые авторы любое кредитование под проценты считают ростовщичеством[18].


По мнению ряда авторов, ростовщичество приводит к увеличению денежной массы, не обеспеченной товарами, поэтому кредитование под процент приводит к инфляции — ссудный процент по кредиту входит в стоимость товара и повышает его цену[19].
Законы об ограничении размера взимаемых процентов являются типичным примером ограничения договорной свободы в целях защиты интересов экономически слабых субъектов[20].


Сторонник свободного рынка американский экономист Мюррей Ротбард критиковал законы об ограничении кредитования. По его мнению, такие ограничения, как и любые иные формы государственных ограничений на свободные сделки ведут исключительно к негативным результатам. В частности, ограничение на размер процента порождает дефицит кредитных ресурсов, а запрет тех или иных сделок — чёрный рынок и удорожание запрещённого[21].


Другие авторы показывают отсутствие прямой связи между уровнями ссудного процента и инфляции. Анализируя эпоху Древнего Рима доктор экономических наук Сергей Владимирович Лукин отмечает, что несмотря на значительный размер ростовщического процента (30-50 % годовых) инфляция отсутствовала или была незначительной, что делало реальный ростовщический процент лишь немногим меньше номинального[22]. Доктор экономических наук Владимир Константинович Бурлачков считает, что максимум, на который могут поднять процентную ставку, зависит от рентабельности[23], то есть не процентная ставка формирует цену, а рентабельность формирует процентную ставку.


Несправедливость ростовщичества усматривают в том, что заёмщик не всегда точно знает о размере результата, который он получит при использовании кредитных средств, а кредитор изначально имеет гарантию возврата кредита и процентов через залог[24].


По мнению кандидата экономических наук Ольги Печоник, превышение уровнем процентной ставки уровня средней рентабельности в реальном секторе ведет к дисбалансам в экономике и социальной несправедливости[25].



Ростовщичество и религия |





Иисус, изгоняющий ростовщиков из храма, гравюра Лукаса Кранаха


Богословскую литературу, осуждающую процент на капитал, можно подразделить на две категории. В первой содержатся рассуждения об отвращении ко взиманию процента, а также ссылки на авторитеты. Во второй — отсылки к естественному праву и аргументированные обоснования неправомочности ростовщичества[26].


Австрийский экономист Ойген фон Бём-Баверк выделяет четыре аргумента, которые приводят христианские богословы против процента на ссудный капитал:



  • Высказывание епископа Коваррубиаса: «деньги сами по себе не приносят и не производят никаких плодов, поэтому непозволительно и несправедливо брать что-либо сверх отданной внаём вещи за пользование ею, так как это получилось бы не столько с денег, которые ведь плодов не приносят, сколько с чужого труда»[27].

  • Неправомочность ростовщичества по мнению Фомы Аквинского: Когда человек уступает некую вещь, то одновременно уступает право ею распоряжаться. Соответственно за одну вещь впоследствии требуют две цены: возвращение равной вещи и цену за употребление, которую называют процентом.

  • Близко по сути находится аргумент христианских богословов против ссуды денег под процент: «Если кто-либо пользуется плодами от ссужаемых денег, всё равно, будут ли это монеты, или что-либо иное, то он пользуется плодами от вещи, которая принадлежит не ему, и поэтому это совершенно то же, как если бы он украл „эти плоды“»[28].

  • Фома Аквинский также выдвигает весьма своеобразный аргумент о том, что так как величина процента зависит от некоего периода времени, то ростовщик продаёт время. А так как время принадлежит всем, то соответственно он совершает грех[29].



В исламе |



В исламе ростовщичество (риба) однозначно осуждается[30]: «Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство»[31]. Ростовщичество запрещено в некоторых исламских странах (Иран, Пакистан). В современном исламском толковании кредитование и банки допускаются либо на беспроцентной основе либо с ограничением процентной ставки, «исключающей злоупотребления»[32].



В иудаизме |


В иудаизме ссуда денег под процент единоверцам и соотечественникам запрещена[33]: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста»[34]. Для чужеземцев-иноверцев таких ограничений нет: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости»[35], «ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать»[36].



В христианстве |


Христианство относительно ростовщичества во многом опирается на идеи из Ветхого Завета. Ростовщичество и долговое рабство предлагается лишь ограничить и регламентировать. Например, отданная за долги земля должна вернуться владельцу в юбилейный (пятидесятый) год[37]. Долговое рабство в Библии не запрещается, а лишь ограничивается шестью годами с более мягким отношением к отрабатывающему долг, чем к обычному рабу[38].


В Новом Завете нет прямого запрета на взимание процентов. Хотя Бём-Баверк подобный запрет усматривал[39] в Евангелии от Луки: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад»[40] … «И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?[41]», но в данных фразах речь идёт не об отказе от получения процентов, а об отказе от требования назад всего одолженного имущества.


Иоанн Златоуст, почитающийся в качестве вселенского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации и богослужения Церкви, не просто выступает против ростовщичества, но и считает, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле»[42]. Святитель отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже».


Также против ростовщичества выступает и другой Отец Церкви — Василий Великий. «Не „объемлют от терния грозды, или от репия смоквы“, и от роста — человеколюбия; „всяко бо злое древо плоды злы творит“», — говорит он[43]. Святой сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». При этом Василий Великий отмечает, что «худая уплата» ждет как ростовщика, так и того, кто берет у него в долг. Только если должника ждет «ущерб в деньгах», то ростовщик «вредит самой душе».


Христианская церковь в средние века пыталась запрещать ростовщичество. Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент, либо в течение 3 месяцев не отменили бы уже имеющиеся постановления[44]. Но полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.



Ростовщичество в искусстве |


В произведениях искусства ростовщичество обычно осуждается, типичный образ ростовщика — немолодой алчный человек, весь смысл жизни которого заключён в стяжательстве.


В рассказе Н. В. Гоголя «Портрет» персонаж ростовщика являет собой, в некотором смысле, дьявольскую фигуру. В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского образ старухи-процентщицы характеризуется ничтожностью и паразитичностью существования.


А. С. Пушкин при описании ада изобразил ростовщика, которого поджаривает бесёнок. Вергилий объясняет посетителю ада:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Мой сын, сей казни смысл велик:

Одно стяжание имев всегда в предмете,

Жир должников своих сосал сей злой старик

И их безжалостно крутил на вашем свете.


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


А.С.Пушкин, «И дале мы пошли — и страх обнял меня...», 1832 г.[45]


Данте в своей «Божественной комедии» встретил ростовщиков на границе седьмого круга, с висящими на их шеях кошельками. Гербы на кошельках указывали на известных современников поэта, занимавшихся ростовщичеством[46].


В повести «Гобсек» французского писателя Оноре де Бальзака ростовщик предстаёт не только алчным стяжателем, но и тонким знатоком человеческой натуры. По словам одного из главных героев,




В нём живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное.


Бальзак, «Гобсек» [47]


Ростовщичество отражено в живописи разных эпох.



См. также |



  • Риба

  • Кабальное кредитование

  • Кредит

  • Кредитная карта

  • Ссудный процент

  • Ломбард

  • Досо (ростовщики)



Примечания |





  1. Ростовщичество. Словарь по экономике и финансам


  2. usury Oxford University Press


  3. Ростовщичество. Большой юридический словарь


  4. 12 Тарасевич, 2000.


  5. Аристотель, 1983, с. 376—644.


  6. Приходько, Драгункина, 2015.


  7. ФиК, 2006, с. 324—325.


  8. Харитонович Д. Ростовщичество. Из истории ростовщичества (рус.). Лекции online. Проверено 9 июня 2010. Архивировано 23 августа 2011 года.


  9. Нечаев В. М., Яроцкий В. Г.,. Процент, в экономике и с юридической точки зрения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  10. Ростовщичество в Древней Руси и Российской Империи (неопр.).


  11. Ростиславов, с. 28.


  12. Дмитриев, 1984.


  13. Иванов, 2007, Таблица 62.


  14. Иванов, 2007, с. 530.


  15. Изюмов, 1912, с. 23.


  16. Nestor, 1907, с. 31.


  17. Под бременем церковного ростовщичества / История / Независимая газета (неопр.).


  18. Продолятченко, 2015, с. 124—136.


  19. Джаншанло, 2013, с. 35.


  20. Канторович, 2013, с. 54.


  21. Ротбард, 2010.


  22. Лукин, 2008.


  23. Бурлачков, 2008: «Если процентная ставка превышает уровень, за которым рентабельное использование банковских кредитов в реальном секторе становится невозможным, денежный мультипликатор снижается.».


  24. Анохов, 2010.


  25. Печоник, 2012, с. 19—23.


  26. Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 281—286.


  27. Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 283.


  28. Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 283—284.


  29. Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 284.


  30. Тюменский имам. Закят и запрет ростовщичества - гарант от потрясений (неопр.). islamnews.ru. Проверено 30 сентября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.


  31. аль-Бакара 2:275


  32. Кямилев, 1987, с. 84.


  33. Запрет ростовщичества в Торе, Евагелие и Коране - 23 Мая 2011 - Наш Мир - Казахстанская Республиканская Газета (неопр.). nm2000.kz. Проверено 30 сентября 2011.


  34. Исх. 22:25


  35. Втор. 15:3


  36. Втор. 15:6


  37. Лев. 25:28


  38. Нуреев, 1987, с. 66—69.


  39. Бём-Баверк. Глава II, 2009, с. 279.


  40. Лук. 6:30


  41. Лук. 6:34


  42. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на святого Матфея евангелиста


  43. Святитель Василий Великий. Том 1. Беседы на Шестоднев. Беседы на псалмы. Беседа на окончание 14 псалма и на ростовщиков


  44. Бём-Баверк. Глава III, 2009, с. 286.


  45. Пушкин.


  46. Данте, Ад, песнь семнадцатая, ст 34-78.


  47. Бальзак.




Литература |



  • Wayne A.M. Visser, Alastair McIntosh. A Short Review of the Historical Critique of Usury (англ.) // Accounting, Business & Financial History. — London: Routledge, 1998. — Июль (vol. 8, no. 2). — P. 175—189. — DOI:10.1080/095852098330503.

  • Нуреев Р. М. Ветхий завет: борьба с ростовщичеством и долговым рабством // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 66—69. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.

  • Соболев М. Н. Ростовщичество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Лекция 18. Потребительский выбор во времени РАЗДЕЛ 4. Из истории ростовщичества // 50 лекций по микроэкономике. — 2000. — ISBN 9785902402046.

  • Книга первая (А), глава III, 23 // трактат «Политика». — Москва: Мысль, 1983. — Т. 4. — (Аристотель. Сочинения В 4 т.).

  • Андрей Приходько, Надежда Драгункина. О ростовщичестве и проценте // История экономических учений. Ответы на экзаменационные вопросы. — Litres, 2015. — 290 с. — ISBN 9785457541689.

  • Кредит и кредитный рынок // Финансы и кредит / Под ред. проф. М. В. Романовского и проф. Г. Н. Белоглазовой. — М.: Высшее образование, 2006. — С. 324—325. — 575 с. — ISBN 5-9692-0039-5.

  • Александр Изюмов. Жилецкие землевладения в 1632 году // Летопись Историко-родословного общества в Москве.. — 1912. — (Вып. 3 и 4.).

  • Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. — 1907. — (Кн. 19. Отд. V.).

  • Приходо-расходные книги Азовского Предтечева монастыря. — 1699–1701. — (К характеристике монастырского быта)).

  • Иванов, Владимир Иванович. Бюджет Соловецкого монастыря в 1620/1621 годах // Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI—XVII веках: механизм становления крепостного права / Абышко Л. А.. — Санкт-Петербург: Издательство Олега Абышко, 2007. — 600 с. — ISBN 978-5-903525-09-6.

  • Лев Дмитриев. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. — Москва: Художественная литература, 1984. — 707 с. — (Памятники литературы Древней Руси). — 50 000 экз.

  • Ростиславов Дмитрий Иванович. Указ. соч..

  • Продолятченко П.А. ЧАСТНОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ РОСТОВЩИЧЕСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ. — Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам V I I Международной научно - практической конференции 3 1 января 2015 г.: в 10 ч. — Белгород: АГЕНТСТВО ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (АПНИ), 2015. — С. 124—136. — ISBN 978-5-9906141-8-.

  • Канторович Я. А. Основные идеи гражданского права. — Directmedia, 2013. — С. 54. — 308 с. — ISBN 9785445800798.

  • Рамзан Джаншанло. ХРЕМАТИСТИКА И СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА // НАУЧНО—ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ «Вестник КазЭУ». — 2013. — Вып. 93. — № 3. — ISSN 2224-5561.

  • Ротбард М. Трёхстороннее вмешательство // Власть и рынок: Государство и экономика = Power and Market. Government and the Economy / Пер. с англ. Б. С. Пинскера под ред. Гр. Сапова. — Социум, 2010. — ISBN 978-5-91603-013-6.

  • Лукин Сергей Владимирович. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОГО НОРМАТИВНОГО УЧЕНИЯ О ПРОЦЕНТЕ // Проблемы современной экономики (Евразийский международный научно-аналитический журнал). — 2008. — Вып. 28. — № 4.

  • Владимир Бурлачков. Денежная мультипликация и сеньораж // Банковский весник. — 2008.

  • Анохов И.В. РОЛЬ РОСТОВЩИЧЕСТВА В ЭКОНОМИКЕ // Журнал 'Известия Иркутской государственной экономической академии'. — 2010. — № 6.

  • Ольга Ивановна Печоник. Принципы модернизации кредитных отношений в экономике знаний // Фінансовий простір Міжнародний науково-практичний журнал. — Київ: Університет банківської справи Національного банку України, 2012. — Вып. 5. — № 1. — С. 19—23.

  • Кямилев С. Х. и др. Социально-политические представления в Исламе. — М.: Институт востоковедения АН СССР, 1987. — С. 84. — 115 с.

  • Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава II. Античные философы и канонисты как противники ссудного процента // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 279. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.

  • Бём-Баверк, Ойген фон. Капитал и процент, 1884—1889. Глава III. Защитники ссудного процента с XVI по XVIII век. Упадок учения канонистов // Избранные труды о ценности, проценте и капитале. — М.: Эксмо, 2009. — С. 286. — 912 с. — (Антология экономической мысли). — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-22421-0.

  • Пушкин, Александр Сергеевич. «И дале мы пошли — и страх обнял меня...» // Полное собрание сочинений в десяти томах. — Т. 2. — С. 348.

  • Данте Алигьери. Ад, песнь семнадцатая, ст 34-78 // Божественная комедия / перевод Михаила Лозинского.

  • Оноре де Бальзак. Гобсек, повесть / перевод Н.И. Немчиновой.




Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz