Международный авиационно-космический салон
Международный авиационно-космический салон | |
---|---|
МАКС-2007, 25 августа 2007 года | |
Расположение | |
Страна | Россия} |
Площадка | Жуковский (аэропорт) |
Местонахождение | Жуковский, Московская область |
Деятельность | |
Вид выставки | Авиационный салон |
Открыта | 1993 |
Проводится | раз в два года, по нечётным годам, в конце августа |
Организатор | Федеральное агентство по промышленности, ОАО «Авиасалон» |
Отрасль | военный, коммерческий |
Посетители | 440 000 (2011) |
Сайт | aviasalon.com |
Международный авиационно-космический салон на Викискладе |
Международный авиационно-космический салон (МАКС) — международная аэрокосмическая выставка, проводящаяся с периодичностью раз в два года в городе Жуковском, на аэродроме ЛИИ имени М. М. Громова, недалеко от Москвы. Впервые выставка состоялась в 1993 году. Организаторы выставки — Федеральное агентство по промышленности (до 2009 года), Правительство Москвы (2009) и ОАО «Авиасалон».
Содержание
1 О выставке
2 История проведения авиасалона
3 МосАэроШоу' 92
3.1 Лётная программа
3.2 Итоги
4 МАКС-1993
5 МАКС-1995
6 МАКС-1997
7 МАКС-1999
8 МАКС-2001
9 МАКС-2003
9.1 Итоги
10 МАКС-2005
10.1 Экспозиция
10.2 Лётная программа
10.3 Итоги
11 МАКС-2007
11.1 Экспозиция
11.2 Лётная программа
11.3 Итоги
12 МАКС-2009
12.1 Экспозиция
12.2 Лётная программа
12.3 Итоги
13 МАКС-2011
14 МАКС-2013
14.1 Экспозиция
14.2 Лётная программа
14.2.1 Российские участники
14.2.2 Зарубежные участники
14.3 Итоги
14.4 Проблемы салона
15 МАКС-2015
15.1 Лётная программа
15.1.1 Российские участники
15.1.2 Зарубежные участники
16 Происшествия
17 Критика салона
18 Прочие факты
19 Примечания
20 Литература
21 Фильмы
22 Ссылки
О выставке |
Цель проведения МАКС — демонстрация российских высоких технологий и открытости внутреннего рынка России для совместных проектов с зарубежными партнёрами[1]. МАКС является важным отраслевым мероприятием, крупнейшей выставкой авиатехники в Восточной Европе. Значительное место в программе МАКС занимают научные конференции и симпозиумы, проводимые под эгидой государственного научного центра России — ЦАГИ.
Авиасалоны проводятся в городе авиационной науки и техники — Жуковском, на аэродроме центральной испытательной базы страны — Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова. Впервые выставка состоялась в 1993 году. С тех пор МАКС проходит, как правило, раз в два года и длится 6 дней, из которых последние 3 дня вход на авиасалон открыт для всех.
Вместе с тем, МАКС отличает не только его содержание, но зрелищность. МАКС — это авиашоу, на которое приходят посмотреть сотни тысяч зрителей. Регулярно выступают российские пилотажные группы («Русские витязи», «Стрижи» и др.), а также иностранные («Патруль де Франс», «Фречче Триколори» и др.). По словам посетителей, МАКС в каком-то роде похож на пикник: посетители лежат на траве, едят шашлык и пьют пиво и квас.
Проехать к месту проведения авиасалона можно на личном транспорте по Р105 Егорьевскому шоссе через г. Раменское, либо по М5E 30 Новорязанскому шоссе через аэропорт «Быково» и г. Жуковский. На электропоезде Рязанского направления Московской железной дороги можно добраться до платформ «Отдых» или «42-й километр» (отправление из Москвы с Казанского вокзала), откуда до места проведения авиасалона курсируют автобусы. Также организовываются дополнительные электропоезда и автобусы[2].
Авиасалоны сопровождаются повышенными мерами безопасности, которые обеспечивают подразделения полиции и внутренних войск.
История проведения авиасалона |
Первая в России международная авиационная выставка прошла в 1911 году в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Спустя 22 года, 18 августа сделали Днём Воздушного Флота СССР и с тех пор отмечали его, устраивая авиашоу на аэродроме в московском Тушине[3].
Первый авиасалон в г. Жуковском перед «Инженерным» корпусом ЦАГИ прошёл в 1990 году[4]. После распада Советского Союза авиаторы окончательно перебрались в Жуковский, где в 1992 году на базе Лётно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова прошла Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92» (11-16 августа). С 1993 года в соответствии с указанием Президента России Б. Н. Ельцина единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М. М. Громова, а сами выставки стали регулярно проводиться раз в два года по нечётным годам[5]:
Внешние изображения | |
---|---|
Авиасалон в г. Жуковском перед «инженерным» корпусом ЦАГИ (1990). |
- I Международный авиационно-космический салон МАКС-1993 (31 августа — 5 сентября 1993);
- II Международный авиационно-космический салон МАКС-1995 (22—27 августа 1995);
- III Международный авиационно-космический салон МАКС-1997 (19—24 августа 1997);
- IV Международный авиационно-космический салон МАКС-1999 (17—22 августа 1999);
- V Международный авиационно-космический салон МАКС-2001 (14—19 августа 2001);
- VI Международный авиационно-космический салон МАКС-2003 (19—24 августа 2003);
- VII Международный авиационно-космический салон МАКС-2005 (16—21 августа 2005);
- VIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2007 (21—26 августа 2007);
- IX Международный авиационно-космический салон МАКС-2009 (18—23 августа 2009);
- X Международный авиационно-космический салон МАКС-2011 (16—21 августа 2011);
- XI Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 (27 августа — 1 сентября 2013);
- XII Международный авиационно-космический салон МАКС-2015 (25—30 августа 2015);
- XIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2017 (18-23 июля 2017);
История авиасалона МАКС в цифрах[5]:
Год | Стран мира | Компаний | Компаний из России и СНГ | Экспонатов, авиатехника | Сумма контрактов (млрд $) | Посетителей (тыс. чел.) | Входной билет (руб.)[сн 1] |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1992 | 11[6] | 203[7] | 136[6] | 114[7] | 300[7] | ||
1993 | 17 | 260 | 178 | 173[8] | 400 | 250 | |
1995 | 23 | 400 | 300 | 150[3] | 0[3] | 500 | |
1997 | 24 | 400 | 250[3] | 150[3] | 500 | ||
1999 | 28 | 450 | - | 150[8] | 500 | 100 | |
2001 | 34 | 537 | 422 | 166[5] | менее 1[8] | 660 | 100[9] |
2003 | 40 | 606[10] | 488[11] | 249[10][сн 2] | 1,5[12] | 650[10] | 200[13] |
2005 | 40 | 654[10] | 520 | 221[10] | 5[14] | 512[10] | 300[15] |
2007 | 39[16] | 787[10] | 540 | 279[5] | 3[14] | 557,3[10] | 350 |
2009 | 34 | 711 | 436[14][сн 3] | 740[14] | 10[14] | 550[14] | 450 |
2011 | 40[17] | 800[17] | 240[18] | более 10[18] | 440[18] | 600[17] | |
2013 | 44[19] | 864[8] | 256[8] | 21,2[8] | 350[19] | 700[20] | |
2015 | 30[21] | 700[22] | 600[22] | 3[23] | 405[23] | 850[24] | |
2017 |
Примечания:
↑ Цена одноразового посещения для конечного потребителя, включая услуги агентства.
↑ По данным журнала «Деньги» — 203 (Ямбаева, Рената. Кассовые асы, Журнал «Деньги» № 36 (541) (12.09.2005). Проверено 21 сентября 2009.)
↑ По другим данным (История авиасалона МАКС. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009.) — 489.
МосАэроШоу' 92 |
Внешние изображения | |
---|---|
Распоряжение «О демонстрации достижений авиационно-космической промышленности России» | |
А. В. Руцкой открывает «МосАэроШоу' 92». | |
Фото выставки. |
14 февраля 1992 года для подготовки и проведения «Мосаэрошоу-92» было зарегистрировано ТОО «Авиасалон», учредителями которого стали ЛИИ им. М.М. Громова, в/о Авиаэкспорт и АКБ «Авиабанк». 6 мая 1992 года вице-президент Российской Федерации А. В. Руцкой подписал распоряжение «О демонстрации достижений авиационно-космической промышленности России»[25].
Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу' 92» была проведена на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова 11-16 августа 1992 года. В ней приняли участие 203 предприятия из стран СНГ и дальнего зарубежья, которые представили 114 летательных аппаратов. Общее число посетителей составило около 300 тыс. человек[5][7]. Выставку открыл вице-президент России А. В. Руцкой.
В выставке приняли участие представители 69 зарубежных фирм из 11 стран, в том числе таких известных американских компаний, как Rockwell International, United Technologies и Pratt & Whitney. В Жуковском широкой публике впервые был продемонстрирован самолёт Ту-204 с двигателями Rolls-Royce. Ведущие ОКБ России показали свои новые разработки — самолёты-амфибии Бе-200 и А-40, вертолёты Ми-38 и Ка-226, ряд самолётов бизнес-класса[6].
Лётная программа |
Открывал аэрошоу совместный пролёт самолёта Як-38 и вертолёта Ми-8, которые несли флаг авиасалона. Изначально планировалось нести флаг двумя Як-38, но 28 июля при отработке элемента «карусель» был потерян один Як-38: после завершения фигуры возник опасный крен, из-за которого сработала автоматическая система аварийного покидания самолёта, и пилота Як-38, заслуженного лётчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, неожиданно катапультировало[26]. Однако организаторы не стали отменять пролёт, заменив потерянный Як-38 вертолётом Ми-8.
Также в программу показа входила демонстрация катапультирования из летающей лаборатории Су-15 на малой высоте (при этом произошла вторая авария: после манекена пришлось катапультироваться и самому пилоту из-за отказа управления), групповой пилотаж МиГ-31 и пары Су-27, парный пилотаж А. Н. Квочура и В. А. Логиновского на Су-27, в том числе встречный пилотаж над полосой, укороченный взлёт МиГ-21 с использованием трамплина, пролёт МиГов — МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, пролёт Ту-22М3, катапультирование из летающей лаборатории Ан-12 на малой высоте из перевёрнутого положения, а также пилотаж группы «Небесные гусары» на Су-25.
Итоги |
По данным журнала «Власть», в рамках выставки авиационная ассоциация «Ильюшин» подписала соглашение с авиакомпанией «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» о продаже 20 самолётов Ил-96М. Подписаны также соглашения с иностранными фирмами о закупке партии Ми-17 и Як-42, соглашение между американской компанией Allied Signal и НИИ авиационного оборудования о совместной разработке и производстве бортового радионавигационного оборудования. Руководители АНТК «МиГ» провели переговоры с английской фирмой Avionik о модернизации электронного оборудования для самолётов МиГ, подписали соглашение по созданию совместного предпритятия с одной из немецких фирм о помощи в эксплуатации МиГ-29, находящихся на вооружении Германии, провели предварительные переговоры о продаже МиГ-29 и МиГ-31 в Португалию, Южную Корею и Швейцарию. ММЗ имени П. О. Сухого провёл в Жуковском предварительные переговоры о продаже в Южную Корею истребителей Су-27 и подписал протокол о намерениях с Airbus Industrie по сертификации спортивно-акробатического самолёта Су-26. Кроме того, ММЗ имени Сухого подписал контракт с французской фирмой Thomson о сотрудничестве в области разработки бортового и навигационного оборудования для гражданских самолётов[6].
Начальник отдела ВО «Авиаэкспорт» Алексей Диденко, комментируя итоги выставки, заявил, что для российской авиапромышленности наметился «выход из пикирования»[6].
МАКС-1993 |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
МАКС-1993 на Викискладе | |
МАКС-1993 в Викиновостях |
В 1993 году выставка получила своё сегодняшнее официальное название и статус Международного авиационно-космического салона (МАКС). I Международный авиационно-космический салон МАКС-1993 проходил с 31 августа по 5 сентября сразу на трёх площадках: в Жуковском, на центральном аэродроме в Москве — Ходынском поле и в выставочном комплексе на Красной Пресне. В работе авиасалона приняли участие 178 предприятий из стран СНГ и 82 иностранные фирмы. Число посетителей выставки превысило 400 тыс. человек.
Новинкой авиасалона стал многоцелевой истребитель Су-35. ОКБ имени Сухого также впервые выставило боевые самолёты Су-24МК и Су-30МК, а НТК имени Камова показал противотанковый вертолёт Ка-50 («Чёрная акула»). В области гражданской авиации публике впервые были представлены грузовая версия Ту-204, Ил-96М и Ан-74Т.
По данным журнала «Деньги», ни одно из событий этого салона не оставило серьёзного следа в российской и международной авиации:[3].mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Канадская Pratt & Whitney и НПО имени Климова объявили о создании совместного предприятия «Pratt & Whitney Canada/Климов лимитед», которое должно было стать ведущим отечественным поставщиком газотурбинных двигателей малой и средней мощности для гражданской авиации в СНГ. Однако спустя четыре года СП развалилось. АК имени Ильюшина представил новый многоцелевой самолёт Ил-112, который остаётся проектом до сих пор. Французская Snecma вела переговоры с АО «Пермские моторы» на тему модернизации российского двигателя ПС-90, с КБ имени Микояна — о поставках моторов Larzac для учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ, с «Аэрофлотом» — о замене двигателей на лайнерах Ил-86. Успешным оказался только военный проект. Неважно выступил авиасалон и в роли шоу: по неофициальной информации, он принёс организаторам около $300 тыс. убытков.
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
По опыту проведения МАКС-93 стало ясно, что салон должен проводиться в одном месте. В соответствии с указанием Президента России Б. Н. Ельцина единым местом проведения международных авиационно-космических салонов была определена территория ЛИИ им. М. М. Громова в г. Жуковском Московской области. В дальнейшем выставки стали регулярно проводиться по нечётным годам[5].
МАКС-1995 |
МАКС-1995 на Викискладе | |
МАКС-1995 в Викиновостях |
II Международный авиационно-космический салон МАКС-1995 состоялся 22-27 августа 1995 года. В выставке участвовало более 300[3] российских фирм и около 100[5] зарубежных компаний, было представлено около 150 образцов техники.
Впервые массовому зрителю были показаны самолёт Ил-76МФ с двигателями ПС-90А, истребитель Су-32ФН, ближнемагистральный пассажирский самолёт Ту-334, транспортный вертолёт Ка-62 и многоцелевой Ка-226[3]. Также впервые демонстрировались российские ЗРПК «Панцирь»[27] и ЗРС С-300ПМУ (первая модель ряда С-300ПМ)[28]. Здесь же состоялась встреча двух учёных: американского специалиста в области радиолокации Д. К. Бартона (ЗРС «Пэтриот»), и генерального конструктора А. А. Леманского, во время которой Бартон, как учёный, признал превосходство российской ЗРС над американской[28].
По данным журнала «Деньги», судьба заключённых на МАКСе соглашений о поставках российских самолётов оказалась печальной: ни одно из них так и не стало твёрдым контрактом[3]. Глава Госкомоборонпрома Виктор Глухих, курировавший МАКС-95, заявил, что нынешний салон безусловно хуже, чем «тот, который состоится в 1997 году»[3].
МАКС-1997 |
МАКС-1997 на Викискладе | |
МАКС-1997 в Викиновостях |
III Международный авиационно-космический салон МАКС-1997 состоялся 19-24 августа 1997 года. Впервые авиасалон открывал Президент России — Борис Ельцин. МАКС-1997 привлёк около 400[5] авиакосмических компаний из 24 стран мира (из которых 250 компаний — из России и других стран СНГ)[3].
Российские компании представили 110 из 150 экспонатов салона, а российские пилоты выполнили 187 из 207 демонстрационных полётов[3]. Впервые на авиасалоне КБ «Радуга» показало гиперзвуковую летающую лабораторию (ГЛЛ) «Радуга Д2» на базе авиационной ракеты Х-22[29] и прототип гиперзвукового летательного аппарата с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ГЭЛА (Х-90)[30][31]. Среди новинок авиасалона также были представлены макет сверхлёгкого многоцелевого вертолёта «Актай» (Казанский вертолётный завод),[32] и передатчики активных помех для подавления приёмников спутниковых навигационных систем (Авиаконверсия)[33].
Авиасалон посетили около 500 тыс. зрителей.
По данным журнала «Деньги», контрактов на салоне было подписано немного, и в части российской техники они оказались несостоятельными[3].
МАКС-1999 |
IV Международный авиационно-космический салон МАКС-1999 проходил с 17 по 22 августа 1999 года. В МАКС-99 приняло участие более 300 предприятий из России и других стран СНГ, а также около 100 зарубежных фирм. Подавляющее большинство отечественных экспонатов авиасалона МАКС-99 оказалось ещё советскими разработками. Была показана всего одна новинка — экспериментальный боевой самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут»[3].
Европейский концерн Airbus, второй в мире производитель магистральных гражданских самолётов, отказался участвовать в салоне, объяснив это решение реализацией корпоративной программы по общему сокращению расходов. Скандал с Airbus нанёс существенный ущерб имиджу авиасалона[3].
На салоне было объявлено, что ОАО «Рыбинские моторы» (НПО «Сатурн» — после слияния «Рыбинских моторов» и КБ «Люлька-Сатурн») продлило контракт с американо-французской фирмой CFMI (выпускает двигатели для Boeing и Airbus) по выпуску комплектующих на экспорт[3].
МАКС-1999 на Викискладе | |
МАКС-1999 в Викиновостях |
Буран на МАКС в 1999 году.
МиГ-25 в небе над Жуковским.
Изделия на статической выставке.
ЗРС С-300ПМУ2 «Фаворит» с тягачом МАЗ.
МАКС-2001 |
V Международный авиационно-космический салон МАКС-2001 состоялся в подмосковном Жуковском 14-19 августа 2001 года. Авиасалон открыл Президент России Владимир Путин[34]. По заявлению генерального директора авиасалона МАКС-2001 Юрия Нагаева, в работе авиасалона приняли участие 537 фирм из 34 стран, на статической экспозиции и демонстрационных полётах показано около 150 летательных аппаратов. Они заняли открытые площадки общей площадью 4 тысячи квадратных метров. Вся экспозиция была развёрнута на территории площадью 11 тысяч квадратных метров в 30 павильонах[35].
Коллектив ОКБ Сухого впервые представил экспозицию, «олицетворяющую единую концепцию развития современного боевого самолёта за последние десять лет»: от «старичков» Су-24 и Су-25 до модернизированных Су-27 и перспективной разработки нового поколения Су-47 «Беркут» (переименован из С-37)[35].
Промышленная компания «Концерн „Антей“» и АО «Оборонительные системы» представили «торы», «буки» и С-300[35].
В московском авиасалоне МАКС-2001 впервые принял участие Европейский концерн EADS (англ. Aeronautic Defence and Space Company)[35].
Впервые на выставке демонстрировало свою продукцию российско-индийское СП «Брамос», создавшее на базе ракеты «Яхонт» универсальную сверхзвуковую систему «Брамос», испытанную в Индии 12 июня 2001 года[36].
На МАКС-2001 не было подписано крупных сделок[36][37]. Было подписано восемь международных контрактов по модернизации российских истребителей (в частности, Су-25 и МиГ-25), заключена сделка на покупку Бирмой 15 российских истребителей Миг-29 на сумму 150 млн $, Индия выдвинула предложение о покупке российских учебно-тренировочных самолётов нового поколения (МиГ-АТ конструкторского бюро «МиГ» или Як-130 КБ им. Яковлева), Газпром закупил 50 новых вертолётов Ка-226 (для обслуживания газо- и нефтяных трубопроводов, которые пролегают в труднодоступных северных районах, и для полётов в районы добычи углеводородного сырья)[38].
МАКС-2001 на Викискладе | |
МАКС-2001 в Викиновостях |
Посетители выставки у тяжёлого транспортного самолёта Ан-225
Взлёт экспериментального самолёта Су-47 «Беркут»
Перспективный гражданский самолёт ОКБ Сухого Су-80
Экспозиция авиационных средств поражения в крытом павильоне
МАКС-2003 |
VI Международный авиационно-космический салон МАКС-2003 состоялся 19-24 августа 2003 года. В нём приняло участие 606 предприятий, организаций и фирм из 40 стран мира[39]. Из 249 представленных образцов авиатехники 65 самолётов и вертолётов было зарубежного производства[10].
На МАКС-2003 ВВС РФ представили самолёт Су-32-ФМ, модернизированные варианты Су-24, Су-25 и Су-27, а также транспортный самолёт Ил-76-МФ[40]. Новая гражданская авиатехника — ближнемагистральные самолёты RRJ (Russian Regional Jet) на 70, 85 и 95 мест (разработки ОКБ им. Сухого) и 150-местный среднемагистральный МС-21 (ОКБ им. Яковлева и ОКБ им. Ильюшина) — была показана в павильонах в виде макетов[41]. Целый павильон заняли дебютировавшие на авиасалоне Космические войска России (в оформлении экспозиции участвовал дизайнер Борис Краснов[41]).
Программа демонстрационных и показательных полётов включала 222 полёта. Наряду с российскими пилотажными группами «Русские Витязи», «Стрижи», «Небесные Рыцари» и «Русь» своё мастерство в небе показали пилотажные группы «Патруль де Франс» (Франция) и «Фречче Триколори» (Италия), а также пилот ВВС США на F-15E[5]. В программу полётов был также включён корабельный истребитель Су-33, из числа тех, которые базируются на единственном российском тяжёлом авианесущем крейсере (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов».
Итоги |
По словам генерального директора ЗАО «Авиасалон» Игоря Новикова, МАКС-2003 посетили свыше 600 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. бизнес-посетителей[12]. По данным МВД — было зарегистрировано 650 тыс. посетителей[10]. Гостями МАКС-2003 стали главкомы ВВС 25 государств и президент корпорации EADS Райнер Гертрих[3].
Общая сумма контрактов, заключённых на авиасалоне составила более 1,5 млрд $[12]. Первым контрактом, заключённым на авиасалоне, стало соглашение авиакомпании «Трансаэро» о лизинге сроком на 15 лет четырёх самолётов Ту-204-300 на сумму в 200 млн $[42]. Авиакомпания «Пулково» заключила соглашение на поставку 25 пассажирских самолётов Ту-334 с РСК «МиГ» на сумму 300 млн $. На такую же сумму ВАСО и авиакомпания «Волга-Днепр» договорились с «Ильюшин финанс» о лизинге шести грузовых самолётов Ил-96-400. КАПО заключило контракт на поставку восьми Ту-214 в пассажирском и грузовых вариантах авиакомпаниям «Омскавиа» и «Авиаст» на 266 млн $, а НАПО им. Чкалова за 10 млн $ передали в лизинг авиакомпании «Карпатские международные авиалинии» три пассажирских самолёта Ан-38 сроком на десять лет. РСК «МиГ» совместно с концерном EADS подписали меморандум о создании на базе перехватчика МиГ-31 туристического летательного аппарата (100 млн $)[12].
Из крупных военных контрактов были подписаны соглашения о поставке «Рособоронэкспортом» в 2005 году 12 ПУ и двух командных пунктов ЗРС С-300ПМУ1 для Минобороны Вьетнама (20 млн $); РСК «МиГ», Агентство промышленного развития Польши и польский авиазавод «ПЗЛ» парафировали трёхсторонний договор о лицензионном производстве в Польше около 50 учебно-тренировочных самолётов МиГ-АТ (100 млн $). В космической отрасли «Рособоронэкспорт», Космические войска России и немецкая компания «ОХБ систем» за 40 млн $ достигли соглашения о запуске в течение 2005—2007 годов с космодрома Плесецк пяти германских спутников радиолокационной разведки SAR-Lupe[12].
МАКС-2003 на Викискладе | |
МАКС-2003 в Викиновостях |
Су-33.
Су-34 набирает высоту.
МиГ-25ПУ.
Ка-60.
МАКС-2005 |
VII Международный авиационно-космический салон МАКС-2005 состоялся 16-21 августа 2005 года. Выставка открылась при участии Президента Российской Федерации В. В. Путина, который отметил возрастающий интерес к авиасалону МАКС и подчеркнул: «Такое внимание к авиасалону МАКС понятно, так как наша страна известна как одна из наиболее передовых в аэрокосмической области»[39].
Экспозиция |
В работе МАКС-2005 приняли участие 654 предприятия и фирмы, в том числе 520 из России, стран СНГ и Балтии и 134 из дальнего зарубежья[39]. Экспонаты были представлены как на на открытом воздухе, так и в павильонах. Был открыт доступ в кабины ряда летательных аппаратов.
40 стран-участниц МАКС-2005 представили 221 летательный аппарат на статической стоянке[10]. Из них зарубежные страны представили 62 летательных аппарата[39].
В сегменте боевых самолётов наибольшее представление традиционно для МАКС имели российские и американские экспонаты. Российская сторона представила на МАКС-2005 весь спектр боевой авиации начиная от лёгких учебно-боевых самолётов, до тяжёлых военно-транспортных самолётов и стратегических бомбардировщиков. Так же существенным было участие США, которые представили 9 боевых самолётов — в том числе истребители F-15 и F-16, а также впервые демонстрировавшийся в России сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1В[39].
На отдельной стоянке размещалось 18 учебно-боевых самолётов из состава пилотажных групп ВВС Франции «Патруль де Франс» и ВВС Италии «Фречче Триколори». Экспозиция авиационно-космической техники разместилась в 38 павильонах общей площадью 30 000 м²[39].
На МАКС-2005 впервые показали Ан-148, предназначенный для замены региональных Ту-134 и Як-42[43]. Казанский вертолётный завод впервые представил лёгкий боевой вертолёт «Ансат-2РЦ»[44]. Большой популярностью у посетителей пользовались макет перспективного российского космического корабля «Клиппер» корпорации «Энергия»[45].
Лётная программа |
За 6 дней было проведено 243 демонстрационных полёта. Зрители увидели 49 видов истребителей, учебных самолётов, вертолётов, стратегических бомбардировщиков, а также транспортных и грузовых самолётов[39].
В полётах на МАКС-2005 участвовало большое количество тяжёлых боевых самолётов — в частности, пилотаж выполнили все типы самолётов дальней и стратегической бомбардировочной авиации России — над аэродромом прошли Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3[46].
Пилотажные группы были представлены российскими «Русскими витязями» на самолётах Су-27, «Стрижами» на самолётах МиГ-29 и французской группой «Патруль де Франс» на самолётах Alpha Jet[47], был выполнен групповой пилотаж на штурмовиках Су-25.
В ходе показательных полётов корпорация «МиГ» впервые продемонстрировала МиГ-29М ОВТ, оборудованный двигателями РД-33 с отклоняемым вектором тяги, и модифицированный истребитель МиГ-29М2[48]. Индивидуальный пилотаж на истребителях так же был проведён российским Су-47[46] и французскими Dassault Mirage 2000[47].
Итоги |
Выставку посетили 512 тыс. посетителей[5][10]. Объём продаж российской авиатехники и компонентов к ней составил около 5 млрд $[14]. По оценке газеты «Коммерсантъ», бо́льшая часть соглашений носила внутрироссийский характер[43].
В частности, «Рособоронэкспорт» и авиакорпорация HAL (Индия) подписали контракт о лицензионном производстве авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО «Сатурн» на сумму 300 млн $. ОАО «Авиационная холдинговая компания „Сухой“», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» и ОАО «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК) подписали договор купли-продажи десяти самолётов Russian Regional Jet (RRJ). Сумма сделки, по оценке газеты «Коммерсантъ», составила около 260 млн $[43].
Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» подписала семь соглашений на поставки 56 самолётов общей стоимостью 1,6 млрд $. Речь идёт о 18 Ан-148-100B для авиапредприятия «Пулково», 20 Ан-148 в пассажирской и грузовой версиях для авиакомпании «Полёт», одного Ан-148 в варианте VIP для «Красэйра», двух Ил-96-300 для Cubana de Aviacion S.A., восьми грузовых самолётов Ил-96-400Т для авиакомпании «Волга-Днепр», двух Ту-204-300 для «Владивосток Авиа», двух Ту-204-100 для «Кавминводыавиа», двух аналогичных самолётов и одного грузового Ту-204С для Cubana de Aviacion S.A[43].
Авиакомпании «Волга-Днепр» и «Полёт» разместили заказ на ульяновском ЗАО «Авиастар-СП» на производство десяти модернизированных Ан-124М-150 на сумму около 1,5 млрд $[43].
Из сделок с зарубежными партнёрами называются соглашение между Европейским авиакосмическим концерном EADS и НПК «Иркут» о регистрации СП «EADS IRKUT Seaplane SAS» для продвижения самолёта-амфибии Бе-200, а также соглашение о стратегическом партнёрстве, которое предусматривает приобретение EADS 10 % акций НПК «Иркут», оцениваемых в 50 млн евро. «Иркут» также подписал с Airbus соглашение о российском участии в разработке и производстве нового европейского дальнемагистрального лайнера A-350. АХК «Сухой» подписала с итальянской компанией Finmeccanica и её дочерней структурой Alenia Aeronautica меморандум о взаимопонимании по развитию проекта производства RRJ. В рамках этого соглашения, по словам гендиректора АХК Михаила Погосяна, стороны договорились о продаже Alenia не менее 25 % акций ЗАО «Гражданские самолёты Сухого»[43].
МАКС-2005 на Викискладе | |
МАКС-2005 в Викиновостях |
Ан-140.
Многофункциональный вертолёт Ми-38.
Тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т.
Як-130 набирает высоту.
МАКС-2007 |
VIII Международный авиационно-космический салон МАКС-2007 состоялся с 21 по 26 августа 2007 года. В его открытии принял участие Президент России Владимир Путин.
Мероприятия авиасалона:
21 августа — открытие авиасалона, посещение выставки Президентом России.
22 августа — «День Европы». Проекты из Европы, Европейского Космического Агентства (в том числе проект полёта «Экзомарс» на Марс). Заключены многомиллионные контракты с компанией Ильюшин.
23 августа — «День испытателя».
24 августа — первый день для посещения всеми желающими
25 августа — МАКС посетило рекордное количество посетителей — 300 тыс. человек.
26 августа — наибольшая лётная программа, закрытие авиасалона.
Экспозиция |
В авиасалоне приняли участие 543 российские и 243 иностранные компании из 39[49] стран мира, что почти на треть больше, чем в 2005 году[50]. 79 иностранные компании участвовали в МАКС впервые[16]. Демонстрировалось 279 гражданских и военных летательных аппаратов[5].
Россия впервые представила зенитно-ракетный комплекс С-400 и продукты компании Объединённая авиастроительная корпорация. Значительное внимание уделялось проектам Sukhoi Superjet 100 и ГЛОНАСС. Посетители смогли увидеть экспозиции Германии (25 компаний), Франции (22 компании), США (13 компаний), Китая (14 компаний), Бельгии (17 компаний), Украины (15 компаний) и Чехии (8 компаний)[16].
В 2007 году информационный центр на МАКСе был организован корпорацией «Google Россия», открывшей блог авиасалона[51].
Лётная программа |
На МАКС-2007 в были продемонстрированы полёты самолётов Су-34, Ту-204-100, Ту-334-100, МиГ-29КУБ, МиГ-29ОВТ, Як-130, Ил-96Т, Ил-76МД-90, Ил-114-100, Су-30МК, вертолётов Ка-226, Ми-38, Ми-28Н и Ми-35М. Показ был завершён выступлением пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи».
Итоги |
Выставку посетили более 600 тыс. человек.
В рамках деловой программы МАКС-2007 было проведено более 300 бизнес-встреч, которые включали подписание контрактов, опционов, соглашений и протоколов о намерениях[5]. Участники авиасалона МАКС-2007 заключили контракты на сумму около 3 млрд $[14]. По словам президента ОАО «Авиасалон» Ю. А. Нагаева,[52]
Только «ОАК» на салоне 2007 года подписал контракты по гражданской авиационной технике на сумму 1,5 млрд $, а контрактов по военно-техническому сотрудничеству было заключено на сумму около 1 млрд $, в том числе:
- Контракт между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Индонезии о поставке 3 самолётов Су-27СКМ, 3 самолётов Су-30МК2, а также авиационного оборудования на сумму 330 млн $;
- Договор между ММПП «Салют» и компаниями из Индии, Китая и Эфиопии на поставки авиационных двигателей на сумму 40 млн $;
- Контракты между РСК «МиГ» и Минобороны Казахстана на сумму свыше 60 млн $ на поставку тренажёра для истребителей-перехватчиков МиГ-31;
- Протокол о намерениях между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Минобороны Чили о поставках 30 вертолётов Ми-17В-5 на сумму более 400 млн $.
Подписано несколько соглашений с Украиной, среди которых соглашение о координировании действий по космическим полётам (на Луну и Марс).
Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз» подписала с американской корпорацией «Боинг» контракт на покупку четырёх «Боингов-737» на сумму 249 млн $[49].
МАКС-2007 на Викискладе | |
МАКС-2007 в Викиновостях |
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Обзорный видеоролик с показательными полётами. |
Кабина истребителя Су-30МК.
Сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
Американский военно-транспортный самолёт C-17 Globemaster III
Пилотаж в исполнении «Стрижи»
МАКС-2009 |
МАКС-2009 проводился с 18 по 23 августа 2009 года. Организацией МАКС-2009 занималось правительство Москвы, которое выделило 70 % средств на проведение авиасалона[53]. Открыл авиасалон премьер-министр Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Также на открытии присутствовали министр обороны Анатолий Эдуардович Сердюков и вице-премьер Сергей Борисович Иванов[54].
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Выступление В. В. Путина на открытии МАКС-2009. |
Существенно омрачила проведение авиасалона гибель при подготовке к авиашоу командира «Русских витязей» полковника И. В. Ткаченко за два дня до открытия авиасалона. Причиной аварии стал ряд нарушений правил полётов, допущенных самим Ткаченко[55]. Авиасалон был начат с минуты молчания в память о погибшем лётчике. Пилотажная группа «Русские витязи» всё же приняла участие в авиасалоне — 23 августа пилотажная программа авиасалона была закрыта проходом четвёрки Су-27[56].
Экспозиция |
В наземной экспозиции были выставлены как военные, так и гражданские самолёты и вертолёты, большое количество беспилотных летательных аппаратов и средств ПВО. Особое место занимали первый в мире сверхзвуковой лайнер Ту-144 и тяжёлый транспортный самолёт Ан-124. В общей сложности было выставлено 740 образцов авиатехники[14]. Для посетителей авиасалона был открыт доступ в кабины множества летательных аппаратов.
Российские (ОКБ Туполева, ОКБ Сухого, Концерн ПВО «Алмаз-Антей», НПО машиностроения, ФГУП Базальт, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева и другие) и зарубежные фирмы (Boeing, Thales, Мотор Сич и другие) представили свои разработки в 19 крытых павильонах[57]. Малые и средние по габаритам объекты, такие как авиадвигатели, авиационные средства поражения и авиационные приборы, были представлены действующими образцами; а более крупные, такие как корабельные системы и комплексы ПВО, — с помощью макетов и видеопрезентаций. Среди новинок, представленных в павильонах, некоторые иностранные обозреватели отметили новую бортовую РЛС разработки НИИП с активной фазированной антенной решёткой, содержащей более 1000 приёмо-передающих модулей[58]. Авторитетное британское издание Flight Global предположило, что именно этой РЛС будет оснащаться пятого поколения Су-57[58].
На выставке были также представлены некоторые образцы техники, косвенно связанные с аэрокосмической отраслью: стрелковое и ракетное оружие для десантных подразделений и средства связи.
В связи с экономическим кризисом в наземной экспозиции авиасалона в 2009 году практически не было представлено самолётов и вертолётов иностранного производства. В частности, по особому распоряжению президента США Барака Обамы не были представлены самолёты американских ВВС, о чём официально было заявлено 14 августа 2009 года[59]. Основную часть экспозиции занимали самолёты российского и совместного российско-украинского производства.
Лётная программа |
Показательные полёты выполнили многие российские и зарубежные пилотажные группы: «Русские Витязи» на 4 самолётах Су-27 (только в последний день авиашоу), «Стрижи» на 4 самолётах МиГ-29, «Соколы России» на 4 самолётах Су-27, «Патруль де Франс» на 9 самолётах Alpha Jet (Франция), «Фречче Триколори» на 10 самолётах Aermacchi MB-339 (Италия)[60], «Baltic Bees Jet Team» на самолётах L-39 (Латвия).
Также проводился индивидуальный пилотаж на боевых (МиГ-29, Су-27, Rafale), спортивных и гражданских (Sukhoi Superjet 100) самолётах, а также на вертолётах (Ка-52) и парапланах. Французский истребитель Rafale стал единственной иностранной новинкой авиасалона среди боевых самолётов и единственным западным боевым самолётом, представленным в качестве участника показательных полётов[61].
Низкая облачность в дни проведения авиасалона несколько ограничила проведение пилотажной программы. В целях безопасности организаторами были ограничены высотные перестроения пилотажных групп.
Итоги |
В МАКС-2009 приняли участие 711 компаний из 34 стран (в том числе 436 российских), было проведено 38 конференций и брифингов, работу авиасалона освещали около 3 тысяч журналистов[14]. Значительное место в программе МАКС заняли научные конференции и симпозиумы: молодёжный форум «Вузовская наука и авиационно-техническое творчество молодёжи», II конференция ОАО «ОАК» «Система подготовки кадров для авиационной промышленности», встреча Президента АССАД Чуйко В. М. с молодыми специалистами и студентами авиадвигателестроительных ВУЗов[52].
На МАКС-2009 побывали 550 тысяч человек[14], что лишь немного меньше рекордных показателей 2005 года.
Было заключено контрактов на 10 млрд $, что стало рекордным показателем для МАКС, практически втрое превысив показатели 2007 года и вдвое — 2005 года[14].
Наиболее значительный контракт был заключён Министерством обороны РФ на поставку новой авиационной техники — в сумме более 80 единиц (то есть практически 5 % от общего парка авиатехники ВВС России) и на модернизацию и ремонт ещё более 200 единиц. Как пишет ряд изданий, количество закупленных самолётов приблизилось к показателям советского времени[62]. В частности, были заключены контракты на поставку 48 новых истребителей Су-35С[63] (о планах этой поставки премьер-министр России Владимир Путин заявлял ещё в мае 2009 года[64] и на производство которых на МАКС-2009 были выделены 3,5 млрд рублей Внешэкономбанком[63]), 12 истребителей Су-27СМ и 4 самолёта Су-30МК2[63]. Были заключены долгосрочные контракты на поставки фронтовых бомбардировщиков Су-34 (32 единицы[65]) и истребителей МиГ-29СМТ[62]. Стало известно о закупке для войск 25 ударных вертолётов Ка-52[66].
Значимым событием МАКС-2009 стал контракт на поставку 14 различных видов ракетного оружия для ВВС РФ, заключённый ВВС РФ с корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на сумму порядка 6 млрд рублей. Это самый крупный единовременный заказ на авиационные средства поражения в истории современной России[67].
Компания «Атлант-Союз» подписала контракт с «Ильюшин Финанс Ко» на поставку 30 новых региональных самолётов Ан-148 и 15 среднемагистральных Ту-204СМ общей стоимостью 1,2 млрд $[68].
Внешэкономбанк выделил 250 млн $ компании «ВЭБ-лизинг» для покупки самолётов Sukhoi Superjet 100 с целью дальнейшей передачи их «Аэрофлоту»[63].
МАКС-2009 на Викискладе | |
МАКС-2009 в Викиновостях |
Воздушный шар с анонсом МАКС-2009.
Бе-200 выливает воду, окрашенную в цвета российского флага
Индивидуальный пилотаж на вертолёте Ка-52
Индивидуальный пилотаж на истребителе Rafale. Совмещение фото.
Региональный пассажирский лайнер Sukhoi Superjet 100.
МАКС-2011 |
X Международный авиационно-космический салон МАКС-2011 прошёл с 16 по 21 августа 2011 года в городе Жуковский, Московская область. За шесть дней работы авиасалона зрители смогли увидеть более 240 единиц авиатехники, из которых более 90 приняли участие в лётной программе. На МАКС-2011 в небо поднялись, в частности, самолёты Sukhoi Superjet 100, Airbus A380 и Boeing Dreamliner. Премьерой авиасалона стало выступление находящегося в разработке российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50), два прототипа которого (Т-50-1 и Т-50-2) приняли участие в лётной программе[18]. В работе МАКС-2011 приняли участие 800 компаний из 40 стран мира[17].
Авиасалон в Жуковском посетили 440 тысяч человек[18]. Стоимость билетов на мероприятие варьировалась от 600 до 13,7 тысячи рублей[17].
Стоимость контрактов, заключённых на МАКС-2011, превысила 10 млрд $, побив рекорды предыдущих авиасалонов[18]. По словам президента ОАК Михаила Погосяна, за три первых дня работы МАКС-2011 корпорация ОАК заключила контракты на общую сумму в 7,5 млрд $: были проданы пассажирские самолёты МС-21 на 6 млрд $ и Sukhoi Superjet 100 — на 1,5 млрд $. В числе покупателей — госкорпорация «Ростехнологии» (50 пассажирских самолётов МС-21), лизинговая компания «Ильюшин Финанс» (28 МС-21 и опцион ещё на 22 лайнера) и индонезийская авиакомпания PT Sky Aviation (12 Sukhoi Superjet 100). Кроме того, ОАК заключила с компанией «ВЭБ-лизинг» соглашение на поставку 24 самолётов SSJ-100, которые впоследствии будут переданы авиакомпании «Ютэйр»[17].
МАКС 2011 на Викискладе | |
МАКС 2011 в Викиновостях |
A-380 в полёте.
Boeing 787 Dreamliner в наземной экспозиции.
Sukhoi Superjet 100.
Прототип Т-50-1 ПАК ФА.
МАКС-2013 |
МАКС-2013 на Викискладе | |
МАКС-2013 в Викиновостях |
Авиасалон МАКС-2013 прошел с 27 августа по 1 сентября 2013 года в городе Жуковский, Московская область. Первые дни салон работал только для бизнес-аудитории, затем открылся для всех посетителей. В первый день МАКС-2013 принял 157 тыс. человек. Всего международный авиационно-космический салон в 2013 году посетило 350 тыс. зрителей. Было представлено 256 российских и зарубежных летательных аппаратов[8].
Экспозиция |
На международном авиационно-космическом салоне были представлены российские и иностранные военные, гражданские летательные аппараты, средства ПВО, а также разработки в области авионики. Одной из премьер МАКС-2013 стал учебно-боевой Як-130 серийного выпуска — в перспективе базовая машина для подготовки лётчиков-истребителей[69].
На авиационно-космическом салоне также дебютировал Ту-214ОН — первый российский самолёт, спроектированный специально для выполнения миссий наблюдения в рамках международного договора «Открытое небо»[69].
Впервые был представлен на МАКС-2013 гражданский транспортный вертолёт Ми-171А2. «Мозг» самолёта — интегрированный пилотажно-навигационный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования КБО-17 — полностью разработан и создан Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП), входящим в КРЭТ[70].
На авиасалоне, в павильоне КРЭТ был представлен действующий тренажёр вертолёта, разработанный УКБП и Центром научно-технических услуг «Динамика», а также макет-демонстратор кабины модифицированного многоцелевого самолёта-амфибии Бе-200ЧС, разработанный Научно-исследовательским институтом «Авиационное оборудование»[71].
Впервые был продемонстрирован пилотажный тренажёр ПТ-МС-21-300 для обучения экипажей лайнеров МС-21[69].
Отечественные разработки в области бортового радиоэлектронного оборудования и систем радиоэлектронной защиты были представлены в выставочном павильоне КРЭТ. Среди них инновационные компоненты МС-21, в том числе информационно-вычислительный комплекс системы управления ИВК-КСУ-МС-21, разработанный Московским институтом электромеханики и автоматики (МИЭА)[72].
В павильоне были также представлены современные авиационные радары. В частности, бортовая радиолокационная станция Н-025Э для военного вертолёта Ми-28НЭ и самая мощная в мире радиолокационная система управления для Су-35 «ИРБИС-Э», выпущенные Государственным Рязанским приборным заводом. «ИРБИС-Э» способна «видеть» на расстоянии до 400 км, распознавать класс и тип воздушных целей, а также определять государственную принадлежность противника[73].
Ещё одной новинкой на авиасалоне стала бортовая радиолокационная станция для истребителя МиГ-35 «Жук-АЭ» FGA и FGA 35 с активной фазированной решеткой (АФАР) «Корпорации „Фазотрон-НИИР“»[71]. Холдинг «Вертолёты России» продемонстрировал на МАКС-2013 порядка 14 единиц техники. В том числе, военные вертолёты Ка-31, Ка-52 «Аллигатор», Ка-226Т, Ми-35М, гражданские Ми-38, Ми-171А2[74].
Разработки в области двигателестроения представил холдинг «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). В частности, современный двигатель ПД-14 для МС-21, двигатель 117 С для истребителя СУ-35, двигатель SaM146 для самолётов Сухой Суперджет-100[75].
На авиасалоне был представлен макет транспорто-энергетического модуля и ЯЭДУ, глава центра имени Келдыша Аталий Коротеев сообщил о том, что работы по созданию ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса, для полетов в дальний космос перешли на стадию рабочего проектирования[76][77].
Лётная программа |
Российские участники |
Гвоздём программы стало участие российских лётчиков в показательных выступлениях на военных и гражданских самолетах и демонстрация летательных аппаратов, в частности, современного истребителя пятого поколения Т-50. Впервые на авиационно-космическом салоне МАКС можно было увидеть групповой пилотаж сразу трёх истребителей пятого поколения Т-50[78].
В рамках работы авиасалона МАКС-2013 начальник 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ (г. Липецк) Заслуженный военный лётчик России генерал-майор Александр Харчевский выполнил полёт на новом многофункциональном истребителе Су-30СМ, который с этого года проходит лётные испытания[69].
Показательный полет выполнили авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи» на истребителях Су-27П и Су-27УБ, группа «Стрижи» на истребителях МиГ-29,[79] авиационная группа высшего пилотажа ВВС России «Соколы России» на истребителях четвёртого поколения Су-27[80],
пилотажные группы «Русь» (ДОСААФ России) и «Первый полёт» на поршневых самолётах ЯК-52 и ЯК-54. Впервые приняла участие пилотажная группа российских ВВС «Беркуты» от «Вертолётов России», летающая на шести ударных вертолётах Ми-28Н[81].
Зарубежные участники |
Впервые в Россию приехала пилотажная группа «1-е августа» ВВС Китая, которая выступила на высокоскоростных реактивных истребителях китайского производства 4-го поколения J-10[82].
Новинкой МАКС-2013 стали демонстрационные полёты самолётов Швейцарской Конфедерации — F/A-18 Макдоннел-Дуглас («Хорнет»). Впервые на Авиасалоне в г. Жуковском выступила французская пилотажная группа «Breitling Jet Team» на семи учебно-тренировочных самолётах Aero L-39 Albatros[80].
В числе традиционных участников МАКС выступили ВВС Франции на истребителях производства французской компании «Дассо» — «Рафаль» («Шквал»)[83].
Премьерный показ на МАКС-2013 провела чешская компания Evektor. Она представила лёгкий многоцелевой пассажирский 9-ти местный 2-х моторный самолёт укороченного взлёта и посадки[83].
Второй раз на МАКС принял участие самый большой широкофюзеляжный двухпалубный четырёхдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт концерна Airbus А-380 — крупнейший серийный авиалайнер в мире с размахом крыла 80 м[83].
Также на авиационно-космическом салоне выступила латвийская пилотажная группа «Baltic Bees»[84].
Итоги |
Участие в МАКС-2013 приняли 864 компании из 44 стран мира. Общая сумма заключенных контрактов составила 21,2 млрд $, что заметно превышает показатель 2011 года[8].
На МАКС-2013, впервые за четыре года, были подписаны военные контракты. Большая часть сделок была заключена отечественными самолетостроителями на поставку воздушных судов гражданского назначения. В частности, портфель заказов на самолеты МС-21 пополнился на 82 единицы, на Sukhoi Superjet-100 — на 96 машин. Суммарная стоимость сделок превысила 9 млрд $. Договоренности «Объединенной авиастроительной корпорации» с Минобороны России на поддержание летной годности воздушных судов оцениваются в 3 млрд $. Крупную сделку с Министерством обороны РФ на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Хибины-У» для самолётов фронтовой авиации оформил Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ), входящий в Концерн «Радиоэлектронные технологии». Стоимость работ по контракту составит 1,6 млрд рублей[85].
Корпорация ВСМПО-АВИСМА и компания Airbus подписали на авиасалоне МАКС-2013 меморандум о взаимопонимании, предусматривающий расширение стратегического партнерства в сфере производства, обработки и переработки титановой продукции. В рамках этого соглашения, ВСМПО-АВИСМА и Airbus будут совместно разрабатывать новые титановые сплавы для программ компании Airbus[86].
В первый день работы МАКСа, холдинг «Вертолеты России» подписал ряд соглашений и контрактов с зарубежными партнерами. В частности, был заключен контракт с колумбийской Vertical de Aviacion на поставку пяти вертолетов Ми-171А1 и пяти вертолетов Ка-62. Ожидается, что поставки Ми-171А1 начнутся в 2015 году, поставки Ка-62 — с 2016 года[86].
Кроме того, «Вертолёты России» подписали меморандум о взаимопонимании с Siemens, который закрепляет решение российской компании о выборе PLM-технологии от Siemens в качестве стандарта для автоматизированного проектирования и управления данными об изделии на всех предприятиях холдинга[87].
Между КРЭТ и холдингом «Вертолеты России» также было подписано генеральное соглашение о сотрудничестве в области разработки, поставки и послепродажного обслуживания вертолётной техники[88].
Соглашения о намерениях приобрести 100 самолётов Bombardier Q400 NextGen подписали две российских лизинговых компании, стоимость сделок оценена в 3,4 млрд $. В частности, дочерняя структура Ростеха лизинговая компания «Авиакапитал сервис» обеспечит поставку в Россию 50 самолётов Q400 NextGen, построенных в Канаде[89].
На российских мощностях должно быть собрано минимум 50 машин. На них подписано соглашение между российской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс» и «Бомбардье». В нём уточняется, что самолёты будут закуплены у совместного предприятия канадцев и Ростеха[90].
Входящий в Ростех холдинг «Авиационное оборудование» и «дочка» Объединённой авиастроительной корпорации («ОАК») — «ОАК-Транспортные самолеты» (ОАК-ТС) заключили долгосрочный договор на поставку комплектов авиационного оборудования для тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76МД-90А, а также послепродажное и сервисное обслуживание систем для Ил-76МД-90А[91].
Кроме того, Концерн и «Объединённая авиастроительная корпорация» (ОАК) также договорились о сотрудничестве в области поставок бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). По условиям подписанного соглашения КРЭТ создаст систему централизованных поставок и послепродажного обслуживания оборудования, сопряжённую с соответствующими операционными центрами ОАК. Соглашение предусматривает ответственность КРЭТ за весь жизненный цикл поставляемого на воздушные суда ОАК БРЭО: от разработки эскизного макета до послепродажного и сервисного обслуживания готовых изделий[92].
Проблемы салона |
Выставка, которую несколько лет назад перенесли на конец августа, в очередной раз проходила при плохой погоде. Из-за дождя сотни зрителей решили покинуть смотровую площадку и потянулись к выходу. Но из-за большого количества людей у пропускных пунктов образовался затор, стоящих под усилившимся дождём посетителей не выпускали с территории до прихода автобусов. Тем временем, из-за проливного дождя на дорогах Жуковского образовывались автомобильные пробки препятствующие движению автобусов, которые не могли доехать до аэродрома. Многим пришлось покидать аэродром пешком[81].
По словам сотрудника пресс-службы управления на транспорте МВД по ЦФО, из-за сильного ливня посетители авиашоу стали в массовом порядке покидать его. В итоге на платформах станций «Отдых» и «42-й км» скопилось большое количество людей[81].
Погода не улучшилась и к 1 сентября — из-за низкой облачности и ливневого дождя пришлось отказаться от демонстрации фигур высшего пилотажа на малых высотах[81].
К самим зрителям также были претензии. По данным пресс-службы ГУ МВД России по Московской области, посетители МАКС-2013 приезжали на выставку пьяными и пытались пронести оружие на аэродром[81].
МАКС-2015 |
В 2015 году МАКС состоялся 25-30 августа[93]. В ходе авиасалона были продемонстрированы военные и гражданские образцы авиационной техники и материалы для неё, а также тренажёры для управления самолётами.
Лётная программа |
Российские участники |
Наряду с показательными полётами таких пилотажных групп как «Русские Витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Беркуты», впервые выступила новая российская пилотажная группа «Крылья Тавриды»[94]. Были продемонстрированы демо-полеты Ка-52 «Аллигатор», Т-50,Су-34,Су-35,Су-30, Sukhoi Superjet 100, Бе-200
Зарубежные участники |
В первый раз на МАКСе принял участие турбореактивный пассажирский самолёт концерна Airbus А350
Также на авиационно-космическом салоне выступила латвийская пилотажная группа «Baltic Bees»
Происшествия |
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Момент аварии Як-38 и пролёт Як-38 и Ми-8 с флагом. |
28 июля 1992 года при отработке элемента «карусель» был потерян Як-38: после завершения фигуры возник опасный крен, из-за которого сработала автоматическая система аварийного покидания самолёта, и пилота Як-38, заслуженного лётчика-испытателя СССР Виктора Заболотского, катапультировало в соответствии с алгоритмом работы системы спасения. Лётчик не пострадал[26]. Потерянный самолёт должен был совместно с другим Як-38 открывать «МосАэроШоу' 92». Организаторы вышли из положения таким образом, что флаг авиасалона пронесла пара, состоящая из самолёта Як-38 и вертолёта Ми-8.
- На «МосАэроШоу' 92» во время демонстрации катапультирования из летающей лаборатории Су-15 на малой высоте произошла вторая авария: после манекена пришлось катапультироваться и самому пилоту из-за отказа управления.
18 августа 1997 года за день до открытия авиасалона при выполнении тренировочного полёта разбился опытный экземпляр самолёта-амфибии Бе-103. После взлёта в 11 ч. 14 мин. самолёт набрал высоту около 100 м, затем, стараясь вписаться в границы зоны пилотирования, пилот ввёл самолёт в крутой вираж с набором высоты при недостаточной скорости, что привело к непреднамеренному выходу на закритические углы атаки и сваливанию, для выхода из которого не хватило запаса высоты. Самолёт упал на территории аэродрома, пилот, лётчик-испытатель второго класса Владимир Николаевич Ульянов, погиб[95].
16 августа 2009 года, во время тренировочного полёта в рамках подготовки к МАКС-2009 произошло столкновение двух истребителей Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Погиб командир (ведущий) группы, заслуженный военный лётчик Российской Федерации, гвардии полковник Игорь Ткаченко, пострадали ещё несколько человек, в том числе жители садового товарищества «Белозёриха»[96]. Открытие авиасалона 18 августа началось с минуты молчания в память о погибшем пилоте[97].
20 августа 2009 года, самолёт Ан-70, готовившийся к взлёту, выруливал на повороте взлётной полосы. Пилот не рассчитал расстояние до ближайшего самолёта и крылом задел трап стоящего самолёта (различные источники называют Ил-76[98] или Ил-96-400[99]). В происшествии никто не пострадал, трап был заменён в течение 5 минут, самолёты вреда не получили[99]. Однако фирма «Антонов» это сообщение опровергла и заявила, что столкновения не было, а самолёт Ан-70 20 августа вылетел в Киев[98].
18 августа 2011 года, при посадке самолет L-39 пилотажной группы Балтийские пчёлы сошел с полосы.
21 августа 2011 года, при разгоне самолёта ПАК ФА была видна вспышка, после чего был выпущен тормозной парашют, и самолёт остановился в пределах взлётной полосы. По предварительным данным, причиной инцидента стал помпаж двигателя[100].
Критика салона |
Традиционно основную критику авиасалона вызывает очень большой наплыв посетителей[101] (до 300 000 человек в день). По мнению ряда журналистов, администрация авиасалона делает недостаточно для обеспечения столь массово посещаемого мероприятия. В качестве конкретных претензий обычно предъявляются: большие очереди, пробки и транспортные проблемы (прежде всего, на вход, что обусловлено очень жёсткой системой безопасности), дороговизна общественного питания и недостаточное кондиционирование воздуха в павильонах[102][103][104]. Также некоторые критики упрекают организаторов, что основу экспозиции составляет авиатехника советского образца[103].
С критиками, считающими, что МАКС уступает по уровню организации ведущим авиасалонам мира, не согласна[105] другая часть российской и западной прессы. Так датская ежедневная газета «Бёрсен» отмечала, что международный авиационно-космический салон по уровню организации не уступает салонам в Ле Бурже и Фарнборо[105]. Также ряд авторитетных мировых организаций, такие как Союз аэрокосмической промышленности Германии и Торгово-промышленная палата Франции, в официальных отзывах к авиасалону МАКС-2009 отмечали высокое качество проведения мероприятия[106]. Администрация авиасалона утверждает, что салоны проводятся с высоким уровнем организации, и являются визитной карточкой России[107]. По мнению главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, цены на участие в авиасалоне МАКС-2009 вполне приемлемые. Он отметил, что аренда площадей на МАКС примерно на 10 % ниже, чем на авиасалоне Ле Бурже и в 1,1-1,8 раза ниже чем на авиасалоне Фарнборо[108].
Прочие факты |
- С 2001 года в городе Жуковский существует подростково-просветительный клуб «МАКСята», который объединяет детей, родившихся в Жуковском в дни проведения авиасалонов. Всего в период с 1993 по 2007 год родилось 82 таких ребёнка[109].
- На МАКС-2009 работники подмосковного управления Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ совместно с сотрудниками УВД на воздушном и водном транспорте региона провели рейд по вычислению должников среди посетителей авиасалона. Судебные приставы обосновались на перехватывающей автостоянке около деревни Верея Раменского района с плакатом «Должник, хочешь испытать чувство полёта?! Заплати долги и лети!» С «уклонистов» было взыскано свыше 12 млн рублей[110].
Примечания |
↑ Общая информация об Авиасалоне. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009.
↑ Схемы проезда. Официальный сайт международного авиационно-космического салона. Проверено 9 октября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 1234567891011121314151617 Кассовые асы. Р. Ямбаева. Журнал «Деньги», № 36 (541) от 12.09.2005. (Проверено 9 октября 2009)
↑ Руденко, Борис. 90 лет ЦАГИ: «Они учат летать самолёты», «Наука и жизнь», № 11, 2008 год (2008). Проверено 21 сентября 2009.
↑ 123456789101112 История авиасалона МАКС. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009.
↑ 12345 Купинский, Максим, Сергей Горнов. «Мосаэрошоу-92»: авиапромышленность стремится взлететь несмотря ни на что, Журнал «Власть», № 134 (134) (24 августа 1992). Проверено 11 сентября 2009.
↑ 1234 Мосаэрошоу-92. Из истории МАКСа (недоступная ссылка — история). ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009. Архивировано 26 февраля 2000 года.
↑ 12345678 Илья Каныгин. Авиасалон МАКС -2013 в цифрах. РИА Новости (3.09.2013). Проверено 26 сентября 2014.
↑ Быков, Роберт. Открытие очередного авиасалона, Газета «Правда» (14.08.2009). Архивировано 9 июля 2012 года. Проверено 21 сентября 2009.
↑ 123456789101112 Итоги МАКС-2007. ОАО «Авиасалон» (24 сентября 2007 г.). Проверено 11 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Краткая справка о результатах проведения МАКС-2003 (недоступная ссылка — история). ОАО «Авиасалон». Проверено 7 сентября 2009. Архивировано 1 января 2004 года.
↑ 12345 Заварский, Леонид, Константин Лантратов. Подведены итоги МАКС-2003. Проверено 7 сентября 2009.
↑ Билеты на МАКС 2003. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 123456789101112 Юрий Барсуков. МАКС собрал $10 млрд (рус.). ООО «Инфокс-Интерактив» 2009 г. (23 авг ‘09 17:34). — На международном авиакосмическом салоне МАКС-2009 заключены соглашения по меньшей мере на $10 млрд.. Проверено 23 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Билеты на МАКС 2005. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 123 МАКС-2007. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 123456 Стоимость контрактов МАКС-2011 побила рекорд предыдущего авиасалона, Лента.Ру (19.08.2011). Проверено 21 августа 2011.
↑ 123456 В Жуковском закрылся МАКС-2011, Лента.Ру (21.08.2011). Проверено 21 августа 2011.
↑ 12 Итоги МАКС - 2013. Официальный сайт международного авиационно-космического салона — МАКС. Проверено 26 сентября 2014.
↑ МАКС-2013 откроется для массового посещения 30 августа. РИА Новости (29.08.2013). Проверено 26 сентября 2014.
↑ Число участников авиасалона МАКС-2015 сократилось. www.vedomosti.ru (6 августа 2015). Проверено 29 апреля 2016.
↑ 12 Наталья Жданова. «Пока без участия государства Sukhoi Superjet 100 продвигается крайне тяжело» // Коммерсантъ.
↑ 12 МАКС-2015 посетило более 400 тыс. человек. Известия. Проверено 29 апреля 2016.
↑ Билеты на МАКС-2015. Официальный сайт международного авиационно-космического салона - МАКС (2015). Проверено 19 июля 2015.
↑ МосАэроШоу' 92. ОАО «Авиасалон». Проверено 21 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 12 «Испытатели. Выжить в катастрофе.» Документальный фильм. Студия «Крылья России», РТР. 16:35-19:55.
↑ Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-С1» на сайте «Ракетная техника».
↑ 12 Вспоминая Александра Леманского. Американские специалисты признали превосходство российской ЗРС С-300 над «Пэтриотом». В. Кашин. «Военно-промышленный курьер». 25 мая 2008.
↑ Совместный выход на «гиперзвук». Г. Карвовский. Военно-промышленный курьер. 15.04.2009.
↑ Новости 20.08.2009. ОАО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение».
↑ X-90 «Коала», волшебная ракета. Герхард Ковальски (Gerhard Kowalski), «Flieger Revue» 9/2004. (Проверено 9 октября 2009)
↑ «Актай» на сайте авиационной энциклопедии «Уголок неба». (Проверено 9 октября 2009)
↑ Антидот против точных бомб. Рецепт от российской фирмы «Авиаконверсия». Журнал Defense Express #5, 2007. (Проверено 9 октября 2009)
↑ Владимир Путин провёл на авиасалоне МАКС-2001 более трёх часов. (Проверено 9 октября 2009)
↑ 1234 Пресса о МАКС 2001 (Проверено 9 октября 2009)
↑ 12 Контрактов нет, но все довольны. (Проверено 9 октября 2009)
↑ МАКС-2001. Публикации. (Проверено 9 октября 2009)
↑ Макс-2001: подписано восемь международных контрактов по модернизации российских истребителей. (Проверено 9 октября 2009)
↑ 1234567 МАКС 1993-2005. ОАО «Авиасалон». Проверено 7 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Михайлов, Владимир Шестой Международный авиационно-космический салон «МАКС-2003» открылся в Жуковском (недоступная ссылка — история). Радио «Маяк». Проверено 7 сентября 2009.
↑ 12 Лантратов, Константин, Иван Сафронов. Деньги из воздуха, Журнал «Деньги», № 33 (438) (25 августа 2003). Проверено 7 сентября 2009.
↑ Ламыкин, Иван, Владислав Максимов. МАКС идёт на рекорд, Ведомости (20 августа 2003). Проверено 7 сентября 2009.
↑ 123456 Лантратов, Константин, Иван Сафронов. Авиасалон для своих, Газета «Коммерсантъ», № 155/П (3239) (22 августа 2005). Проверено 11 сентября 2009.
↑ Птичкин, Сергей. Свет на крыле, «Российская газета» — Центральный выпуск №3853 (22 августа 2005 г.). Проверено 11 сентября 2009.
↑ Козловский, Борислав. МАКС-2005: космос, Лента.Ру (22 августа 2005). Проверено 11 сентября 2009.
↑ 12 Сергей Гололобов. На МАКС-2005 начались демонстрационные полёты (рус.) (недоступная ссылка — история). Радио «Маяк» (2005/16/08 15:31). Проверено 12 сентября 2009.
↑ 12 Французская пилотажная группа «Патруль де Франс» примет участие в МАКС-2005 (рус.). Авиапорт.дайджест (10.06.2005, 09:28). Проверено 12 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Гапеев, Алексей, Павел Аксёнов. Виртуозы МАКСа, Лента.Ру (17.08.2005). Проверено 11 сентября 2009.
↑ 12 Урожайный МАКС. Российская газета № 4450 от 27 августа 2007 г.
↑ Дагаева А. Авиапром готовится к ярмарке. «Трансаэро» и Blue Wings собираются покупать новые самолёты // Ведомости, № 153 (1927), 17 августа 2007.
↑ Блог авиасалона.
↑ 12 Место МАКС на мировом рынке авиационно-космических салонов и выставок. Интернет-интервью с президентом ОАО «Авиасалон» Ю. А. Нагаевым на портале журнала «Наука и жизнь». (Проверено 5 сентября 2009)
↑ МАКС-2009«»: новинки, сделки и авиашоу (рус.). РИАНовости (16:00 17/08/2009). — Балом правит Москва. Проверено 23 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Служба новостей телеканала «Звезда». Владимир Путин посетил «МАКС-2009» (рус.). телеканал «Звезда» (19.08.2009). Проверено 18 мая 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Назван виновник крушения «Русских витязей», utro.ru
↑ Росбалт-Москва. «Русские витязи» закроют МАКС-2009 (рус.). Росбалт (22/08/2009). — Пилотажная группа «Русские витязи» примет участие в церемонии закрытия авиационно-космического салона МАКС-2009 в Жуковском.. Проверено 23 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ СХЕМА ЭКСПОЗИЦИИ Официальный сайт МАКС-2009. (Проверено 9 октября 2009)
↑ 12 lenta.ru. Flight Global обнаружило на МАКС-2009 бортовую РЛС от ПАК ФА (рус.). Новости ВПК (31.08.2009). Проверено 6 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Иван Гидаспов. Барак Обама остановил самолёты, летящие на МАКС (рус.) (недоступная ссылка — история). GZT.ru (14.08.2009 в 21:55). — Международный авиасалон «МАКС-2009» обойдётся в этом году без участия военно-воздушных сил США. Проверено 23 августа 2009. Архивировано 16 августа 2009 года.
↑ ЛЕТНАЯ ПРОГРАММА НА МАКС-2009 (рус.). Официальный сайт международного авиационно-космического салона. Проверено 23 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Вещь недели: Rafale. А. Никольский. 21.08.2009.
↑ 12 ВВС России выходят на показатели советских времен по закупкам авиации (рус.). РИАНовости (20.08.2009). — Более 80 новых самолётов и вертолётов в этом году закупают ВВС России, такие показатели были только при Советском Союзе, сообщил в среду врио замглавкома по вооружению ВВС генерал-майор Олег Бармин на авиасалоне МАКС-2009.. Проверено 24 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 1234 МАКС-2009: первый день работы — рекордные контракты (рус.). РИАНовости (22:13 18/08/2009). Проверено 24 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Парк «сушек» расширяется Авиапорт.ру
↑ МАКС-2009: без бизнеса и Медведева
↑ В ближайшее время ВВС России получат свыше 25 ударных вертолётов Ка-52
↑ Прохорцев. К. Взлетаем нештатно. // Газета «Завтра». № 36 (824) от 2 сентября 2009 г.
↑ Атлант-Союз и ИФК подписали контракт на поставку Ан-148 и 15 Ту-204СМ (рус.). РИАНовости (11:40 20/08/2009). Проверено 24 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 1234 Самые интересные экспонаты МАКС-2013: версия «РГ» итоги
↑ Универсальный борт на основе открытой архитектуры
↑ 12 КРЭТ представит на МАКС-2013 новейшие разработки
↑ КРЭТ представит на МАКС-2013 новейшие разработки
↑ Что посмотреть на МАКС-2013: самые яркие новинки
↑ «Вертолёты России» представят на МАКС-2013 модельный ряд гражданских и военных вертолетов, включая новейшие разработки Ка-62 и Ми-171А2
↑ Сертификация двигателя ПД-14 в EASA начнется в этом году
↑ Центр имени Келдыша проектирует ядерную двигательную установку для космических кораблей
↑ Russia advances development of nuclear powered Spacecraft
↑ «По уровню зрелищности МАКС, несомненно, превосходит авиасалоны мира»
↑ «Стрижи» и «Русские витязи» примут участие в авиасалоне МАКС-2013
↑ 12 «МАКС-2013». Лётная программа
↑ 12345 МАКСимальная авиация
↑ Путин не посетит МАКС-2013
↑ 123 МАКС — 2013: на что посмотреть?
↑ МАКСимально высокий пилотаж
↑ КРЭТ подписал контракт стоимостью 1,6 млрд рублей на разработку для Минобороны комплекса «Хибины-У»
↑ 12 МАКС начал работу
↑ «Сименс» и «Вертолеты России» объявили о новом этапе сотрудничества в области PLM-технологий
↑ КРЭТ и «Вертолёты России» подписали генеральное соглашение о сотрудничестве в разработке, поставке и обслуживании БРЭО
↑ На второй день авиасалона МАКС-2013 были заключены контракты на поставку 115 самолётов
↑ ИФК купит 50 региональных самолетов Q400, которые построит «Ростех»
↑ «Авиационное оборудование» заключило контракт с ОАК-ТС
↑ КРЭТ и ОАК договорились вывести сотрудничество на новый уровень
↑ МАКС-2015 как зеркало российской военной авиации
↑ Сервис «Рамблер.Касса» начал продажу билетов на МАКС-2015. Лента.Ру (28 мая 2015). Проверено 19 июля 2015.
↑ Ульянов Владимир Николаевич. Интернет-энциклопедия «Испытатели аэрокосмической техники». Проверено 9 октября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Филимонов, Александр. Фальстарт МАКСа, Лента.Ру (16.08.2009). Проверено 10 октября 2009.
↑ Авиасалон МАКС-2009 начался с минуты молчания, bigmir)net (18 августа 2009). Проверено 10 октября 2009.
↑ 12 «Антонов» опровергает сообщения об аварии на МАКС-2009 (рус.). Интерфакс (20 августа 2009 года 21:08). Проверено 29 августа 2009.
↑ 12 Авиапорт.Ру. Авиапроисшествие на МАКС: Ан-70 задел крылом трап лайнера Ил-96-400Т (рус.). Военный паритет (21 августа 2009 г.). Проверено 29 августа 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Причиной инцидента с ПАК ФА стал помпаж двигателя, Лента.Ру (21.08.2011). Проверено 21 августа 2011.
↑ Техника безопасности «Лента. Ру» публикует правила выживания на МАКСе
↑ Александр Поливанов. МАКС изнутри: открытие. Lenta.ru (22 августа 2007). Проверено 22 мая 2013. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ 12 Павел Фельгенгауэр. МАКС:Международный антикварный салон. Новая газета (26 августа 2007). Архивировано 27 января 2012 года.
↑ Ъ-Online — The Wall Street Journal не довольна МАКСом
↑ 12 газета «Бёрсен». Бюллетень по материалам датской прессы за сентябрь 2007 г (рус.). Посольство Российской Федерации в Королевстве Дания (29.08.2007). Проверено 23 августа 2009. Архивировано 3 марта 2008 года.
↑ ОТЗЫВЫ О МАКС-2009 / FEEDBACKS ABOUT MAKS 2009 (рус.). aviasalon.com (август 2009). Проверено 6 сентября 2009. Архивировано 27 января 2012 года.
↑ ОАО «Авиасалон»
↑ Глава ГК «Ростехнологии»: цены на МАКС-2009 ниже, чем на зарубежных салонах аналогичного уровня. Федеральный электронный справочник вооружения и военной техники «Оружие России».
↑ Статистика на сайте подростково-просветительного клуба «МАКСята».
↑ Рейд судебных приставов на МАКС-2009 принёс более 12 млн рублей, РИА Новости (24 августа 2009). Проверено 16 октября 2009.
Литература |
- Нагаев Ю. А. МАКС в России. Дорогами борьбы и побед. — Жуковский: ПК «Сервис», 2005. — 194 с. — 3 000 экз.
- Нагаев Ю. А. МАКС в России. От «Мосаэрошоу-92» до ТВК «России». — М.: ООО «АртПартия», 2009. — 276 с.
- Щербаков В. Российский авиасмотр // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2011. — № 9. — С. 26-27.
Фильмы |
- Звёзды авиасалонов: лучшие из лучших. Студия «Крылья России», Россия, 2009.
- Звёзды авиасалонов мира на МАКС-2007. Студия «Крылья России», Россия, 2007.
- Звезды МАКС 2005. Студия «Крылья России», Россия, 2005.
- МАКС-2003. Студия «Крылья России», Россия, 2003.
- Золотой МАКС. Студия «Крылья России», Россия, 2001.
Ссылки |
Международный авиационно-космический салон на Викискладе | |
Международный авиационно-космический салон в Викиновостях |
Официальный сайт ОАО «Авиасалон» — организатора МАКС- Google-блог МАКС-2007
- «Лента. Ру» на МАКС-2013
Официальное издание авиасалона «Обозрение МАКС». А. Б. Е. Медиа. — ATO.ru
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии. |