Воздушный бой
Воздушный бой — организованное[уточнить]вооружённое противостояние лётчиков (самолётов (экипажей)), авиационных подразделений и частей в воздухе с целью уничтожения воздушного противника и отражения его атак. Включает в себя различные фигуры пилотажа.
Содержание
1 Виды воздушного боя
2 Ближний воздушный бой
3 Тактика
4 Стратегия
5 См. также
6 Примечания
7 Источники
8 Ссылки
Виды воздушного боя |
Современный воздушный бой бывает наступательным и оборонительным, и подразделяется на три вида:
- ближний маневренный воздушный бой (БВБ)
- воздушный бой на средних дистанциях (СВБ)
- дальний воздушный бой (ДВБ)
Для каждого вида воздушного боя характерен свой вид применяемого оружия:
- для БВБ — пушки и ракеты с тепловыми головками самонаведения (ТГСН)
- для СВБ — ракеты средней дальности
- для ДВБ — ракеты большой дальности
Для правильного ведения воздушного боя необходимо занять тактически выгодное положение (ТВП).
Ближний воздушный бой |
Ближний воздушный бой (бой на виражах, собачья схватка — калька с англ. dogfight) — явление, появившееся ещё в ходе Первой мировой войны, и быстро приобретшее значительный размах. Боевые действия велись на малых дистанциях, когда каждая сторона знает о присутствии другой.
Истребители в те времена не имели большого количества оружия на борту и самолёты могли воевать друг с другом только с использованием пулемётов. Поскольку пулемёты могли быть полезны только с близкого расстояния, самолётам приходилось лететь очень близко друг к другу, чтобы вести бой. Лётчикам приходилось летать с большим количеством манёвров, чтобы стараться не быть подбитыми или убитыми, и иметь возможность, в свою очередь, атаковать вражеские самолёты. Этот новый тип сражений в воздухе был назван «догфайтингом». Истребители, созданные именно для этого типа атак, иногда называли «догфайтерами».
Ближний воздушный бой как явление, присутствующее в контексте любого крупного конфликта, существовал по крайней мере до 1992 года[источник не указан 1064 дня], хотя уже после Второй мировой войны развитие скорости самолётов и радиуса действия вооружений делали его устаревшим. В современном воздушном бою применяется оружие дальнего радиуса действия, которое может быть использовано против соперника задолго до входа в зону ведения ближнего воздушного боя. Применение новых видов вооружения, в частности ракет класса «воздух-воздух» с большой дальностью поражения и новыми средствами обнаружения (бортовыми РЛС) позволяет обнаруживать и поражать противника на дальних подступах, что соответственно, сводит вероятность проведения ближнего воздушного боя к нулю.
Ближний воздушный бой в настоящее время стал редким явлением, но, тем не менее, все современные истребители до сих пор имеют пушечное вооружение для возможных боевых столкновений. Встроенную пушечную установку имеют все истребители, за исключением F-35 вариантов B и С, у которых пушка вынесена в специальный подвесной контейнер.
Современный ближний воздушный бой называется «воздушным маневрированием» (англ. Air Combat Manoeuvring), что означает атаку или уклонение от одного или нескольких противников.
Тактика |
Некоторые тактические приёмы:
- заход со стороны солнца[1]
- лобовая атака
- атака с пикирования
- «свободная охота»
- «Ударил-убежал»
Мог использоваться строй самолётов когда стрелки соседних машин взаимодействовали друг с другом.
Этот раздел не завершён. |
- в ВВС РККА
С начала Второй мировой войны основной боевой тактической единицей являлась «тройка» (звено) самолётов.
В результате анализа и обобщения опыта боёв в Кубанском авиасражении (лето 1943-го) назрел вывод о необходимости изменения тактики ведения воздушного боя и применения новых боевых порядков. Было предложено отказаться от групповой тактики и перейти к действиям парами[2][3]. .mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Письмо [А. В. Бормана] мы размножили и разослали в истребительные авиационные дивизии. Оно обсуждалось со всеми командирами полков и эскадрилий. На основе поступивших от них предложений был издан приказ. Полки получили конкретные указания: в боевой работе истребителей широко использовать свободные полёты; основой боевого порядка считать свободно маневрирующие пары….mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— из воспоминаний К. А. Вершинина[4]
Был принят на вооружение предложенный А. И. Покрышкиным новый тактический приём — маятниковое патрулирование[5]; применялась так называемая кубанская этажерка.
Так же А. И. Покрышкин предложил знаменитую формулу воздушного боя «Высота, Скорость, Манёвр, Огонь». Он является автором ряда маневров и приёмов ведения воздушного боя, которые затем были приняты в ВВС СССР. Например, манёвр уклонения и ухода от атаки противника «неправильная восходящая бочка». Данный манёвр был подмечен Покрышкиным при неправильном и грязном исполнении фигур высшего пилотажа парой самолётов, а затем взят на вооружение. Суть его состоит в следующем: если восходящая бочка выполняется первым самолётом в паре на малых оборотах двигателя, в результате он оказывается под вторым самолётом в наивыгоднейшей позиции для атаки.
Важным элементом тактики «этажерка» была новая система целеуказания, предложенная А. И. Покрышкиным. Горизонт в этой системе на 360 градусов вокруг самолета представлялся как циферблат часов, с цифрой 12 в носу самолёта. Часы указывали направление. Высота указывалась в градусах вверх или вниз от линии горизонта.
Новая тактика хорошо оправдывала себя, особенно в условиях численного превосходства авиации противника[6][7].
- в Люфтваффе
Этот раздел не завершён. |
- у Союзников
- «манёвр Тейта» (также «волна Тейта»)[8] (впервые применён Дж. Тейтом[уточнить] в битве за Мидуэй)
Стратегия |
Вооружённые силы разных стран, как правило, стараются не оглашать свои стратегические замыслы, однако о них можно сделать косвенные выводы, основываясь на характеристиках их боевой техники.
- США
При разработке основного истребителя F-22 были приняты следующие решения:
- Двигатель был разработан специально для сокрытия реактивной струи; при этом пришлось отказаться от изменения вектора тяги во всех плоскостях.
- Было сокращено число АФАР на крыльях истребителя, для достижения большей скрытности; однако это повлияло на дальность обнаружения цели.
- Все проекты США по созданию ракет класса «воздух-воздух» дальнего и сверхдальнего радиуса действия были свёрнуты и стали разрабатываться только ракеты способные поместиться во внутренних отсеках истребителей для большей скрытности — это ракеты в основном средней и малой дальности.
Можно предположить, что стратегия США заключается в незаметном подходе (с отключенной бортовой РЛС, по данным самолета ДРЛО) и уничтожение цели с близкого расстояния, так как вероятность уничтожения цели с близкого расстояния выше чем вероятность поражения цели с дальних дистанций. А после уничтожения цели истребитель незаметно покидает место боевых действий.
- Россия
Россия, вероятно, напротив стремится обнаружить и уничтожить цели противника с дальнего и при возможности безопасного для истребителей расстояния
- При проектировании ПАК ФА очень много внимания уделялось авионике причем иногда в ущерб скрытности истребителя, но при этом увеличивалась дальность обнаружения противника.
- Разработка ракет КС-172, которые не способны поместиться во внутренних отсеках истребителя, что делает истребитель более заметным. Но в то же время ракеты обладают непревзойденной дальностью (до 400 км), дальность поражения этой ракеты в несколько раз превосходит дальность ракет используемых на F-22 и F-35.
- При этом, наличие всеракурсного управления вектором тяги и многолетнее оттачивание управляемости на запредельных режимах на самолетах поколений 4+ 4++, 4+++ позволяют предположить что тот же ПАК ФА спроектирован также и для классического ближнего боя с маневрами и использованием пушечного вооружения как основного оружия.
Все эти стратегии лишь предполагаемые, в них очень много показателей, таких как тренировочные бои, не учитывались и возможны серьезные недочеты.
Этот раздел не завершён. |
См. также |
- Боевой вылет
- Воздушный таран
- Выживаемость летательного аппарата
- Морской бой
Примечания |
↑ в книгах А. И. Покрышкина заход со стороны солнца с пикированием на цель называется «соколиный удар»
↑ Калинин А. П. Истребители над «Голубой линией». — М.: Воениздат, 1963.
↑ Сухов К. В. Эскадрилья ведёт бой. — М.: ДОСААФ, 1983.
↑ Вершинин К. А. Четвёртая воздушная. — М.: Воениздат, 1975.
↑ Покрышкин А. И. Кубань: дерзость, новаторство // Познать себя в бою. — М. : ДОСААФ, 1986. — 492 с. — 95 000 экз.
↑ Гречко С. Н. Решения принимались на земле. — М.: Воениздат, 1984. — (Военные мемуары).
↑ боевой тактической единицей до конца войны в соединениях Пе-2 оставалась «тройка», в то время, как вся остальная авиация перешла на «пары».
↑ один из самолётов принимает огонь на себя, второй — зигзагообразным манёвром выходит на ударную позицию, см. д/ф «Воздушный бой: F4F Дикий кот против Зеро» (Discovery World)
Источники |
- Советская военная энциклопедия. — М., 1990. — Т. 1. — С. 459—460.
- Shaw, Robert L. Fighter Combat: Tactics and Maneuvering. — Annapolis, MD : Naval Institute Press, 1985. — ISBN 0-87021-059-9.
- цикл передач «Воздушный бой» телеканала Discovery World
Ссылки |
- Luftwaffe: Operation Bodenplatte (1st Jan 1945)
- Телевизионный фильм «Битва за воздух» из цикла «Великая война» (Первый канал, 2010)