Мёртвая петля






Мёртвая петля.




Мёртвая петля.




Автор «мёртвой петли» Пётр Нестеров и сама петля на почтовой марке 1963 года.




Памятник перед зданием Киевского авиационного завода (1989 год).



Мёртвая петля — в авиации фигура сложного пилотажа в виде замкнутой петли, в России известная также как «петля Нестерова».


Представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется «правильной», если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости[1].




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 «Петля Пегу»




  • 2 Память


  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература





История |


Своё название — «мёртвая» — получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. До П.Н. Нестерова горизонтальные развороты на самолётах делали без крена — «блинчиком». Заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъёмную силу крыла для манёвра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Он так доверял своим расчётам, что перед выполнением «мёртвой петли» не пристегнулся ремнями к самолёту. Расчёты оказались правильными, и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые, — центробежная сила прижимала лётчика к сиденью. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали. Впервые в мире фигура была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в городе Киеве над Сырецким полем П.Н. Нестеровым[2] на самолёте Ньюпор-4 с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил[3]. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.



«Петля Пегу» |


В мире нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем данной фигуры. В частности, во Франции и ряде других западноевропейских стран принято считать, что это был французский пилот Адольф Пегу (Célestin Adolphe Pégoud), выполнивший трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. Причина в том, что Пегу был довольно популярным лётчиком, известным своим шоу, в то время как Нестеров был малоизвестным военным. В России считается, что Пегу выполнил не «мёртвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.



Память |


  • Памятник П.Н. Нестерову, с символической петлей, установлен в Киеве, на проспекте Победы, возле серийного завода «Антонов».

  • В честь столетия исполнения петли НБУ выпустил памятную монету номиналом пять гривен[4].

  • В честь столетней годовщины исполнения петли 9 сентября 2013 года были изменены логотипы поисковиков Google Россия и Яндекс[5].

  • В нижегородском сквере, расположенном на пересечении ул. Нестерова и Верхневолжской набережной установлен памятник Нестерову и мемориальные камни, один из которых посвящён началу высшего пилотажа — выполнению петли Нестерова[источник не указан 462 дня].


См. также |



  • Чакра Фролова

  • Переворот Иммельмана



Примечания |





  1. Сергей Кузнецов. Высший пилотаж: воздушные манёвры // Популярная механика : журнал. — 2004. — № 1.


  2. П.Н. Нестеров, Как я совершил мертвую петлю, С.-Петербургская газета, 4-5 сентября 1913 года,


  3. Пышнов В.С., Из истории летательных аппаратов, 1968 год


  4. Петля Нестерова. www.bank.gov.ua. Проверено 28 июля 2017.


  5. 100th anniversary of the first aviation "loop de loop" by Petr Nesterov (англ.). Проверено 28 июля 2017.




Литература |


  • Каталог фигур высшего пилотажа Арести ФАИ = FAI Aresti Aerobatic Catalogue. — Federation Aeronautique Internationale, 2002.








Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz