МиГ-29
























































МиГ-29
HuAF MIG29UB.jpg
МиГ-29
Тип
лёгкий фронтовой истребитель
Разработчик
Флаг СССР/Флаг России ОКБ МиГ
Производитель
Флаг СССРФлаг России МАПО им. П. В. Дементьева
Флаг СССРФлаг России авиазавод «Сокол»

Главный конструктор
Беляков, Ростислав Аполлосович
Первый полёт
6 октября 1977 года
Начало эксплуатации
июль 1983 года[1]
Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
Россия ВВС России
Союз Советских Социалистических Республик ВВС СССР (бывший)
Украина ВВС Украины
см. на вооружении

Годы производства
1982 — по н.в.
Единиц произведено
>1 600[2]
Стоимость единицы
$22 млн (2013 год)[3]
Варианты
МиГ-29М
МиГ-29МУ1
МиГ-29К
МиГ-35
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры» или «Средство достижения цели»[4]) — советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[5], разработанный в ОКБ МиГ.




Содержание






  • 1 История создания


  • 2 Конструкция


  • 3 Модификации


  • 4 Эксплуатация


  • 5 Поставки в Вооружённые Силы Российской Федерации истребителей МиГ-29 новых модификаций


  • 6 Места дислокации (Российская Федерация)


  • 7 Состоит на вооружении


  • 8 Боевое применение


    • 8.1 Война в Афганистане (1979—1989)


    • 8.2 Война в Персидском заливе (1991)


    • 8.3 Конфликт в Приднестровье (1991—1992)


    • 8.4 Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)


    • 8.5 Операция НАТО против Югославии (1999)


    • 8.6 Каргильская война (1999)


    • 8.7 Война в Южной Осетии (2008)


    • 8.8 Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)


    • 8.9 Гражданская война в Сирии (2011—н.в.)


    • 8.10 Другие эпизоды


    • 8.11 МиГ-29 в США


    • 8.12 Итоги боёв МиГ-29 с F-15 и F-16


      • 8.12.1 В вооружённых конфликтах


      • 8.12.2 В ходе учебных боёв






  • 9 Случаи угона


  • 10 Аварии и катастрофы


  • 11 Тактико-технические характеристики


    • 11.1 Технические характеристики[148]


    • 11.2 Двигатель


    • 11.3 РЛС


    • 11.4 Лётные характеристики


    • 11.5 Вооружение




  • 12 См. также


  • 13 МиГ-29 в массовой культуре


  • 14 Изображения


  • 15 На постаментах


  • 16 Примечания


  • 17 Литература


  • 18 Ссылки





История создания |




Первый прототип «9-01».


Проект создания лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР был начат в конце 1960-х годов. Аналогичный проект реализовывался в ВВС США («программа F-X»), результатом которой стало создание McDonnell Douglas F-15 Eagle. Созданный новый американский истребитель значительно превосходил любой из стоявших на вооружении в то время советских истребителей.


В 1969 году был объявлен конкурс на разработку перспективного самолёта, который получил обозначение ПФИ (перспективный фронтовой истребитель). Тактико-технические требования к такому самолёту были амбициозными: большой радиус действия, возможность использования коротких взлётно-посадочных полос (включая применение малоподготовленных), превосходная маневренность, максимальная скорость - более 2М и тяжёлое вооружение. Аэродинамическое проектирование нового самолёта выполнял ЦАГИ в сотрудничестве с КБ Сухого. В конкурсе приняли участие конструкторские бюро КБ Сухого, КБ Яковлева и Микояна и Гуревича. Конкурс выиграло бюро Микояна и Гуревича. В 1971 году ввиду дороговизны реализации проекта ПФИ его разделили на ТПФИ (тяжёлый перспективный фронтовой истребитель) и ЛПФИ (лёгкий перспективный фронтовой истребитель). Разработкой и созданием ТПФИ занялось КБ Сухого, а ЛПФИ — ОКБ Микояна и Гуревича.


Работа над ЛПФИ началась в 1974 году, результатом которой стал Продукт 9, получивший обозначение МиГ-29А. Первый полёт прототипа был выполнен 6 октября 1977 года. Предпроизводственный самолёт был впервые замечен разведывательными спутниками США в ноябре 1977 года и получил обозначение Ram-L (означает город Раменское — место, над которым впервые заметили самолёт).




МиГ-29М/ОВТ на МАКС-2005


Из-за задержек, связанных с потерей двух прототипов в авариях, серийное производство было развёрнуто только в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать на авиабазу Кубинка. Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984 году, после чего начались её поставки в части фронтовой авиации.


Первый самолет получил 91-й истребительный инструкторский авиационный полк 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава в г. Липецке 30 июня 1983 года[6]. Первыми строевыми полками, на вооружение которых поступили МиГ-29, стали 234-й иап (Кубинка) и 145-й иап (Ивано-Франковск). К началу 1985 года эти два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. После поставки первых машин стало ясно распределение задач между ТПФИ и ЛПФИ. Тяжёлый Су-27, обладая бо́льшим радиусом действия, имел задачу глубокого воздушного поиска и уничтожения передовой авиационной техники НАТО, легкий МиГ-29 — для завоевания господства в воздухе, в частях фронтовой авиации заменил МиГ-23.


Самолёты были представлены мировой прессе 2—8 сентября 1990 года на ежегодной международной выставке вооружения и военной техники Фарнборо[7].


В соответствии с замыслом руководства, самолёты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям моторизированной армии. В то время существовала доктрина, предполагавшая быстрое продвижение наземных механизированных частей и подразделений, прикрываемых самолетами фронтовой авиации. Данное обстоятельство подразумевало использование авиацией повреждённых или малоподготовленных взлётно-посадочных полос. С этой целью МиГ-29 был снабжён прочным шасси и закрывающимися нижними воздухозаборниками. На МиГ-29 также возлагалась задача по сопровождению штурмовиков и их защиты от истребителей НАТО типа F-15 и F-16.


По классификации НАТО МиГ-29 получил обозначение «Fulcrum-A». На базе МиГ-29 (9-12) были созданы экспортные модификации с более упрощенной авионикой, исключающей возможность доставки ядерного заряда — модели МиГ-29А (для ВВС участников Варшавского Договора и МиГ-29Б (для прочих стран). Первый показ МиГ-29 в странах вероятного противника произошёл во время визита советских самолётов в Финляндию в июле 1986 года. Первый показ МиГ-29 на авиасалоне — в сентябре 1988 года МиГ-29 на международном авиасалоне в Фарнборо.


За счет своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолеты палубного базирования. Начиная с 2007 года МиГ-29 базируется также на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»[4].


К 2015 году РСК МиГ произвело свыше 1600 истребителей МиГ-29[8]. Кроме того, почти 200 учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде[9]. МиГ-29 УБ — первый в истории авиации учебно-боевой самолет, по своим параметрам и боевым возможностям идентичный боевому самолету.



Конструкция |


Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.


Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей ёмкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.


На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).


Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.


Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.



Модификации |




МиГ-29М/ОВТ — всеракурсный отклоняемый вектор тяги




Пилот «Патруль де Франс» делает снимки МиГ-29М/ОВТ на авиасалоне МАКС-2007.




  • МиГ-29 (9-12) — первая серийная модификация МиГ-29. Поступил в войска в 1983 году. Масса боевой нагрузки — 2000 кг.


    • МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация МиГ-29 (9-12), поставлявшаяся в страны варшавского договора, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.


    • МиГ-29 (9-12Б) — экспортная модификация МиГ-29 (9-12), поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора. В экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э)[10]. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.


    • МиГ-29AS — модернизация МиГ-29 (9-12A) для ВВС Словакии по программе МиГ-29С, с изменённым БРЭО.




  • МиГ-29УБ (9-51) — двухместный учебно-боевой истребитель. Начал поступать в войска в 1985 году. Чтобы разместить вторую кабину для инструктора, без существенного изменения конструкции фюзеляжа, пришлось демонтировать бортовую РЛС.


  • МиГ-29 (9-13) — вторая серийная модификация для советских ВВС. Начал поступать в войска в 1986 году. На экспорт не поставлялся. От модификации 9-12 отличается наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», блоков выброса пассивных помех БВП-30-26М, увеличенным внутренним запасом топлива, а также возможностью подвески двух подкрыльевых топливных баков (в модификации 9-12 был только подфюзеляжный подвесной топливный бак). Массой боевой нагрузки возросла с 2000 до 3200 кг.





МиГ-33 (или МиГ-29М) — дальнейшее развитие МиГ-29





    • МиГ-29С (9-13С) — третья серийная модификация для советских ВВС. В номенклатуру вооружения включены ракеты Р-77(РВВ-АЕ); у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей. Масса боевой нагрузки увеличена до 4000 кг. Испытания завершились в сентябре 1991 г. МАПО им. П. В. Дементьева выпустило почти полсотни таких истребителей, однако только 16 из них были приобретены ВВС России. В 1992 г. Министерство обороны России решило прекратить закупки истребителей МиГ-29. Таким образом, выпущенные в 1991 году 16 истребителей МиГ-29С стали последними самолётами этого типа, поступившими на вооружение отечественной авиации. 30 невыкупленных ВВС России истребителей МиГ-29С были переделаны в экспортные варианты.


    • МиГ-29Н и МиГ-29НУБ — экспортные варианты МиГ-29С (9-13С) и МиГ-29УБ (9-51) для ВВС Малайзии. По договору от 7 июня 1994 г., Малайзия должна была получить 18 истребителей МиГ-29, включая два учебно-боевых МиГ-29УБ. Первые МиГ-29 прибыли в Малайзию в апреле 1995 г., а последнюю машину доставили 5 июня того же года.



  • МиГ-29СМ (9-14) — модернизация МиГ-29С. Добавлена возможность применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность. Таким образом истребитель стал многоцелевым. Испытания были успешно завершены в 1996 г., и заказчик подписал положительное заключение, рекомендовав произвести соответствующую доработку строевых самолётов.


  • МиГ-29М (9-15) — многоцелевой истребитель. В номенклатуру вооружения включены управляемые ракеты класса «воздух-поверхность». Количество пилонов (точек подвески для вооружения) увеличилось с 6 до 9; масса полезной нагрузки увеличилась с 4000 до 4500 кг. В 1986—1991 построено 6 опытных экземпляров: № 151, 152, 153, 154, 155 и 156. МиГ-29М успешно прошёл лётно-конструкторские испытания и первый этап государственных совместных испытаний, и в 1991 г. заказчик выдал предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1992 г. были прекращены закупки МиГ-29 для ВВС России. Госиспытания МиГ-29М пришлось прервать. Также к нему применялось маркетинговое название МиГ-33.

    • МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги переделан из истребителя МиГ-29М бортовой номер 156 (9-15 6-й лётный экземпляр). Также к нему применялось маркетинговое название МиГ-35.



  • МиГ-29СМТ (9-17) — модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ[11].


  • МиГ-29М2 — двухместный вариант МиГ-29М. Многофункциональный истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения[12].


  • МиГ-29УБТ (9-52) — учебно-боевая двухместная модификация МиГ-29СМТ (9-17) с РЛС Оса-2 (65 км).


  • МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29 для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака (англ.) и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33 серии 3М, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э», оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый прототип совершил полёт 4 февраля 2011 года[13].


  • МиГ-29К (9-31) — корабельный истребитель проигравший конкурс истребителю Су-33 на построение авиакрыла ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».


  • МиГ-29К (9-41) — корабельный истребитель. Построен на основе проекта МиГ-29К (9-31) с учётом части наработок про проекту МиГ-29М (9-15) и МиГ-29UPG (9-20). В частности использование композитных материалов. МиГ-29К укомплектовано авиакрыло индийского авианосца «Викрамадитья». Авиаэскадрон INAS 303 «Черные Пантеры».


  • МиГ-29КУБ (9-47) — корабельный двухместный учебно-боевой истребитель. Построен на основе МиГ-29К (9-41).


  • МиГ-29МУ1 — украинская сторонняя модернизация МиГ-29 (9-13), которую с 2009 года осуществляет Львовский государственный авиационно-ремонтный завод.


  • МиГ-29БМ — белорусская сторонняя модернизация МиГ-29 (9-13). Установлены средства дозаправки топливом в воздухе, станция спутниковой навигации и доработана РЛС для применения вооружения воздух-земля. Из всех дополнений по бюджетному принципу включает в себя максимум компонентов.


  • MiG-29 Sniper — румынская сторонняя модернизация МиГ-29 (9-12А). Модернизацию истребителя проводили компании Aerostar Bacău (Румыния), DASA (Германия) и Elbit Systems (Израиль). Самолёт обладает улучшенными боевыми характеристиками и более совершенными бортовыми системами, которые соответствуют стандартам НАТО/ИКАО. Первый полёт самолёт совершил 5 мая 2000 года, но программа модернизации была закрыта в 2001 году. В настоящее время единственный MiG-29 Sniper — экспонат Национального музея авиации[14][15].



Эксплуатация |


В ВВС и Морской авиации ВМФ России около 200 МиГ-29 различных модификаций.
На январь 2016 года в строевых полках ВВС РФ не осталось МиГ-29 ("советских") серий 9-12 и 9-13.


Успешное применение новейших российских истребителей МиГ-29СМТ в Сирии подтвердило их надежность и эффективность, заявил журналистам генконструктор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков.
Коротков добавил, что за два с половиной месяца эксплуатации самолеты совершили более 140 боевых вылетов с целью выполнения задач по уничтожению инфраструктуры террористов. По его словам, в Сирии МиГ-29СМТ "выполняли боевые задачи по поражению баз террористов автономно, а также совместно с самолетами Су-34 и Су-35". Он добавил, что также МиГ-29СМТ выполнили задачи по сопровождению бомбардировщиков Ту-22М3.


Программа освоения МиГ-29СМТ будет продолжена, в том числе с целью проверки эффективности поражения новыми и перспективными системами вооружения. Полученный в Сирии опыт будет учтен в эксплуатации данных самолетов, а также внедрен в рамках разработки новых авиационных комплексов марки "МиГ", в том числе МиГ-35.[16]



Поставки в Вооружённые Силы Российской Федерации истребителей МиГ-29 новых модификаций |


По заявлениям в прессе Министерства обороны РФ (2009 -2016 г)


  • 2009 г.

МиГ-29СМТ - 28 ед.


МиГ-29УБМ - 6 ед.


  • 2013 г.

МиГ-29К - 2 ед.


МиГ-29КУБ - 2 ед.


  • 2014 г.

МиГ-29К - 8 ед.


МиГ-29КУБ - 2 ед.


  • 2015 г.

МиГ-29СМТ - 4 ед.


МиГ-29УБМ - 2 ед.


МиГ-29К - 10 ед.


  • 2016 г.

МиГ-29СМТ - 8 ед.



Места дислокации (Российская Федерация) |




  • 14-й гвардейский истребительный авиационный полк (МиГ-29СМТ (9-19), 9-51) — аэродром Халино (Курск) (в 2017 году начал перевооружаться на Су-30СМ).

  • 116-й УЦБП — учебный центр боевого применения ВВС (9-12, 9-13, 9-19, 9-53) — аэродром Приволжский (в настоящее время перевооружается на МиГ-29СМТ/ УБТ по контракту на 16 СМТ и 2 УБТ).

  • 234-й ЦПАТ Пилотажная группа «Стрижи» (9-12, 9-13, 9-51) — аэродром Кубинка.

  • 713-й учебный авиаполк (входящий в состав 783-го учебного центра) — аэродром Армавир.

  • 968-й исследовательский истребительный авиаполк (аэр. Липецк) МиГ-29 (9-13), МиГ-29УБ (9-51), МиГ-29 СМТ/УБТ (3 штуки)

  • 63530-я авиабаза Эребуни (9-13, 9-13С, 9-51) — Ереван, Армения.

  • Центр боевого применения морской авиации (несколько МиГ-29 КУБ (9-47)) — аэродром Ейск.




Страны-эксплуатанты МиГ-29.Красным цветом обозначены страны, в которых МиГ-29 состоял на вооружении ранее




МиГ-29 ВВС СССР в 1989 году




МиГ-29 ВВС Украины




МиГ-29 ВВС Германии




МиГ-29 сербских ВВС. Изображённая на фотографии машина (с/н 18105) была потеряна в авиакатастрофе в июле 2009 года




МиГ-29 ВВС Словакии



Состоит на вооружении |



  • РоссияFlag of Russia.svg Россия


    • Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 19 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ, по состоянию на 2016 год[17]


    • Воздушно-космические силы Российской Федерации — 90 МиГ-29, 30 МиГ-29УБ, 40 МиГ-29СМТ и 8 МиГ-29УБМ, по состоянию на 2016 год


    • 6-я армия ВВС и ПВО — 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ, по состоянию на 2016 год[18]


    • 4-я армия ВВС и ПВО — 63 МиГ-29 [19]



Старые модификации постепенно выводятся из состава ВКС. Идёт перевооружение на новые модели, например, на МиГ-29СМТ и Су-30CM.[20] Модернизация истребителей старой постройки признана нецелесообразной в связи с физическим износом и коррозией.[21][22][23][24]




  • АзербайджанFlag of Azerbaijan.svg Азербайджан — 14 МиГ-29 по состоянию на  2017 год[25]


  • АлжирFlag of Algeria.svg Алжир — 23 МиГ-29С/УБ на 2017 год[26]


  • БангладешFlag of Bangladesh.svg Бангладеш — 6 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[27]


  • БелоруссияFlag of Belarus.svg Белоруссия — 24 МиГ-29С/УБ, по состоянию на 2017 год[28]


  • БолгарияFlag of Bulgaria.svg Болгария — 12 МиГ-29А и 4 МиГ-29УБ на 2017 год[29]


  • ЙеменFlag of Yemen.svg Йемен — 18 МиГ-29СМ по состояню на 2014 год [30]


  • ИзраильFlag of Israel.svg Израиль — на 2009 год два самолёта эксплуатируются в Испытательном центре ВВС Израиля[31]


  • ИндияFlag of India.svg Индия — 43 МиГ-29, 12 МиГ-29UPG и 7 Миг-29УБ, по состоянию на 2017 год[32]


  • ИранFlag of Iran.svg Иран — 36 МиГ-29А/У/УБ на 2016 год[33]


  • КазахстанFlag of Kazakhstan.svg Казахстан — 12 МиГ-29 и 2 Миг-29УБ по состоянию на 2016 год[33]


  • КНДРFlag of North Korea.svg КНДР — более 18 МиГ-29А/С/УБ на 2017 год[34]


  • КубаFlag of Cuba.svg Куба — 2 МиГ-29А и 3 МиГ-29УБ + 2 МиГ-29 на хранении по состоянию на 2017 год[35]


  • МалайзияFlag of Malaysia.svg Малайзия — 8 МиГ-29Н и 2 МиГ-29НУБ на 2016 год[36]


  • МонголияFlag of Mongolia.svg Монголия - 4 МиГ 29 СТМ заказани 2011 , доставка осуществится в сентябре 2018 года [37]


  • МьянмаFlag of Myanmar.svg Мьянма — 18 МиГ-29, 6 Миг-29СЕ и 5 Миг-29УБ, по состоянию на 2016 год[38]


  • ПеруFlag of Peru (state).svg Перу — 9 МиГ-29С, 3 МиГ-29СМ, 6 МиГ-29СМТ и 2 МиГ-29УБВ, по состоянию на 2016 год[39]


  • ПольшаFlag of Poland.svg Польша — 26 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[40]


  • СербияFlag of Serbia.svg Сербия — 2 МиГ-29 и 1 МиГ-29УБ, по состоянию на 2017 год[41]. Ещё 6 шт. получены от РФ в 2017 г., предполагается их скорая модернизация[42]


  • СирияFlag of Syria.svg Сирия — 30 МиГ-29А/УБ/СМ, по состоянию на 2017 год[43]


  • СловакияFlag of Slovakia.svg Словакия — 10 МиГ-29АС, 2 МиГ-29УБС по состоянию на 2017 год[44]


  • СуданFlag of Sudan.svg Судан — 20 МиГ-29СМ и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[45]


  • ТуркменияFlag of Turkmenistan.svg Туркмения — 22 МиГ-29А/С и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[46]


  • УзбекистанFlag of Uzbekistan.svg Узбекистан — 12 МиГ-29/МиГ-29УБ в строю + 18 на хранении, по состоянию на 2016 год[47]


  • УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина — 37 МиГ-29, по состоянию на 2017 год[48]


  • Шри-ЛанкаFlag of Sri Lanka.svg Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 4 МиГ-29СМ и 1 МиГ-29УБ[49]


  • ЭритреяFlag of Eritrea.svg Эритрея — 4 МиГ-29, 2 МиГ-29УБ и 2 МиГ-29СМТ, по состоянию на 2016 год[50]


Стоял на вооружении



МиГ-29СМТ




  • ВенгрияFlag of Hungary.svg Венгрия — с 1993 года получено 28 самолётов (22 истребителя и 6 учебно-боевых, сумма сделки 800 млн долларов США) в счёт погашения долга СССР. В настоящее время МиГ-29 стоят на вооружении 59-й тактической авиабазы (59. «Szentgyörgyi Dezső» Harcászati Repülőbázis). 13 самолётов данного типа в 2007—2008 году прошли капитальный ремонт под контролем РСК «МиГ».[51] 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о намерении модернизировать и после этого выставить на аукцион последние двенадцать МИГ-29, оставшиеся на вооружении ВВС Венгрии. По состоянию на 2010 год, полёты на МИГ-29 год уже не осуществляются.[52]. Последний истребитель вышел из строя в декабре 2010 года.


  • ГерманияFlag of Germany.svg Германия — с 1988 года ГДР получила 24 самолёта (20 истребителей и 4 учебно-боевых). После объединения Германии эти самолёты находились на вооружении 73-й эскадры и прошли модернизацию. Один самолёт был потерян, остальные (кроме одного, оставшегося в музее) сняты с вооружения и переданы Польше в 2003—2004 годах[53].


  • ИракFlag of Iraq.svg Ирак — по разным данным, с 1987 года получено примерно 40—50 самолётов (наиболее вероятно — 42 истребителя и 6 учебно-боевых). Значительная часть потеряна в войне 1991 года (сбиты, уничтожены на земле или перелетели в Иран), некоторые самолёты оставались на вооружении до американской оккупации в 2003 году.


  • РумынияFlag of Romania.svg Румыния — в 1989—1994 гг. из СССР/России получено 18 Миг-29 (9-12А) и 4 МиГ-29УБ (9-51). В 1992 г. из Молдавии получен 1 МиГ-29 (9-13)[54]. 2 Миг-29 (9-12А) и 1 МиГ-29УБ (9-51) разбились[15]. Самолеты стояли на вооружении с декабря 1989 по октябрь 2003 года.[55][56].


  • ЧехословакияFlag of the Czech Republic.svg Чехословакия — в 1989 году получено 20 самолётов (18 истребителей и 2 учебно-боевых). После распада страны, в 1992, самолёты разделены поровну между Чехией и Словакией.


  • ЧехияFlag of the Czech Republic.svg Чехия — после распада Чехословакии осталось 10 самолётов (9 истребителей и 1 учебно-боевой). В марте 1994 года в результате пожара была уничтожена единственная спарка Чешских ВВС, после чего подготавливать новых пилотов МиГ-29 стало не на чём. В 1995 году 9 оставшихся истребителей переданы Польше в обмен на вертолёты W-3 Sokół.[57]


  • МолдавияFlag of Moldova.svg Молдавия — из 36 истребителей авиационного полка Черноморского флота, находящихся в Молдавии, один был продан Румынии, 4 Йемену и 21 МиГ-29 за 40 млн долларов приобрели США в 1997 году.


  • ЮгославияFlag of Yugoslavia (1946-1992).svg Югославия — в 1988—1989 году получено 18 самолётов, включая из них 2 МиГ-29УБ.[58]



Боевое применение |



Война в Афганистане (1979—1989) |


За время войны произошло несколько случаев угонов различных самолётов афганскими пилотами. Есть информация, что в августе 1987 года советские МиГ-29 сбили четыре афганских Су-22, во время попытки атаковать афганскую президентскую резиденцию[59][60].



Война в Персидском заливе (1991) |




Иракский МиГ-29, уничтоженный в ходе операции «Буря в пустыне»


Значительную роль (возможно решающую) в боевой истории МиГ-29 сыграли события 1980-х, связанные с Адольфом Толкачёвым. Информация, переданная Адольфом позволила США уверенно подавлять радиолокационные системы «МиГа».[61]


Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили.[62]


На 1991 год МиГ-29 были самыми современными истребителями ВВС Ирака. В боеспособном состоянии находилось 33 боевых и 4 учебно-боевых истребителей МиГ-29. По официальным данным Ирака, МиГи сбили два самолёта «Торнадо» и повредили B-52G (ракетой Р-27Р) и F-111F. Анти-иракская коалиция подтвердила все эти потери, однако заявила что это был огонь с земли или дружественный огонь.[63][64][65]


В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (МиГ-23МЛ)[66][67].


17 января, согласно американским данным, F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29.
18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.[68][69] Только 3 потери МиГ-29 в воздушных боях были подтверждены (из 5 заявленных).


Потери МиГ-29 признанные Ираком. 17 января сбиты два МиГ-29 39-й иэ, пилоты майор Тарик Саид и капитан Мохаамед Саид погибли. В этот день ещё один МиГ-29 получил незначительные повреждения ракетой F-15 после чего пилот капитан Хелаль увёл истребитель на аэродром (американцы ошибочно приняли этот самолёт за сбитый). В ночь с 18 на 19 января МиГ-29, пилотируемый капитаном Джамилем Сайхудом атаковал группу самолётов «Торнадо», Сайхуд сбил один вражеский самолёт, после чего был атакован группой F-15 (иракский самолёт был один), в ходе воздушного боя иракский самолёт был сбит, пилот катапультировался. В этот день американцы заявляли ещё один сбитый «МиГ», иракцы отмечали что был один случай близкого пролёта ракеты возле МиГ-29, но самолёт никак не пострадал.


Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число было потеряно на земле в результате авиаударов МНС.



Конфликт в Приднестровье (1991—1992) |



36 самолётов МиГ-29 86-го гвардейского Борисовского Краснознаменного истребительного ордена Суворова авиационного полка 119-й истребительной Невельской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии (с 1989 года в составе Черноморского флота) достались Молдавии, после распада СССР.[70]. Попытка уничтожить мост через Днестр закончилась провалом, в результате бомбёжки погибли мирные жители. Один молдавский МиГ-29 по заявлениям приднестровской стороны был сбит зенитной ракетой, молдавские власти отрицают инцидент, заявляя только о повреждении самолета.



Эфиопо-эритрейская война (1998—2000) |


После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29 (9-13), произведённых в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.[71]. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21, один МиГ-23БН и один Су-25[72][73].



Операция НАТО против Югославии (1999) |


Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов[74]. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства[75]. После того, как 4 мая в воздушном бою с американскими F-16 был сбит и погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.


В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Сампини) утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта «самолёта-невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Джукичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Джукич» (серб. Гвозден Ђукић) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны[76]. По данным украинского исследователя Михаила Жирохова, в период 26—27 марта (когда был сбит F-117) МиГ-29 не выполнили ни одного боевого вылета[77]. Согласно книге российского Центра анализа стратегий и технологий «Чужие войны», за время войны сербские МиГ-29 ни разу не сумели применить оружие по противнику[78].


Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях югославских самолётов см. в Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться. У всех участвовавших в боях МиГ-29 были зафиксированы, после взлёта, отказы различного бортового оборудования (в том числе РЛС, СПО-15); из-за неработающей аппаратуры сербские пилоты не могли определить направление атаки противника, что резко снижало шансы МиГ-29 в столкновениях с авиацией НАТО.[79]



Каргильская война (1999) |


В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 сопровождали истребители-бомбардировщики «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.



Война в Южной Осетии (2008) |


Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с Су-27 контролировали воздушное пространство в зоне военного конфликта. Несколько раз вылетали на перехват воздушных целей.


20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450 израильского производства. Беспилотный самолёт был сбит ракетой Р-73, запущенной с российского МиГ-29, взлетевшего с аэродрома Гудаута.[80].[81]


Возможно, 10 августа 2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик Су-25[82]



Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.) |


ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. Самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании[83].



Гражданская война в Сирии (2011—н.в.) |


ВВС Сирии используют МиГ-29 в качестве истребителей-бомбардировщиков для ударов по наземным целям.[84][неавторитетный источник?]


В сентябре 2017 года четыре МиГ-29СМТ ВКС России были доставлены в Сирию для участия в вооруженном конфликте на стороне правительственных войск. По данным газеты «Коммерсантъ» российские военные захотели проверить самолет в боевых условиях[85]. К середине сентября, утверждало издание, МиГ-29СМТ выполняли в основном разведывательные задачи. Однако как минимум один из четырёх самолетов использовался для бомбардировок позиций «Исламского государства». Также истребители МиГ-29 применялись с авианосца «Адмирал Кузнецов», один из них упал в море.



Другие эпизоды |


Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году[70].




МиГ-29 ВВС Болгарии


Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни[86].


Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Сессна-337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли «Сессны» в воздушное пространство Кубы или нет[87][88], но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов одиночный МиГ-29УБ сбил самолёты-нарушители двумя ракетами Р-73.


Согласно заявлениям некоторых западных источников (израильтяне об этом случае никогда не заявляли) 2 июня 1989 года израильские F-15 при неизвестных обстоятельствах сбили два сирийских истребителя МиГ-29. Исследователи высказывали сомнения в достоверности данного эпизода[89]. Согласно этим же источникам ещё два МиГ-29 были сбиты «Иглами» 14 сентября 2001 года (Израиль официально отрицал данный случай)[90][91].



МиГ-29 в США |


В 1997 году правительство Республики Молдовы продало в США 21 самолёт МиГ-29 из состава 86-го гвардейского морского истребительного Борисовского, Краснознамённого, ордена Суворова авиационного полка, базировавшегося на аэродроме Маркулешты. Сумма сделки составила 40 млн. долларов США. Самолёты были перебазированы на базу ВВС Райт-Паттерсон (Wright-Patterson Air Force Base), штат Огайо. В настоящее время часть самолетов выставлена в экспозиции на нескольких авиабазах.



Итоги боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 |



В вооружённых конфликтах |


В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.


По данным, опубликованным США[92][93][94] и НАТО[95][96][97][98], в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 9 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны. Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джуканович (Небојша Ђукановић), бывший в 1999 году командиром 127-й эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что шесть МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.[99] Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах.[100][101]


Стоит отметить, что бои проходили при количественном превосходстве в воздухе самолетов НАТО не только по подобным машинам, но и с односторонним применением иных самолётов, например перехватчиков и самолетов ДРЛО, что подтверждается списочным составом ВВС стран участниц конфликта, а также заявленным числом используемых самолётов.



В ходе учебных боёв |


В 1998 году немецкий журнал Flieger Revue опубликовал статью, в которой говорилось о превосходстве МиГ-29 в той комплектации, в какой их применяли ВВС Германии с 1987 года, над F-16. По мнению автора, МиГ-29 незначительно превосходит F-16. В частности — это шлем пилота с прицелом, который предоставляет решающее превосходство в ближнем воздушном бою. При наличии шлема с прицелом пилот МиГ-29 может захватить воздушную цель раньше, ещё до обычных углов захвата цели, и уничтожить её. Во время тренировочных летных занятий в НАТОвском учебном центре воздушного боя Десимоманну на Сардинии было выявлено, что МиГ-29 при применении в сочетании шлема с прицелом и ракет Р-73Э превосходит все западные истребители.[102]


В нескольких учебных боях против пилотов НАТО на F-15С, F-16С и Mirage 2000С, МиГ-29 показал преимущество.[103] Преимущество в нашлемном целеуказании в сочетании с возможностью атаковать далеко от направления полёта сохранялось до 2002. Это преимущество сильно сказывалось в учебных боях также и над F-14 и F-18, которые проводились как в Германии, так и в США с использованием купленных в 1997 в Молдавии 12 машин.[104]


В документально-публицистической передаче на телеканале Звезда утверждалось, что МиГ-29 имеет преимущество над F-16 по высоте (минимум и максимум), дальности обнаружения и стрельбы.[105]



Случаи угона |


20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным и ранив часового из табельного оружия, угнал МиГ-29. Позже, оторвавшись от преследования, он приземлился в Турции. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire»[106] и в 2001 году погиб в авиакатастрофе в США.



Аварии и катастрофы |




Авария МиГ-29 24 июля 1993 года



  • 5 сентября 1986 года Липецк. Во время пилотажа МиГ-29 врезался в здание командно-диспетчерского пункта (КДП), погибли 16 человек.

  • 1 апреля 1986 года в 145 иап потерпел аварию МиГ-29. Летчик Н. Гук обнаружил потерю управления самолетом, пытался спасти машину, но был вынужден катапультироваться. Причина отказа управления самолетом — рассоединение вала одного из двигателей и повреждение деталями двигателя проводки управления самолётом. Погиб (выпал с балкона в строевой форме перед разбором аварии) инженер эскадрильи, так как обвинили техсостав в переработке двигателя на форсаже (порядка 10 сек). Первая авария самолета МиГ-29 в строевой части.

  • Летом 1987 года произошла катастрофа МиГ-29УБ в 145 иап, причина не установлена. В простых МУ днем спарка в крутом пике почти на сверхзвуке вошла в речку в районе ТЭЦ Бурштын неподалёку от Галича.

  • Зимой 1987 года произошла катастрофа ещё одного МиГ-29УБ 145 иап в простых МУ при выполнении сложного пилотажа лётчики Панин и Щебренко не зафиксировали высоту, перешли к выполнению следующего упражнения и не смогли предотвратить столкновения с землей на высоком берегу Днестра.

  • 8 июня 1989 года Международный авиасалон в Ле-Бурже. Потерпел аварию МиГ-29. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур катапультировался.

  • Июнь 1990 года Саки. Потерпел аварию МиГ-29УБ 100-го миап. Экипаж катапультировался. В составе экипажа — лётчик-испытатель Анатолий Квочур (второе катапультирование).

  • 7 февраля 1992 года Потерпел катастрофу МиГ-29 в сложных метеорологических условиях из-за навигационных приборов и потери пространственной ориентировки. Ценой собственной жизни летчик — генерал-майор авиации Осканов Суламбек Сусаркулович предотвратил падение самолёта на поселок Хворостянку, Добринского района, Липецкой области.

  • 24 июля 1993 года на авиабазе «Фэйфорд» (Великобритания), в воздухе столкнулись два истребителя МиГ-29 (летчики — Сергей Тресвятский и Александр Бесчастнов).

  • Ноябрь 1995 года Город Бурштын (Ивано-Франковск). ВВС Украины. Катастрофа МиГ-29УБ 114-го иап: по неустановленным причинам самолёт врезался в землю недалеко от пос. Бовшев. Экипаж погиб.

  • 30 июля 1996 года Лиманское (Одесская область). ВВС Украины. Катастрофа МиГ-29 161-го иап ВВС Украины. Капитан Вадим Кирильчук, военный летчик 2-го класса, заместитель командира эскадрильи, при выполнении имитации падения подбитого самолета во время учений на Киево-Александровском полигоне. Летчик погиб.

  • 23 июля 1998 года МиГ-29 (бортовой номер 17). ВВС Венгрии. Кечкемет. Катастрофа самолета на глазах у корреспондентов ТВ-каналов при подготовке к авиашоу в Кечкемете. Летчик погиб.

  • 7 ноября 1998 года Кировское. ВВС Украины. Катастрофа МиГ-29 (9-13). Самолет ГВП «Украинские соколы» в сложных метеоусловиях и плохой видимости при заходе на посадку слетел с полосы, перевернулся, разломился и загорелся. Летчик погиб.

  • 6 августа 1999 года ВВС Индии, катастрофа МиГ-29 в Химачал-Прадеш[107].

  • 14 марта 2001 года ВВС Перу. Авария МиГ-29. Военная база на севере Перу. Летчик катапультировался, направив самолет на территорию рисовой плантации, пострадавших нет[108].

  • 22 марта 2001 года ВВС России. Ахтубинск. Авария МиГ-29УБ в Астраханской области. Оба летчика успели катапультироваться и остались живы. Самолёт упал в безлюдной местности, жертв и разрушений на земле нет.[109]

  • 7 ноября 2002 года ВВС Словакии. Авария двух МиГ-29 ночью[110].

  • 12 ноября 2003 года столкновение с горой МиГ-29 ВВС России в Эребуни (Армения). СМУ. Военный летчик 1-го класса Константин Кардаш погиб.[111].

  • 19 июня 2003 года в Армавире разбился МиГ-29УБ[112]

  • 11 мая 2005 года в Венгрии разбился МиГ-29 Борт номер 02[113]

  • 12 мая 2005 года в Тверской области разбился МиГ-29[114]

  • 17 апреля 2008 года в Венгрии разбился МиГ-29 (б/н 15)[113]

  • 27 июля 2006 года разбился МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи»[115]. Из-за попадания птицы, МиГ-29УБ не смог разогнаться до скорости отрыва, и врезался в бетонный забор у ВПП. Экипаж катапультировался.

  • 21 марта 2007 года в Ростовской области в 30 километрах от Миллерово в ходе проведения плановых полетов 4-й воздушной армии ВВС и ПВО России на высоте около 7000 м столкнулись два истребителя МиГ-29. Летчики отрабатывали полет парой, выполняя упражнение на слетанность. Оба самолета упали на кукурузные поля и сгорели. В результате ЧП жертв нет, летчики катапультировались[116]

  • 29 января 2008 года МиГ-29УБ ВВС Азербайджана упал в Каспийское море[117]

  • 12 февраля 2008 года в Казахстане разбился Миг-29, один пилот погиб[118]

  • 17 октября 2008 года под Читой разбился МиГ-29[119]

  • 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае разбился МиГ-29[120]

  • 5 мая 2009 года г. Миргород, МиГ-29 114БТА был поврежден в результате ошибки курсанта ХУВС Виктори Мекотовой. Посадив самолет в середине ВПП, не погасив скорость, был начат разворот, в результате машина опрокинулась на левый борт и получила повреждения левой плоскости и стойки. Самолет восстановлен

  • Июнь 2009 года. МиГ-29УБ ГВП «Стрижи» потерпел аварию в Кубинке. Жертв и разрушений нет, самолет списан.

  • 23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск,[121], принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ»[122] и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков»[123]. Сначала в прессе появилась информация, что оба лётчика успели катапультироваться, но погибли[124][125]. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы[126][127]. Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса[128]: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии[122]. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полёты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы[129]. По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).

  • 26 апреля 2012 года МиГ-29 ВВС Болгарии потерпел крушение у города Пловдив на юге страны. Самолёт, вылетевший с авиабазы «Граф Игнатиево», принимал участие в совместных учениях ВВС Болгарии и США «Тракийская звезда-2012». Никто не пострадал.[130]

  • 6 сентября 2012 года в Забайкальском крае разбился МиГ-29 ВВС России (Домна), пилот-подполковник Альберт Хаджияров погиб.

  • 8 ноября 2013 года МиГ-29 ВВС Индии — шт. Гуджарат. Истребитель разбился во время тренировочного полёта. Пилот катапультировался.[131]

  • 4 июня 2014 года палубный истребитель МиГ-29К ВМС Индии совершил жёсткую посадку на авианосец Викрамадитья. В результате была повреждена носовая стойка шасси, самолёт отремонтирован. Пилот не пострадал.[132]

  • 11 июня 2014 года самолёт МиГ-29УБ ВВС Мьянма загорелся и упал во время тренировочного полёта. Оба пилота катапультировались.[133]

  • 27 июля 2014 года в Приволжском районе Астраханской области упал МиГ-29. По предварительным данным, один человек погиб.[134]

  • 11 ноября 2014 года в Ляховичском районе Брестской области Белорусии упал МиГ-29 61-й истребительной авиабазы. Пилот катапультировался[135][136][137]

  • 4 декабря 2014 года опытный экземпляр корабельного учебно-боевого самолёта МиГ-29КУБ потерпел крушение в районе населённого пункта Чемодурово Воскресенского района Московской области. Пилоты катапультировались и были доставлены в лечебное учреждение.[138][139][140] Позднее один из пилотов — Сергей Рыбников — в результате полученных травм скончался в реанимационном отделении НИИ им. Склифосовского.[141]

  • 4 июня 2015 года при выполнении учебно-тренировочного полёта в районе полигона Ашулук потерпел аварию самолет Миг-29 ВВС России. Пилоты катапультировались.[142]

  • 3 июля 2015 года в районе станицы Кущёвская в Краснодарском крае разбился самолет МиГ-29 ВВС России. Пилот (начальник Службы безопасности полётов ВВС России генерал-майор Александр Берзан) катапультировался.[143]

  • 24 мая 2016 года самолёт МиГ-29УБ ВВС Ирана получил повреждение во время вынужденной посадки вследствие отказа одного двигателя. Лётчики полковник Али Голипур (Ali Golipour) и майор Раузбен Назарян (Rouzbeh Nazerian) приняли решение совершить посадку на третьей тактической авиабазе ВВС Ирана, к северу от Хамадана. Самолёт выкатился за пределы ВПП, лётчики попытались катапультироваться. В результате полковник получил перелом позвоночника, а майор — тяжелые травмы и после транспортировки в больницу скончался[144].

  • 13 ноября 2016 года самолёт палубный истребитель МиГ-29КУБ МА ВМФ России упал после взлёта с авианосца «Адмирал Кузнецов». Экипаж был подобран спасательным вертолётом[145].

  • 23 февраля 2017 года истребитель МиГ-29 ВВС Белорусcии загорелся при разгоне на аэродроме Бобруйский. Лётчик не пострадал[146].

  • 18 декабря 2017 года во время учебного полёта под Минск-Мазовецки разбился МИГ-29 ВВС Польши. Пилот катапультировался.

  • 5 октября 2018 года у села Дмитровцы Коломенского района Московской области потерпел крушение МиГ-29УБ, выполнявший учебно-тренировочный полет. Оба пилота катапультировались[147].



Тактико-технические характеристики |




Три проекции МиГ-29



Технические характеристики[148] |




  • Экипаж: 1 или 2 человека[149]


  • Длина: 17,32 м


  • Размах крыла: 11,36 м


  • Высота: 4,73 м


  • Площадь крыла: 38,06 м²


  • Угол стреловидности крыла: 42°


  • Масса:


    • пустого: 10900 кг


    • нормальная взлётная масса: 15180 кг


    • максимальная взлётная масса: 18480 кг






РД-33 — двигатель для истребителей МиГ-29



Двигатель |




  • Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой (а также управляемым вектором тяги на МиГ-29М/ОВТ)


  • Модель: РД-33


  • Тяга:


    • максимальная: 2 × 5040 кгс


    • на форсаже: 2 × 8300 кгс




  • Масса двигателя: 1055 кг


  • Отклоняемый вектор тяги: для МиГ-29М/ОВТ с двигателями РД-33К


  • Углы отклонения вектора тяги: ±15° в любом направлении


  • Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с

  • Возможность запуска двигателя в полёте

  • Время демонтажа двигателя силами 5 механиков — 1 час[150]




МиГ-29М/ОВТ в полете





ВВС Болгарии МиГ-29





ВВС Болгарии МиГ-29





ВВС Болгарии МиГ-29



РЛС |



  • Сопровождение 10 воздушных целей и обстрел наиболее опасной[151]

  • Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч

  • Скорость атакуемой цели 230—2500 км/ч

  • Высота атакуемой цели 30—23000 м

  • Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² в ППС на высоте более 3000 м — 50—70 км

  • Дальность обнаружения вертолёта (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС — 17 км[152]

  • по данным на 2012 — РЛС Н010 «Жук» различных версий. 10—20 целей одновременно на дальности до 80 километров, обстрел 1—2[153].



Лётные характеристики |




  • Максимальная скорость:


    • у земли: 1500 км/ч (М=1,26)


    • на высоте: 2450 км/ч (М=2,3)




  • Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)


  • Практическая дальность:


    • со 100 % топлива: 1430 км


    • с 2 ПТБ: 2100 км




  • Продолжительность полёта: до 2,5 ч


  • Практический потолок: 18000 м


  • Тяговооружённость:


    • при нормальной взлётной массе: 1,09 кгс/кг


    • при максимальной взлётной массе: 0,92 кгс/кг




  • Нагрузка на крыло:


    • при нормальной взлётной массе: 399 кг/м²


    • при максимальной взлётной массе: 476 кг/м²




  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G




МиГ-29 на МАКС-2009



Вооружение |




  • Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов


  • Боевая нагрузка: 2180 кг


  • Узлов подвески вооружения: 7


  • Подвесное вооружение:

    • Р-60М

    • Р-27Р1

    • Р-73

    • Р-77

    • БКО «Талисман»

    • Б-8М1

    • С-24Б


    • ФАБ-500М62

    • ОФАБ-250-270

    • КМГУ-2

    • ЗБ-5000





См. также |




  • Флаг США General Dynamics F-16 Fighting Falcon


  • Флаг США F/A-18 Hornet


  • Европейский союз Panavia Tornado


  • Япония Mitsubishi F-2


  • Китайская Республика AIDC F-CK-1


  • Индия HAL Tejas


  • Китайская Народная Республика Chengdu J-10


  • Китайская Народная Республика Пакистан Chengdu FC-1 Xiaolong


  • Флаг Швеции JAS 39 Gripen



МиГ-29 в массовой культуре |


МиГ-29 можно увидеть в таких фильмах, как «Золотой глаз», «Самолёт президента», «R2B».


На МиГ-29 можно «полетать» во многих компьютерных реалистичных и аркадных авиасимуляторах: DCS World (самая высокая степень проработки истребителя из всех компьютерных игр) , Vector Thrust, Flanker 2.5, аддон Mig-29 Deadly Adversary для симулятора Falcon 3.0, Novalogic Mig-29, Fighter Wing, Over G Fighters, аркадных Tom Clansy’s HAWX и AceCombat а также в игре МиГ-29 для приставки Sega Mega Drive и PC от компании Domark;
А еще Миг-29 есть в играх Fighters Anthology, IAF, USAF компании Jane`s Combat Simulations.
Сделаны моды для игр Arma 2 и 3. Во всех случаях физика в программах отличается от реальной.



Изображения |


МиГ-29СМТ на МАКС-2009:




На постаментах |



  • в городе Обнинске Калужской области 29 июля 2016 г. открыт памятник Авиаторам Калужского края, на котором установлен легендарный фронтовой истребитель МиГ-29[154].

  • в городе Воронеже на улице Димитрова осенью 2016 года установлен МиГ-29 пилотажной группы «Соколы России»[155].

  • в городе Иркутске на улице 1-ая Советская.

  • в Ашукине Пушкинского района Московской области[156].

  • под г. Пятихатками Днепропетровской области.

  • в г. Минске на территории в/ч на ул. Я. Коласа



Примечания |





  1. МиГ-29 (9-12)


  2. Корпорация МиГ


  3. Многоцелевой истребитель МиГ-29С


  4. 12 МО РФ. МиГ-29, который может все (рус.). МО РФ (16.12.2011 (18:33)). Проверено 3 июня 2016.


  5. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.


  6. Павлов А.В., Войлоков С.В. Истребитель МиГ-29 в строевых частях - история, символика, окраска. Книга первая -«изделие 9-12»>.. — М., 2009. — 224 с ил. с.


  7. Braybrook, Roy. Soviets dominate Farnborough. // Asia-Pacific Defence Reporter. — November 1990. — Vol. 17 — No. 5 — P. 41 — ISSN 1037—1427.


  8. РСК МиГ. Семейство истребителей МиГ-29 (рус.). РСК МиГ (05 Декабрь 2014). Проверено 3 июня 2016.


  9. МиГ-29С (рус.). Проверено 19 августа 2009. Архивировано 28 августа 2011 года.


  10. Бортовой комплекс самолётовождения, прицеливания и управления вооружением самолёта МиГ-29Б (СУВ-29Э и сопрягаемые системы)


  11. Фотографии МиГ-29СМТ(9-19) ВВС России, которые ранее были предназначены для поставки в Алжир


  12. МиГ-29М/МиГ-29М2


  13. 23.08.11 Модернизированные индийские МиГ-29 получат конформные топливные баки — Военный паритет


  14. Первый полёт модернизированного истребителя МиГ-29 «Снайпер»


  15. 12 http://www.aripi-argintii.ro/aparatdezbor.php?p=30


  16. В ОАК довольны сирийским опытом применения новейших истребителей МиГ-29СМТ


  17. The Military Balance 2016. — P. 193.


  18. The Military Balance 2016. — P. 197.


  19. The Military Balance 2016. — P. 198.


  20. Россия перевооружит последний авиаполк истребителей МиГ-29


  21. «Восемьдесят процентов российских МиГ-29 поразила коррозия хвостового оперения»


  22. Минобороны возобновило полеты палубных МиГ-29


  23. МиГ-29 продолжат полеты без модернизации — Известия


  24. Недостаточно для счастья. Проверено 23 ноября 2017.


  25. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-202


  26. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-369


  27. Россия предложила Бангладеш модернизацию истребителей МиГ-29


  28. The Military Balance 2017. p.- 204


  29. The Military Balance 2017. p.- 97


  30. http://www.flightglobal.com/airspace/media/reports_pdf/emptys/108161/world-air-forces-2014.pdf |title = World Air Forces 2014 |work= |publisher= Flightglobal Insight |year= 2014 |accessdate= 27 August 2014}}


  31. ВВС Израиля арендовали МиГ-29 для воздушных боев  (Проверено 18 апреля 2013)


  32. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-293


  33. 12 The Military Balance 2016. p.-330


  34. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-305


  35. The Military Balance 2017. p.-450


  36. The Military Balance 2016. p.-273


  37. Aviarussia.com


  38. The Military Balance 2016. p.-276


  39. The Military Balance 2016. p.-411


  40. The Military Balance 2016. p.-128


  41. The Military Balance 2017. p.- 153


  42. Переданные Россией Сербии МиГ-29 модернизируют через несколько месяцев. РИА Новости (20.10.2017).


  43. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-405


  44. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-155


  45. The Military Balance 2016. p.-471


  46. The Military Balance 2016. p.-204


  47. The Military Balance 2016. p.-208


  48. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-229


  49. ВВС Шри-Ланки получили истребители МиГ-29


  50. The Military Balance 2016. p.-445


  51. Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.46-47.


  52. Венгрия вслед за Молдавией избавляется от Миг-29


  53. НОВОСТИ ВПК И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. Обзор по материалам СМИ № 32 (7-13 августа 2004 года)


  54. Trade Registers


  55. Romanian Air Force


  56. Drapelul de lupta al Bazei Aeriene 57 a fost predat


  57. Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.44.


  58. Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database


  59. Chronological Listing of Afghan Ejections


  60. Mikoyan-Gurevich MiG-29


  61. The Billion Dollar Spy: A True Story of Cold War Espionage and Betrayal. David E. Hoffman. Doubleday. 2015


  62. Iraqi Invasion of Kuwait; 1990 — acig.org


  63. Iraqi Air-to-Air Victories since 1967 — acig.org


  64. «The First Night» by Cooper/Sadik (IAPR, Vol.26)


  65. Список иракских воздушных побед в 1991 году (pdf-файл)


  66. Tim Bennett’s War


  67. Steve Davies. F-15E Strike Eagle Units in Combat 1990—2005. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 59, 2005. — С. 22—23.


  68. US Air-to-Air Victories during the Operation Desert Storm — acig.org


  69. almanacwhf.ru - Господство в воздухе и превосходство в воздухе. Архивировано 31 мая 2012 года.


  70. 12 Михаил Жирохов. Авиация в конфликте в Приднестровье (artofwar.ru)


  71. Михаил Жирохов. Война в воздухе на Африканском Роге


  72. Jan J. Safarik. Air Aces. Ethiopian-Eritrea Conflict 1999—2000


  73. II Ethiopian Eritrean War, 1998—2000


  74. Согласно сербскому сайту NATO Agression on Federal Republic of Yougoslavia. Фактически это число дано для всей истребительной авиации Югославии, однако на этом же сайте указано, что истребители МиГ-21 не выполняли вылетов на перехват самолётов противника; таким образом, число относится только к МиГ-29.


  75. Miloš Vasić. Let u smrt (Vreme, 9 ноября 2000)  (Проверено 13 мая 2010)


  76. Miroslav Lazanski. Kako je oboren F-117  (Проверено 28 марта 2010)


  77. Сербские рыцари (Миг-29 в ВВС Югославии и Сербии)


  78. Чужие войны. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. — С. 127


  79. ArtOfWar. Жирохов Михаил Александрович. Сербские рыцари (Миг-29 в ВВС Югославии и Сербии). Проверено 4 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.


  80. «Гермес» долетел до Совбеза


  81. МИД Грузии опровергло заявление МИД России по инциденту с беспилотным самолётом


  82. Потери авиации в Пятидневной войне. Война и мир. Проверено 17 августа 2010. Архивировано 5 февраля 2012 года.


  83. В Судане сбит МиГ-29 с российским пилотом на борту


  84. 26.03.2014 Сирия. Миг-29 работает из пушки ГШ-301.


  85. МиГ-29СМТ пройдет испытание Сирией // Газета "Коммерсантъ". — 2017-09-14. — Вып. 170. — С. 1.


  86. Михаил Жирохов. ВВС России в Первой Чеченской войне


  87. INTER-AMERICAN COMMISSION ON HUMAN RIGHTS REPORT No. 86/99 CASE No. 11,589


  88. Инциденты над Кубой (skywar.ru)


  89. Middle East Skrimishes. Aces Safarik


  90. Israeli Air-to-Air Victories since 1974


  91. Israeli — Syrian Shadow-Boxing


  92. AF.mil — History Milestones


  93. Air Force Historical Research Agency — Home


  94. Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits


  95. NATO Speech: Press Briefing SecGen SACEUR, 25 March 1999


  96. NATO Transcript: Press Conf. — 26 March 1999


  97. NATO Speech: Press Conference — 27 March 1999


  98. NATO Speech: Press Conference Shea & Jertz — 5 May 1999


  99. http://www.mod.gov.rs/novi_eng.php?action=fullnews&id=813


  100. Dogfights Desert Storm (Part 2) — YouTube


  101. Dogfights Desert Storm (Part 3) — YouTube


  102. MiG-29 vs F-16 /Авиабаза =KRoN=/


  103. Справка: ТТХ, история, участие в боях, катастрофы: Lenta.ru


  104. Правда о МиГ-29 | ИноСМИ — Все, что достойно перевода


  105. МиГ-29 против F-16 / MiG-29 vs. F-16 — YouTube


  106. Zuev Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire


  107. With 28 fighters lost in 1999, IAF's flight record plummets. But is the MoD listening?


  108. Lenta.ru: В мире: Российский МиГ-29 упал на глазах у комиссии перуанского конгресса


  109. Под Астраханью разбился истребитель МиГ-29


  110. Lenta.ru: В мире: В Словакии разбились два самолета МиГ-29


  111. Lenta.ru: В России: Минобороны Армении: Российский МиГ-29 врезался в скалы из-за тумана


  112. Lenta.ru: В России: За три года ВВС России потеряли 26 самолетов


  113. 12 Lenta.ru: Катастрофы: В Венгрии разбился МиГ-29


  114. Lenta.ru: Оружие: МиГ-29 разбился из-за ошибки пилота


  115. Lenta.ru: Катастрофы: Миг-29 авиагруппы «Стрижи» разбился при взлете


  116. -->


  117. Lenta.ru: Мир: Азербайджанский МиГ-29 упал в Каспийское море


  118. Lenta.ru: б. СССР: В Казахстане разбился МиГ-29


  119. Lenta.ru: Катастрофы: Под Читой разбился МиГ-29


  120. Lenta.ru: Катастрофы: Пилот «МиГ-29» погиб при попытке увести истребитель от жилых домов


  121. Истребитель разбился в Астраханской области во время испытательного полета (рус.)


  122. 12 Гендиректор МиГа вылетает на место катастрофы истребителя в Астраханской области (рус.)


  123. Разбившийся в РФ МиГ-29 предназначался для оснащения индийского авианосца «Адмирал Горшков» (рус.)


  124. В Астраханской области разбился истребитель МиГ-29, два члена экипажа погибли (рус.)


  125. МЧС: Пилот упавшего МиГа-29 и его помощник, по предварительным данным, катапультировались (рус.)


  126. Минобороны: Оба члена экипажа разбившегося истребителя МиГ-29 погибли (рус.)


  127. Страна, не знающая своих Героев


  128. Расследованием катастрофы МиГ-29 занимается комиссия Минобороны с участием представителей ВПК (рус.)


  129. ВВС РФ приостанавливают полеты МиГ-29 (рус.)


  130. В Болгарии утонул МиГ-29


  131. ASN Wikibase Occurrence # 161961


  132. MiG 29K averts horror crash, but slams onto India’s 'brand new' naval icon, INS Vikramaditya — Financial Express


  133. ИТАР-ТАСС: Происшествия — В Мьянме разбился истребитель МиГ-29


  134. Под Астраханью разбился МиГ-29


  135. МіГ-29 пацярпеў крушэнне ў Брэсцкай вобласці (белор.)


  136. В Брестской области разбился военный самолет «МиГ-29». Возбуждено уголовное дело


  137. Крушение самолета МиГ-29 в Брестской области


  138. МиГ-29 потерпел катастрофу в Подмосковье


  139. В Подмосковье потерпел крушение учебно-боевой истребитель МиГ-29. INTERFAX.RU 4.12.2014


  140. По факту крушения МиГ-29 возбуждено уголовное дело, в офисе «МиГ» прошли обыски. 5.12.2014


  141. Умер пилот упавшего в Подмосковье МиГ-29


  142. Разбившийся под Астраханью МиГ-29 сбросил бомбы перед крушением


  143. ТАСС: Происшествия — В Краснодарском крае разбился МиГ-29


  144. В Иране разбился истребитель «МиГ-29УБ»


  145. Fox News сообщил о крушении МиГ-29 с «Адмирала Кузнецова» :: Политика :: РБК


  146. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58aef4a09a7947f0268f3bc1


  147. МиГ-29 разбился в Подмосковье (рус.), Interfax.ru (5 октября 2018). Проверено 5 октября 2018.


  148. О самолете МиГ-29


  149. В зависимости от модификации


  150. Истребители


  151. Боевое применение самолёта. Методическое пособие лётчику изд.№ 2. с.5,7


  152. Боевое применение самолёта. Методическое пособие лётчику изд.№ 2. с.88


  153. МиГ-29 оборудуют радарами с АФАР | Вооружение России и других стран Мира


  154. А. Кравченко. Генеральный директор АО «РСК «МиГ» Сергей Коротков открыл памятник истребителю МиГ-29 в Обнинске (рус.). Департамент информационной политики и общественных коммуникаций. АО "РСК "МиГ" (29 Июль 2016). Проверено 30 июля 2016.


  155. Самолет пилотажной группы «Соколы России» украсит мемориальный комплекс Военно-воздушной академии в Воронеже


  156. Д. Табаков. Памятник авиаторам в Ашукино, Информационный портал Ашукино (12.04.2016). Проверено 12 декабря 2016.




Литература |


  • Андрей Фомин, Владимир Щербаков. "МиГи" в Индии пол века в боевом строю (рус.) // Взлёт. — 2013. — № 4. — С. 40-51.


Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Официальный сайт ФГУП РСК «МиГ»

  • Боевое применение самолёта МиГ-29. Методическое пособие лётчику. (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Изд. № 11/031890р-Т89 «Б»

  • Модификации МиГ-29 на сайте «Уголок неба»

  • МиГ-29 Кубы

  • Описание МиГ-29М ОВТ

  • МИГ-29. Документальные фильмы. Архивировано 28 августа 2011 года.

  • Что стоит за скандалом с МиГами, vz.ru, 22 февраля 2008

  • ,Eric Hildebrandt, AirForces Monthly, January 99' Перевод — Д.Срибный

  • МиГ-29 в мировых ВВС

  • Документальнный фильм о семействе самолетов МиГ-29 на сайте YouTube.com

  • Фрагмент из книги «Как летать и сражаться на МиГ-29» (How to Fly and Fight in the Mikoyan MiG-29), Jon Lake

  • Основные модификации МиГ-29









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz