МиГ-29
МиГ-29 | |
---|---|
МиГ-29 | |
Тип | лёгкий фронтовой истребитель |
Разработчик | / ОКБ МиГ |
Производитель | → МАПО им. П. В. Дементьева → авиазавод «Сокол» |
Главный конструктор | Беляков, Ростислав Аполлосович |
Первый полёт | 6 октября 1977 года |
Начало эксплуатации | июль 1983 года[1] |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС России ВВС СССР (бывший) ВВС Украины см. на вооружении |
Годы производства | 1982 — по н.в. |
Единиц произведено | >1 600[2] |
Стоимость единицы | $22 млн (2013 год)[3] |
Варианты | МиГ-29М МиГ-29МУ1 МиГ-29К МиГ-35 |
Изображения на Викискладе |
МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «Точка опоры» или «Средство достижения цели»[4]) — советский многоцелевой истребитель четвёртого поколения[5], разработанный в ОКБ МиГ.
Содержание
1 История создания
2 Конструкция
3 Модификации
4 Эксплуатация
5 Поставки в Вооружённые Силы Российской Федерации истребителей МиГ-29 новых модификаций
6 Места дислокации (Российская Федерация)
7 Состоит на вооружении
8 Боевое применение
8.1 Война в Афганистане (1979—1989)
8.2 Война в Персидском заливе (1991)
8.3 Конфликт в Приднестровье (1991—1992)
8.4 Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
8.5 Операция НАТО против Югославии (1999)
8.6 Каргильская война (1999)
8.7 Война в Южной Осетии (2008)
8.8 Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.)
8.9 Гражданская война в Сирии (2011—н.в.)
8.10 Другие эпизоды
8.11 МиГ-29 в США
8.12 Итоги боёв МиГ-29 с F-15 и F-16
8.12.1 В вооружённых конфликтах
8.12.2 В ходе учебных боёв
9 Случаи угона
10 Аварии и катастрофы
11 Тактико-технические характеристики
11.1 Технические характеристики[148]
11.2 Двигатель
11.3 РЛС
11.4 Лётные характеристики
11.5 Вооружение
12 См. также
13 МиГ-29 в массовой культуре
14 Изображения
15 На постаментах
16 Примечания
17 Литература
18 Ссылки
История создания |
Проект создания лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР был начат в конце 1960-х годов. Аналогичный проект реализовывался в ВВС США («программа F-X»), результатом которой стало создание McDonnell Douglas F-15 Eagle. Созданный новый американский истребитель значительно превосходил любой из стоявших на вооружении в то время советских истребителей.
В 1969 году был объявлен конкурс на разработку перспективного самолёта, который получил обозначение ПФИ (перспективный фронтовой истребитель). Тактико-технические требования к такому самолёту были амбициозными: большой радиус действия, возможность использования коротких взлётно-посадочных полос (включая применение малоподготовленных), превосходная маневренность, максимальная скорость - более 2М и тяжёлое вооружение. Аэродинамическое проектирование нового самолёта выполнял ЦАГИ в сотрудничестве с КБ Сухого. В конкурсе приняли участие конструкторские бюро КБ Сухого, КБ Яковлева и Микояна и Гуревича. Конкурс выиграло бюро Микояна и Гуревича. В 1971 году ввиду дороговизны реализации проекта ПФИ его разделили на ТПФИ (тяжёлый перспективный фронтовой истребитель) и ЛПФИ (лёгкий перспективный фронтовой истребитель). Разработкой и созданием ТПФИ занялось КБ Сухого, а ЛПФИ — ОКБ Микояна и Гуревича.
Работа над ЛПФИ началась в 1974 году, результатом которой стал Продукт 9, получивший обозначение МиГ-29А. Первый полёт прототипа был выполнен 6 октября 1977 года. Предпроизводственный самолёт был впервые замечен разведывательными спутниками США в ноябре 1977 года и получил обозначение Ram-L (означает город Раменское — место, над которым впервые заметили самолёт).
Из-за задержек, связанных с потерей двух прототипов в авариях, серийное производство было развёрнуто только в 1982 году на базе московского завода № 30 «Знамя труда». В августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали поступать на авиабазу Кубинка. Машина успешно прошла государственные приёмные испытания в 1984 году, после чего начались её поставки в части фронтовой авиации.
Первый самолет получил 91-й истребительный инструкторский авиационный полк 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава в г. Липецке 30 июня 1983 года[6]. Первыми строевыми полками, на вооружение которых поступили МиГ-29, стали 234-й иап (Кубинка) и 145-й иап (Ивано-Франковск). К началу 1985 года эти два авиаполка на МиГ-29 достигли оперативной готовности. После поставки первых машин стало ясно распределение задач между ТПФИ и ЛПФИ. Тяжёлый Су-27, обладая бо́льшим радиусом действия, имел задачу глубокого воздушного поиска и уничтожения передовой авиационной техники НАТО, легкий МиГ-29 — для завоевания господства в воздухе, в частях фронтовой авиации заменил МиГ-23.
Самолёты были представлены мировой прессе 2—8 сентября 1990 года на ежегодной международной выставке вооружения и военной техники Фарнборо[7].
В соответствии с замыслом руководства, самолёты МиГ-29 дислоцируются вблизи линии фронта и должны обеспечивать локальное превосходство в воздухе наступающим частям моторизированной армии. В то время существовала доктрина, предполагавшая быстрое продвижение наземных механизированных частей и подразделений, прикрываемых самолетами фронтовой авиации. Данное обстоятельство подразумевало использование авиацией повреждённых или малоподготовленных взлётно-посадочных полос. С этой целью МиГ-29 был снабжён прочным шасси и закрывающимися нижними воздухозаборниками. На МиГ-29 также возлагалась задача по сопровождению штурмовиков и их защиты от истребителей НАТО типа F-15 и F-16.
По классификации НАТО МиГ-29 получил обозначение «Fulcrum-A». На базе МиГ-29 (9-12) были созданы экспортные модификации с более упрощенной авионикой, исключающей возможность доставки ядерного заряда — модели МиГ-29А (для ВВС участников Варшавского Договора и МиГ-29Б (для прочих стран). Первый показ МиГ-29 в странах вероятного противника произошёл во время визита советских самолётов в Финляндию в июле 1986 года. Первый показ МиГ-29 на авиасалоне — в сентябре 1988 года МиГ-29 на международном авиасалоне в Фарнборо.
За счет своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт во множество стран. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолеты палубного базирования. Начиная с 2007 года МиГ-29 базируется также на авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»[4].
К 2015 году РСК МиГ произвело свыше 1600 истребителей МиГ-29[8]. Кроме того, почти 200 учебно-боевых самолетов МиГ-29УБ было собрано заводом в Нижнем Новгороде[9]. МиГ-29 УБ — первый в истории авиации учебно-боевой самолет, по своим параметрам и боевым возможностям идентичный боевому самолету.
Конструкция |
Самолёт выполнен по интегральной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.
Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей ёмкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.
На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).
Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.
Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.
Модификации |
МиГ-29 (9-12) — первая серийная модификация МиГ-29. Поступил в войска в 1983 году. Масса боевой нагрузки — 2000 кг.
МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация МиГ-29 (9-12), поставлявшаяся в страны варшавского договора, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
МиГ-29 (9-12Б) — экспортная модификация МиГ-29 (9-12), поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора. В экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э)[10]. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
МиГ-29AS — модернизация МиГ-29 (9-12A) для ВВС Словакии по программе МиГ-29С, с изменённым БРЭО.
МиГ-29УБ (9-51) — двухместный учебно-боевой истребитель. Начал поступать в войска в 1985 году. Чтобы разместить вторую кабину для инструктора, без существенного изменения конструкции фюзеляжа, пришлось демонтировать бортовую РЛС.
МиГ-29 (9-13) — вторая серийная модификация для советских ВВС. Начал поступать в войска в 1986 году. На экспорт не поставлялся. От модификации 9-12 отличается наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», блоков выброса пассивных помех БВП-30-26М, увеличенным внутренним запасом топлива, а также возможностью подвески двух подкрыльевых топливных баков (в модификации 9-12 был только подфюзеляжный подвесной топливный бак). Массой боевой нагрузки возросла с 2000 до 3200 кг.
МиГ-29С (9-13С) — третья серийная модификация для советских ВВС. В номенклатуру вооружения включены ракеты Р-77(РВВ-АЕ); у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей. Масса боевой нагрузки увеличена до 4000 кг. Испытания завершились в сентябре 1991 г. МАПО им. П. В. Дементьева выпустило почти полсотни таких истребителей, однако только 16 из них были приобретены ВВС России. В 1992 г. Министерство обороны России решило прекратить закупки истребителей МиГ-29. Таким образом, выпущенные в 1991 году 16 истребителей МиГ-29С стали последними самолётами этого типа, поступившими на вооружение отечественной авиации. 30 невыкупленных ВВС России истребителей МиГ-29С были переделаны в экспортные варианты.
МиГ-29Н и МиГ-29НУБ — экспортные варианты МиГ-29С (9-13С) и МиГ-29УБ (9-51) для ВВС Малайзии. По договору от 7 июня 1994 г., Малайзия должна была получить 18 истребителей МиГ-29, включая два учебно-боевых МиГ-29УБ. Первые МиГ-29 прибыли в Малайзию в апреле 1995 г., а последнюю машину доставили 5 июня того же года.
МиГ-29СМ (9-14) — модернизация МиГ-29С. Добавлена возможность применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность. Таким образом истребитель стал многоцелевым. Испытания были успешно завершены в 1996 г., и заказчик подписал положительное заключение, рекомендовав произвести соответствующую доработку строевых самолётов.
МиГ-29М (9-15) — многоцелевой истребитель. В номенклатуру вооружения включены управляемые ракеты класса «воздух-поверхность». Количество пилонов (точек подвески для вооружения) увеличилось с 6 до 9; масса полезной нагрузки увеличилась с 4000 до 4500 кг. В 1986—1991 построено 6 опытных экземпляров: № 151, 152, 153, 154, 155 и 156. МиГ-29М успешно прошёл лётно-конструкторские испытания и первый этап государственных совместных испытаний, и в 1991 г. заказчик выдал предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1992 г. были прекращены закупки МиГ-29 для ВВС России. Госиспытания МиГ-29М пришлось прервать. Также к нему применялось маркетинговое название МиГ-33.
МиГ-29М/ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги переделан из истребителя МиГ-29М бортовой номер 156 (9-15 6-й лётный экземпляр). Также к нему применялось маркетинговое название МиГ-35.
МиГ-29СМТ (9-17) — модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ[11].
МиГ-29М2 — двухместный вариант МиГ-29М. Многофункциональный истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения[12].
МиГ-29УБТ (9-52) — учебно-боевая двухместная модификация МиГ-29СМТ (9-17) с РЛС Оса-2 (65 км).
МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29 для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33 серии 3М, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э», оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый прототип совершил полёт 4 февраля 2011 года[13].
МиГ-29К (9-31) — корабельный истребитель проигравший конкурс истребителю Су-33 на построение авиакрыла ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
МиГ-29К (9-41) — корабельный истребитель. Построен на основе проекта МиГ-29К (9-31) с учётом части наработок про проекту МиГ-29М (9-15) и МиГ-29UPG (9-20). В частности использование композитных материалов. МиГ-29К укомплектовано авиакрыло индийского авианосца «Викрамадитья». Авиаэскадрон INAS 303 «Черные Пантеры».
МиГ-29КУБ (9-47) — корабельный двухместный учебно-боевой истребитель. Построен на основе МиГ-29К (9-41).
МиГ-29МУ1 — украинская сторонняя модернизация МиГ-29 (9-13), которую с 2009 года осуществляет Львовский государственный авиационно-ремонтный завод.
МиГ-29БМ — белорусская сторонняя модернизация МиГ-29 (9-13). Установлены средства дозаправки топливом в воздухе, станция спутниковой навигации и доработана РЛС для применения вооружения воздух-земля. Из всех дополнений по бюджетному принципу включает в себя максимум компонентов.
MiG-29 Sniper — румынская сторонняя модернизация МиГ-29 (9-12А). Модернизацию истребителя проводили компании Aerostar Bacău (Румыния), DASA (Германия) и Elbit Systems (Израиль). Самолёт обладает улучшенными боевыми характеристиками и более совершенными бортовыми системами, которые соответствуют стандартам НАТО/ИКАО. Первый полёт самолёт совершил 5 мая 2000 года, но программа модернизации была закрыта в 2001 году. В настоящее время единственный MiG-29 Sniper — экспонат Национального музея авиации[14][15].
Эксплуатация |
В ВВС и Морской авиации ВМФ России около 200 МиГ-29 различных модификаций.
На январь 2016 года в строевых полках ВВС РФ не осталось МиГ-29 ("советских") серий 9-12 и 9-13.
Успешное применение новейших российских истребителей МиГ-29СМТ в Сирии подтвердило их надежность и эффективность, заявил журналистам генконструктор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Сергей Коротков.
Коротков добавил, что за два с половиной месяца эксплуатации самолеты совершили более 140 боевых вылетов с целью выполнения задач по уничтожению инфраструктуры террористов. По его словам, в Сирии МиГ-29СМТ "выполняли боевые задачи по поражению баз террористов автономно, а также совместно с самолетами Су-34 и Су-35". Он добавил, что также МиГ-29СМТ выполнили задачи по сопровождению бомбардировщиков Ту-22М3.
Программа освоения МиГ-29СМТ будет продолжена, в том числе с целью проверки эффективности поражения новыми и перспективными системами вооружения. Полученный в Сирии опыт будет учтен в эксплуатации данных самолетов, а также внедрен в рамках разработки новых авиационных комплексов марки "МиГ", в том числе МиГ-35.[16]
Поставки в Вооружённые Силы Российской Федерации истребителей МиГ-29 новых модификаций |
По заявлениям в прессе Министерства обороны РФ (2009 -2016 г)
- 2009 г.
МиГ-29СМТ - 28 ед.
МиГ-29УБМ - 6 ед.
- 2013 г.
МиГ-29К - 2 ед.
МиГ-29КУБ - 2 ед.
- 2014 г.
МиГ-29К - 8 ед.
МиГ-29КУБ - 2 ед.
- 2015 г.
МиГ-29СМТ - 4 ед.
МиГ-29УБМ - 2 ед.
МиГ-29К - 10 ед.
- 2016 г.
МиГ-29СМТ - 8 ед.
Места дислокации (Российская Федерация) |
14-й гвардейский истребительный авиационный полк (МиГ-29СМТ (9-19), 9-51) — аэродром Халино (Курск) (в 2017 году начал перевооружаться на Су-30СМ).- 116-й УЦБП — учебный центр боевого применения ВВС (9-12, 9-13, 9-19, 9-53) — аэродром Приволжский (в настоящее время перевооружается на МиГ-29СМТ/ УБТ по контракту на 16 СМТ и 2 УБТ).
- 234-й ЦПАТ Пилотажная группа «Стрижи» (9-12, 9-13, 9-51) — аэродром Кубинка.
- 713-й учебный авиаполк (входящий в состав 783-го учебного центра) — аэродром Армавир.
- 968-й исследовательский истребительный авиаполк (аэр. Липецк) МиГ-29 (9-13), МиГ-29УБ (9-51), МиГ-29 СМТ/УБТ (3 штуки)
- 63530-я авиабаза Эребуни (9-13, 9-13С, 9-51) — Ереван, Армения.
- Центр боевого применения морской авиации (несколько МиГ-29 КУБ (9-47)) — аэродром Ейск.
Состоит на вооружении |
Россия
Авиация Военно-Морского Флота Российской Федерации — 19 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ, по состоянию на 2016 год[17]
Воздушно-космические силы Российской Федерации — 90 МиГ-29, 30 МиГ-29УБ, 40 МиГ-29СМТ и 8 МиГ-29УБМ, по состоянию на 2016 год
6-я армия ВВС и ПВО — 28 МиГ-29СМТ и 6 МиГ-29УБТ, по состоянию на 2016 год[18]
4-я армия ВВС и ПВО — 63 МиГ-29 [19]
Старые модификации постепенно выводятся из состава ВКС. Идёт перевооружение на новые модели, например, на МиГ-29СМТ и Су-30CM.[20] Модернизация истребителей старой постройки признана нецелесообразной в связи с физическим износом и коррозией.[21][22][23][24]
Азербайджан — 14 МиГ-29 по состоянию на 2017 год[25]
Алжир — 23 МиГ-29С/УБ на 2017 год[26]
Бангладеш — 6 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[27]
Белоруссия — 24 МиГ-29С/УБ, по состоянию на 2017 год[28]
Болгария — 12 МиГ-29А и 4 МиГ-29УБ на 2017 год[29]
Йемен — 18 МиГ-29СМ по состояню на 2014 год [30]
Израиль — на 2009 год два самолёта эксплуатируются в Испытательном центре ВВС Израиля[31]
Индия — 43 МиГ-29, 12 МиГ-29UPG и 7 Миг-29УБ, по состоянию на 2017 год[32]
Иран — 36 МиГ-29А/У/УБ на 2016 год[33]
Казахстан — 12 МиГ-29 и 2 Миг-29УБ по состоянию на 2016 год[33]
КНДР — более 18 МиГ-29А/С/УБ на 2017 год[34]
Куба — 2 МиГ-29А и 3 МиГ-29УБ + 2 МиГ-29 на хранении по состоянию на 2017 год[35]
Малайзия — 8 МиГ-29Н и 2 МиГ-29НУБ на 2016 год[36]
Монголия - 4 МиГ 29 СТМ заказани 2011 , доставка осуществится в сентябре 2018 года [37]
Мьянма — 18 МиГ-29, 6 Миг-29СЕ и 5 Миг-29УБ, по состоянию на 2016 год[38]
Перу — 9 МиГ-29С, 3 МиГ-29СМ, 6 МиГ-29СМТ и 2 МиГ-29УБВ, по состоянию на 2016 год[39]
Польша — 26 МиГ-29А и 6 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[40]
Сербия — 2 МиГ-29 и 1 МиГ-29УБ, по состоянию на 2017 год[41]. Ещё 6 шт. получены от РФ в 2017 г., предполагается их скорая модернизация[42]
Сирия — 30 МиГ-29А/УБ/СМ, по состоянию на 2017 год[43]
Словакия — 10 МиГ-29АС, 2 МиГ-29УБС по состоянию на 2017 год[44]
Судан — 20 МиГ-29СМ и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[45]
Туркмения — 22 МиГ-29А/С и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год[46]
Узбекистан — 12 МиГ-29/МиГ-29УБ в строю + 18 на хранении, по состоянию на 2016 год[47]
Украина — 37 МиГ-29, по состоянию на 2017 год[48]
Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 4 МиГ-29СМ и 1 МиГ-29УБ[49]
Эритрея — 4 МиГ-29, 2 МиГ-29УБ и 2 МиГ-29СМТ, по состоянию на 2016 год[50]
- Стоял на вооружении
Венгрия — с 1993 года получено 28 самолётов (22 истребителя и 6 учебно-боевых, сумма сделки 800 млн долларов США) в счёт погашения долга СССР. В настоящее время МиГ-29 стоят на вооружении 59-й тактической авиабазы (59. «Szentgyörgyi Dezső» Harcászati Repülőbázis). 13 самолётов данного типа в 2007—2008 году прошли капитальный ремонт под контролем РСК «МиГ».[51] 21 декабря 2010 года правительство Венгрии объявило о намерении модернизировать и после этого выставить на аукцион последние двенадцать МИГ-29, оставшиеся на вооружении ВВС Венгрии. По состоянию на 2010 год, полёты на МИГ-29 год уже не осуществляются.[52]. Последний истребитель вышел из строя в декабре 2010 года.
Германия — с 1988 года ГДР получила 24 самолёта (20 истребителей и 4 учебно-боевых). После объединения Германии эти самолёты находились на вооружении 73-й эскадры и прошли модернизацию. Один самолёт был потерян, остальные (кроме одного, оставшегося в музее) сняты с вооружения и переданы Польше в 2003—2004 годах[53].
Ирак — по разным данным, с 1987 года получено примерно 40—50 самолётов (наиболее вероятно — 42 истребителя и 6 учебно-боевых). Значительная часть потеряна в войне 1991 года (сбиты, уничтожены на земле или перелетели в Иран), некоторые самолёты оставались на вооружении до американской оккупации в 2003 году.
Румыния — в 1989—1994 гг. из СССР/России получено 18 Миг-29 (9-12А) и 4 МиГ-29УБ (9-51). В 1992 г. из Молдавии получен 1 МиГ-29 (9-13)[54]. 2 Миг-29 (9-12А) и 1 МиГ-29УБ (9-51) разбились[15]. Самолеты стояли на вооружении с декабря 1989 по октябрь 2003 года.[55][56].
Чехословакия — в 1989 году получено 20 самолётов (18 истребителей и 2 учебно-боевых). После распада страны, в 1992, самолёты разделены поровну между Чехией и Словакией.
Чехия — после распада Чехословакии осталось 10 самолётов (9 истребителей и 1 учебно-боевой). В марте 1994 года в результате пожара была уничтожена единственная спарка Чешских ВВС, после чего подготавливать новых пилотов МиГ-29 стало не на чём. В 1995 году 9 оставшихся истребителей переданы Польше в обмен на вертолёты W-3 Sokół.[57]
Молдавия — из 36 истребителей авиационного полка Черноморского флота, находящихся в Молдавии, один был продан Румынии, 4 Йемену и 21 МиГ-29 за 40 млн долларов приобрели США в 1997 году.
Югославия — в 1988—1989 году получено 18 самолётов, включая из них 2 МиГ-29УБ.[58]
Боевое применение |
Война в Афганистане (1979—1989) |
За время войны произошло несколько случаев угонов различных самолётов афганскими пилотами. Есть информация, что в августе 1987 года советские МиГ-29 сбили четыре афганских Су-22, во время попытки атаковать афганскую президентскую резиденцию[59][60].
Война в Персидском заливе (1991) |
Значительную роль (возможно решающую) в боевой истории МиГ-29 сыграли события 1980-х, связанные с Адольфом Толкачёвым. Информация, переданная Адольфом позволила США уверенно подавлять радиолокационные системы «МиГа».[61]
Решение о закупке МиГ-29 было принято Ираком в 1988 году, изначально планировалось закупить до 130 машин, однако падение цен на нефть и международная изоляция не позволили осуществить этот план. Первые самолёты прибыли весной 1990 года и базировались на авиабазе Талили.[62]
На 1991 год МиГ-29 были самыми современными истребителями ВВС Ирака. В боеспособном состоянии находилось 33 боевых и 4 учебно-боевых истребителей МиГ-29. По официальным данным Ирака, МиГи сбили два самолёта «Торнадо» и повредили B-52G (ракетой Р-27Р) и F-111F. Анти-иракская коалиция подтвердила все эти потери, однако заявила что это был огонь с земли или дружественный огонь.[63][64][65]
В первую ночь войны иракскими истребителями была перехвачена группа американских F-15E. Согласно свидетельствам американских пилотов, в ходе этого перехвата один из МиГ-29 случайно сбил своего товарища (МиГ-23МЛ)[66][67].
17 января, согласно американским данным, F-15C(MSIP) № 85-0125, № 85-0107, № 85-0108 58-й эск. 33-го истреб. крыла ВВС США ракетами AIM-7M сбили 3 МиГ-29.
18 января F-15C(MSIP) № 85-0122 и № 85-0014 того же подразделения ВВС США сбили 2 МиГ-29, ракетой AIM-7M и в ближнем бою соответственно.[68][69] Только 3 потери МиГ-29 в воздушных боях были подтверждены (из 5 заявленных).
Потери МиГ-29 признанные Ираком. 17 января сбиты два МиГ-29 39-й иэ, пилоты майор Тарик Саид и капитан Мохаамед Саид погибли. В этот день ещё один МиГ-29 получил незначительные повреждения ракетой F-15 после чего пилот капитан Хелаль увёл истребитель на аэродром (американцы ошибочно приняли этот самолёт за сбитый). В ночь с 18 на 19 января МиГ-29, пилотируемый капитаном Джамилем Сайхудом атаковал группу самолётов «Торнадо», Сайхуд сбил один вражеский самолёт, после чего был атакован группой F-15 (иракский самолёт был один), в ходе воздушного боя иракский самолёт был сбит, пилот катапультировался. В этот день американцы заявляли ещё один сбитый «МиГ», иракцы отмечали что был один случай близкого пролёта ракеты возле МиГ-29, но самолёт никак не пострадал.
Кроме того, 4 самолёта перелетели в Иран (где и остались после войны) и какое-то число было потеряно на земле в результате авиаударов МНС.
Конфликт в Приднестровье (1991—1992) |
36 самолётов МиГ-29 86-го гвардейского Борисовского Краснознаменного истребительного ордена Суворова авиационного полка 119-й истребительной Невельской Краснознаменной ордена Суворова авиационной дивизии (с 1989 года в составе Черноморского флота) достались Молдавии, после распада СССР.[70]. Попытка уничтожить мост через Днестр закончилась провалом, в результате бомбёжки погибли мирные жители. Один молдавский МиГ-29 по заявлениям приднестровской стороны был сбит зенитной ракетой, молдавские власти отрицают инцидент, заявляя только о повреждении самолета.
Эфиопо-эритрейская война (1998—2000) |
После завершения первой фазы вооружённого конфликта в 1998 году Эритрея срочно начала перевооружать свои военно-воздушные силы, состоявшие на тот момент в основном из лёгких учебно-боевых самолётов. В Белоруссии было закуплено в том числе несколько МиГ-29 (9-13), произведённых в 80-х годах. Однако МиГи встретили над Африканским Рогом достойного противника: практически одновременно ВВС Эфиопии закупили в России партию более современных Су-27СК, оснащенных более совершенным вооружением. В ходе двух раундов боёв, последовавших в 1999 и 2000 годах, российские истребители четвёртого поколения несколько раз встречались друг с другом в воздухе. Преимущество осталось на стороне более современных Су-27СК : они сбили по одному самолёту противника 25 и 26 февраля 1999 года, а также 16 мая 2000 года. Кроме того, в бою 16 мая один МиГ был тяжело повреждён и, возможно, не подлежал ремонту. Таким образом, в ходе конфликта было потеряно 3 или 4 МиГ-29.[71]. По информации австрийского исследователя Тома Купера, за время боевых действий истребителям МиГ-29 удалось сбить три эфиопских МиГ-21, один МиГ-23БН и один Су-25[72][73].
Операция НАТО против Югославии (1999) |
Все 16 самолётов МиГ-29, имевшихся у Союзной Республики Югославия, были сведены в 127-ю истребительную эскадрилью 204-го истребительного авиаполка (аэродром Батайница возле Белграда). Они ограниченно использовались против авиации НАТО, совершив за весь период конфликта в общей сложности 11 боевых вылетов[74]. В ходе вылетов на МиГ-29 периодически происходили отказы бортового оборудования, что затруднило ведение воздушных боёв и стало причиной послевоенного разбирательства[75]. После того, как 4 мая в воздушном бою с американскими F-16 был сбит и погиб командир 127-й эскадрильи полковник Миленко Павлович, вылеты на перехват пилотируемых самолётов противника прекратились.
В ряде источников (в том числе у российского автора Владимира Ильина и аргентинского Диего Сампини) утверждается, что одной из них стало уничтожение 27 марта «самолёта-невидимки» F-117 и что эта победа была записана подполковнику Гвоздену Джукичу. Согласно данным официального сайта МО Сербии, F-117 был сбит зенитно-ракетной батареей под командованием Золтана Дани. Как сообщает сербская газета «Политика», «Гвозден Джукич» (серб. Гвозден Ђукић) — это боевой псевдоним, использовавшийся Золтаном Дани в ходе войны[76]. По данным украинского исследователя Михаила Жирохова, в период 26—27 марта (когда был сбит F-117) МиГ-29 не выполнили ни одного боевого вылета[77]. Согласно книге российского Центра анализа стратегий и технологий «Чужие войны», за время войны сербские МиГ-29 ни разу не сумели применить оружие по противнику[78].
Собственные потери оказались значительными: всего было потеряно 11 МиГ-29, из которых 6 сбито в воздушных боях и 5 списано по разным причинам (в основном уничтожены на земле; подробную информацию о потерях югославских самолётов см. в Список потерь авиации сторон в ходе войны НАТО против Югославии). Погибли капитан 1-го класса Зоран Радославлевич и полковник Миленко Павлович; майорам Аризанову, Николичу, Тесановичу и подполковнику Перичу удалось благополучно катапультироваться. У всех участвовавших в боях МиГ-29 были зафиксированы, после взлёта, отказы различного бортового оборудования (в том числе РЛС, СПО-15); из-за неработающей аппаратуры сербские пилоты не могли определить направление атаки противника, что резко снижало шансы МиГ-29 в столкновениях с авиацией НАТО.[79]
Каргильская война (1999) |
В ходе операций против кашмирских боевиков и подразделений пакистанской армии во время Каргильской войны в мае—июле 1999 года индийские МиГ-29 сопровождали истребители-бомбардировщики «Мираж» 2000, с которых применялись бомбы с лазерным наведением.
Война в Южной Осетии (2008) |
Во время Пятидневной войны в августе 2008 года МиГ-29 совместно с Су-27 контролировали воздушное пространство в зоне военного конфликта. Несколько раз вылетали на перехват воздушных целей.
20 апреля 2008 года над Абхазией был сбит грузинский беспилотный самолёт-разведчик Гермес 450 израильского производства. Беспилотный самолёт был сбит ракетой Р-73, запущенной с российского МиГ-29, взлетевшего с аэродрома Гудаута.[80].[81]
Возможно, 10 августа 2008 года над Гуфтой был сбит грузинский штурмовик Су-25[82]
Конфликт в Дарфуре (2003—н.в.) |
ВВС Судана получили несколько МиГ-29 в 2003—2004 годах, обязавшись при этом не использовать их в боевых действиях в Дарфуре, где продолжался межэтнический конфликт. Однако это обязательство не было выполнено, и в мае 2008 года (предположительно в ходе боёв 10 мая) дарфурским повстанцам удалось сбить один МиГ-29 в районе Омдурмана. Самолёт пилотировал бывший лётчик ВВС России, погибший при катапультировании[83].
Гражданская война в Сирии (2011—н.в.) |
ВВС Сирии используют МиГ-29 в качестве истребителей-бомбардировщиков для ударов по наземным целям.[84][неавторитетный источник?]
В сентябре 2017 года четыре МиГ-29СМТ ВКС России были доставлены в Сирию для участия в вооруженном конфликте на стороне правительственных войск. По данным газеты «Коммерсантъ» российские военные захотели проверить самолет в боевых условиях[85]. К середине сентября, утверждало издание, МиГ-29СМТ выполняли в основном разведывательные задачи. Однако как минимум один из четырёх самолетов использовался для бомбардировок позиций «Исламского государства». Также истребители МиГ-29 применялись с авианосца «Адмирал Кузнецов», один из них упал в море.
Другие эпизоды |
Два йеменских МиГ-29 совершили несколько боевых вылетов во время короткой гражданской войны в Йемене в 1994 году[70].
Во время Первой чеченской войны российские МиГ-29 выполняли патрулирование воздушного пространства Чечни[86].
Один МиГ-29УБ ВВС Кубы участвовал в инциденте 24 февраля 1996 года, когда были сбиты два лёгких самолёта Сессна-337 частной организации «Братья-спасатели», базирующейся в США. Эти самолёты выполняли поиск плавсредств с кубинскими эмигрантами во Флоридском проливе. Существуют противоречивые данные относительно того, вторгались ли «Сессны» в воздушное пространство Кубы или нет[87][88], но они были перехвачены истребителями МиГ-23 и МиГ-29. После ряда сигналов одиночный МиГ-29УБ сбил самолёты-нарушители двумя ракетами Р-73.
Согласно заявлениям некоторых западных источников (израильтяне об этом случае никогда не заявляли) 2 июня 1989 года израильские F-15 при неизвестных обстоятельствах сбили два сирийских истребителя МиГ-29. Исследователи высказывали сомнения в достоверности данного эпизода[89]. Согласно этим же источникам ещё два МиГ-29 были сбиты «Иглами» 14 сентября 2001 года (Израиль официально отрицал данный случай)[90][91].
МиГ-29 в США |
В 1997 году правительство Республики Молдовы продало в США 21 самолёт МиГ-29 из состава 86-го гвардейского морского истребительного Борисовского, Краснознамённого, ордена Суворова авиационного полка, базировавшегося на аэродроме Маркулешты. Сумма сделки составила 40 млн. долларов США. Самолёты были перебазированы на базу ВВС Райт-Паттерсон (Wright-Patterson Air Force Base), штат Огайо. В настоящее время часть самолетов выставлена в экспозиции на нескольких авиабазах.
Итоги боёв МиГ-29 с F-15 и F-16 |
В вооружённых конфликтах |
В ходе Войны в Персидском заливе 1991 г. и операции НАТО против Югославии в 1999 году были отмечены воздушные бои МиГ-29 против F-16 и F-15.
По данным, опубликованным США[92][93][94] и НАТО[95][96][97][98], в ходе указанных войн и конфликтов, истребителями F-15 и F-16 в общей сложности было уничтожено 9 истребителей МиГ-29 без потерь со своей стороны. Согласно официальному сайту МО Сербии, Небойша Джуканович (Небојша Ђукановић), бывший в 1999 году командиром 127-й эскадрильи (летавшей на МиГ-29), подтвердил, что шесть МиГ-29 были потеряны в воздушных боях.[99] Некоторые воздушные бои были публично и подробнейшим образом описаны непосредственными их участниками (пилотами) в документально-публицистических передачах.[100][101]
Стоит отметить, что бои проходили при количественном превосходстве в воздухе самолетов НАТО не только по подобным машинам, но и с односторонним применением иных самолётов, например перехватчиков и самолетов ДРЛО, что подтверждается списочным составом ВВС стран участниц конфликта, а также заявленным числом используемых самолётов.
В ходе учебных боёв |
В 1998 году немецкий журнал Flieger Revue опубликовал статью, в которой говорилось о превосходстве МиГ-29 в той комплектации, в какой их применяли ВВС Германии с 1987 года, над F-16. По мнению автора, МиГ-29 незначительно превосходит F-16. В частности — это шлем пилота с прицелом, который предоставляет решающее превосходство в ближнем воздушном бою. При наличии шлема с прицелом пилот МиГ-29 может захватить воздушную цель раньше, ещё до обычных углов захвата цели, и уничтожить её. Во время тренировочных летных занятий в НАТОвском учебном центре воздушного боя Десимоманну на Сардинии было выявлено, что МиГ-29 при применении в сочетании шлема с прицелом и ракет Р-73Э превосходит все западные истребители.[102]
В нескольких учебных боях против пилотов НАТО на F-15С, F-16С и Mirage 2000С, МиГ-29 показал преимущество.[103] Преимущество в нашлемном целеуказании в сочетании с возможностью атаковать далеко от направления полёта сохранялось до 2002. Это преимущество сильно сказывалось в учебных боях также и над F-14 и F-18, которые проводились как в Германии, так и в США с использованием купленных в 1997 в Молдавии 12 машин.[104]
В документально-публицистической передаче на телеканале Звезда утверждалось, что МиГ-29 имеет преимущество над F-16 по высоте (минимум и максимум), дальности обнаружения и стрельбы.[105]
Случаи угона |
20 мая 1989 года капитан Александр Зуев, усыпив коллег тортом со снотворным и ранив часового из табельного оружия, угнал МиГ-29. Позже, оторвавшись от преследования, он приземлился в Турции. Самолёт, во избежание конфликтной ситуации, был возвращён в СССР, пилот получил политическое убежище в США. Впоследствии Зуев написал автобиографическую книгу «Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire»[106] и в 2001 году погиб в авиакатастрофе в США.
Аварии и катастрофы |
- 5 сентября 1986 года Липецк. Во время пилотажа МиГ-29 врезался в здание командно-диспетчерского пункта (КДП), погибли 16 человек.
- 1 апреля 1986 года в 145 иап потерпел аварию МиГ-29. Летчик Н. Гук обнаружил потерю управления самолетом, пытался спасти машину, но был вынужден катапультироваться. Причина отказа управления самолетом — рассоединение вала одного из двигателей и повреждение деталями двигателя проводки управления самолётом. Погиб (выпал с балкона в строевой форме перед разбором аварии) инженер эскадрильи, так как обвинили техсостав в переработке двигателя на форсаже (порядка 10 сек). Первая авария самолета МиГ-29 в строевой части.
- Летом 1987 года произошла катастрофа МиГ-29УБ в 145 иап, причина не установлена. В простых МУ днем спарка в крутом пике почти на сверхзвуке вошла в речку в районе ТЭЦ Бурштын неподалёку от Галича.
- Зимой 1987 года произошла катастрофа ещё одного МиГ-29УБ 145 иап в простых МУ при выполнении сложного пилотажа лётчики Панин и Щебренко не зафиксировали высоту, перешли к выполнению следующего упражнения и не смогли предотвратить столкновения с землей на высоком берегу Днестра.
- 8 июня 1989 года Международный авиасалон в Ле-Бурже. Потерпел аварию МиГ-29. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур катапультировался.
- Июнь 1990 года Саки. Потерпел аварию МиГ-29УБ 100-го миап. Экипаж катапультировался. В составе экипажа — лётчик-испытатель Анатолий Квочур (второе катапультирование).
- 7 февраля 1992 года Потерпел катастрофу МиГ-29 в сложных метеорологических условиях из-за навигационных приборов и потери пространственной ориентировки. Ценой собственной жизни летчик — генерал-майор авиации Осканов Суламбек Сусаркулович предотвратил падение самолёта на поселок Хворостянку, Добринского района, Липецкой области.
- 24 июля 1993 года на авиабазе «Фэйфорд» (Великобритания), в воздухе столкнулись два истребителя МиГ-29 (летчики — Сергей Тресвятский и Александр Бесчастнов).
- Ноябрь 1995 года Город Бурштын (Ивано-Франковск). ВВС Украины. Катастрофа МиГ-29УБ 114-го иап: по неустановленным причинам самолёт врезался в землю недалеко от пос. Бовшев. Экипаж погиб.
- 30 июля 1996 года Лиманское (Одесская область). ВВС Украины. Катастрофа МиГ-29 161-го иап ВВС Украины. Капитан Вадим Кирильчук, военный летчик 2-го класса, заместитель командира эскадрильи, при выполнении имитации падения подбитого самолета во время учений на Киево-Александровском полигоне. Летчик погиб.
- 23 июля 1998 года МиГ-29 (бортовой номер 17). ВВС Венгрии. Кечкемет. Катастрофа самолета на глазах у корреспондентов ТВ-каналов при подготовке к авиашоу в Кечкемете. Летчик погиб.
- 7 ноября 1998 года Кировское. ВВС Украины. Катастрофа МиГ-29 (9-13). Самолет ГВП «Украинские соколы» в сложных метеоусловиях и плохой видимости при заходе на посадку слетел с полосы, перевернулся, разломился и загорелся. Летчик погиб.
- 6 августа 1999 года ВВС Индии, катастрофа МиГ-29 в Химачал-Прадеш[107].
- 14 марта 2001 года ВВС Перу. Авария МиГ-29. Военная база на севере Перу. Летчик катапультировался, направив самолет на территорию рисовой плантации, пострадавших нет[108].
- 22 марта 2001 года ВВС России. Ахтубинск. Авария МиГ-29УБ в Астраханской области. Оба летчика успели катапультироваться и остались живы. Самолёт упал в безлюдной местности, жертв и разрушений на земле нет.[109]
- 7 ноября 2002 года ВВС Словакии. Авария двух МиГ-29 ночью[110].
- 12 ноября 2003 года столкновение с горой МиГ-29 ВВС России в Эребуни (Армения). СМУ. Военный летчик 1-го класса Константин Кардаш погиб.[111].
- 19 июня 2003 года в Армавире разбился МиГ-29УБ[112]
- 11 мая 2005 года в Венгрии разбился МиГ-29 Борт номер 02[113]
- 12 мая 2005 года в Тверской области разбился МиГ-29[114]
- 17 апреля 2008 года в Венгрии разбился МиГ-29 (б/н 15)[113]
- 27 июля 2006 года разбился МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи»[115]. Из-за попадания птицы, МиГ-29УБ не смог разогнаться до скорости отрыва, и врезался в бетонный забор у ВПП. Экипаж катапультировался.
- 21 марта 2007 года в Ростовской области в 30 километрах от Миллерово в ходе проведения плановых полетов 4-й воздушной армии ВВС и ПВО России на высоте около 7000 м столкнулись два истребителя МиГ-29. Летчики отрабатывали полет парой, выполняя упражнение на слетанность. Оба самолета упали на кукурузные поля и сгорели. В результате ЧП жертв нет, летчики катапультировались[116]
- 29 января 2008 года МиГ-29УБ ВВС Азербайджана упал в Каспийское море[117]
- 12 февраля 2008 года в Казахстане разбился Миг-29, один пилот погиб[118]
- 17 октября 2008 года под Читой разбился МиГ-29[119]
- 5 декабря 2008 года в Забайкальском крае разбился МиГ-29[120]
- 5 мая 2009 года г. Миргород, МиГ-29 114БТА был поврежден в результате ошибки курсанта ХУВС Виктори Мекотовой. Посадив самолет в середине ВПП, не погасив скорость, был начат разворот, в результате машина опрокинулась на левый борт и получила повреждения левой плоскости и стойки. Самолет восстановлен
- Июнь 2009 года. МиГ-29УБ ГВП «Стрижи» потерпел аварию в Кубинке. Жертв и разрушений нет, самолет списан.
- 23 июня 2011 года в районе хутора Кабановский (Астраханская область) при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта потерпел катастрофу палубный истребитель МиГ-29КУБ, вылетевший с аэродрома Ахтубинск,[121], принадлежавший Российской самолётостроительной корпорации «МиГ»[122] и предназначавшийся для поставки на вооружение авианосца «Адмирал Горшков»[123]. Сначала в прессе появилась информация, что оба лётчика успели катапультироваться, но погибли[124][125]. Позже представители Минобороны официально заявили, что оба пилота, Олег Спичка и Александр Кружалин, погибли в результате катастрофы[126][127]. Для расследования была создана спецкомиссия Минобороны с участием представителей военно-промышленного комплекса[128]: а в частности, было объявлено, что группа специалистов корпорации «МИГ» во главе с гендиректором Сергеем Коротковым вылетела на место крушения самолёта и примет участие в расследовании аварии[122]. Решением главкома ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина были приостановлены полёты истребителей МиГ-29, аналогичных разбившемуся, до выяснения причин катастрофы[129]. По неподтверждённым данным, катастрофа произошла по стечению обстоятельств (плохих погодных условий, ошибки в документациях при расчёте плана испытательного полёта, в сложившейся психологии людей и их взаимодействии при проведении любых испытательных работ).
- 26 апреля 2012 года МиГ-29 ВВС Болгарии потерпел крушение у города Пловдив на юге страны. Самолёт, вылетевший с авиабазы «Граф Игнатиево», принимал участие в совместных учениях ВВС Болгарии и США «Тракийская звезда-2012». Никто не пострадал.[130]
- 6 сентября 2012 года в Забайкальском крае разбился МиГ-29 ВВС России (Домна), пилот-подполковник Альберт Хаджияров погиб.
- 8 ноября 2013 года МиГ-29 ВВС Индии — шт. Гуджарат. Истребитель разбился во время тренировочного полёта. Пилот катапультировался.[131]
- 4 июня 2014 года палубный истребитель МиГ-29К ВМС Индии совершил жёсткую посадку на авианосец Викрамадитья. В результате была повреждена носовая стойка шасси, самолёт отремонтирован. Пилот не пострадал.[132]
- 11 июня 2014 года самолёт МиГ-29УБ ВВС Мьянма загорелся и упал во время тренировочного полёта. Оба пилота катапультировались.[133]
- 27 июля 2014 года в Приволжском районе Астраханской области упал МиГ-29. По предварительным данным, один человек погиб.[134]
- 11 ноября 2014 года в Ляховичском районе Брестской области Белорусии упал МиГ-29 61-й истребительной авиабазы. Пилот катапультировался[135][136][137]
- 4 декабря 2014 года опытный экземпляр корабельного учебно-боевого самолёта МиГ-29КУБ потерпел крушение в районе населённого пункта Чемодурово Воскресенского района Московской области. Пилоты катапультировались и были доставлены в лечебное учреждение.[138][139][140] Позднее один из пилотов — Сергей Рыбников — в результате полученных травм скончался в реанимационном отделении НИИ им. Склифосовского.[141]
- 4 июня 2015 года при выполнении учебно-тренировочного полёта в районе полигона Ашулук потерпел аварию самолет Миг-29 ВВС России. Пилоты катапультировались.[142]
- 3 июля 2015 года в районе станицы Кущёвская в Краснодарском крае разбился самолет МиГ-29 ВВС России. Пилот (начальник Службы безопасности полётов ВВС России генерал-майор Александр Берзан) катапультировался.[143]
- 24 мая 2016 года самолёт МиГ-29УБ ВВС Ирана получил повреждение во время вынужденной посадки вследствие отказа одного двигателя. Лётчики полковник Али Голипур (Ali Golipour) и майор Раузбен Назарян (Rouzbeh Nazerian) приняли решение совершить посадку на третьей тактической авиабазе ВВС Ирана, к северу от Хамадана. Самолёт выкатился за пределы ВПП, лётчики попытались катапультироваться. В результате полковник получил перелом позвоночника, а майор — тяжелые травмы и после транспортировки в больницу скончался[144].
- 13 ноября 2016 года самолёт палубный истребитель МиГ-29КУБ МА ВМФ России упал после взлёта с авианосца «Адмирал Кузнецов». Экипаж был подобран спасательным вертолётом[145].
- 23 февраля 2017 года истребитель МиГ-29 ВВС Белорусcии загорелся при разгоне на аэродроме Бобруйский. Лётчик не пострадал[146].
- 18 декабря 2017 года во время учебного полёта под Минск-Мазовецки разбился МИГ-29 ВВС Польши. Пилот катапультировался.
- 5 октября 2018 года у села Дмитровцы Коломенского района Московской области потерпел крушение МиГ-29УБ, выполнявший учебно-тренировочный полет. Оба пилота катапультировались[147].
Тактико-технические характеристики |
Технические характеристики[148] |
Экипаж: 1 или 2 человека[149]
Длина: 17,32 м
Размах крыла: 11,36 м
Высота: 4,73 м
Площадь крыла: 38,06 м²
Угол стреловидности крыла: 42°
Масса:
пустого: 10900 кг
нормальная взлётная масса: 15180 кг
максимальная взлётная масса: 18480 кг
Двигатель |
Тип двигателя: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой (а также управляемым вектором тяги на МиГ-29М/ОВТ)
Модель: РД-33
Тяга:
максимальная: 2 × 5040 кгс
на форсаже: 2 × 8300 кгс
Масса двигателя: 1055 кг
Отклоняемый вектор тяги: для МиГ-29М/ОВТ с двигателями РД-33К
Углы отклонения вектора тяги: ±15° в любом направлении
Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с- Возможность запуска двигателя в полёте
- Время демонтажа двигателя силами 5 механиков — 1 час[150]
РЛС |
- Сопровождение 10 воздушных целей и обстрел наиболее опасной[151]
- Минимальная разница скоростей истребителя и цели 150 км/ч
- Скорость атакуемой цели 230—2500 км/ч
- Высота атакуемой цели 30—23000 м
- Дальность обнаружения цели с ЭПР 3 м² в ППС на высоте более 3000 м — 50—70 км
- Дальность обнаружения вертолёта (скорость более 180 км/ч) в ЗПС 23 км, ППС — 17 км[152]
- по данным на 2012 — РЛС Н010 «Жук» различных версий. 10—20 целей одновременно на дальности до 80 километров, обстрел 1—2[153].
Лётные характеристики |
Максимальная скорость:
у земли: 1500 км/ч (М=1,26)
на высоте: 2450 км/ч (М=2,3)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,8)
Практическая дальность:
со 100 % топлива: 1430 км
с 2 ПТБ: 2100 км
Продолжительность полёта: до 2,5 ч
Практический потолок: 18000 м
Тяговооружённость:
при нормальной взлётной массе: 1,09 кгс/кг
при максимальной взлётной массе: 0,92 кгс/кг
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлётной массе: 399 кг/м²
при максимальной взлётной массе: 476 кг/м²
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Вооружение |
Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов
Боевая нагрузка: 2180 кг
Узлов подвески вооружения: 7
Подвесное вооружение:
- Р-60М
- Р-27Р1
- Р-73
- Р-77
- БКО «Талисман»
- Б-8М1
- С-24Б
ФАБ-500М62- ОФАБ-250-270
- КМГУ-2
- ЗБ-5000
См. также |
General Dynamics F-16 Fighting Falcon
F/A-18 Hornet
Panavia Tornado
Mitsubishi F-2
AIDC F-CK-1
HAL Tejas
Chengdu J-10
Chengdu FC-1 Xiaolong
JAS 39 Gripen
МиГ-29 в массовой культуре |
МиГ-29 можно увидеть в таких фильмах, как «Золотой глаз», «Самолёт президента», «R2B».
На МиГ-29 можно «полетать» во многих компьютерных реалистичных и аркадных авиасимуляторах: DCS World (самая высокая степень проработки истребителя из всех компьютерных игр) , Vector Thrust, Flanker 2.5, аддон Mig-29 Deadly Adversary для симулятора Falcon 3.0, Novalogic Mig-29, Fighter Wing, Over G Fighters, аркадных Tom Clansy’s HAWX и AceCombat а также в игре МиГ-29 для приставки Sega Mega Drive и PC от компании Domark;
А еще Миг-29 есть в играх Fighters Anthology, IAF, USAF компании Jane`s Combat Simulations.
Сделаны моды для игр Arma 2 и 3. Во всех случаях физика в программах отличается от реальной.
Изображения |
МиГ-29СМТ на МАКС-2009:
На постаментах |
- в городе Обнинске Калужской области 29 июля 2016 г. открыт памятник Авиаторам Калужского края, на котором установлен легендарный фронтовой истребитель МиГ-29[154].
- в городе Воронеже на улице Димитрова осенью 2016 года установлен МиГ-29 пилотажной группы «Соколы России»[155].
- в городе Иркутске на улице 1-ая Советская.
- в Ашукине Пушкинского района Московской области[156].
- под г. Пятихатками Днепропетровской области.
- в г. Минске на территории в/ч на ул. Я. Коласа
Примечания |
↑ МиГ-29 (9-12)
↑ Корпорация МиГ
↑ Многоцелевой истребитель МиГ-29С
↑ 12 МО РФ. МиГ-29, который может все (рус.). МО РФ (16.12.2011 (18:33)). Проверено 3 июня 2016.
↑ Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
↑ Павлов А.В., Войлоков С.В. Истребитель МиГ-29 в строевых частях - история, символика, окраска. Книга первая -«изделие 9-12»>.. — М., 2009. — 224 с ил. с.
↑ Braybrook, Roy. Soviets dominate Farnborough. // Asia-Pacific Defence Reporter. — November 1990. — Vol. 17 — No. 5 — P. 41 — ISSN 1037—1427.
↑ РСК МиГ. Семейство истребителей МиГ-29 (рус.). РСК МиГ (05 Декабрь 2014). Проверено 3 июня 2016.
↑ МиГ-29С (рус.). Проверено 19 августа 2009. Архивировано 28 августа 2011 года.
↑ Бортовой комплекс самолётовождения, прицеливания и управления вооружением самолёта МиГ-29Б (СУВ-29Э и сопрягаемые системы)
↑ Фотографии МиГ-29СМТ(9-19) ВВС России, которые ранее были предназначены для поставки в Алжир
↑ МиГ-29М/МиГ-29М2
↑ 23.08.11 Модернизированные индийские МиГ-29 получат конформные топливные баки — Военный паритет
↑ Первый полёт модернизированного истребителя МиГ-29 «Снайпер»
↑ 12 http://www.aripi-argintii.ro/aparatdezbor.php?p=30
↑ В ОАК довольны сирийским опытом применения новейших истребителей МиГ-29СМТ
↑ The Military Balance 2016. — P. 193.
↑ The Military Balance 2016. — P. 197.
↑ The Military Balance 2016. — P. 198.
↑ Россия перевооружит последний авиаполк истребителей МиГ-29
↑ «Восемьдесят процентов российских МиГ-29 поразила коррозия хвостового оперения»
↑ Минобороны возобновило полеты палубных МиГ-29
↑ МиГ-29 продолжат полеты без модернизации — Известия
↑ Недостаточно для счастья. Проверено 23 ноября 2017.
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-202
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-369
↑ Россия предложила Бангладеш модернизацию истребителей МиГ-29
↑ The Military Balance 2017. p.- 204
↑ The Military Balance 2017. p.- 97
↑ http://www.flightglobal.com/airspace/media/reports_pdf/emptys/108161/world-air-forces-2014.pdf |title = World Air Forces 2014 |work= |publisher= Flightglobal Insight |year= 2014 |accessdate= 27 August 2014}}
↑ ВВС Израиля арендовали МиГ-29 для воздушных боев (Проверено 18 апреля 2013)
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-293
↑ 12 The Military Balance 2016. p.-330
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-305
↑ The Military Balance 2017. p.-450
↑ The Military Balance 2016. p.-273
↑ Aviarussia.com
↑ The Military Balance 2016. p.-276
↑ The Military Balance 2016. p.-411
↑ The Military Balance 2016. p.-128
↑ The Military Balance 2017. p.- 153
↑ Переданные Россией Сербии МиГ-29 модернизируют через несколько месяцев. РИА Новости (20.10.2017).
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-405
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-155
↑ The Military Balance 2016. p.-471
↑ The Military Balance 2016. p.-204
↑ The Military Balance 2016. p.-208
↑ International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2017. p.-229
↑ ВВС Шри-Ланки получили истребители МиГ-29
↑ The Military Balance 2016. p.-445
↑ Никольский, Михаил. ВВС Венгрии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.46-47.
↑ Венгрия вслед за Молдавией избавляется от Миг-29
↑ НОВОСТИ ВПК И ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. Обзор по материалам СМИ № 32 (7-13 августа 2004 года)
↑ Trade Registers
↑ Romanian Air Force
↑ Drapelul de lupta al Bazei Aeriene 57 a fost predat
↑ Никольский, Михаил. Перспективы развития ВВС Чехии // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 1. — С.44.
↑ Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
↑ Chronological Listing of Afghan Ejections
↑ Mikoyan-Gurevich MiG-29
↑ The Billion Dollar Spy: A True Story of Cold War Espionage and Betrayal. David E. Hoffman. Doubleday. 2015
↑ Iraqi Invasion of Kuwait; 1990 — acig.org
↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967 — acig.org
↑ «The First Night» by Cooper/Sadik (IAPR, Vol.26)
↑ Список иракских воздушных побед в 1991 году (pdf-файл)
↑ Tim Bennett’s War
↑ Steve Davies. F-15E Strike Eagle Units in Combat 1990—2005. — Osprey Publishing/Combat Aircraft, выпуск № 59, 2005. — С. 22—23.
↑ US Air-to-Air Victories during the Operation Desert Storm — acig.org
↑ almanacwhf.ru - Господство в воздухе и превосходство в воздухе. Архивировано 31 мая 2012 года.
↑ 12 Михаил Жирохов. Авиация в конфликте в Приднестровье (artofwar.ru)
↑ Михаил Жирохов. Война в воздухе на Африканском Роге
↑ Jan J. Safarik. Air Aces. Ethiopian-Eritrea Conflict 1999—2000
↑ II Ethiopian Eritrean War, 1998—2000
↑ Согласно сербскому сайту NATO Agression on Federal Republic of Yougoslavia. Фактически это число дано для всей истребительной авиации Югославии, однако на этом же сайте указано, что истребители МиГ-21 не выполняли вылетов на перехват самолётов противника; таким образом, число относится только к МиГ-29.
↑ Miloš Vasić. Let u smrt (Vreme, 9 ноября 2000) (Проверено 13 мая 2010)
↑ Miroslav Lazanski. Kako je oboren F-117 (Проверено 28 марта 2010)
↑ Сербские рыцари (Миг-29 в ВВС Югославии и Сербии)
↑ Чужие войны. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2012. — С. 127
↑ ArtOfWar. Жирохов Михаил Александрович. Сербские рыцари (Миг-29 в ВВС Югославии и Сербии). Проверено 4 марта 2013. Архивировано 9 марта 2013 года.
↑ «Гермес» долетел до Совбеза
↑ МИД Грузии опровергло заявление МИД России по инциденту с беспилотным самолётом
↑ Потери авиации в Пятидневной войне. Война и мир. Проверено 17 августа 2010. Архивировано 5 февраля 2012 года.
↑ В Судане сбит МиГ-29 с российским пилотом на борту
↑ 26.03.2014 Сирия. Миг-29 работает из пушки ГШ-301.
↑ МиГ-29СМТ пройдет испытание Сирией // Газета "Коммерсантъ". — 2017-09-14. — Вып. 170. — С. 1.
↑ Михаил Жирохов. ВВС России в Первой Чеченской войне
↑ INTER-AMERICAN COMMISSION ON HUMAN RIGHTS REPORT No. 86/99 CASE No. 11,589
↑ Инциденты над Кубой (skywar.ru)
↑ Middle East Skrimishes. Aces Safarik
↑ Israeli Air-to-Air Victories since 1974
↑ Israeli — Syrian Shadow-Boxing
↑ AF.mil — History Milestones
↑ Air Force Historical Research Agency — Home
↑ Air Force Historical Research Agency — Aerial Victory Credits
↑ NATO Speech: Press Briefing SecGen SACEUR, 25 March 1999
↑ NATO Transcript: Press Conf. — 26 March 1999
↑ NATO Speech: Press Conference — 27 March 1999
↑ NATO Speech: Press Conference Shea & Jertz — 5 May 1999
↑ http://www.mod.gov.rs/novi_eng.php?action=fullnews&id=813
↑ Dogfights Desert Storm (Part 2) — YouTube
↑ Dogfights Desert Storm (Part 3) — YouTube
↑ MiG-29 vs F-16 /Авиабаза =KRoN=/
↑ Справка: ТТХ, история, участие в боях, катастрофы: Lenta.ru
↑ Правда о МиГ-29 | ИноСМИ — Все, что достойно перевода
↑ МиГ-29 против F-16 / MiG-29 vs. F-16 — YouTube
↑ Zuev Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire
↑ With 28 fighters lost in 1999, IAF's flight record plummets. But is the MoD listening?
↑ Lenta.ru: В мире: Российский МиГ-29 упал на глазах у комиссии перуанского конгресса
↑ Под Астраханью разбился истребитель МиГ-29
↑ Lenta.ru: В мире: В Словакии разбились два самолета МиГ-29
↑ Lenta.ru: В России: Минобороны Армении: Российский МиГ-29 врезался в скалы из-за тумана
↑ Lenta.ru: В России: За три года ВВС России потеряли 26 самолетов
↑ 12 Lenta.ru: Катастрофы: В Венгрии разбился МиГ-29
↑ Lenta.ru: Оружие: МиГ-29 разбился из-за ошибки пилота
↑ Lenta.ru: Катастрофы: Миг-29 авиагруппы «Стрижи» разбился при взлете
↑ -->
↑ Lenta.ru: Мир: Азербайджанский МиГ-29 упал в Каспийское море
↑ Lenta.ru: б. СССР: В Казахстане разбился МиГ-29
↑ Lenta.ru: Катастрофы: Под Читой разбился МиГ-29
↑ Lenta.ru: Катастрофы: Пилот «МиГ-29» погиб при попытке увести истребитель от жилых домов
↑ Истребитель разбился в Астраханской области во время испытательного полета (рус.)
↑ 12 Гендиректор МиГа вылетает на место катастрофы истребителя в Астраханской области (рус.)
↑ Разбившийся в РФ МиГ-29 предназначался для оснащения индийского авианосца «Адмирал Горшков» (рус.)
↑ В Астраханской области разбился истребитель МиГ-29, два члена экипажа погибли (рус.)
↑ МЧС: Пилот упавшего МиГа-29 и его помощник, по предварительным данным, катапультировались (рус.)
↑ Минобороны: Оба члена экипажа разбившегося истребителя МиГ-29 погибли (рус.)
↑ Страна, не знающая своих Героев
↑ Расследованием катастрофы МиГ-29 занимается комиссия Минобороны с участием представителей ВПК (рус.)
↑ ВВС РФ приостанавливают полеты МиГ-29 (рус.)
↑ В Болгарии утонул МиГ-29
↑ ASN Wikibase Occurrence # 161961
↑ MiG 29K averts horror crash, but slams onto India’s 'brand new' naval icon, INS Vikramaditya — Financial Express
↑ ИТАР-ТАСС: Происшествия — В Мьянме разбился истребитель МиГ-29
↑ Под Астраханью разбился МиГ-29
↑ МіГ-29 пацярпеў крушэнне ў Брэсцкай вобласці (белор.)
↑ В Брестской области разбился военный самолет «МиГ-29». Возбуждено уголовное дело
↑ Крушение самолета МиГ-29 в Брестской области
↑ МиГ-29 потерпел катастрофу в Подмосковье
↑ В Подмосковье потерпел крушение учебно-боевой истребитель МиГ-29. INTERFAX.RU 4.12.2014
↑ По факту крушения МиГ-29 возбуждено уголовное дело, в офисе «МиГ» прошли обыски. 5.12.2014
↑ Умер пилот упавшего в Подмосковье МиГ-29
↑ Разбившийся под Астраханью МиГ-29 сбросил бомбы перед крушением
↑ ТАСС: Происшествия — В Краснодарском крае разбился МиГ-29
↑ В Иране разбился истребитель «МиГ-29УБ»
↑ Fox News сообщил о крушении МиГ-29 с «Адмирала Кузнецова» :: Политика :: РБК
↑ http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58aef4a09a7947f0268f3bc1
↑ МиГ-29 разбился в Подмосковье (рус.), Interfax.ru (5 октября 2018). Проверено 5 октября 2018.
↑ О самолете МиГ-29
↑ В зависимости от модификации
↑ Истребители
↑ Боевое применение самолёта. Методическое пособие лётчику изд.№ 2. с.5,7
↑ Боевое применение самолёта. Методическое пособие лётчику изд.№ 2. с.88
↑ МиГ-29 оборудуют радарами с АФАР | Вооружение России и других стран Мира
↑ А. Кравченко. Генеральный директор АО «РСК «МиГ» Сергей Коротков открыл памятник истребителю МиГ-29 в Обнинске (рус.). Департамент информационной политики и общественных коммуникаций. АО "РСК "МиГ" (29 Июль 2016). Проверено 30 июля 2016.
↑ Самолет пилотажной группы «Соколы России» украсит мемориальный комплекс Военно-воздушной академии в Воронеже
↑ Д. Табаков. Памятник авиаторам в Ашукино, Информационный портал Ашукино (12.04.2016). Проверено 12 декабря 2016.
Литература |
- Андрей Фомин, Владимир Щербаков. "МиГи" в Индии пол века в боевом строю (рус.) // Взлёт. — 2013. — № 4. — С. 40-51.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
МиГ-29 на Викискладе | |
МиГ-29 в Викиновостях |
- Официальный сайт ФГУП РСК «МиГ»
- Боевое применение самолёта МиГ-29. Методическое пособие лётчику. (Издание 2-е, исправленное и дополненное.) Изд. № 11/031890р-Т89 «Б»
- Модификации МиГ-29 на сайте «Уголок неба»
- МиГ-29 Кубы
- Описание МиГ-29М ОВТ
- МИГ-29. Документальные фильмы. Архивировано 28 августа 2011 года.
- Что стоит за скандалом с МиГами, vz.ru, 22 февраля 2008
- ,Eric Hildebrandt, AirForces Monthly, January 99' Перевод — Д.Срибный
- МиГ-29 в мировых ВВС
- Документальнный фильм о семействе самолетов МиГ-29 на сайте YouTube.com
- Фрагмент из книги «Как летать и сражаться на МиГ-29» (How to Fly and Fight in the Mikoyan MiG-29), Jon Lake
- Основные модификации МиГ-29