Су-35
























































Су-35
Su-35 (SAVX3150).jpg
Тип
многоцелевой истребитель
Разработчик
Флаг России ОКБ Сухого
Производитель
Флаг России КнААЗ имени Ю. А. Гагарина
Главный конструктор
ОКБ Сухого
Первый полёт
19 февраля 2008 года
Начало эксплуатации
12 февраля 2014 года
Статус
производится, эксплуатируется
Эксплуатанты
Россия ВКС России
Китайская Народная Республика ВВС НОАК

Годы производства
с 2008 года
Единиц произведено
84 единицы по состоянию на январь 2018 года[1][2]
Стоимость единицы
около 2 млрд рублей [3]
Базовая модель
Су-27
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-Е+[4]) — российский многоцелевой сверхманёвренный истребитель поколения 4++. Разработан в ОКБ Сухого.
Серийный истребитель для ВКС России носит название Су-35С.
Ранее на международных авиасалонах под индексом «Су-35» экспонировался самолёт Су-27М.


«Поколение 4++» является условным и лишь указывает, что по совокупности характеристики истребителя вплотную приближены к характеристикам истребителя пятого поколения. За исключением технологии малой заметности и АФАР, он удовлетворяет большинству требований, предъявляемых к самолётам 5-го поколения[5].




Содержание






  • 1 История


  • 2 Конструкция


    • 2.1 Планер


    • 2.2 Двигатели


    • 2.3 Авионика




  • 3 Тактико-технические характеристики


    • 3.1 Технические характеристики


    • 3.2 Лётные характеристики


    • 3.3 Вооружение


    • 3.4 Авионика




  • 4 Производство


    • 4.1 Экспорт




  • 5 На вооружении


  • 6 Аварии и происшествия


  • 7 Боевое применение


  • 8 Галерея


  • 9 Оценка истребителя


  • 10 См. также


  • 11 Литература


  • 12 Ссылки


  • 13 Примечания





История |


Су-35 является глубокой модернизацией платформы Т-10С (первоначально программа глубокой модернизации самолёта Су-27 называлась «Су-35БМ» — большая модернизация)[6].


Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.


Первый полёт опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.


К 2016 году изготовлено 48 истребителей[4]


В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку 50 единиц до 2020 года в ВКС РФ. В ноябре 2015 правительство Индонезии утвердило закупку 12 многофункциональных истребителей Су-35. В 2015 подписан договор на поставку 24 многофункциональных истребителей Су-35 в Китай. В 2016 году планируется передать первые 4 машины.



Конструкция |




Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полёте


Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27. Он имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от старого Су-27М, не имеет переднего горизонтального оперения (ПГО) и тормозного щитка (торможение при посадке осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны).


Согласно заявлению КБ «Сухой», назначенный ресурс Су-35 — 6000 лётных часов или 30 лет. Заявленный назначенный ресурс двигателей — 4000 часов.



Планер |


См. планер Су-27

Планер Су-35 имеет токопроводящее напыление фонаря кабины, кромки планера покрываются специальными материалами для снижения эффективной площади рассеяния.



Двигатели |




Двигатели «изделие 117С» с УВТ


На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя «АЛ-41Ф1» для истребителя пятого поколения. От него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14 500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.


  • Ресурс 4000 часов, межремонтный 1000 часов[7].



РЛС Н035 Ирбис с ПФАР




Су-35С ВВС России в окраске принятой с 2010 по 2013 года


ВГТД ТА14-130-35 — современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей[8].



Авионика |


Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги (УВТ). Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, однако используют старую электронно-механическую систему управления.


На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис, имея дальность обнаружения целей с ЭПР 3 м² до 400 км. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.


Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.


Кабина пилота оборудована 3 дисплеями с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.


Самолёт оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (вариант исполнения Л-150 (СПО)).



Тактико-технические характеристики |


Источники[9][10][11][12][13]




Су-35С на праздновании столетия ВВС России.



Технические характеристики |




  • Экипаж: 1 человек


  • Длина: 21,9 м


  • Размах крыла: 14,75 м


  • Высота: 5,9 м


  • Площадь крыла: 62,04 м²


  • Угол стреловидности по передней кромке: 42°


  • Шасси: трёхопорное, с передней стойкой, убирающейся против полёта


  • Масса:


    • пустого: 19000 кг[источник не указан 1993 дня]


    • нормальная взлётная масса (2 x Р77 + 2 x Р-73Э): 25300 кг


    • максимальная взлётная масса: 34500 кг


    • масса топлива: 11500 кг




  • Двигатель:


    • тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (ТРДДФ с ОВТ)


    • модель: «АЛ-41Ф1С»


    • тяга:


      • максимальная: 2 × 8800 кгс


      • на форсаже: 2 × 14500 кгс[14]




    • управление вектором тяги:


      • углы отклонения вектора тяги: ±15° в плоскости


      • скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с




    • масса двигателя: 1520 кг




  • ЭПР: 0,7—2 м² (без подвесок оружия)[13][неавторитетный источник?]



Лётные характеристики |




Су-35С на МАКС-2013.


Источник: КнААЗ[15]




Су-35С на МАКС-2013.




Су-35С на МАКС-2013.




Су-35С на МАКС-2013.



  • Максимальная скорость:


    • у земли: 1400 км/ч


    • на высоте: М=2.25, H=11 000 метров


    • бесфорсажная: 1,1 Маха[16]



  • Разгонные характеристики:

Время разгона на высоте 1000 м, при остатке топлива 50% от нормальной заправки, секунд















от 600 км/ч до 1100 км/ч
13,8
от 1100 км/ч до 1300 км/ч
8



  • Дальность полёта:


    • у земли (высота — 200 м, скорость — M=0,7): 1580 км


    • на высоте:


      • без ПТБ: 3600 км


      • с 2 ПТБ-2000 л: 4500 км






  • Практический потолок: 20 000 м


  • Скороподъёмность: 280 м/с


  • Длина:


    • разбега (полный форсаж): 450 м


    • пробега (с нормальной взлётной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов): 650 м




  • Тяговооружённость (у земли, при н. у.):


    • при нормальной взлётной массе: 1,1


    • при максимальной взлётной массе: 0,811




  • Нагрузка на крыло:


    • при нормальной взлётной массе: 410 кг/м²


    • при максимальной взлётной массе: 611 кг/м²





Вооружение |


источник[17][18]




  • Пушечное: 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1 150 снарядов


  • Боевая нагрузка: 8000 кг


  • Узлов подвески вооружения: 12


  • Вооружение:


    • Воздух-воздух:


      • средней дальности:

        • до 12 х РВВ-СД;

        • до 4 х Р-27ЭП1/ЭТ1;

        • до 8 × Р-27ЭР1.




      • малой дальности:
        • 6 × Р-73(РВВ-МД)





    • Воздух-земля:


      • Противокорабельные ракеты:

        • 6 × Х-31, Х-35У или 2 × Х-59М

        • Ракета воздух-земля большой дальности




      • Высокоточные боеприпасы:

        • 6 × Х-29Т или Х-38Мхх;

        • 5 х Х-59МК;

        • 8 × КАБ-500КР(ОД);

        • 3 x КАБ-1500КР(ЛГ);






      • Неуправляемые боеприпасы:

        • 6 С-25 (НАР)

        • 6 С-8









Авионика |


На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой Н035 Ирбис.


Характеристики РЛС:




  • Диапазон частот: X (8—12 ГГц)


  • Диаметр ФАР: 900 мм


  • Углы обзора: ±60° (электронное), ±120° (с гидроприводом)


  • Средняя мощность: 5000 Вт


  • Пиковая мощность: 20 000 Вт


  • Дальность обнаружения целей:


    • с ЭПР 3 м²:


      • на встречных курсах: 350—400 км (в зоне 100 кв. градусов, на фоне неба)


      • на догонных: 150 км[19]




    • с ЭПР 0,01м²: до 90 км[20]




  • Цели:


    • Обнаружение и целеуказание: 4 наземные или 30 воздушных


    • Одновременный обстрел: ракетами с полуактивной головкой самонаведения (Р-27Р, Р-27ЭР) — не более 2 целей; ракетами с активной головкой самонаведения (Р-77, РВВ-АЕ, РВВ-СД, Р-37) — не более 8.



  • ОЛС позволяет сопровождать 4 воздушные цели на дальности до 80 км. Су-35 имеет систему предупреждения о ракетном нападении (датчики ИК-диапазона).

  • В самолёте возможно применение подвесных контейнеров РЭБ.



Производство |


В 2009 году «Сухой» заключил соглашение с Министерством обороны на поставку 48 истребителей Су-35С, срок поставки — к концу 2015 года в ВВС России должны поступить 48 таких истребителей.


В декабре 2015 года подписан второй контракт на поставку в ВКС РФ 50 единиц, до 2020 года[21]



Экспорт |


В ноябре 2015 подписан контракт на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай[22][23]; стоимость контракта — около 2,5 млрд долл.[24] Последние машины были переданы заказчику в ноябре 2018 года[25].


В феврале 2018 года подписан контракт на поставку 11 истребителей Су-35 в Индонезию; стоимость контракта — 1,1 млрд долл.[26]


Индия и Малайзия также могут приобрести самолёты Су-35, потенциальные заказчики активизировались после успешного применения этой техники Воздушно-космическими силами России в Сирии[источник не указан 354 дня].



На вооружении |




Страны эксплуатанты Су-35.



  • Россия ВВС России 70 единиц по состоянию на январь 2018 года[27][28].



  • Хабаровский край (Дзёмги), 23 ИАП — 34 единиц[29].


  • Приморский край (Центральная Угловая), 22 ИАП — 12 единиц[30].


  • Республика Карелия (Бесовец), 159 Гв. ИАП — 26 единиц по состоянию на 23 октября 2018 года [31].


  • Сирия (Хмеймим) — 4 единицы.[прояснить]



  • Китайская Народная Республика ВВС НОАК — 24 единиц, по состоянию на ноябрь 2018 года. 26 ноября 2018 года было объявлено о выполнении контракта на поставку 24 единиц Су-35.[32][33].


Аварии и происшествия |



  • 26 апреля 2009 года на аэродроме «Дзёмги» в Комсомольске-на-Амуре потерпел аварию третий лётный экземпляр (прототип) Су-35-4 б/н 904. При скоростной пробежке с использованием форсажа самолёт сошёл с взлётно-посадочной полосы и столкнулся с препятствием. Причиной аварии стал отказ системы управления двигателем, вследствие чего не был отключён форсаж. Лётчик-испытатель Евгений Фролов успел катапультироваться[34][35][36].


Боевое применение |


1 февраля 2016 было объявлено о том, что Россия перебросила на авиабазу Хмеймим в Сирии четыре истребителя Су-35С[37]. Они несли боевое дежурство, прикрывая ударные самолёты, чтобы избежать повторения ситуации, когда российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем.



Галерея |





Оценка истребителя |


Журнал National Interest назвал Су-35 первым в списке самого опасного вооружения России при гипотетическом конфликте с США, так как по мнению экспертов издания Су-35 «экстремально опасный» для любого самолёта НАТО, за исключением стелс-истребителя F-22. Эксперты указывают на то, что опасность Су-35 связана с очень большой загрузкой ракет «воздух-воздух» дальнего радиуса действия, возможностью пуска ракет на сверхзвуковой скорости, сверхманёвренностью и мощными средствами радиоэлектронной борьбы.[38]



См. также |



  • Су-27М

  • Су-30



Литература |


  • Ильин В. Крайний в IV поколении (рус.) // Арсенал : журнал. — 2012. — Т. 32, № 02. — С. 36—41.


Ссылки |



  • КнААЗ — Продукция — Су-35

  • Илья Крамник. Смена главной модели. Лента.Ру (15 июля 2015). — В ближайшие годы Су-35 станет основным экспортируемым боевым самолётом России. Проверено 15 июля 2015.

  • Обновление боевой и учебно-боевой авиации в 2013 и 2014 годах



Примечания |





  1. The Military Balance 2017. p. 217


  2. Поставки боевых самолётов в Вооруженные Силы России в 2017 году.


  3. В полтора раза подорожали Су-35 для ВВС России


  4. 12 Появление Су-35БМ требует от США создать палубный F/A-22N Sea Raptor (ПЕРЕВОДНЫЙ)


  5. Mr Secretary — Why Does the Pentagon Say the JSF is a 5th Generation Fighter… Really?


  6. Упоминаемый иногда заводской шифр «Т-10БМ» является вымышленным и никогда не существовал.


  7. [1] // ОАО «Компания „Сухой“»


  8. http://www.aerosila.ru/index.php?actions=main_content&id=72


  9. РосБизнесКонсалтинг — Новости дня — «Сухой» завершает предварительные испытания многофункционального истребителя Су-35


  10. Основные данные самолёта Су-35


  11. Новые подробности об РЛСУ «Ирбис» для истребителя Су-35 (недоступная ссылка) — niip.ru


  12. Ирбис — в воздухе!


  13. 12 Assessing Sukhoi PAK FA


  14. Научно-производственное объединение САТУРН > 117С


  15. http://www.knaapo.ru/media/rus/about/production/military/su-35/su-35_buklet_rus.pdf


  16. ОАО "Компания «Сухой» — Новости — СМИ о компании


  17. ОАК :: Су-35


  18. iz.ru :: Су-35C


  19. Радиолокационная система управления «ИРБИС-Э» для истребителя Су-35


  20. http://www.niip.ru/downloads/public_art/2006/2006_2.pdf (недоступная ссылка)


  21. Никольский, Алексей. Министерство обороны России закупило 50 истребителей Су-35 на сумму свыше 60 млрд рублей, Ведомости (10 января 2016). Проверено 14 января 2016.


  22. Иван Сафронов. Китай продолжит династию «Су» // Газета «Коммерсантъ». — 2015. — 19 ноября (вып. 213). — С. 1.


  23. Источник: РФ поставит Китаю первые четыре Су-35 до конца 2016 года. ТАСС (19 февраля 2016). Проверено 27 февраля 2016.


  24. Истребители Су-35С будут приняты на вооружение в этом году. Ростех (31 мая 2017). Проверено 29 ноября 2018.


  25. Россия поставила все купленные Китаем истребители Су-35. Интерфакс (26 ноября 2018). Проверено 29 ноября 2018.


  26. СМИ узнали о подписании контракта на поставку Индонезии российских Су-35. РБК (15 февраля 2018). Проверено 29 ноября 2018.


  27. The Military Balance 2018 p.199


  28. Поставки боевых самолётов в Вооружённые Силы России в 2017 году.


  29. 12 истребителей Су-35 поступили на авиабазу Дземги в феврале 2014


  30. Подробнее : Министерство обороны Российской Федерации. function.mil.ru. Проверено 1 марта 2016.


  31. https://bmpd.livejournal.com/3389683.html/


  32. https://www.vestifinance.ru/articles/110758


  33. https://www.interfax.ru/russia/639442


  34. В России из-за отказа тормозной системы разбился новейший истребитель Су-35


  35. Истребитель Су-35 разбился в Комсомольске-на-Амуре


  36. Заявление пресс-службы компании «Сухой» в связи с аварией третьего лётного образца истребителя Су-35


  37. СМИ узнали о переброске в Сирию новейших российских истребителей Су-35C. РБК. Проверено 1 февраля 2016.


  38. TNI Staff. These are the 10 Killer Weapons Russia and America Would Use in a War. The National Interest. Проверено 8 октября 2016.










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz