Савёловское направление Московской железной дороги
Савёловское направление Московской железной дороги | |
---|---|
Страна |
|
Расположение | Московская область и Москва |
Ширина колеи | русская колея |
Тип электрификации | электрификация постоянным током 3 кВ[d] |
Карта линии | |
Савёловское направление Московской железной дороги на Викискладе |
Савёловское направление Московской железной дороги — железнодорожная линия на север от Москвы. Объём пригородных перевозок по направлению составляет свыше 103 тысяч пассажиров в сутки (2012), 145 пар пригородных электропоездов в сутки (2018).
Линия, в основном, используется пригородными электропоездами, аэроэкспрессами в Шереметьево, региональными экспрессами в Дубну, Дмитров и Лобню. Для них основной пассажирский терминал в Москве — Савёловский вокзал. Единственный поезд дальнего следования (на Рыбинск) отправляется с Белорусского вокзала. Ранее также ходил поезд до Санкт-Петербурга по длинному маршруту через станцию Сонково. Также по линии курсируют поезда Минск — Архангельск формирования Белорусской железной дороги и Воркута — Белгород, но только до Яхромы, откуда сворачивают на Большое кольцо и выходят по нему на Ярославское направление.
Направление включает:
- Главный ход до станции Савёлово (город Кимры) длиной 128 км. Участок до станции Дмитров двухпутный, далее однопутный. Станция Савёлово является пограничной между МЖД и Октябрьской железной дорогой (сама станция принадлежит ОЖД). Далее Савёлово линия ОЖД идёт однопутная неэлектрифицированная.
- При этом участок Икша — Яхрома / Дмитров является совмещённым с Большим кольцом МЖД
- При этом участок Икша — Яхрома / Дмитров является совмещённым с Большим кольцом МЖД
- Ответвление в Аэропорт Шереметьево. Работают только «Аэроэкспрессы».
- Ответвление до станции Дубна длиной 51 км. Однопутное.
От платформы Трудовая вдоль линии проходит трасса Канала имени Москвы.
Во второй половине 2019 года по Савёловскому направлению от Лобни через Савёловский и Белорусский вокзал до Одинцово начнётся тактовое курсирование городских электропоездов «Иволга» по 52-километровому маршруту проекта Московские центральные диаметры (участок по направлению протяжённостью 26 км)[1][2][3], его обслуживанием займётся ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания»[4][5][6].
До 2025 года на участке от Белорусского вокзала до Лобни будут построены третий и четвёртый главные пути[7].
Содержание
1 История
2 Администрация
3 Современное развитие
4 МЦД-1
5 Пассажирские платформы
6 Критика
7 Список станций
8 Примечания
9 Литература
История |
Железнодорожная линия от Москвы на Савёлово начала строиться в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената. Линия открыта в декабре 1900 года на участке Бескудниково — Савёлово и первоначально связывалась с Московско-Ярославской железной дорогой через Бескудниковскую ветку. Участок Москва — Бескудниково появился в марте 1902 года (задержка связана с выбором места строительства вокзала). Ветка Вербилки — Большая Волга открыта в начале 1930-х, разобрана во время войны, восстановлена в 1950-х и продлена до Дубны в 1969 году.
Участок Лосиноостровская — Институт Пути (ныне не существующий) был электрифицирован в 1945, Москва — Икша — в 1954, Бескудниково — Институт Пути (ныне не существующий) — в 1955, Икша — Дмитров — в 1956, Дмитров — Каналстрой — в 1961, Каналстрой — Вербилки — Дубна — в 1970. Вербилки — Савёлово — в 1978. На всех участках постоянный ток, напряжение 3 кВ.
К 2018 году Савёловское направление двухпутное на участке от Москвы до Дмитрова, далее однопутное от Дмитрова до Дубны и до Савёлово[8].
Администрация |
Административно Савёловское направление входит в состав Московско-Смоленского региона МЖД. Управление Московско-Савёловской дистанции пути и находится на станции Москва-Бутырская по адресу: Савёловская линия, 23.
В прошлом линия входила в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1900—1906), Северных железных дорог (1907—1936), Ярославской железной дороги (1936—1953), Северной железной дороги (1953—1959). В составе Московской железной дороги с 1959 года.
Современное развитие |
Построена линия от платформы Шереметьевская до аэропорта Шереметьево. Она предназначена для движения аэроэкспрессов, хотя в 2010 году ежесуточно по линии было пущено две пары обычных электропоездов, впоследствии отменённых. Регулярное движение аэроэкспрессов началось в июне 2008 года, осуществляется с Белорусского вокзала без промежуточных остановок.
До конца 2018 года будет завершено строительство нового ТПУ «Окружная», в который будут входить платформа Окружная Савёловского направления, о.п. Окружная МЦК и станция метро Окружная.
20 декабря 2013 года на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области принято решение о развитии Савёловского направления, строительстве третьего и четвёртого главных путей, новой линии примыкания к строящемуся Северному терминалу аэропорта Шереметьево. В связи с замедлением проекта из-за необходимости больших инвестиционных вложений строительные работы начнутся в 2019 году, а сроки ввода в эксплуатацию новых главных путей сдвинуты на период 2020—2025 годов[7].
В перспективе направление планируется как основной грузовой ход между Москвой и Санкт-Петербургом со строительством на всём протяжении второго главного пути и электрификацией. Планируемая пропускная способность — 20 пар грузовых поездов в сутки. Это связано с необходимостью окончательно освободить главный ход Октябрьской железной дороги от остатков грузового движения[8][9].
В 2017 году Савёловское направление показало наивысшую в Мосузле динамику роста пассажиропотока, увеличив его объём на 3 % в сравнении с 2016 годом. Это связано со строительством и заселением жилых комплексов близ остановочных пунктов Новодачная, Долгопрудная, Водники, Хлебниково, Лобня, Депо, Турист, Дмитров[10].
В сентябре 2017 года распоряжением Правительства России в уставный капитал ОАО «РЖД» направлен взнос в размере 13,15 млрд рублей. Средства в сумме 9,41 млрд рублей пойдут, в частности, на реализацию инвестиционных проектов строительства дополнительных остановочных пунктов Московской железной дороги и интеграцию Савёловского направления МЖД и Московского центрального кольца[2][11].
МЦД-1 |
15 ноября 2017 года стало известно о планах строительства РЖД совместно с Правительством Москвы новой транспортной системы — МЦД (Московские центральные диаметры). Первая линия этой системы (МЦД-1) объединит Савёловское и Белорусское направления на участке от Лобни через Москву до Одинцово в единую ветку наземного «метро». Длина линии составит 52 км, время хода 1 час 20 мин, интервал между поездами 15 мин, расчётный пассажиропоток — 42 млн человек в год. Движение обычных дальних электропоездов, региональных экспрессов и аэроэкспрессов сохранится, однако их время хода в сравнении с нынешним из-за уплотнения графика увеличится[12]. В ноябре 2017 года стало известно, что 23 состава поездов «Иволга» будут в октябре-ноябре 2018 года поставлены компании ЦППК для эксплуатации на линии Лобня — Одинцово проекта Московские центральные диаметры[13][14][5]. Тактовое движение брендированных городских поездов по МЦД-1 начнётся во второй половине 2019 года. При этом на Савёловском направлении будут построены ещё два остановочных пункта, интегрированных с «подземкой», — Петровско-Разумовская и Дмитровская, и один — Илимская между станцией Бескудниково и остановочным пунктом Лианозово[8]. При этом последний будет сдвинут к проектируемой станции метро «Лианозово».
Пассажирские платформы |
На всей линии высокие платформы. Турникетами (АСОКУПЭ) для прохода пассажиров оборудованы только Савёловский вокзал, платформа Тимирязевская, станция Бескудниково, платформа Лианозово, платформа Долгопрудная, станция Лобня (только платформа для экспрессов) и станция Дмитров. Таблички с названиями станций выкрашены в оранжевый и тёмно-красный цвета (ранее — в синий и оранжевый). Направление активно модернизируется. В 1994 прошла реконструкция путевого хозяйства на станциях Марк и Лобня. После запуска в 2008 году аэроэкспрессов «Савёловский вокзал — Терминал Шереметьево» (позднее маршрут стал начинаться от Белорусского вокзала) была реконструирована платформа Шереметьевская в обоих направлениях.
Полностью реконструированы 4-я платформа Савёловского вокзала, платформы Каналстрой, Депо, Морозки, в 2012 году закончена реконструкция платформы Депо, в 2013 году — платформы Долгопрудная, Дегунино. В 2014 году — станция Бескудниково со строительством мини-вокзала и турникетного павильона, платформа Луговая (в Москву), станция Икша. В 2015 году — платформа Окружная, платформа Луговая (в область), станция Яхрома. В 2016 году — платформа Некрасовская . В 2009 году начато и к 2010 году окончено строительство второй пассажирской платформы на третьем пути станции Вербилки.
С 27 апреля 2011 года введена в строй 5-я платформа на Савёловском вокзале, предназначенная для пропуска поездов с Белорусского направления. На них установлены навесы оранжевого цвета.
Реконструированы станции Дубна и Большая Волга в городе Дубна.
Критика |
Существенным недостатком направления является его расположение в стеснённых условиях Москвы и пригорода, застройка резервной земельной полосы отвода железной дороги, проблематичность расширения путевого хозяйства за счёт строительства дополнительных железнодорожных путей. Открытие скоростного сообщения Савёловский вокзал—Лобня в 2005 году, пуск Аэроэкспресса в Шереметьево в 2008 году имели не только преимущества, но и выявили серьёзные проблемы в организации движения на магистрали, пропускная способность которой сравнительно невелика. Движение экспрессов в Лобню, Дмитров и Дубну, аэроэкспрессов в Шереметьево по одним путям с пригородными электропоездами привело к нарушению регулярности расписания и возрастанию интервалов в движении электричек до 50 минут[15], к отстою переполненных электричек в ожидании обгона экспрессами на станциях Бескудниково и Марк, к чрезмерному скоплению ожидающих отправления на платформах в часы пик, вызвало недовольство пассажиров и критику в прессе[16][17]. Обгон электричек экспрессами был прекращён в октябре 2015 года, когда было введено в действие оптимизированное расписание.
Москва — Савёлово Савёловское направление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Условные обозначения
|
Список станций |
Далее — Смоленское направление МЖД
- Москва-Бутырская (Савёловский вокзал)
Пересечение с Рижским направлением МЖД
- Тимирязевская
Пересечение с Ленинградским направлением ОЖД
- Окружная
Пересечение с Малым кольцом МЖД
- Дегунино
Бескудниковская ветка (разобрана, существовала в 1900—1987):
- Слободка
- Отрадное
- Институт пути
- Дзержинская
- Бескудниково
- Лианозово
- Марк
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
- Новодачная
- Долгопрудная
Граница Москвы и Московской области проходит по железной дороге
- Водники
- Хлебниково
- Шереметьевская
- Лобня
- Депо
- Луговая
- Некрасовская
- Катуар
- Трудовая
Примыкание Большого кольца МЖД с запада
- Икша
- Морозки
- Турист
- Яхрома
Примыкание Большого кольца МЖД с востока
- Дмитров
- Каналстрой
- 75 км
- Орудьево
- Вербилки
Ветка на Дубну:
- Соревнование
- Запрудная (на всех расписаниях и схемах — Запрудня)
- Темпы
- Мельдино
- 119 км
- Карманово
- Большая Волга
- Дубна
- 94 км
- Власово
- Талдом
- Лебзино
Граница Московской и Тверской областей
- 124 км
Граница Московской и Октябрьской железных дорог
- Савёлово
Примечания |
↑ Ликсутов назвал срок запуска смешанного движения по путям наземного метро. Росбизнесконсалтинг (19 апреля 2018). Проверено 19 апреля 2018.
↑ 12 Reuters узнал о планах РЖД потратить на инвестиции 580 млрд руб, Росбизнесконсалтинг, Reuters (24 октября 2017). Проверено 24 октября 2017.
↑ Информационная служба портала Стройкомплекса. Московские центральные диаметры начнут работу во второй половине 2019 года. stroi.mos.ru. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (11 января 2018). Проверено 12 января 2018.
↑ Более 600 вагонов закупят в Москве для работы на первых направлениях «наземного метро». tass.ru. ТАСС (17 ноября 2017). Проверено 17 ноября 2017.
↑ 12 Московские центральные диаметры поедут в 2019 году. Без штампов (6 декабря 2017). Проверено 6 декабря 2017.
↑ Путину представили проект сквозного железнодорожного сообщения через Москву. m24.ru. Москва Медиа (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
↑ 12 Савёловско-Смоленскому диаметру назначили срок. Гудок (3 августа 2018). Проверено 7 августа 2018.
↑ 123 Десять новых железнодорожных платформ построят в рамках проекта МЦД. АГН «Москва» (22 мая 2018). Проверено 22 мая 2018.
↑ Специализация путей – бережливость в глобальном масштабе. Гудок (7 апреля 2017). Проверено 7 апреля 2017.
↑ Пассажир выбирает электричку. Гудок (19 октября 2017). Проверено 19 октября 2017.
↑ Об увеличении уставного капитала ОАО «Российские железные дороги» для реализации инвестиционных проектов, Правительство Российской Федерации (3 октября 2017). Проверено 24 октября 2017.
↑ Валерия Комарова. Путин одобрил строительство в Москве ветки метро длиной 50 км. rbc.ru. РБК (15 ноября 2017). Проверено 16 ноября 2017.
↑ Ликсутов сообщил о планах пустить от Одинцово до Лобни поезда «как в МЦК». Росбизнесконсалтинг (28 ноября 2017).
↑ Поезд «Иволга» получил сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза. Гудок (25 июля 2017).
↑ Пригородные электрички будут ходить каждые пять минут, M24.RU. Проверено 18 февраля 2018.
↑ ПАССАЖИРЫ ТРЕБУЮТ УДОБНОГО РАСПИСАНИЯ. Проверено 10 января 2013. Архивировано 21 января 2013 года.
↑ Ленский И.Л. Пассажиры и пустовозы // Московская кругосветка: второй век, вторая жизнь. — М.: Деловой ритм, 2013. — С. 79-80. — 192 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-903291-16-8.
Литература |
- Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г. М.: МПС, 1996
- Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981