Рождество Христово
Рождество Христово | |
---|---|
«Рождество Христово» икона Андрея Рублёва, 1410-е(?) | |
Тип | непереходящий двунадесятый господский праздник
|
Официально | Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού, церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀) Торжество Рождества Христова (лат. Sollemnitas in Nativitate Domini) |
Значение | один из главных христианских праздников |
Установлен | в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Богородицы |
Дата | в православии:
|
Рождество Христово на Викискладе |
Рождество́ Христо́во (в Русской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шаго і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.
В православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25 декабря (7 января) по юлианскому календарю[1]. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. Католическая церковь — 25 декабря по григорианскому календарю. Армянская апостольская церковь — 6 января.
Содержание
1 Праздник Рождества Христова
1.1 История появления праздника
1.2 Даты празднования в различных церквях
2 События Рождества Христова
2.1 Канонические тексты
2.2 Апокрифические источники
3 Происхождение даты
3.1 Определение даты рождения Иисуса Христа
3.2 Установление даты празднования Рождества
4 Рождество в христианском богослужении
4.1 Рождество в богослужении Православной церкви
4.2 Рождество в богослужении Римско-католической церкви
5 Государства, в которых Рождество Христово — выходной день
5.1 Один выходной день
5.2 Два выходных дня
5.3 Три выходных дня
6 Рождество в светской культуре
6.1 Художественная литература
6.2 Фильмы
6.3 Рождественские блюда народов мира
6.4 Празднование Рождества нехристианами
6.5 Отказ от празднования в христианских и парахристианских конфессиях
6.6 В Советском Союзе и Российской Федерации
7 См. также
8 Комментарии
9 Примечания
10 Ссылки
Праздник Рождества Христова |
История появления праздника |
В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления — 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века[3]. По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря — тогда на этот день приходилось зимнее солнцестояние.
Даты празднования в различных церквях |
Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.
Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, Польская, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.
Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и все другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».
Древневосточные церкви (в т.ч. Армянская апостольская церковь) празднуют Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.
События Рождества Христова |
Канонические тексты |
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея (Мф. 1:18-25) и Луки:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле[комм. 1]. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею[комм. 2][комм. 3]. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Лк. 2:4-7
Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф был потомок Давида и Мария была обручена Иосифу, они направились в Вифлеем.
После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме» (Мф. 2:1-11).
Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).
По всей видимости, сначала, в 8-й день после рождения Иисуса, произошло Его обрезание (Лк. 2:21), а в 40-й день жертвоприношение в Иерусалимском храме (Лк. 2:22—38), а только потом уже поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение младенцев.
Апокрифические источники |
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.
Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида[4].
Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.
Происхождение даты |
Определение даты рождения Иисуса Христа |
- См. также статью Историчность Иисуса Христа
Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э.[5] Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году[6].
Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII)[7].
Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»)[7], то есть 25 декабря.
В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 года н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 года до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.[8]). Во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.
Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»[9]. Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков[10].
Установление даты празднования Рождества |
Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям |
---|
|
Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество, так как, по иудейскому вероучению, рождение человека — «начало скорбей и болей». Однако царь
Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским. (Мк. 6:21) |
Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). Появившиеся еретики-гностики считали Иисуса обычным человеком, на которого только во время крещения в Иордане сошёл Дух Святой. Крещение Господне было для них главным праздником, который они назначили на 6 (19) января — шестой день года[11], во образ шестого дня, в котором был сотворён Адам, в шестой день[12] недели произошло и Искупление всего человечества.
Христиане считают Иисуса Христа Богом с момента его воплощения, поэтому его крещение назвали Богоявлением, и в этот день вспоминались события не только крещения Христа в Иордане, но и его рождение, поклонение волхвов, претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, насыщение множества народа и другие проявления Божественной силы Спасителя[13].
25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года[14], основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник N(atalis) Invicti. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на dies natalis solis invicti (День рождения Непобедимого Солнца), установленный в 274 году императором Аврелианом[15].
Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена[16].
Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (7 апреля), так как к моменту установления Юлианского календаря на 25 марта чаще всего[источник не указан 357 дней][17] приходилось весеннее равноденствие — некий образ уравновешенности двух природ в Иисусе Христе: Божественной и человеческой. Прибавление к этой дате девяти месяцев — периода беременности человека — соответственно даёт 25 декабря (7 января). Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния[18], после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом для языческих народов считать 25 декабря днём рождения бога Солнца. Для христиан Солнцем Правды является Иисус Христос, и 25 декабря является очень символичным для его рождения (др.-рус. Рождество́). Поэтому Рождество Христово стало восприниматься ещё и как праздник света, а в христианских храмах начали ставить ветвистое дерево со множеством светильников — прообраз Рождественской ёлки.
Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке, из-за неточности Юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря, а в високосные годы — даже на 21 декабря. Аналогичное изменение произошло и с празднованием Благовещения, когда весеннее равноденствие стало наблюдаться уже не 25 марта, как при Юлие Цезаре в 46 году до н.э., а на несколько дней раньше — 22 марта (а в високосные годы — 21 марта).
В IV веке восточные христиане (кроме Армянской церкви) и западные христиане заимствовали даты церковных праздников друг у друга, разделив празднование Рождества и Крещения Господня[15]. Впрочем, дата празднования Благовещения жёстко привязана к Рождеству далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря[19].
Рождество в христианском богослужении |
Рождество в богослужении Православной церкви |
В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднство и рождественский сочельник, а продолжается Рождество попразднством и святками.
Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.
В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, менее легким, чем Крест последний, то есть Распятие. Сын Божий, воплотившись, принимает «перстность» человеческого естества, принимает образ «раба»[20].
Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники)[21].
В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».
Русская православная церковь с 1814 года (согласно указу Александра I) в самый день Рождества празднует также и воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык[22].
В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата — Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю. Также Рождество по юлианскому календарю (7 января по григорианскому календарю) празднуют в Афонских монастырях[23]. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.
- Тропарь и кондак на Рождество Христово
Греческий текст | Церковнославянский текст | Русский текст |
---|---|---|
Τροπάριον, ἦχος δʹ Ἡ γέννησίς σου Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, | Тропа́рь, гла́съ д҃: Ржⷭ҇тво̀ твоѐ хрⷭ҇тѐ бж҃е на́шъ, | Тропарь, глас 4 Рождество Твое, Христе Боже наш, |
Κόντάκιον, ἦχος γʹ Αὐτόμελον. Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν ὑπερούσιον τίκτει, | Конда́къ, гла́съ г҃: Дв҃а дне́сь пресꙋ́щественнаго ражда́етъ, | Кондак, глас 3 Дева в сей день Сверхсущественного рождает, |
Рождество в богослужении Римско-католической церкви |
В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это период ожидания праздника Рождества и размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.
Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
С периодом Адвента связано несколько традиций, таких, как рождественский венок, рождественский календарь и другие.
24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.
Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.
С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с V века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI.
Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник[24]). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.
Государства, в которых Рождество Христово — выходной день |
Один выходной день |
Армения — 6 января
Бразилия — 25 декабря
Грузия — 7 января
Иордания — 25 декабря
Казахстан — 7 января
Киргизия — 7 января
Македония — 7 января
Мексика — 25 декабря
Португалия — 25 декабря
Россия — 7 января (начиная с 1991 года[25])[26]
Республика Корея — 25 декабря
Сербия — 7 января
США — 25 декабря
Франция — 25 декабря
Два выходных дня |
Австрия — 25 декабря, 26 декабря
Белоруссия — 25 декабря, 7 января[27]
Великобритания — 25 декабря, 26 декабря[28]
Венгрия — 25 декабря, 26 декабря
Германия — 25 декабря, 26 декабря
Греция — 25 декабря, 26 декабря
Ирландия — 25 декабря, 26 декабря
Испания — 25 декабря, 26 декабря
Италия — 25 декабря, 26 декабря
Канада — 25 декабря, 26 декабря[28]
Ливан — 6 января (по армянской традиции) и 25 декабря (по григорианскому календарю)
Люксембург — 25 декабря, 26 декабря
Нидерланды — 25 декабря, 26 декабря
Норвегия — 25 декабря, 26 декабря
Польша — 25 декабря, 26 декабря
Румыния — 25 декабря, 26 декабря
Украина — 25 декабря, 7 января
Финляндия — 25 декабря, 26 декабря
Хорватия — 25 декабря, 26 декабря
Швеция — 25 декабря, 26 декабря
Три выходных дня |
Болгария — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[29]
Дания — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Латвия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[30]
Литва — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря[31]
Молдавия — 25 декабря, 7 января, 8 января[32]
Словакия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Чехия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Эстония — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
Рождество в светской культуре |
Художественная литература |
- Сказка «Бабушка и три царя» (сюжет, бытующий в западной культуре под видом русской сказки)
Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (повесть)
Ч. Диккенс «Рождественские повести» (The Christmas books)
А. Чехов «В рождественскую ночь» (рассказ)
О. Генри «Дары волхвов» (новелла)
Б. Пастернак «Рождественская звезда» (стихотворение)
А. Башлачёв «Рождественская» (стихотворение).
Blackmore’s Night «We Wish You A Merry Christmas» (песня)
Юстейн Гордер «Рождественская мистерия» (повесть)
Иосиф Бродский «24 декабря 1971 года» (стихотворение)
Фильмы |
- 1913 — «Ночь перед Рождеством», режиссёр — В. Старевич;
- 1944 — «Черевички (фильм-опера, 1944)», режиссёр — Михаил Шапиро, Надежда Кошеверова;
- 1946 — «Эта прекрасная жизнь», режиссёр — Фрэнк Капра;
- 1961 — «Вечера на хуторе близ Диканьки», режиссёр А. Роу;
- 1983 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- 1984 — «Рождественская история», режиссёр — Клайв Доннер;
- 1990 — «Один дома», режиссёр — Крис Коламбус;
- 1992 — «Один дома 2: Потерянный в Нью-Йорке», режиссёр — Крис Коламбус;
- 1993 — «Кошмар перед Рождеством», режиссёр — Генри Селик;
- 1997 — «Рождество» (мультфильм), режиссёр — Михаил Алдашин;
- 2001 — «Вечера на хуторе близ Диканьки», режиссёр — Семён Горов;
- 2004 — «Ноэль», режиссёр — Чезз Палминтери;
- 2007 — «Рождественская история», режиссёр — Юха Вуолийоки;
- 2008 — «Четыре Рождества», режиссёр — Сет Гордон;
- 2009 — «Рождественская история», режиссёр — Роберт Земекис.
Рождественские блюда народов мира |
Празднование Рождества нехристианами |
Среди нехристиан во многих культурах Рождество связывается, прежде всего, с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. Обычай дарить на Рождество подарки всячески поощряется продавцами, что привело к коммерциализации Рождества. В период перед Рождеством выручка специализированных магазинов может составить половину и более выручки за остальной год.
В большинстве стран мира Рождество является государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Это подвергается критике со стороны некоторых представителей других вероисповеданий и атеистов как нарушение права на свободу совести и отделения религии от государства. При этом следует отметить, что в странах, где Рождество не является общенациональным праздником, в качестве государственных праздников, как правило, установлены праздники других религий (Марокко) или жители лишены права на свободу вероисповедания и установлен государственный атеизм по коммунистическому образцу (Китай).
В США общественный деятель и атеист по убеждениям Ричард Столлман предложил отмечать 25 декабря день рождения Исаака Ньютона как символ торжества человеческой науки.
Отказ от празднования в христианских и парахристианских конфессиях |
Несмотря на то, что Рождество считается христианским праздником, некоторые протестантские конфессии его отвергли. Например, в 1659 году пуритане (кальвинисты) Новой Англии приняли решение запретить Рождество, то есть запрещать в этот день отпрашиваться с работы, петь и устраивать совместные трапезы. Пастор-конгрегационалист Коттон Матер считал празднование Рождества аморальным и греховным[33].
Свидетели Иеговы, в свою очередь, считают, что Христос родился в начале октября, поскольку это время, когда на пастбища выводят пастись овец и пастухи держат ночную стражу в полях, указывая на то, что декабрь и январь слишком холодные для этого месяцы в гористой местности Иудеи, где находился Вифлеем. Другим основанием считать временем рождения Иисуса Христа осень, а не зиму, для них служит библейская хронология, согласно которой Иисус умер в возрасте 33 с половиной лет, а умер он, как известно, весной, во время иудейской Пасхи. Третье косвенное подтверждение этого вывода они видят в сообщении евангелиста Луки о переписи по указу цезаря Августа, согласно которому каждый должен был пройти перепись в своем родном городе. Подобное мероприятие вряд ли могло происходить зимой, когда путешествие могло быть очень затруднительным и дорогостоящим.
В Советском Союзе и Российской Федерации |
В Советском Союзе до 1929 года Рождество было государственным праздником и выходным днём и отмечалось по григорианскому календарю, но после того как выходные в религиозные праздники были отменены, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года.[34]
Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём[25]. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и день был признан рабочим[35].
По федеральным каналам российского телевидения в ночь на Рождество транслируется торжественное богослужение (после восстановления храма — из храма Христа Спасителя).
См. также |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Рождество Христово в Викисловаре | |
Рождество Христово в Викицитатнике | |
Рождество Христово в Викитеке | |
Рождество Христово на Викискладе | |
Рождество Христово в Викиновостях |
- Пещера Рождества
- Базилика Рождества Христова
- Поклонение волхвов
- Поклонение пастухов
- Саломея-повитуха
- Рождественский пост
- Рождественский собор
- Рождественская открытка
- Коляда
- Зимние праздники в космосе
Комментарии |
↑ Перепись была начата эдиктом императора Августа в 746 году от основания Рима (7 год до н. э. согласно ab urbe condita)
↑ Публий Квириний стал правителем Сирии в 759 году от основания Рима (6 год н. э. согласно ab urbe condita)
↑ Перепись в Иудее при Квиринии упоминает Иосиф Флавий (Иудейские древности. XVIII, 1).
Примечания |
↑ 12 Часть поместных православных церквей, включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому.
↑ Большинство поместных православных церквей в 1920-х годах (или позднее) перешло на новоюлианский календарь.
↑ История праздника Рождества Христова
↑ ru/index.php?download/saints/Dec/25/life01.html Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. pravoslavie.name. Проверено 21 декабря 2015.
↑ Руслан Хазарзар. Сын Человеческий; Когда и где родился Иисус.
↑ Hans J. Hillerbrand Christmas // Encyclopædia Britannica (англ.).
↑ 12 Monumenta Germaniae Historia. Auctorum Antiquissimorum. Berolini. 1892, IX.
↑ Filmer W. E. The chronology of the reign of Herod the Great // Journal of Theological Studies. — 1966. — XVII. — P. 283—298.
↑ Celebrations // Robert J. Myers The Complete Book of American Holidays. — Doubleday, 1972. — ISBN 0-385-07677-0. — ISBN 978-0-385-07677-7
↑ Лк.2:8-12 // Толковая Библия Лопухина
↑ Календарь, установленный Юлием Цезарем, начинался с 1 января
↑ По еврейскому календарю, суббота — это седьмой день недели, соответственно пятница — шестой день.
↑ Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Богоявление. История праздника. / Лекции по литургике. — М., 2002. — С. 150.
↑ Andrew McGowan «How December 25 Became Christmas», Get Biblical archaeological Review Архивировано 18 декабря 2012 года.. Автор — PhD, ректор и президент Тринити-колледжа Мельбурнского университета.)
↑ 12 Spinks, Bryan D. The growth of liturgy and the church year // Cambridge History of Christianity. — Vol. 2. Constantine to c. 600. — Cambridge University Press, 2008. — P. 615.
↑ Talley, Thomas J. The origins of the liturgical year. — New York, 1986.
↑ в зависимости от високосных лет, случающихся один раз в 4 года
↑ Елена Воронцова. Календари и хронология.
↑ Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х., Квливидзе Н. В. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 254—268. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
↑ Лекции по Литургике, Часть 4 читать, скачать — схиархимандрит Иоанн (Маслов)
↑ Пасха не входит в число двунадесятых праздников. Если Благовещение выпадает на седмичные дни Великого поста, то великое повечерие читается в силу соединения покаянного богослужения поста и торжественного богослужения праздника.
↑ Типикон
↑ Сенаторы высказались против перехода Православной Церкви на григорианский календарь. Российская газета (26 декабря 2006). Проверено 11 января 2015.
↑ См. «Общие нормы для литургического года и календаря», пп. 7, 37, 38.
↑ 12 Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1990 N 2981-I «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём»
↑ Традиционно выпадает на новогодние каникулы, проходящие с 31 декабря по 10 января
↑ Национальные праздники Беларуси
↑ 12 Как День подарков
↑ См. трудовой кодекс Болгарии «Кодекс труда» — http://www.mlsp.government.bg/bg/law/law/KT.doc (болг.)
↑ См. закон Латвийской Республики «О праздничных и памятных днях» — http://www.likumi.lv/doc.php?id=72608 (латыш.)
↑ В канун Рождества Литва будет отдыхать
↑ http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=306859&lang=2
↑ Рождество
↑ Рожков, А. Ю. В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 20-х годов : в 2 т. — Т. 1. — Краснодар: Перспективы образования, 2002. — 205 с.— ISBN 5-93749-017-7
↑ Газета «Известия» от 5 января 1991 года
Ссылки |
Рождество Христово // Российский этнографический музей
- Празднование Рождества и Нового года в разных странах мира, история и сегодняшний день
Рождество в русской поэзии. На сайте Православие и мир.
Рождество в истории. На сайте Православие и мир.
Прот. Александр Шмеман. «Преодоление язычества» // Сайт Православие и мир
Агамбен Дж. От сказки к истории. Размышления о сценографии Рождества
- Александр Валентинович Амфитеатров. «Рождество „Непобедимого Солнца“»