Эклектика (архитектура)
Эклектика (от др.-греч. ἐκλεκτός — «выбирающий», «отбирающий»)[1] — художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях[2]; обычно имеет место в период смены больших художественных систем[3].
В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» употреблялся часто как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[4][5][6].
Содержание
1 Описание
2 История
3 Архитекторы
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Описание |
Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве представляет собой сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иной смысл и назначение. Эклектика искусства обычно служит эффектной декорацией для материальной культуры нового типа, ещё не выработавшей собственного стиля[7]. Поэтому эклектика в большинстве случаев означает отсутствие стилевой целостности[8].
В отличие от приверженцев популярного в конце XIX — начале XX века историзма, где от творца требуется соответствие выбранной исторической направленности (своего рода ностальгия)[9], в эклектике выбор стилевых компонентов с целью создания оригинального произведения определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки[6].
Эклектика может присутствовать внутри историзма для обозначения смешения форм в одном здании (Дворец правосудия в Брюсселе)[10]. Она может соединять как родственные стили (римский тип храма с греческими колоннами), так и совершенно различные (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами, мавританскими оконными проёмами и готическим шпилем). Выбор продиктован временны́ми (как в историзме) или территориальными (как в экзотизме
История |
Элементы эклектики присутствуют в позднем искусстве Древнего Рима: произвольная комбинация форм, заимствованных из строительного искусства Греции, Египта, Передней Азии и др., когда потери в содержании пытались компенсировать роскошью формы[3].
В XI веке в романской архитектуре южной Италии (Кафедральный собор Палермо, Палатинская капелла) эклектика проявилась в арабо-нормандском стиле[12].
Развитие эклектики в 1830-е годы связано с распадом эстетической системы классицизма и стремлением архитекторов к большей творческой свободе[6]. В архитектуре и декоративном искусстве с середины XIX века эклектика стала сложным, многосоставным псевдостилем в оформлении построек новых типов: крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Мотивы готики, Ренессанса и барокко на крупных фасадах образовывали дробную сетку декора. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовляла вольное изобретение мотивов в последующие периоды[7].
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев и часто беспринципное соединение разнородных элементов вызывали критику и придали термину «эклектика» негативную окраску. Тем не менее эклектика широко использовался для парадного строительства (здания музеев, театров, вокзалов, торговых пассажей и др.)[6]. Эклектика проявилась также в архитектуре постмодернизма XX века[2].
Евгения Ивановна Кириченко выделяла следующие периоды эклектики (считая историзм одним из её этапов)[13]:
- 1800—1810-е годы: зарождение эклектики,
- конец 1820-х — 1840-е: зрелость её романтической фазы,
- 1850—1860-е: угасание её и развитие историзма,
- 1870—1890-е: полный расцвет историзма.
Владимир Григорьевич Лисовский отмечает принципиальное отличие «историзма» от «эклектики», где последнее направление на раннем этапе стремилось к идентичности оригиналу, а на позднем приобрело большую самостоятельность. Андрей Львович Пунин называет метод эклектики середины XIX века «ретроспективным стилизаторством» и отмечает развитие в последней трети века «эклектического стиля» внутри эклектики[13].
Архитекторы |
Некоторые представители архитектурного направления:
Шарль Гарнье (Франция)
Габриэль Давю (Франция)
Поль Абади (Франция)
Эрнст Эберхард фон Ине (Германия)
Ричард Моррис Хант (США)
Генри Гобсон Ричардсон (США), создавший стиль Романский Ричардсона
Жозеф Пуларт (Бельгия)
Альфред Александрович Парланд (Россия)
Александр Степанович Каминский (Россия)
Константин Андреевич Тон (Россия) разработал Псевдорусский стиль
Андрей Иванович Штакеншнейдер (Россия)
Питер Кёйперс (Нидерланды)
Чарльз Бэрри (Великобритания)
См. также |
- Эклектика в России
- Историзм (архитектура)
Нео-стили
- Арабо-нормандский стиль
Примечания |
↑ Лисовский Владимир Григорьевич. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — С. 6. — 567 с.
↑ 12 Nikolaus Pevsner, Hugh Honour, John Fleming. Lexikon der Weltarchitektur. — 3 издание. — München: Prestel, 1992. — ISBN 3-7913-1238-3.
↑ 12 Юсупов, Э. С. Словарь терминов архитектуры. — СПб.: Фонд "Ленингр. галерея", 1994. — 416 с. — ISBN 5-85825-004-1.
↑ Сергей Николаевич Погодин, Алексей Малинов. Фигуры истории, или, "Общие места" историографии. — Изд-во "Северная звезда", 2005. — С. 92. — 472 с.
↑ Галина Александровна Принцева. Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования : сборник статей. — "Искусство," Ленинградское отд-ние, 1985. — С. 6. — 184 с.
↑ 1234 Д. П. Шульгина. Эклектизм (неопр.). Большая российская энциклопедия - электронная версия. Министерство культуры Российской Федерации. Проверено 11 июля 2018.
↑ 12 Словарь терминов (неопр.). Российская академия художеств. www.rah.ru. Проверено 15 октября 2017.
↑ Виктор Власов. Теория формообразования в изобразительном искусстве. — Санкт-Петербургский университет, 2017. — 386 с. — ISBN 9785040866755.
↑ Hamlin, T. The Rise of Eclecticism in New York (англ.) // Journal of the Society of Architectural Historians. — 1952. — № 11. — С. 3–8.
↑ Fritz Baumgart. DuMont's kleines Sachlexikon der Architektur. — Köln, 1977.
↑ Vittorio Magnago Lampugnani. Hatje Lexikon der Architektur des 20. Jahrhunderts: Das umfassende Nachschlagewerk zur Architektur unserer Zeit mit 511 Stichwörtern und ausführlichen Literaturangaben. — Stuttgart: Hatje Cantz Verlag, 1998. — 440 с. — ISBN 9783775707381.
↑ Wilfried Koch. Baustilkunde – Europäische Baukunst von der Antike bis zur Gegenwart. — München: Orbis-Verlag, 1988. — С. 136. — ISBN 3-572-05927-5.
↑ 12 Евгения Михайловна Кишкинова. "Византийское возрождение" в архитектуре России: середина ХIХ-начало ХХ века. — Искусство-СПБ, 2006. — С. 5—6. — 266 с.
Литература |
- Давидич Т. Ф., Качемцева Л. В. Эклектика в архитектуре. — М., 2016.
- Власов В. Г. Эклектика, эклектичность, эклектическое мышление. — Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2010. — Т. 10. — С. 632—641.
- Власов В. Г. Триада «историзм, стилизация, эклектика», и постмилленизм в истории и теории искусства // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2018. — № 63.
Ссылки |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Архитектура эклектики