Дамаскин (Орловский)



































Архимандрит Дамаскин
Имя при рождении
Владимир Александрович Орловский
Дата рождения
26 декабря 1949(1949-12-26) (69 лет)
Место рождения
Москва
Страна

  • Flag of the Soviet Union.svg СССР

  • Flag of Russia.svg Россия


Род деятельности
историк церкви, агиограф, писатель-документалист, священнослужитель
Награды и премии


Макарьевская премия II степени (1997)
Орден преподобного Сергия Радонежского III степени




Сайт
www.fond.ru

Архимандрит Дамаски́н (в миру Влади́мир Алекса́ндрович Орло́вский; 26 декабря 1949, Москва) — советский и российский церковный историк, агиограф, доктор исторических наук (2017). Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве[1].


Автор многочисленных книг, статей и других материалов, посвящённых новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Составитель жизнеописаний около тысячи репрессированных лиц духовного звания, созданных им на основе архивных исследований десятков тысяч архивно-следственных дел[2] и сбора свидетельств очевидцев. Участник многочисленных научных конференций, посвящённых данной тематике. Член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых. Ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», член научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии[3].




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Писательская и исследовательская деятельность


  • 3 Оценки


  • 4 Публикации


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Биография |


Учился в Литературном институте имени А. М. Горького при Союзе писателей СССР; посещал семинар Михаила Лобанова[4]. Будучи студентом Литературного института, понял, что «история народа России XX века во всех её проявлениях по сути далека от господствующей официальной версии»[5]. По воспоминаниям Михаила Лобанова, «в выступлениях на семинаре, в замысловатых его высказываниях чувствовалась духовность его интересов, и однажды, когда мы вечером после семинарского занятия в пустой аудитории говорили с ним о его дипломной работе, я был прямо атакован его спасительными назиданиями. Он уже не скрывал своей религиозности, и передо мною, грешным, опять возникла проблема: как бы он не пустился в такое же проповедничество на экзамене по марксизму-ленинизму»[6].


Окончил Литературный институт в 1979 году. Устроился работать в учебно-методическом кабинете при Министерстве приборостроения СССР[3]. Кроме того, по окончании института[7] частным порядком занялся сбором сведений о подвижниках благочестия, пострадавших в гонениях против Церкви в XX веке. Начиналась эта деятельность со сбора свидетельств очевидцев и опубликованных материалов по данной тематике[3].
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}








Я занялся собиранием сведений о новомучениках потому, что считал это своим долгом. Долгом перед Русской Церковью, перед своим народом, среди которого Бог дал счастье родиться <…> В 1970—1980-е годы были последним отрезком времени, когда преклонного возраста свидетели были ещё живы, страх, который парализовал народ после прошедшего в стране террора, несколько ослабел, но был ещё достаточно силён, чтобы удерживать свидетелей от рассказывания «красивых» историй, и отстранял множество людей, которые за безответственностью и безнаказанностью могли выдавать себя за свидетелей изучаемых исторических событий; таким образом, в те годы кто не знал, тот и не выдавал себя за знающего, а кто знал, тот хорошо осознавал значимость своего свидетельства — что оно есть не просто бытовой рассказ, а свидетельство о мученическом подвиге христианина и, в конечном счёте — свидетельство о Христе и Его Церкви. <…> Но времени для опроса оставалось немного, каждый год уносил в мир иной всё больше свидетелей, так что, если на первом этапе задача собирания церковного предания ещё была осуществима, то в 1990-х годах это стало почти невозможным[8]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}




С 1983 по 1986 год служил чтецом в Успенской церкви в Жилине в посёлке Томилино Московской области[3].


7 апреля 1988 года в Преображенском кафедральном соборе города Иванова пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь преподобного Иоанна Дамаскина[3].


28 декабря 1988 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположён в сан иеродиакона, 29 декабря — в сан иеромонаха. Направлен служить в клир храма Воскресения словущего села Толпыгино Приволжского района Ивановской области[3], который не закрывался в советское время[9].


В 1991 году стал членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской православной церкви, пострадавших в советский период[3]. Будучи членом комиссии, начал изучение архивных материалов, в частности, архивно-следственных дел КГБ. В дальнейшем проводил изучение также материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области[3].


С 1993 года, будучи сотрудником Издательства Валаамского монастыря, трудился над изданием «Истории русской церкви»[10][11].


9 апреля 1996 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе[3].


По преобразовании в сентябре 1996 года издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря в Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» продолжил трудиться в последнем, став куратором редакции истории Русской Церкви XX века[10].


27 декабря 1996 года решением Священного синода назначен членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви[12].


9 октября 1997 года с несколькими единомышленниками зарегистрировал Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»[13]. Цели фонда — изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация их духовного наследия. Созданные на основе комплексного изучения сотен тысяч выявленных и впервые введённых в научный оборот источников, труды Фонда составили документированную основу для принятия Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года решений о канонизации более тысячи мучеников и исповедников Русской православной церкви[3].


9 января 2000 года возведён в сан игумена. В том же году за работу в Синодальной комиссии по канонизации святых награждён медалью святителя Иннокентия Московского и Коломенского[3].


3 октября 2007 года в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Новодевичьем монастыре вместе с другими членами Синодальной комиссии по канонизации святых награждён медалью преподобного Серафима Саровского II степени[14].


20 апреля 2008 года в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II был удостоен права ношения креста с украшениями[15]


6 октября 2008 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же рабочей группы для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских XX века, канонизированных Русской православной церковью заграницей в период разделения[16].


15 января 2009 года по предложению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия избран делегатом от монашествующих Московской епархии на Поместный собор Русской православной церкви[17], прошедший 27—28 января 2009 года в Москве.


В феврале 2010 года включён в состав созданной тогда же Экспертной коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской православной церкви, первое заседание которой состоялось 11 февраля 2010 года[18][19].


17 февраля 2011 года в Юго-Западном государственном университете в Курске защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганёва) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX — начала XX вв.»[20][21]. Решением Учёного совета ИРИ РАН монография рекомендована к печати и ей присвоен гриф ИРИ РАН[2].


27 июля 2011 года решением Священного синода назначен секретарём Синодальной комиссии по канонизации святых[22].


25 декабря 2012 года назначен ответственным секретарём новообразованного Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кроме того, Синод поручил игумену Дамаскину к 1 марта 2013 года представить на рассмотрение Священного синода проект положения о Совете[23].


22 декабря 2013 года «во внимание к усердным трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 25-летием служения в священном сане» удостоен Патриархом Кириллом ордена преподобного Сергия Радонежского III степени[24].


22 октября 2015 года на заседании Священного синода освобождён от должности секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых с оставлением в составе Комиссии согласно поданному им прошению[25].


1 февраля 2017 года решением Священного Синода включён в состав образованного тогда же Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь[26].


10 апреля 2017 года за Литургией в Малом Соборе Донском монастыре Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита[27].


15 июня 2017 года в Белгородском государственном национальном исследовательском университете успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Восстановление практики причисления к лику святых и канонизация новомучеников российских в контексте взаимоотношений Церкви и государства: 1970—2011 гг.»[28].



Писательская и исследовательская деятельность |


Был первым церковным историком, который привлёк к исследованию исторических судеб и роли новомучеников ранее недоступные материалы из более чем 100-тысячного корпуса судебно-следственных дел за 1917—1950 годы, документы органов госбезопасности, Архива Президента РФ, центральных и местных архивов[29]. Такое расширение источниковой базы исследований по новейшей истории Русской церкви позволило вывести их на качественно новый уровень[30]. Разработал собственную методику комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. За основу восстанавливаемой им житийной традиции взял принципы раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных источников («мученические акты»[31]) и устных свидетельств[3].


Входил в редакционную коллегию по изданию фундаментального труда по истории Русской православной церкви первой половины XX века: «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти»[32]. В сборник были включены найденные иеромонахом Дамаскином документы и сведения, которых не было у его составителя Михаила Губорнина[33].


В 1992—2002 годы было издано 7 составленных им сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», содержащих около 900 житий[3]. По словам автора: «Всё издание вначале планировалось, исходя из двух критериев. Первый критерий — это епархиальный принцип. <…> Епархиальный принцип был избран для того, чтобы церковному читателю была ясна взаимосвязь этих святых хотя бы на одной территории. И чтобы можно было ясно проследить связь: кто был духовный отец, каких они держались мнений, суждений церковных. <…> второй принцип <> это — „Месяцеслов“, дни памяти святых по датам». Первый том был посвящён подвижникам Нижегородской епархии, второй — Иваново-Вознесенской и Пермской епархий, третий — Тверской епархии[34]. Жизнеописания сопровождаются уникальными, сохранившимися в большинстве случаев в единственном экземпляре фотографиями, развёрнутыми авторскими предисловиями[35], документальными публикациями, авторские историко-источниковедческими обзорами, календарём памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской православной
церковью на архиерейских соборах 1989, 1997, 2000 годов. Специфика агиографического жанра поставила автора перед необходимостью поиска адекватного археографического оформления архивной информации: в первых двух книгах автор не сопровождая текст ссылками на источник; в третьей — применяются археографические правила оформления, в том числе полные шифры каждого привлечённого источника, что затрудняет пользование текстами житий тем, кому они прежде всего адресованы, — простым читателям; в последующих книгах автор ограничив состав сведений в ссылках наименованием библиографических изданий и архивов[36]


Этот труд составил основу агиографического и исторического фундамента канонизации мучеников и исповедников XX века в 2000 году[5]. 19 сентября 1997 года за вышедшие к тому времени первый и второй тома[3] был награждён Макариевской премией второй степени в номинации «История Православной Церкви»[37] (Премия вручалась впервые после её возрождения[38]). В 2002 году[3] был награждён премией Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина за многотомное исследование судеб пострадавших за веру в XX веке[39].


Продолжением этого труда стали «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» в пяти томах (Тверь, 2002—2005) под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова); в 2005—2006 годы были допечатаны 4 дополнительных тома[40]. Часть тиража была бесплатно роздана храмам и монастырям Московской епархии[41].


В 2005 году началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских XX в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам; на настоящий момент изданы жития за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль[42]; кроме того, в эти сборники включены жития тех святых, чья память празднуется только в Соборе новомучеников и исповедников[3].


В 2010 году переработал ранее написанную им биографию епископа Гермогена (Долганёва) в кандидатскую диссертацию[43] и 17 февраля 2011 года успешно её защитил[20]. В том же году его кандидатская диссертация издана отдельной монографией. 12 сентября того же года за данную монографию удостоен Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» второй степени[44][45].


В течение многих лет является постоянным автором журнала «Фома», в каждом номере которого традиционно публикуется одно из составленных им житий новомучеников. По словам Владимира Легойды: «в редакции журнала „Фома“ мы решили, что статьи о новомучениках должны быть в каждом номере. Во многом это решение удалось претворить в жизнь, благодаря поддержке игумена Дамаскина, ставшего нашим постоянным автором»[46]. При этом игумен Дамаскин не просто перепечатывал в журнале ранее составленные им тесты, а адаптировал их для широкого круга читателей журнала, сокращая каждый из них в объёме[47], снабжая авторским предисловием, выбирая для заглавия яркую цитату и т. д.[48]. В 2015 году эти специально составленные для «Фомы» литературные биографии вышли отдельной книгой[47].



Оценки |


Валерий Ганичев в 2003 году написал про цикл книг: «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»[49]:






Когда мы проводили «круглый стол» в Союзе писателей России по поводу выхода этих томов, скажу честно, я, да и многие другие участники, ещё не представляли, сколь фундаментален и обстоятелен труд игумена Дамаскина. Двадцать пять лет работы при разной степени допуска к архивам и материалам, тысячи бесед и судебных дел, свидетельств, представлявших более 800 житий новомучеников, причисленных к лику святых, сделают этот труд произведением мирового порядка, ибо он воссоздает впервые духовно-нравственный облик нашего народа, его стойкость, его душу, которая и сохранила нам до сего времени Русь и ее Веру.





В 2005 году Зинаида Иноземцева в журнале «Отечественные архивы» высоко оценила семитомный труд «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (1992—2002), назвав его «уникальным агиографическим трудом <…>, который получает всё более широкое признание научной общественности как знак нового времени в истории России на её пути к истокам традиционной культуры в общественно-религиозной жизни»[36].


Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий (Поярков), характеризуя игумена Дамаскина, которого он избрал делегатом Московской областной епархии на Поместный собор 2009 года, отметил[17]:






Как член Синодальной комиссии по канонизации святых, игумен Дамаскин исследует подлинники мученических актов, которыми являются следственные дела. В работе он отличается принципиальностью. Сегодня я рассказывал членам Епархиального совета, что бывали случаи, когда, только благодаря позиции отца Дамаскина, мы переносили рассмотрение вопроса, который, как он считал, недостаточно изучен, на следующее заседание. По своему личному желанию он собрал огромные сведения о новомучениках и исповедниках Российских и, не испрашивая средства в Патриархии, нашёл возможность издать несколько томов их житий. Батюшка отличается скромностью и личным смирением.





Доктор исторических наук Владимир Лавров[2]:








Когда я узнал игумена Дамаскина только по его многочисленным книгам, то думал, что это человек богатырского телосложения — один способен приносить такую пользу, столько успевать сделать, сколько не приносят и не делают целые институты. Но однажды в мой кабинет вошёл скромный и сутулящийся отец Дамаскин…




Вместе с тем, в его адрес звучала и критика. В том числе за излишнее доверие к следственным делам, в том числе к содержавшимся в них признаниям собственной вины в инкриминируемых преступлениях[50]. Так, Юлия Данилова пишет[31]:



Нам представляется, что отношение исследователей к следственным документам, авторами которых были сотрудники ЧК, ГПУ, НКВД и т. п., должно быть не просто осторожным, оно должно быть гиперкритическим. По-видимому, все же нельзя уравнивать римских дознавателей и истязателей с их советскими коллегами. Ревнители религии большинства (тогда это было язычество), римские гонители христиан не боялись огласки, не стремились скрыть результаты и методы своей деятельности. В отличие от них чекисты стремились искоренить религию подавляющего большинства и, опасаясь народных волнений, максимально засекречивали, а то и просто уничтожали следственные документы. Широко практиковалась и простая подделка документов в интересах следствия. Многие документы заставляют исследователей подозревать, что показания были сфабрикованы следователем, а подпись подследственного либо получена в полусознательном состоянии, либо поставлена вообще посторонним лицом.


Секретарь учёного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры кандидат исторических наук А. И. Мраморнов дал в 2011 году отрицательную оценку монографии игумена Дамаскина о епископе Гермогене (Долганёве) и также его стиля работ о святых. Основные моменты, критикуемые в монографии: обильные цитирования источников, уже ранее введённых в научный оборот; основной текст книги базируется на узком круге источников, несмотря на большое заявленное их количество; монография фактически представляет собой слабоизменённый текст ранее написанного игуменом Дамаскином жития епископа Гермогена 2008 года издания, расширенный в основном за счёт большого количества пространных цитат; замалчивание отрицательных последствий административной деятельности епископа Гермогена. Кроме того, Мраморнов отмечает: «Нельзя не пожелать, чтобы в обновленной Синодальной комиссии по канонизации святых исчезла бы странная монополия одного автора на создание агиографических текстов»[43].



Публикации |








Примечания |





  1. Дамаскин (Орловский Владимир Александрович), игумен. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. на официальном сайте Центрального и Южного викариатств Епархии города Москвы


  2. 123 Лавров В. М. За Веру, Церковь и Родину. О монографии игумена Дамаскина (Орловского) «Епископ Гермоген (Долганев). (М.: Кучково Поле, 2010)» // Вестник архивиста. — 22 апреля 2011.


  3. 12345678910111213141516 Дамаскин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 693—694. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.


  4. Михаил Лобанов. Литературоведение: Тысячелетнее русское слово // Роман-журнал. XXI век. — 2004. — № 10.


  5. 12 Петрова З. Агиографический труд игумена Дамаскина (Орловского) о мучениках и исповедниках XX века – исторический источник по истории народа России (неопр.). Русское воскресение (21.07.2003). Проверено 10 декабря 2016.


  6. Лобанов М. Публицистика: В сражении и любви. Часть первая Михаил Лобанов (неопр.). Союз писателей России (19.03.2003). Проверено 16 декабря 2016.


  7. «Россия» — Выпуск 1 РИА Новости, 1995


  8. Верина А. Открывающие небо // Фома : журнал. — 2007, октябрь. — № 10 (54).


  9. Приход храма Воскресения словущего села Толпыгино. Официальный приходской сайт.


  10. 12 Кравец С. Л. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» // Журнал Московской Патриархии. — 2007. — № 4. — С. 54—65.


  11. http://www.sedmitza.ru/data/2010/08/03/1233291585/16_pe.pdf


  12. Определения Священного Синода [1996.12.27: иеромонаха Дамаскина (Орловского) назначить членом Синодальной комиссии по канонизации святых]. // Журнал Московской Патриархии. — 1997. — № 2. — С. 5—6.


  13. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (неопр.). ОГРН-Онлайн. Проверено 18 декабря 2016.


  14. Награждение членов Синодальной Комиссии по канонизации святых, официальный сайт Московской областной епархии (3 октября 2007). Проверено 15 декабря 2016.


  15. Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил ряд клириков московских храмов богослужебных наград (неопр.). официальный сайт ОВЦС (21 апреля 2008). Проверено 27 января 2017.


  16. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года. Патриархия.ru.


  17. 12 Выборы делегатов на Поместный Собор от города Москвы


  18. Московская епархия — Официальные документы.


  19. В Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось первое заседание Коллегии по рецензированию и экспертной оценке / Новости. Патриархия.ru.


  20. 12 Фотографии и горстка писем. Православный журнал «Фома».


  21. Орловский, Владимир Александрович (игумен Дамаскин) — Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганева) в условиях кризиса церковно-государственных…


  22. Журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года / Официальные документы. Патриархия.ru.


  23. Журналы заседания Священного Синода от 25—26 декабря 2012 года. Патриархия.ru.


  24. Патриаршее служение в Зачатьевском монастыре в день престольного праздника обители. Новости. Московская епархия Русской православной церкви.


  25. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев назначен секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ПСТГУ (23 октября 2015). Проверено 16 декабря 2016.


  26. Журналы заседания Священного Синода от 1 февраля 2017 года. Журнал № 1. // Патриархия.Ru


  27. В Великий Понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Донском ставропигиальном монастыре. // Патриархия.Ru, 10 апреля 2017


  28. http://dekanat.bsu.edu.ru/f.php//1/disser/case/zakluchkom/zakluchkom/919_Zaklyuchenie_soveta_polnyj_ORLOVSKIJ_03.pdf


  29. Безшлеева Н. Ю. Проблема новомученичества в исследованиях современных историков. — № 4. — 2016. — Краснодар: Хорс, 2016. — С. 102—105.]


  30. Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах / науч. ред. прот. Владимир Воробьёв. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006 — 444, [16] с. — (Мат-лы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — С. 43


  31. 12 Житие и жизнь. Разговор о специфике житийной литературы мы начинаем с беседы с одним из современных составителей жизнеописаний святых — игуменом Дамаскином (Орловским) // Нескучный сад : журн. — 29.04.2005.


  32. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 : сб. : в 2 ч. / сост. М. Е. Губонин. — М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. — 1064 с. — (Мат-лы по истории Русской Православной Церкви). — С. 3.


  33. там же, стр. 10


  34. Главное событие в истории Русской Церкви Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским) // «Русское воскресение», 2000


  35. Хвалите Бога во святых Его — Подвижники благочестия — РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ


  36. 12 З. П. Иноземцева. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. // Отечественные архивы. — 2005. — № 1. — С. 116—129.


  37. Лауреаты 1996-1997 (неопр.). Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Проверено 17 декабря 2016.


  38. ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИЙ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ 1884—1917 гг


  39. Международная премия «Имперская культура» им. Эдуарда Володина — РГБ (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 7 декабря 2016. Архивировано 22 ноября 2016 года.


  40. Региональный Общественный Фонд «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»


  41. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Прославление новомучеников Российских открыло новый период церковной жизни в России» // Патриархия.ru, 19 июня 2008


  42. Региональный Общественный Фонд «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».


  43. 12 [Рец. на:] Дамаскин (Орловский), игумен. Епископ Гермоген (Долганёв). — М., 2010. — 400 с. — Тираж 1000 экз. Богослов.Ru


  44. Книга издательства «Кучково поле» — лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский»


  45. http://www.rospisatel.ru/an.htm


  46. Владимир Легойда Сознательно избрать добро. Вместо предисловия // официальный сайт Оптиной пустыни. 24 июля 2015 г.


  47. 12 Книга «Избранные Жития мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» Игумен Дамаскин (Орловский) — купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-86594-2…


  48. см. примеры публикаций на официальном сайте журнала «Фома»


  49. Публицистика: Месяц в России, 2.06.2003


  50. Алексей Федотов. Дискуссия о возможности деканонизации новомучеников: первые итоги (неопр.). богослов.ру (16 октября 2014). Проверено 21 декабря 2016.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}






  • www.fond.ru Региональный общественный фонд Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви


  • ОРЛОВСКИЙ Дамаскин, игумен на сайте журнала «Фома»


  • Игумен Дамаскин (Орловский) на сайте «Русская линия»


  • Игумен Дамаскин (Орловский) на сайте pravoslavie.ru


  • Игумен Дамаскин (Орловский) на сайте «Русская народная линия»

  • Все материалы, размещенные на сайте Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ»









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz