Дамаскин (Орловский)
Архимандрит Дамаскин | |
---|---|
Имя при рождении | Владимир Александрович Орловский |
Дата рождения | 26 декабря 1949(1949-12-26) (69 лет) |
Место рождения | Москва |
Страна |
|
Род деятельности | историк церкви, агиограф, писатель-документалист, священнослужитель |
Награды и премии | Макарьевская премия II степени (1997) |
Сайт | www.fond.ru |
Архимандрит Дамаски́н (в миру Влади́мир Алекса́ндрович Орло́вский; 26 декабря 1949, Москва) — советский и российский церковный историк, агиограф, доктор исторических наук (2017). Священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве[1].
Автор многочисленных книг, статей и других материалов, посвящённых новомученикам и исповедникам Церкви Русской. Составитель жизнеописаний около тысячи репрессированных лиц духовного звания, созданных им на основе архивных исследований десятков тысяч архивно-следственных дел[2] и сбора свидетельств очевидцев. Участник многочисленных научных конференций, посвящённых данной тематике. Член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых. Ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Научный руководитель Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», член научно-редакционного совета по изданию Православной энциклопедии[3].
Содержание
1 Биография
2 Писательская и исследовательская деятельность
3 Оценки
4 Публикации
5 Примечания
6 Ссылки
Биография |
Учился в Литературном институте имени А. М. Горького при Союзе писателей СССР; посещал семинар Михаила Лобанова[4]. Будучи студентом Литературного института, понял, что «история народа России XX века во всех её проявлениях по сути далека от господствующей официальной версии»[5]. По воспоминаниям Михаила Лобанова, «в выступлениях на семинаре, в замысловатых его высказываниях чувствовалась духовность его интересов, и однажды, когда мы вечером после семинарского занятия в пустой аудитории говорили с ним о его дипломной работе, я был прямо атакован его спасительными назиданиями. Он уже не скрывал своей религиозности, и передо мною, грешным, опять возникла проблема: как бы он не пустился в такое же проповедничество на экзамене по марксизму-ленинизму»[6].
Окончил Литературный институт в 1979 году. Устроился работать в учебно-методическом кабинете при Министерстве приборостроения СССР[3]. Кроме того, по окончании института[7] частным порядком занялся сбором сведений о подвижниках благочестия, пострадавших в гонениях против Церкви в XX веке. Начиналась эта деятельность со сбора свидетельств очевидцев и опубликованных материалов по данной тематике[3].
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Я занялся собиранием сведений о новомучениках потому, что считал это своим долгом. Долгом перед Русской Церковью, перед своим народом, среди которого Бог дал счастье родиться <…> В 1970—1980-е годы были последним отрезком времени, когда преклонного возраста свидетели были ещё живы, страх, который парализовал народ после прошедшего в стране террора, несколько ослабел, но был ещё достаточно силён, чтобы удерживать свидетелей от рассказывания «красивых» историй, и отстранял множество людей, которые за безответственностью и безнаказанностью могли выдавать себя за свидетелей изучаемых исторических событий; таким образом, в те годы кто не знал, тот и не выдавал себя за знающего, а кто знал, тот хорошо осознавал значимость своего свидетельства — что оно есть не просто бытовой рассказ, а свидетельство о мученическом подвиге христианина и, в конечном счёте — свидетельство о Христе и Его Церкви. <…> Но времени для опроса оставалось немного, каждый год уносил в мир иной всё больше свидетелей, так что, если на первом этапе задача собирания церковного предания ещё была осуществима, то в 1990-х годах это стало почти невозможным[8]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
С 1983 по 1986 год служил чтецом в Успенской церкви в Жилине в посёлке Томилино Московской области[3].
7 апреля 1988 года в Преображенском кафедральном соборе города Иванова пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь преподобного Иоанна Дамаскина[3].
28 декабря 1988 года епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположён в сан иеродиакона, 29 декабря — в сан иеромонаха. Направлен служить в клир храма Воскресения словущего села Толпыгино Приволжского района Ивановской области[3], который не закрывался в советское время[9].
В 1991 году стал членом Синодальной комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян Русской православной церкви, пострадавших в советский период[3]. Будучи членом комиссии, начал изучение архивных материалов, в частности, архивно-следственных дел КГБ. В дальнейшем проводил изучение также материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской области и прокуратуры Тверской области[3].
С 1993 года, будучи сотрудником Издательства Валаамского монастыря, трудился над изданием «Истории русской церкви»[10][11].
9 апреля 1996 года указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе[3].
По преобразовании в сентябре 1996 года издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря в Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» продолжил трудиться в последнем, став куратором редакции истории Русской Церкви XX века[10].
27 декабря 1996 года решением Священного синода назначен членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской православной церкви[12].
9 октября 1997 года с несколькими единомышленниками зарегистрировал Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»[13]. Цели фонда — изучение архивных документов и других свидетельств, касающихся подвига мучеников и исповедников Российских, и публикация их духовного наследия. Созданные на основе комплексного изучения сотен тысяч выявленных и впервые введённых в научный оборот источников, труды Фонда составили документированную основу для принятия Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года решений о канонизации более тысячи мучеников и исповедников Русской православной церкви[3].
9 января 2000 года возведён в сан игумена. В том же году за работу в Синодальной комиссии по канонизации святых награждён медалью святителя Иннокентия Московского и Коломенского[3].
3 октября 2007 года в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Новодевичьем монастыре вместе с другими членами Синодальной комиссии по канонизации святых награждён медалью преподобного Серафима Саровского II степени[14].
20 апреля 2008 года в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II был удостоен права ношения креста с украшениями[15]
6 октября 2008 года решением Священного синода включён в состав созданной тогда же рабочей группы для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских XX века, канонизированных Русской православной церковью заграницей в период разделения[16].
15 января 2009 года по предложению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия избран делегатом от монашествующих Московской епархии на Поместный собор Русской православной церкви[17], прошедший 27—28 января 2009 года в Москве.
В феврале 2010 года включён в состав созданной тогда же Экспертной коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета Русской православной церкви, первое заседание которой состоялось 11 февраля 2010 года[18][19].
17 февраля 2011 года в Юго-Западном государственном университете в Курске защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук на тему «Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганёва) в условиях кризиса церковно-государственных отношений в России конца XIX — начала XX вв.»[20][21]. Решением Учёного совета ИРИ РАН монография рекомендована к печати и ей присвоен гриф ИРИ РАН[2].
27 июля 2011 года решением Священного синода назначен секретарём Синодальной комиссии по канонизации святых[22].
25 декабря 2012 года назначен ответственным секретарём новообразованного Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Кроме того, Синод поручил игумену Дамаскину к 1 марта 2013 года представить на рассмотрение Священного синода проект положения о Совете[23].
22 декабря 2013 года «во внимание к усердным трудам на благо Церкви Христовой и в связи с 25-летием служения в священном сане» удостоен Патриархом Кириллом ордена преподобного Сергия Радонежского III степени[24].
22 октября 2015 года на заседании Священного синода освобождён от должности секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых с оставлением в составе Комиссии согласно поданному им прошению[25].
1 февраля 2017 года решением Священного Синода включён в состав образованного тогда же Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь[26].
10 апреля 2017 года за Литургией в Малом Соборе Донском монастыре Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведён в сан архимандрита[27].
15 июня 2017 года в Белгородском государственном национальном исследовательском университете успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук на тему «Восстановление практики причисления к лику святых и канонизация новомучеников российских в контексте взаимоотношений Церкви и государства: 1970—2011 гг.»[28].
Писательская и исследовательская деятельность |
Был первым церковным историком, который привлёк к исследованию исторических судеб и роли новомучеников ранее недоступные материалы из более чем 100-тысячного корпуса судебно-следственных дел за 1917—1950 годы, документы органов госбезопасности, Архива Президента РФ, центральных и местных архивов[29]. Такое расширение источниковой базы исследований по новейшей истории Русской церкви позволило вывести их на качественно новый уровень[30]. Разработал собственную методику комплексного изучения материалов, относящихся к мученическому и исповедническому подвигу святых XX века. За основу восстанавливаемой им житийной традиции взял принципы раннехристианской агиографии, когда жития создавались на основе официальных документированных источников («мученические акты»[31]) и устных свидетельств[3].
Входил в редакционную коллегию по изданию фундаментального труда по истории Русской православной церкви первой половины XX века: «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти»[32]. В сборник были включены найденные иеромонахом Дамаскином документы и сведения, которых не было у его составителя Михаила Губорнина[33].
В 1992—2002 годы было издано 7 составленных им сборников «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия», содержащих около 900 житий[3]. По словам автора: «Всё издание вначале планировалось, исходя из двух критериев. Первый критерий — это епархиальный принцип. <…> Епархиальный принцип был избран для того, чтобы церковному читателю была ясна взаимосвязь этих святых хотя бы на одной территории. И чтобы можно было ясно проследить связь: кто был духовный отец, каких они держались мнений, суждений церковных. <…> второй принцип <> это — „Месяцеслов“, дни памяти святых по датам». Первый том был посвящён подвижникам Нижегородской епархии, второй — Иваново-Вознесенской и Пермской епархий, третий — Тверской епархии[34]. Жизнеописания сопровождаются уникальными, сохранившимися в большинстве случаев в единственном экземпляре фотографиями, развёрнутыми авторскими предисловиями[35], документальными публикациями, авторские историко-источниковедческими обзорами, календарём памяти мучеников и исповедников, прославленных Русской православной
церковью на архиерейских соборах 1989, 1997, 2000 годов. Специфика агиографического жанра поставила автора перед необходимостью поиска адекватного археографического оформления архивной информации: в первых двух книгах автор не сопровождая текст ссылками на источник; в третьей — применяются археографические правила оформления, в том числе полные шифры каждого привлечённого источника, что затрудняет пользование текстами житий тем, кому они прежде всего адресованы, — простым читателям; в последующих книгах автор ограничив состав сведений в ссылках наименованием библиографических изданий и архивов[36]
Этот труд составил основу агиографического и исторического фундамента канонизации мучеников и исповедников XX века в 2000 году[5]. 19 сентября 1997 года за вышедшие к тому времени первый и второй тома[3] был награждён Макариевской премией второй степени в номинации «История Православной Церкви»[37] (Премия вручалась впервые после её возрождения[38]). В 2002 году[3] был награждён премией Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина за многотомное исследование судеб пострадавших за веру в XX веке[39].
Продолжением этого труда стали «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» в пяти томах (Тверь, 2002—2005) под общей редакцией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова); в 2005—2006 годы были допечатаны 4 дополнительных тома[40]. Часть тиража была бесплатно роздана храмам и монастырям Московской епархии[41].
В 2005 году началось издание полного собрания «Житий новомучеников и исповедников Российских XX в.» в соответствии с их церковной памятью по месяцам; на настоящий момент изданы жития за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль[42]; кроме того, в эти сборники включены жития тех святых, чья память празднуется только в Соборе новомучеников и исповедников[3].
В 2010 году переработал ранее написанную им биографию епископа Гермогена (Долганёва) в кандидатскую диссертацию[43] и 17 февраля 2011 года успешно её защитил[20]. В том же году его кандидатская диссертация издана отдельной монографией. 12 сентября того же года за данную монографию удостоен Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» второй степени[44][45].
В течение многих лет является постоянным автором журнала «Фома», в каждом номере которого традиционно публикуется одно из составленных им житий новомучеников. По словам Владимира Легойды: «в редакции журнала „Фома“ мы решили, что статьи о новомучениках должны быть в каждом номере. Во многом это решение удалось претворить в жизнь, благодаря поддержке игумена Дамаскина, ставшего нашим постоянным автором»[46]. При этом игумен Дамаскин не просто перепечатывал в журнале ранее составленные им тесты, а адаптировал их для широкого круга читателей журнала, сокращая каждый из них в объёме[47], снабжая авторским предисловием, выбирая для заглавия яркую цитату и т. д.[48]. В 2015 году эти специально составленные для «Фомы» литературные биографии вышли отдельной книгой[47].
Оценки |
Валерий Ганичев в 2003 году написал про цикл книг: «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия»[49]:
Когда мы проводили «круглый стол» в Союзе писателей России по поводу выхода этих томов, скажу честно, я, да и многие другие участники, ещё не представляли, сколь фундаментален и обстоятелен труд игумена Дамаскина. Двадцать пять лет работы при разной степени допуска к архивам и материалам, тысячи бесед и судебных дел, свидетельств, представлявших более 800 житий новомучеников, причисленных к лику святых, сделают этот труд произведением мирового порядка, ибо он воссоздает впервые духовно-нравственный облик нашего народа, его стойкость, его душу, которая и сохранила нам до сего времени Русь и ее Веру.
В 2005 году Зинаида Иноземцева в журнале «Отечественные архивы» высоко оценила семитомный труд «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним» (1992—2002), назвав его «уникальным агиографическим трудом <…>, который получает всё более широкое признание научной общественности как знак нового времени в истории России на её пути к истокам традиционной культуры в общественно-религиозной жизни»[36].
Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий (Поярков), характеризуя игумена Дамаскина, которого он избрал делегатом Московской областной епархии на Поместный собор 2009 года, отметил[17]:
Как член Синодальной комиссии по канонизации святых, игумен Дамаскин исследует подлинники мученических актов, которыми являются следственные дела. В работе он отличается принципиальностью. Сегодня я рассказывал членам Епархиального совета, что бывали случаи, когда, только благодаря позиции отца Дамаскина, мы переносили рассмотрение вопроса, который, как он считал, недостаточно изучен, на следующее заседание. По своему личному желанию он собрал огромные сведения о новомучениках и исповедниках Российских и, не испрашивая средства в Патриархии, нашёл возможность издать несколько томов их житий. Батюшка отличается скромностью и личным смирением.
Доктор исторических наук Владимир Лавров[2]:
Когда я узнал игумена Дамаскина только по его многочисленным книгам, то думал, что это человек богатырского телосложения — один способен приносить такую пользу, столько успевать сделать, сколько не приносят и не делают целые институты. Но однажды в мой кабинет вошёл скромный и сутулящийся отец Дамаскин…
Вместе с тем, в его адрес звучала и критика. В том числе за излишнее доверие к следственным делам, в том числе к содержавшимся в них признаниям собственной вины в инкриминируемых преступлениях[50]. Так, Юлия Данилова пишет[31]:
Нам представляется, что отношение исследователей к следственным документам, авторами которых были сотрудники ЧК, ГПУ, НКВД и т. п., должно быть не просто осторожным, оно должно быть гиперкритическим. По-видимому, все же нельзя уравнивать римских дознавателей и истязателей с их советскими коллегами. Ревнители религии большинства (тогда это было язычество), римские гонители христиан не боялись огласки, не стремились скрыть результаты и методы своей деятельности. В отличие от них чекисты стремились искоренить религию подавляющего большинства и, опасаясь народных волнений, максимально засекречивали, а то и просто уничтожали следственные документы. Широко практиковалась и простая подделка документов в интересах следствия. Многие документы заставляют исследователей подозревать, что показания были сфабрикованы следователем, а подпись подследственного либо получена в полусознательном состоянии, либо поставлена вообще посторонним лицом.
Секретарь учёного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры кандидат исторических наук А. И. Мраморнов дал в 2011 году отрицательную оценку монографии игумена Дамаскина о епископе Гермогене (Долганёве) и также его стиля работ о святых. Основные моменты, критикуемые в монографии: обильные цитирования источников, уже ранее введённых в научный оборот; основной текст книги базируется на узком круге источников, несмотря на большое заявленное их количество; монография фактически представляет собой слабоизменённый текст ранее написанного игуменом Дамаскином жития епископа Гермогена 2008 года издания, расширенный в основном за счёт большого количества пространных цитат; замалчивание отрицательных последствий административной деятельности епископа Гермогена. Кроме того, Мраморнов отмечает: «Нельзя не пожелать, чтобы в обновленной Синодальной комиссии по канонизации святых исчезла бы странная монополия одного автора на создание агиографических текстов»[43].
Публикации |
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним / иеромонах Дамаскин (Орловский). Книга 1. — Тверь : Издательский дом «Булат», 1992. — 238 стр. ; 21,5 см. Тираж 100 000 экз.
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Иеромонах Дамаскин (Орловский). Книга 2. — Тверь : Издательский дом «Булат», 1996. — 528 стр: ил. Тираж 25 000 экз.
- Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872—1937) / сост. игумен Дамаскин. — Тверь : Фонд памяти мучеников и исповедников РПЦ, 1997. — 95 стр. : ил.
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Игумен Дамаскин (Орловский). Книга 3. Тверь, «Булат», 1999 год — 623 страницы. Тираж 10 000 экз.
- Житие священноисповедника Романа (Медведя; 1874—1937) / Фонд «Память мучеников и исповедников Русской православной церкви»; сост. Дамаскин. — Тверь : ООО «Издательский дом „Булат“», 2000. — 76 с. : ил. ; 20 см. — ISBN 5-8109-0008-9
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Игумен Дамаскин (Орловский). Книга 4. Тверь, «Булат», 2000. — 479 стр. Тираж 10 000 экз.
- Житие священномученика Петра (Зверева; 1878—1929), архиепископа Воронежского / игум. Дамаскин. — Тверь : Фонд памяти мучеников и исповедников Русской православной церкви, 2001. — 63 с.
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. / Игумен Дамаскин (Орловский). Книга 5. Тверь, «Булат», 2001. — 480 стр. Тираж 15 000 экз.
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: жизнеописания и материалы к ним / ред. (Орловский), иеромонах Дамаскин (Орловский). Кн. 6. — Тверь : Издательский дом «Булат», 2002. — 479 с. Тираж 10 000 экз.
- Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним / ред. Дамаскин. Кн. 7. — Тверь : Издательский дом «Булат», 2002. — 541 с.
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии: январь-май / игум. Дамаскин ; Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2002. — 285 с.
- Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: июнь-август / общ. ред. митр. Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2003. — 285 с. ; 22 см. — Б. ц.
- Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: сентябрь-октябрь / общ. ред. митр. Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2003. — 235 с. ; 22 см. — ISBN 5-902112-20-6
- Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии : ноябрь / общ. ред. митр. Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2004. — 334 с. ; 22 см. — ISBN 5-902112-23-0 : Б. ц.
- Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии : декабрь / общ. ред. митр. Ювеналий; сост. игум. Дамаскин. — Тверь : Булат, 2004. — 174 с. ; 22 см. — ISBN 5-902112-24-9
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / ред., сост. Дамаскин. Т.1 : Январь-декабрь: Дополнительный том / общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2005. — 288 с.
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / ред., сост. игум. Дамаскин. Т. 2 : Январь — декабрь: Дополнительный том / общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2005. — 270 с.
- Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии / ред., сост. игум. Дамаскин. Т. 3 : Февраль — декабрь: Дополнительный том / общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь : «Булат», 2005. — 285 с.
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь. Тверь, «Булат», 2005 год — 560 стр. Тираж 8000 экз.
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль. Тверь, «Булат», 2005 год — 504 стр. Тираж 8000 экз.
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Март. Тверь, «Булат», 2006 год — 286 стр. Тираж 8000 экз.
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель. Тверь, «Булат», 2006 год — 318 стр. Тираж 5000 экз.
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май. Тверь, «Булат», 2007 год — 447 страниц. Тираж 5000 экз.
- Оптина Пустынь : годы гонений : жития новомучеников и исповедников / сост. : игумен Дамаскин (Орловский). — Козельск : Свято.-Введ. Оптина Пустынь, 2007. — 250 с.
- Жития новомучеников и исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь, «Булат», 2008 год — 711 страниц. Тираж 5000 экз.
- Татиана (Гримблит; мц.). Мне бы жизнь за Тебя положить: стихотворения / мц. Татиана; авт. предисл., отв. исполн. Дамаскин. — Реутов : Храм Казанской иконы Божией Матери, 2008. — (Духовное наследие Русской православной церкви).
- Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни: письма преподобномученика Рафаила / сост. игум. Дамаскин. — Оптина пустынь : Введенский ставропигиальный мужской монастырь, 2008. — 494 с. ; 22 см. — (Приложение к журналу «Православный летописец Санкт-Петербурга»).
- Соловецкие новомученики / сост. игумен Дамаскин (Орловский). — Соловки; М.: Изд. Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, 2009. — 443 с.
- Епископ Гермоген (Долганев). — М., ИРИ РАН, 2010; 400 с. Тираж 1000 экз
- Преподобный Никон исповедник. Серия: Жития Оптинских Святых. 400 стр. ISBN 978-5-86594-188-0 Тираж: 5 000 экз. Оптина Пустынь, 2014 г.
- Избранные жития мучеников и исповедников Церкви Русской. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2015. — 648 с.: ил..
- Насельники монастырей Московской епархии первой четверти XX столетия (с диском). Издательство «Булат», г. Тверь, 2015 г. Тираж: 1 000 экз. ISBN 978-5-9905640-2-2
- Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 1. Тверь, «Булат», 2016 год — 528 стр. Тираж 3000 экз.
- Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Июль. Часть 2. Тверь, «Булат», 2016 год — 496 стр. Тираж 3000 экз.
- Единство через страдания. Новомученики России, Украины и Беларуси. Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», Москва, 2017 г. — 640 стр. Тираж 3000 экз.
- Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Введенский мужской монастырь Оптина Пустынь, Козельск. 2017. — 232 стр. Тираж: 3000 экз. ISBN 978-5-86594-235-1
- Свидетель истины // «Журнал Московской Патриархии». М., 1990. № 12. стр. 31-34.
- Епископ Кинешемский Василий — исповедник веры // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. № 10. стр. 30-34.
- Я теперь не умру… (последние годы жизни Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского)) // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 1. стр. 20-31
- Мученики московские // «Московский журнал». 1994. № 1. стр. 34-40
- Weg und Schicksal des Patriarchatsverwesers Petr / Sonderdruck aus Kirche im Osten. Vandenhoeck & Ruprecht in Gottingen. Band 37. 1994. С. 62-84
- Ярославский митрополит Агафангел // Культура. Образование. Православие.: Сб. материалов региональной научно-практической конференции. — Ярославль, 1996
- Святая Русь: Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917—1997) // Цыпин В., прот. История Русской Церкви. Книга девятая: 1917—1997. М., 1997. С. 674—687. (в соавторстве с игуменом Андроником (Трубачёвым))
- Жизнеописание архиеп. Илариона (Троицкого) // Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви / ПСТБИ. М., 1998.
- Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 6. стр. 27-41 (начало); № 7. стр. 23-43. (продолжение)
Гонения на РПЦ в советский период // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. Специальный том. — С. 179-189. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6.
- Житие архимандрита Сергия (Сребрянского) // ЖМП. 1999. № 3. С. 39-55;
- Жизнеописание архим. Игнатия (Бирюкова, + 1932), священноисповедника // «Исторический вестник». М., 1999. № 2. стр. 101—113.
- История РПЦ в документах Архива Президента РФ // 200-летию Рождества Христова посвящается / РГГУ. М., 2001. С. 78-112;
- Споры о судьбах России : Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» [Текст] : [монография] / Б. П. Балуев; [авт. предисл. Дамаскин (Орловский); худож. Н. Новиков]. — 2-е изд., испр. и доп. — Тверь : Булат, 2001. — 416 с. ; 22 см. — Имен. указ.: с. 408—414 ; Прим.: с. 406—407. — 5000 экз.. — ISBN 5-8109-0017-8
Память праведных будет вечная. Доклад на конференции «Воплощенные идеалы России в судьбах подвижников благочестия» // сайт Союза писателей России, 20.04.2002
Настоящая русская война // pravoslavie.ru, 6 мая 2006- Русская Православная Церковь в 1922—1965 годах (по документам Архива Президента Российской Федерации) // Церковь в истории России / Российская Академия Наук. Институт Российской истории. Сб. 7. М., 2007. С. 348—387
Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // fond.ru, 21.03.2008
«На сем камне Я создам Церковь Мою» // «Фома». — № 10(66) — октябрь 2008. — с. 36-37.
Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников российских // сайт Московской областной епархии, февраль 2009- Жизнеописание священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского // Церковь в истории России. Сб. 8. М.: ИРИ РАН, 2009. С. 213—265
- «Жатвы много, а делателей мало…»: архивные источники агиографических исследований биографии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) // Отечественные архивы. 2009. № 4. С. 92-100
- Историко-церковные исследования житий святых мучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ столетия // Вестник архивиста. 2009. № 3. С. 38-49
- Архивные документы о кризисе синодального управления РПЦ 1907—1908 гг. // Отечественные архивы. 2010. № 4. С. 38-49
- Церковно-государственные отношения и вопросы канонизации святых Русской Православной Церкви в постсоветский период российской истории // Вестник архивиста. 2011. № 4. С. 122—129
«Жатвы много, а делателей мало…» // polit.ru, 15 октября 2009
Почему Русская Православная Церковь прославила архиепископа и врача Луку (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) и адмирала Федора Федоровича Ушакова // fond.ru, 12.06.2010- Дела по обвинению духовенства и верующих Московской епархии в архивном фонде УКГБ по г. Москве и Московской области // Отечественные архивы. 2012. № 1. С. 67-73
- Правовые аспекты в изучении материалов судебно-следственного производства в целях канонизации святых Русской православной церкви // История государства и права. 2012. № 14. С. 12-16
- Методологические аспекты церковно-исторических исследований на современном этапе // Вестник архивиста. 2012. № 2. С. 137—145
- «Справедливость требует, чтобы мне дана была свобода». Документы из судебно-следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова. 1918 г. // Исторический архив. 2012. № 4. С. 175—190
- Феномен личности новомученика ХХ столетия. Психолого-религиозный дискурс // Развитие личности. 2012. № 4. С. 126—146
- Судебно-следственное дело иеромонаха Макария (Телегина) как источник персональной информации. 1922 г. // Вестник архивиста. 2012. № 4. С. 231—240
Сложности изучения судебно-следственных дел, имеющего целью — включение имени пострадавшего священнослужителя или мирянина в собор новомучеников и исповедников российских // fond.ru, 24.01.2012
Феномен личности новомученика XX столетия. Психолого-религиозныий дискурс / Phenomenon of new martyr’s personality in the XX-th century. Psychological and religious discourse // Развитие личности № 4 / 2012, стр. 126—146- «Справедливость требует, чтобы мне дана была свобода». Документы из судебно-следственного дела протоиерея Иоанна Восторгова : 1918 г. / публ. подгот. В. А. Орловский // Исторический архив. — 2012. — № 4. — С. 175—190.
- Шуйское дело. Из пулемета по верующим // «Фома» № 5, 2012
- Правовые аспекты в изучении материалов судебно-следственного производства в целях канонизации святых Русской Православной Церкви // «История государства и права». 2012, № 14. — стр. 12-16.
- «Никому и никогда намеренно не сделал зла». Из судебно-следственного дела протоиерея Евфимия Горячего : 1929 г. / публ. подгот. В. А. Орловский (игумен Дамаскин) // Исторический архив. — 2013. — № 3. — С. 81-91.
- Роль архиепископа Илариона (Троицкого; 1886—1929) во взаимоотношениях церкви и власти в 1920-е гг. // История государства и права. 2013. № 11. С. 17-23
Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви // fond.ru, 27.01.2015
Святые, чтимые молебнами и торжественными Литургиями. Порядок канонизации святых в Русской Православной Церкви // ЖМП, № 7 июль 2015
Игумен Дамаскин (Орловский): «История возникновения, проблемы и формирование епархиальных соборов святых» // «Русское воскресение», 02.02.2016
Проблематика канонизаций местночтимых новомучеников в Русской Православной Церкви Заграницей // «Вестник архивиста», 10 марта 2016
Игумен Дамаскин (Орловский): Вопрос о популяризации подвига новомучеников — существенный и значимый // patriarchia.ru, 17 июня 2016
Изучение материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах, написание житий новомучеников и использование их в образовательном процессе // fond.ru, 12.05.2017
- «Видеть людей в церкви — это всегдашняя Пасха…» // «Новая Европа». 1997 г.,N 10
Главное событие в истории Русской Церкви Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским) // «Русское воскресение», 2000
НА ПАСХУ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // «Русское воскресение», 2000
Свидетельство о жизни Интервью с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // pravoslavie.ru, 7 мая 2003
Житие и жизнь. Разговор о специфике житийной литературы мы начинаем с беседы с одним из современных составителей жизнеописаний святых — игуменом ДАМАСКИНОМ (Орловским) // «Нескучный сад», 29.04.2005
«Что может быть человеку дороже присутствия Божия?!» // «Русская линия», 07.11.2006
Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви // «Церковный вестник», 14 февраля 2007
Открывающие небо // «Фома», № 10 (54) октябрь 2007
Молитвенники о нашем спасении… // «Покров», № 1 (481), 2011, стр. 15-17
Истина в деталях. О работе комиссии по канонизации в подробностях // ЖМП, № 12 декабрь 2011
Игумен Дамаскин (Орловский): 1937 — год свидетельства о Христе // «Татьянин день», 8 августа 2012
Игумен Дамаскин (Орловский): Закрытие архивов в нашей стране произошло не без промысла Божия // «Православие и мир» 28 января 2013
Игумен Дамаскин (Орловский): Церковь координирует усилия по увековечению памяти пострадавших за веру // ЖМП, № 2 февраль 2013
Почему новомучеников почитают меньше древних святых? (видео) // «Русская народная линия», 10.02.2015
Христиане не по имени, но по святости жизни // pokrov.pro, 26.09.2016- «Я почёл своим церковным долгом собрать сведения о мучениках…» Интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) газете «Звенигородские ведомости» от 13 мая 2017 года
«Я опрашивал свидетелей». Отец Дамаскин — о загадке обретения мощей священномученика Фаддея, архиепископа Калининского и Кашинского // «Караван», № 51 (1132) от 27.12.2017
Примечания |
↑ Дамаскин (Орловский Владимир Александрович), игумен. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. на официальном сайте Центрального и Южного викариатств Епархии города Москвы
↑ 123 Лавров В. М. За Веру, Церковь и Родину. О монографии игумена Дамаскина (Орловского) «Епископ Гермоген (Долганев). (М.: Кучково Поле, 2010)» // Вестник архивиста. — 22 апреля 2011.
↑ 12345678910111213141516 Дамаскин // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XIII. — С. 693—694. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6.
↑ Михаил Лобанов. Литературоведение: Тысячелетнее русское слово // Роман-журнал. XXI век. — 2004. — № 10.
↑ 12 Петрова З. Агиографический труд игумена Дамаскина (Орловского) о мучениках и исповедниках XX века – исторический источник по истории народа России (неопр.). Русское воскресение (21.07.2003). Проверено 10 декабря 2016.
↑ Лобанов М. Публицистика: В сражении и любви. Часть первая Михаил Лобанов (неопр.). Союз писателей России (19.03.2003). Проверено 16 декабря 2016.
↑ «Россия» — Выпуск 1 РИА Новости, 1995
↑ Верина А. Открывающие небо // Фома : журнал. — 2007, октябрь. — № 10 (54).
↑ Приход храма Воскресения словущего села Толпыгино. Официальный приходской сайт.
↑ 12 Кравец С. Л. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» // Журнал Московской Патриархии. — 2007. — № 4. — С. 54—65.
↑ http://www.sedmitza.ru/data/2010/08/03/1233291585/16_pe.pdf
↑ Определения Священного Синода [1996.12.27: иеромонаха Дамаскина (Орловского) назначить членом Синодальной комиссии по канонизации святых]. // Журнал Московской Патриархии. — 1997. — № 2. — С. 5—6.
↑ Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (неопр.). ОГРН-Онлайн. Проверено 18 декабря 2016.
↑ Награждение членов Синодальной Комиссии по канонизации святых, официальный сайт Московской областной епархии (3 октября 2007). Проверено 15 декабря 2016.
↑ Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил ряд клириков московских храмов богослужебных наград (неопр.). официальный сайт ОВЦС (21 апреля 2008). Проверено 27 января 2017.
↑ Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года. Патриархия.ru.
↑ 12 Выборы делегатов на Поместный Собор от города Москвы
↑ Московская епархия — Официальные документы.
↑ В Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось первое заседание Коллегии по рецензированию и экспертной оценке / Новости. Патриархия.ru.
↑ 12 Фотографии и горстка писем. Православный журнал «Фома».
↑ Орловский, Владимир Александрович (игумен Дамаскин) — Церковное служение и общественная деятельность епископа Гермогена (Долганева) в условиях кризиса церковно-государственных…
↑ Журналы заседания Священного Синода от 27 июля 2011 года / Официальные документы. Патриархия.ru.
↑ Журналы заседания Священного Синода от 25—26 декабря 2012 года. Патриархия.ru.
↑ Патриаршее служение в Зачатьевском монастыре в день престольного праздника обители. Новости. Московская епархия Русской православной церкви.
↑ Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев назначен секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ПСТГУ (23 октября 2015). Проверено 16 декабря 2016.
↑ Журналы заседания Священного Синода от 1 февраля 2017 года. Журнал № 1. // Патриархия.Ru
↑ В Великий Понедельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Донском ставропигиальном монастыре. // Патриархия.Ru, 10 апреля 2017
↑ http://dekanat.bsu.edu.ru/f.php//1/disser/case/zakluchkom/zakluchkom/919_Zaklyuchenie_soveta_polnyj_ORLOVSKIJ_03.pdf
↑ Безшлеева Н. Ю. Проблема новомученичества в исследованиях современных историков. — № 4. — 2016. — Краснодар: Хорс, 2016. — С. 102—105.]
↑ Мазырин Александр, иерей. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х — 1930-х годах / науч. ред. прот. Владимир Воробьёв. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006 — 444, [16] с. — (Мат-лы по новейшей истории Русской Православной Церкви). — С. 43
↑ 12 Житие и жизнь. Разговор о специфике житийной литературы мы начинаем с беседы с одним из современных составителей жизнеописаний святых — игуменом Дамаскином (Орловским) // Нескучный сад : журн. — 29.04.2005.
↑ Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 : сб. : в 2 ч. / сост. М. Е. Губонин. — М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1994. — 1064 с. — (Мат-лы по истории Русской Православной Церкви). — С. 3.
↑ там же, стр. 10
↑ Главное событие в истории Русской Церкви Беседа с игуменом Дамаскиным (Орловским) // «Русское воскресение», 2000
↑ Хвалите Бога во святых Его — Подвижники благочестия — РУССКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
↑ 12 З. П. Иноземцева. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. // Отечественные архивы. — 2005. — № 1. — С. 116—129.
↑ Лауреаты 1996-1997 (неопр.). Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Проверено 17 декабря 2016.
↑ ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИЙ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ 1884—1917 гг
↑ Международная премия «Имперская культура» им. Эдуарда Володина — РГБ (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 7 декабря 2016. Архивировано 22 ноября 2016 года.
↑ Региональный Общественный Фонд «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
↑ Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Прославление новомучеников Российских открыло новый период церковной жизни в России» // Патриархия.ru, 19 июня 2008
↑ Региональный Общественный Фонд «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ».
↑ 12 [Рец. на:] Дамаскин (Орловский), игумен. Епископ Гермоген (Долганёв). — М., 2010. — 400 с. — Тираж 1000 экз. Богослов.Ru
↑ Книга издательства «Кучково поле» — лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский»
↑ http://www.rospisatel.ru/an.htm
↑ Владимир Легойда Сознательно избрать добро. Вместо предисловия // официальный сайт Оптиной пустыни. 24 июля 2015 г.
↑ 12 Книга «Избранные Жития мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» Игумен Дамаскин (Орловский) — купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой по почте | 978-5-86594-2…
↑ см. примеры публикаций на официальном сайте журнала «Фома»
↑ Публицистика: Месяц в России, 2.06.2003
↑ Алексей Федотов. Дискуссия о возможности деканонизации новомучеников: первые итоги (неопр.). богослов.ру (16 октября 2014). Проверено 21 декабря 2016.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
Дамаскин (Орловский) в Викицитатнике |
www.fond.ru Региональный общественный фонд Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви
ОРЛОВСКИЙ Дамаскин, игумен на сайте журнала «Фома»
Игумен Дамаскин (Орловский) на сайте «Русская линия»
Игумен Дамаскин (Орловский) на сайте pravoslavie.ru
Игумен Дамаскин (Орловский) на сайте «Русская народная линия»- Все материалы, размещенные на сайте Фонда «Память мучеников и исповедников РПЦ»
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии. |