Гегельянство
Гегельянство |
---|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель |
Основные понятия |
абсолютный дух национальный дух абсолютная идея всеобщее, диалектика |
Тексты |
Феноменология духа Наука логики Энциклопедия философских наук Философия права |
Течения |
младогегельянцы тюбингенская школа |
Люди |
Штраус, Бауэр, Маркс Грин, Брэдли, Мак-Таггарт |
Гегелья́нство (нем. Hegelschule: Гегельянская школа) — философское направление, опирающееся на наследие Гегеля. Зародилось в Германии в 30-х гг. XIX века и сразу разделилось на две партии, которые по аналогии с парламентскими фракциями периода Великой Французской революции были обозначены Давидом Штраусом как левое и правое гегельянство[1].
Содержание
1 Правое гегельянство
2 Левое гегельянство
3 Русское гегельянство
4 Неогегельянство
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
Правое гегельянство |
Правые гегельянцы или, как их ещё называли, старогегельянцы (Габлер, Гинрихс, Гёшель, Дауб[2], а также Кейзерлинг) занимали консервативные позиции. Они прочитывали Гегеля через призму лютеранской ортодоксии и усматривали в его учении прежде всего абсолютный идеализм. Бог (Абсолютный дух) провиденциально и последовательно раскрывает себя в истории, а государственный порядок (немецкий, прежде всего) является подлинным выражением высшей справедливости. Успех и распространение гегельянства в Германии Поппер объясняет поддержкой со стороны Прусского государства, чиновники которого контролировали немецкие университеты. Впоследствии гегелевские идеи истории как борьбы наций (конкуренции национальных духов) и восприятие войны как диалектического момента истории будет воспринято немецким национал-социализмом[3].
Правым гегельянцам противостояли левые или, как их ещё называли, младогегельянцы.
Левое гегельянство |
Левые гегельянцы за основу брали диалектический метод Гегеля. Бога они мыслили пантеистически и нередко уклонялись в откровенный материализм (Карл Маркс, Людвиг Фейербах), поскольку только в природе Бог обретает конкретность, а в человеке — самосознание. Отсюда антитезис применялся в том числе к государству и религии, которые воспринимались как исторические формы саморазвития человеческого духа. Левые гегельянцы были решительными радикалами в политике и вольнодумцами в религии (Бруно Бауер, Давид Штраус), которые хотя и не отрицали личности Иисуса Христа, но отвергали все чудеса, как противоречащие законам природы. Для литературного и теоретического оформления левых гегельянцев значительную роль сыграл Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства, издававшийся А. Руге и Т. Эхтермейером в 1838—1841 гг., а также редактируемый тем же А. Руге Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства (1841—1843). В конце 1841 г. берлинскими младогегельянцами основывается атеистический клуб «Свободных», куда входили, в частности, Буль, Мейен, Фаухер, с 1842 г. — братья Бруно и Эдгар Бауэры.
Русское гегельянство |
Рассадником гегельянства в России стал кружок Станкевича, однако интерес к учению Гегеля носил поверхностный характер западнической моды на «европейскую философию» (прежде всего Шеллинга, но также Канта и Фихте). Первым в 1837 году познакомил кружок Станкевича с учением Гегеля Бакунин, который воспринял его как обоснование практики бунта (антитезис мирового развития). «Радость разрушения есть творческая радость», напишет он в 1842 году в немецком левогегельянском журнале[4]. У Бакунина гегелианство воспринимается всецело, как учение об историческом бытии, о диалектике абсолютного духа в его историческом самопроявлении.
Ревностным гегельянцем на первых порах стал Белинский, хотя немецкого он не знал, а работы Гегеля в то время ещё не были переведены на русский язык. Белинский популяризовал тезис Гегеля о том, что «все действительное разумно»[5]. Имя Гегеля передавалось как «Егор Федорович» и осуществлялось шутовское поклонение его «философскому колпаку»[6]. Сам Станкевич так и не стал гегельянцем. Однако вскоре интерес к гегельянству в России угас из-за неприятия диктата всеобщего (нем. Allgemeinheit), который принижал фактор личности в истории.
Второе дыхание гегелянство в России обрело уже в начале XX века. Самостоятельное развитие гегельянских начал мы находим в философских сочинениях Б. Н. Чичерина[7]. Известным русским гегельянцем был И. Ильин, написавший «Философию Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918). В рамках советского марксизма гегельянское направление развивали Деборин[8] и Ильенков.
Первое время сочинения Гегеля были знакомы публике в пересказах. Первая статья о его философии была опубликована Редкиным в журнале «Москвитянин» за 1841 год («Обозрение гегелевой логики»). Первой из гегелевских сочинений была переведена работа по эстетике «Курс эстетики и наука изящного» (Модестов, 1860)[9]. Феноменологию духа впервые на русский язык перевел Радлов (1913), а Науку логики — Дебольский (1916).
Неогегельянство |
Неогегельянство — направление философии, в котором отчасти возродился дух гегелевской философии в конце XIX и начале XX вв. В Германии философия Гегеля отразилась на системах Э. Гартмана, Когена, Наторпа и Риккерта. В Англии на Гегеля обратил внимание Смирлинг («The secret of Hegel», 1865). Под влиянием Гегеля писали Ф. Грин, Эд. Кэрд, Ф. Бредси, Б. Бозанкет. Философия Гегеля нашла поклонников и в Америке, в лице В. Гарриса и отчасти И. Рейса. В Италии философия Гегеля нашла последователей благодаря сочинениям Фиорентино, Мариано, Джентиле и Кроче («Ciò che e vivo e ciò che è morto della filosofia di Hegel», Бари, 1907). В России главнейшими представителями Гегеля были Редкин и Чичерин. На «Началах цельного знания» Вл. Соловьева также обнаруживается влияние Гегеля.
Примечания |
↑ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Правое Гегельянство Архивная копия от 1 октября 2008 на Wayback Machine
↑ Классическая немецкая философия. Антропологический материализм Л. Фейербаха / Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. — М., изд-во «Мысль», 1971
↑ Гегель и новый племенной дух
↑ Гегельянские кружки. Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин, В. Г. Белинский
↑ Литературные взгляды В. Г. Белинского
↑ Русский социализм и нигилизм
↑ Позднейшие гегельянцы. Чичерин. Дебольский. П. Бакунин
↑ Гегельянство
↑ Трактирный Гегель
Литература |
- Малинин В.Α., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983;
- Гегельянская школа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки |
- Гегельянство: общая характеристика
Гегельянство (Новая философская энциклопедия)- «Левогегельянское» истолкование философии Гегеля в русской философии XIX века
- «Левое» гегельянство А. Кожева
- В. П. Лега. Современная западная философия. Абсолютный идеализм
Неогегельянство (Новая философская энциклопедия)