Духинский, Франциск





































Францишек Генрик Духинский
Franciszek Henryk Duchiński
Franciszek Duchiński.jpg
Дата рождения
1816(1816)
Место рождения
Российская империя, Киевская губерния
Дата смерти
13 июля 1893(1893-07-13)
Место смерти
Париж
Страна

  • Flag of the Russian Empire (black-yellow-white).svg Российская империя

  • Flag of France (1790–1794).svg Королевство Франция

  • Flag of France.svg Вторая французская республика

  • Flag of France.svg Вторая французская империя

  • Flag of France.svg Третья французская республика


Научная сфера
история, этнография
Альма-матер
  • КНУ

Commons-logo.svg Францишек Генрик Духинский на Викискладе


Франци́шек Ге́нрик Духи́нский (Франциск Духинский, польск. Franciszek Henryk Duchiński)[1] (1816 (1816)13 июля 1893) — польский этнограф и историк, вице-президент парижского этнографического общества[2], член Société d'anthropologie de Paris и Société de géographie[3], один из основателей[4] и секретарь[2]Società per l'alleanza Italo-Slava (Турин, 1849)[4][5]. Автор собственной версии туранской теории об азиатском происхождении русского народа.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Взгляды


  • 3 Главные труды Духинского


  • 4 Примечания


  • 5 Литература





Биография |


Родился Францишек Генрик Духинский в 1816 году[6] в обедневшей польской шляхетской семье на Правобережной Украине.


Он посещал Кармелитскую школу в Бердичеве и школу Базилиан в Умани.


В 1834 году поселился в Киеве, где следующие двенадцать лет зарабатывал на жизнь работая учителем в польских аристократических семьях. [7]


Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей. В 1846 году Духинский эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее хранителем польского музея в Рапперсвилле, в Швейцарии. Похоронен в Монморанси (Валь-д'Уаз, Франция).


Жена[4] — Северина Духинская (1815—1905), польская писательница[8], член Société d'anthropologie de Paris и Société de géographie[9].



Взгляды |


Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему весьма широкую известность; самая теория эта одно время принималась как нечто твердо установленное значительной частью западноевропейской литературы (например, Анри Мартеном). О тезисах Духинского в одном из писем одобрительно высказался Карл Маркс; позже он всегда называл мнение Духинского ошибочным. Но "хотел бы, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян"[10]. В действительности, однако, теория Духинского представляла собою лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции. Основанием теории служит мысль, что великоруссы или, как называет их Духинский, «москали», не принадлежат к славянскому и даже к арийскому племени, а составляют отрасль племени туранского наравне с монголами и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малороссам и белоруссам, близким к полякам по своему происхождению. Самый язык, которым в настоящее время говорят «москали», есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковнославянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство «туранства» великоруссов Духинский приводит автократическую форму правительства («царат»), несвойственную будто бы арийским племенам, существование у них «коммунизма», тогда как арийцев отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великоруссов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни. Естественная, по Духинскому, граница туранского племени — Днепр, Двина и «речки Финляндии».


Интерес арийской Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малоруссов и белоруссов и послужило бы для Западной Европы оплотом от туранского могущества москалей. Учение Духинского, соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об «избранничестве» польского народа, было принято большинством польской интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать своё настоящее мнение.


В русской литературе теория Духинского встретила наиболее серьёзную критику в статьях Н. И. Костомарова, в частности в «Правде полякам о Руси»[11][12]. Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков. В 1886 г. профессор Дерптского университета Бодуэн де Куртене издал в Кракове брошюру («Z роwodu jubileuszu profesora Duchińskiego»), в которой отрицал за теорией Духинского всякое научное значение и признавал «празднование народом юбилея г. Духинского юбилеем хронического патриотического заблуждения». Русский пересказ этой брошюры с несколькими добавочными замечаниями сделал А. Н. Пыпин в статье «Тенденциозная этнография»[13].





Главные труды Духинского |



  1. «Zasady dziejów Polski i innych krajów słowiańskich» (П., 1858—61);

  2. «Polacy w Turcyi» (Л., 1858),

  3. «Treść lekcyi historyi polskiéj wykładanych w Paryży» (П., 1860);

  4. «Pologne et Ruthénie. Origines slaves» (П., 1861);

  5. «Dopełnienie do trzech cześći zasad dziejów etc.» (П., 1863);

  6. «Nécessité des réformes dans l’exposition de l’histoire des peuples Aryâs-Européens et Tourans» (П., 1864);

  7. «Peuples Aryâs et Tourans, agriculteurs et nomades» (1864).



Примечания |





  1. Согласно правилам польско-русской практической транскрипции, точной передачей на русский язык является вариант Францишек Хенрик Духиньский.


  2. 12 Julian Bartoszewicz. Dzieła: Historja literatury polskiej potocznym sposobem opowiedziana. Wyd. 2., powiększone. Nakł. K. Bartoszewicza, 1877. 418 s. // S. 295


  3. Duchinski Francizek


  4. 123 Henri Francois Duchinski, The New York Times (01-08-1893). Проверено 23 ноября 2011.


  5. Su iniziativa dello stesso Valerio il 7 marzo 1849 è creata a Torino la "Società per l'alleanza Italo-Slava" // on p. 33 in: Franco Botta, Italo Garzia, Pasquale Guaragnella. La questione adriatica e l'allargamento dell'Unione Europea. Milano: Franco Angeli, January 2007. 192 p.


  6. в некоторых источниках указан 1817 год рождения


  7. Иван Лысяк-Рудницкий. Franciszek Duchiński and His Impact on Ukrainian Political Thought // Harvard Ukrainian Studies. — Harvard Ukrainian Research Institute, 1979. — Т. 3/4. — С. 690-705. — ISSN 03635570.


  8. Stefan Vrtel-Wierczyński. Bibliografia historyi literatury i krytyki literackiej polskiej za rok 1905. — Lwów, 1907. — P. 16.


  9. Duchinska Séverine


  10. Маркс — Энгельсу, 24 июня 1865, 7 августа 1866; Маркс — Людвигу Кугельману, 17 февраля 1870 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М.: Издательство политической литературы, 1963. — Т. 31, 32. — С. 31/106, 107, 209, 127, 32/541. Указатели ко второму изданию Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса


  11. Костомаров Н. И. Ответ на выходки газеты „Czas“ и журнала „Revue Contemporaine“ // Основа. — СПб., 1861. — № 2. — С. 124—135.


  12. Костомаров Н. И. Правда полякам о Руси // Основа. — СПб., 1861. — № 10. — С. 100—112. Архивировано 31 января 2012 года.


  13. Пыпин А. Н. Тенденциозная этнография // Вестник Европы. — СРб., 1887. — № 1. — С. 303—328.




Литература |



  • Духинский, Франциск // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Историк Духинский из Киева и его ученики из французских сенаторов // Отечественные записки : журнал учено-литературный и политический / А. Краевский и С. Дудышкин. — СПб., 1864. — Т. CLV. — С. 426—448.

  • Леонид Соколов. Ответ идейным наследникам Духинского (неопр.). Единая Русь (21 декабря 2005). Проверено 23 ноября 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.

  •  (польск.) J. Baudouin de Courtenay. Z powodu jubileuszu profesora Duchińskiego. — Kraków, 1886.

  •  (польск.) A. G. O życiu i pracach F. H. Duchińskiego Kijowianina. — Lwów, 1885. (djvu (недоступная ссылка), html, отрывки)

  •  (укр.) Лисяк-Рудницький, Іван. Францішек Духінський та його вплив на українську політичну думку // Історичні есеї. — Т. 1.

  • Иван Лысяк-Рудницкий. Franciszek Duchiński and His Impact on Ukrainian Political Thought // Harvard Ukrainian Studies. — Harvard Ukrainian Research Institute, 1979. — Т. 3/4. — С. 690-705. — ISSN 03635570.









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар