Конуэй, Том
Том Конуэй | |
---|---|
Tom Conway | |
Имя при рождении | Thomas Charles Sanders |
Дата рождения | 15 сентября 1904(1904-09-15) |
Место рождения | Санкт-Петербург Российская империя |
Дата смерти | 22 апреля 1967(1967-04-22) (62 года) |
Место смерти | Калвер-Сити штат Калифорния США |
Гражданство | Великобритания |
Профессия | актёр |
Карьера | 1940—1964 |
IMDb | ID 0007218 |
Том Конуэй на Викискладе |
Том Конуэй (англ. Tom Conway), имя при рождении Томас Чарльз Сэндерс (англ. Thomas Charles Sanders) (15 сентября 1904 года — 22 апреля 1967 года) — британский актёр кино, телевидения и радио, более всего известный ролями в голливудских фильмах 1940—1950-х годов.
«Высокий и стройный»[1], элегантно одетый, с аристократической внешностью и «глубоким богатым голосом»[2], Конуэй часто играл детективов или психиатров в американских и британских фильмах категории В.
В 1942—1946 годах «Том Конуэй сыграл главную роль в десяти фильмах популярного американского киносериала о частном детективе по прозвищу Сокол, в 1942—1943 годах он сыграл главные роли в трёх классических фильмах ужасов продюсера Вэла Льютона. Он также играл в комедиях, мюзиклах, двух фильмах про Тарзана и даже в научно-фантастических фильмах»[1].
Лучшими картинами с Конуэеем в главной роли помимо десяти картин о Соколе (1942—1946) стали психологические фильмы ужасов «Люди-кошки» (1942), «Я гуляла с зомби» (1943) и «Седьмая жертва» (1943). К числу наиболее удачных картин, в которых Конуэй сыграл значимые роли второго плана, относятся приключенческий фильм «Тайное сокровище Тарзана» (1941), музыкальные комедии «Леди, будьте добры» (1941), «Рио-Рита» (1942), «Одно прикосновение Венеры» (1948), а также фильмы нуар «Убийство на Центральном вокзале» (1942), «Повторное исполнение» (1947) и «Смерть негодяя» (1956)[3].
«На телевидении Конуэй играл постоянную роль детектива Марка Сэйбера в телесериале 1951—1953 годов, но, наверное, более всего его помнят как брата Джорджа Сэндерса»[1].
Содержание
1 Ранние годы
2 Работа на студии «Метро-Голдвин-Майер» (1940—1942)
3 Работа на студии «РКО Пикчерс» (1942—1946)
4 Работа на независимых студиях (1946—1948)
5 Работа на радио (1946—1951)
6 Кинокарьера в 1950-е годы
7 Работа на телевидении 1950-60-е годы
8 Личная жизнь, болезнь и смерть
9 Фильмография
10 Примечания
11 Ссылки
Ранние годы |
Том Конуэй (при рождении — Сэндерс) родился 15 сентября 1904 года в Санкт-Петербурге, Российская империя, в богатой семье[1], его отец был крупным промышленником британского происхождения[4]. У Тома был младший брат, впоследствии известный актёр Джордж Сэндерс, и сестра Маргарет, которые также родились в Санкт-Петербурге. Том мог пойти по пути своего отца и стать промышленником и наследником семейного бизнеса[1],однако в 1917 году после Октябрьской революции семья Конуэя была вынуждена вернуться в Англию[4], «оставив большую часть своих богатств в руках большевиков»[1]. В тот момент Тому было 13 лет, Джорджу — 11, а Маргарет — 5 лет[1].
Братья учились в престижной британской частной школе Бедалес, известной своими либеральными взглядами, после чего — в Брайтонском колледже[1][4] и в Политехническом университете Манчестера[5].
Затем Том отправился в Северную Родезию, где работал на золотых, медных и асбестовых рудниках, и даже пытался заниматься сельским хозяйством. Не добившись особых успехов, он вернулся в Англию, где работал инженером в компании по производству карбюраторов, а позднее торговал стеклом[1].
Возможно, под влиянием брата, Том решил попробовать свои силы в театре, и в итоге стал актёром Манчестерского драматического театра, в котором играл более чем в 25 спектаклях. Он также работал в радиопрограммах Би-Би-си[1][4].
Работа на студии «Метро-Голдвин-Майер» (1940—1942) |
Тем временем его брат Джордж Сэндерс, уже добившийся успеха как голливудский актёр[4], уговорил Тома переехать в Голливуд. Чтобы избежать путаницы, они бросили монетку, чтобы решить, кто из них должен изменить фамилию. Том проиграл и стал Томом Конуэем[1]. Джордж помог получить брату работу первые роли в кино[4].
Конуэй начал карьеру как контрактный актёр студии «Метро-Голдвин-Майер», сыграв там за два года в двенадцати фильмах[1]. Как правило, в этот период он играл небольшие, но значимые роли в фильмах категории В, таких как комедийный детектив «Убийство в небе» (1940) с Уолтером Пиджоном, романтической комедии «Легко и просто» (1941) с Робертом Каммингсом, судебной драме «Процесс Мэри Дуган» (1941) с Лорейн Дэй и Робертом Янгом, вестерне «Плохой человек» (1941) с Лорейн Дэй и Рональдом Рейганом, медицинской драме «Народ против доктора Килдэйра» (1941) с Лью Эйрсом и Бонитой Грэнвилл, мюзикле «Леди, будьте добры» (1941) с Элинор Пауэлл, Энн Сотерн и Робертом Янгом и приключенческой мелодраме «Тайное сокровище Тарзана» (1941) с Джонни Вайсмюллером и Морин О’Салливан. В 1942 году Конуэй сыграл в музыкально-шпионской комедии «Рио-Рита» (1942) с участием Бада Эбботта и Лу Костелло, криминальной комедии «Мистер и миссис Норт» (1942) с Грейси Аллен и фильме нуар «Убийство на Центральном вокзале» (1942) с Вэном Хефлиным[6]. Он также сыграл эпизодическую роль в более значимой картине, военной мелодраме Уильяма Уайлера «Миссис Минивер» (1942) с Уолтером Пиджоном и Грир Гарсон в главных ролях[1].
Работа на студии «РКО Пикчерс» (1942—1946) |
В 1942 году Джордж Сэндерс, «устав от исполнения роли частного детектива Гэя Лоуренса по прозвищу Сокол в серии фильмов студии „РКО“, и имея в ближайшей перспективе две высококачественные роли»[1], ушёл из этого киносериала, порекомендовав Конуэя в качестве своей замены[4]. Замена была «тонко проведена» в фильме «Брат Сокола» (1942), где персонажа Сэндерса убивает нацистский снайпер, после чего за его работу берётся персонаж Конуэя под именем Том Лоуренс[1][4]. Это была «первая значимая роль, обеспечившую Конуэю прорыв»[1]. В общей сложности «Конуэй сыграл роль Сокола в десяти фильмах с ещё большим успехом, чем его брат, завершив киносериал фильмом „Приключение Сокола“ (1946)»[1].
В те же годы Конуэй сыграл в трёх психологических фильмах ужасов знаменитой серии продюсера Вэла Льютона — «Люди-кошки» (1942), «Я гуляла с зомби» (1943) и «Седьмая жертва» (1943)[1]. В «Людях-кошках» (1942) режиссёра Жака Турнье Конуэй был «вкрадчиво зловещим доктором Льюисом Джаддом, преступным психиатром-фрейдистом, который лечит главную героиню (Симоне Симон), молодую сербскую эмигрантку с кошачьей натурой». В «Я гуляла с зомби» (1943), который также поставил Турнье, Конуэй играет «более сложного персонажа, владельца плантации на Карибских островах, зажатого проблемами с вуду, женой-зомби и страстью по отношению к приглашённой им медсестре… В обоих фильмах Конуэй был бесподобен»[7]. В фильме режиссёра Марка Робсона «Седьмая жертва» (1943) о сатанинском культе в Нью-Йорке Конуэй выдает «обычную для себя изысканную игру»[8] в роли психиатра по имени Льюис Джадд (который однако не имеет никакого отношения к его персонажу из фильма «Люди-кошки»), таинственного врача пропавшей девушки, в поисках которой он помогает её сестре (Ким Хантер).
«Достигнув популярности в роли Сокола, Конуэй продолжал играть роли детективов-любителей»[4]. В криминальной мелодраме режиссёра Гордона Дугласа «Ночь приключений» (1944) Конуэй сыграл главную роль успешного адвоката, жена которого (Одри Лонг) просит защитить её любовника, обвинённого в убийстве своей бывшей подруги. В фильме нуар Энтони Манна «Два часа мужества» (1945) Конуэй исполнил роль человека, страдающего потерей памяти, которого подозревают в убийстве, и он с помощью очаровательной таксистки (Энн Рутерфорд) в кратчайшие сроки должен выяснить правду о происшедшем. В криминальной драме Роберта Уайза «Уголовный суд» (1946) Конуэй сыграл главную роль целеустремлённого адвоката, который в ходе судебного процесса раскрывает дело об убийстве гангстера, спасая от обвинения свою невесту.
Работа на независимых студиях (1946—1948) |
«Когда студийная система стала распадаться, возможности Конуэя на новые роли сузились»[1], и он стал работать как независимый артист преимущественно в фильмах категории В на небольших студиях.
В 1946 году независимая студия «Неро фильмс» выпустила фильм нуар «Полустанок» (1946), в котором добившаяся успеха дама (Ава Гарднер) возвращается в небольшой городок на Среднем Западе, где в борьбу за её сердце вступают двое её бывших приятелей — бездельничающий проходимец (Джордж Рафт) и обходительный владелец ночного клуба (Конуэй). В 1947 года на независимой компании «Игл-Лайон фильмс» режиссёр Альфред Л. Веркер поставил фильм нуар «Повторное исполнение» (1947), где Конуэй сыграл роль бродвейского продюсера, у которого работает ведущей актрисой главная героиня фильма (Джоан Лесли), убившая своего мужа (Луис Хейуорд), после чего получившая шанс прожить последний год своей жизни заново. В авантюрной комедии продюсера, сценариста и режиссёра Эндрю Л. Стоуна «Веселье в уикэнд» (1947) Конуэй исполнил роль миллионера, который влюбляется в бедную девушку, выдающую себя за светскую даму (Присцилла Лейн). Наконец, в 1948 году Конуэй сыграл главную роль в двух фильмах студии Эдварда Смола о частном детективе по имени Бульдог Драммонд — «Вызов» (1948) и «13 оловянных солдатиков» (1948).
В 1948-50 годах Конуэй сыграл главные роли в четырёх криминальных мелодрамах режиссёра Эдварда Л. Кана, поставленных независимой компанией «Бельзам продакшнс»: в «Бунгало 13» (1948) Конуэй сыграл роль частного сыщика, ведущего поиск крупного драгоценного камня, в «Клетчатом пальто» (1948) исполнил роль психиатра, которого подставляют в ограблении и убийстве, в «Я обманул закон» (1949) сыграл роль адвоката, добившегося оправдания своего клиента по обвинению в убийстве, однако позднее, выяснив, что тот на самом деле виновен, решающего подставить его в другом преступлении, чтобы тот не ушёл от ответственности. Наконец, в «Великом ограблении самолёта» (1950) Конуэй сыграл пилота трансконтинентального лайнера, который во время полёта раскрывает ограбление и серию связных с ним убийств.
Конуэй также снялся в двух крупнобюджетных фильмах: в фэнтези-комедии «Одно прикосновение Венеры» (1948) студии «Юнивёрсал» с Авой Гарднер он сыграл владельца богатого универмага, который покупает дорогую статую Венеры, которая оживает после того, как её целует оформитель витрины (Роберт Уокер). Он также сыграл в мюзикле студии «Уорнер бразерс» «Рисуя облака и солнечный свет» (1951) с участием Денниса Моргана, Вирджинии Майо и Джина Нельсона[1].
Работа на радио (1946—1951) |
Помимо работы в кино в 1946—1947 годах Конуэй играл на радиоканале АВС роль Шерлока Холмса в программе «Новые приключения Шёрлока Холмса» после ухода из этого сериала Бэзила Рэтбоуна. Несмотря на сходный тембр голоса, слушатели приняли Конуэя не так хорошо, как Рэтбоуна, и в конце сезона его сменил другой актёр. В 1951 году, сменив Винсента Прайса, Конуэй играл на радио NBC роль частного детектива Саймона Темплара по прозвищу Святой в одноимённом радио сериале. Интересно, что в 1938—1941 годах брат Конуэя Джордж Сэндерс сыграл Святого в серии из пяти художественных фильмов[9].
Кинокарьера в 1950-е годы |
В 1951 году Конуэй сыграл в независимом фильме ужасов Курта Сиодмака «Невеста гориллы» (1951) в котором снялись популярные актёры Барбара Пэйтон, Лон Чейни-младший и Рэймонд Бёрр[1]. Во втором совместном фильме с Эндрю Слоуном, криминальной драме «Мошенница» (1952) Конуэй сыграл роль мозгового центра дуэта мошенников, который направляет деятельность своей партнёрши (Хиллари Брук), одновременно обманывая полицию.
В 1953 году Конуэй во второй раз сыграл в фильме о Тарзане, который был сделан независимой компанией Сола Лессера и назывался «Тарзан и дьяволица» (1953), в комедии «Парижская модель» (1953) с Мерилин Максвелл, Полетт Годдар и Евой Габор. В том же году Конуэй сыграл в двух детективных фильмах в Англии[1]: на студии «Хаммер» в фильме режиссёра Теренса Фишера «Кровавый апельсин» (1953) он сыграл роль частного детектива по имени Том Конуэй (!), а криминальной драме «Парк плаза, 605» (1953) — частного детектива Нормана Конквеста.
Год спустя Конуэй сыграл эпизодическую роль сэра Кэя «в бороде и парике, и с двумя строчками текста» в исторической приключенческой картине студии «Двадцатый век Фокс» режиссёра Генри Хэтэуэя «Принц Валиант» (1954) с Джеймсом Мейсоном, Робертом Вагнером и Джанет Ли в главных ролях[1].
В 1955 году Конуэй вновь дважды сыграл роли частных детективов в британских фильмах: в картине «По следу Барбадоса» (1955) он вёл проверку подлинности уникальной марки и связанной с ней истории, а в картине «Побег» (1955) Конуэй охотился за секретной формулой и пропавшей девушкой. В британской судебной драме Теренса Фишера «Последний, кого повесят?» (1956) Конуэй исполнил главную роль аристократа, которого судят по обвинению в убийстве собственной жены, и его жизнь зависит от того обстоятельства, убил ли он жену намеренно или это был несчастный случай. Название и тема фильма связаны с дискутировавшемся в то время в британском обществе вопросом об отмене смертной казни[10]. В британской криминальной драме «Операция Смерть» (1957) Конуэй играет роль врача, который решает совершить идеальное убийство — с помощью коллеги он убивает во время операции своего богатого родственника, чтобы завладеть его имуществом.
В 1956 году Конуэй сыграл в криминальной драме Чарльза Мартина «Смерть негодяя» (1956). Фильм рассказывал историю чешского эмигранта Клементи Сабурина (Джордж Сэндерс), который, соблазняя и обманывая богатых и влиятельных женщин, прокладывает себе путь на вершину нью-йоркского общества. В картине снялись такие актрисы, как Ивонн де Карло, Жа Жа Габор и Колин Грэй, а Конуэй исполнил небольшую роль брата Сабурина, которого тот сдаёт полиции, узнав, что он женился на его бывшей подруге.
Во второй половине 1950-х годов уровень картин Конуэя значительно снизился, свидетельством чего стали такие малобюджетные и низкокачественные фильмы, как фильм ужасов «Женщина-чудовище» (1956), фантастический фильм ужасов «Женщина вуду» (1957), фантастический триллер «Атомная подводная лодка» (1959) и научно-фантастический фильм «12 на Луну» (1960)[11].
Конуэй также озвучивал персонажей в диснеевских мультфильмах «Питер Пэн» (1953) и «101 далматинец» (1961)[1].
Свою последнюю роль в кино (без указания в титрах) Конуэй сыграл в романтической комедии Джея Ли Томпсона «Так держать!» (1964) с участием таких звёзд, как Ширли Маклейн, Пол Ньюман, Роберт Митчем, Дин Мартин и другие[1].
Работа на телевидении 1950-60-е годы |
С 1950 года Конуэй стал сниматься с телесериалах. В 1951—1954 годах он сыграл главную роль в 64 эпизодах криминального телесериала студии АВС «Инспектор Сэйбер, детектив отдела убийств». Он исполнял роль Марка Сэйбера, галантного британского полицейского детектива, который работает в отделе убийств крупного американского города. В 1957 году сериал возобновился на канале NBC под названием «Сэйбер из Лондона», а роль Сэйбера в нём играл Дональд Грэй[1][12].
В 1959—1960-х годах в девяти эпизодах ситкома «Шоу Бетти Хаттон» Конуэй сыграл роль приятеля главной героини. Кроме того, в качестве гостевой звезды он сыграл в телесериалах «Подозрение» (1957), «Альфред Хичкок представляет» (1957—1960, 3 эпизода), «Сыромятная плеть» (1959), «Натянутый канат» (1959), «Приключения в раю» (1961), «Есть оружие — будут путешествия» (1961) и «Перри Мейсон» (1964)[1], ставшей его последней ролью на телевидении.
Личная жизнь, болезнь и смерть |
Конуэй был женат дважды. Первый его брак длился с 1941 по 1953 год и закончился разводом. Второй раз он женился в 1958 году на актрисе Куинни Леонард, с которой развёлся в 1963 году. Детей у него не было[13].
«Хотя, по собственным словам Конуэя, в ходе своей голливудской карьеры он сколотил состояние в размере более одного миллиона долларов, его личные проблемы пустили его по нисходящей спирали. Ухудшающееся зрение и продолжительные запои возымели своё действие на Конуэя в последние годы его жизни». Его вторая жена Куинни Леонард развелась с ним в 1963 году. Джордж Сэндерс также порвал все связи с братом из-за его пьянства[1].
Зимой 1964—1965 годов Конуэй сделал операцию по удалению катаракты. В сентябре 1965 года Конуэй ненадолго попал в заголовки газет, когда его обнаружили живущим в комнате за 2 доллара в неделю в ночлежке в лос-анджелесском районе Венеция. В его адрес потекли подарки, пожертвования и предложения помощи — однако вскоре это закончилось[1].
В последние годы Конуэй часто оказывался в больнице. Незадолго до смерти бывшая жена его брата Жа Жа Габор посетила его в больнице, дав ему 200 долларов на «задабривание медсестёр». На следующий день ей позвонили из больницы и сообщили, что Конуэй сбежал с деньгами к своей подружке и обнаружен в тяжелом состоянии в её постели[1].
Том Конуэй умер 22 апреля 1967 года в Калвер-Сити, Калифорния, в возрасте 63 лет от цирроза печени. Его брат Джордж Сэндерс покончил жизнь самоубийством пять лет спустя[4].
Фильмография |
|
|
Примечания |
↑ 123456789101112131415161718192021222324252627282930 Lee A. Gladwin. http://www.imdb.com/name/nm0007218/bio?ref_=nm_ov_bio_sm
↑ IMDB. http://www.imdb.com/name/nm0007218/?ref_=fn_al_nm_2
↑ IMDB. http://www.imdb.com/filmosearch?explore=title_type&role=nm0007218&ref_=filmo_ref_typ&sort=user_rating,desc&mode=detail&page=1&title_type=movie
↑ 12345678910 Hal Erickson. http://www.allmovie.com/artist/p14669
↑ http://www.geni.com/people/Tom-Conway/6000000007324606750
↑ IMDB. http://www.imdb.com/filmosearch?explore=title_type&role=nm0007218&ref_=filmo_ref_yr&sort=user_rating,desc&mode=detail&page=1&title_type=movie&release_date=1940%2C1942
↑ Joe Morella, Frank Segers. http://classicmoviechat.com/tom-conway-the-nice-george-sanders/
↑ Hal Erikson. http://www.allmovie.com/movie/the-seventh-victim-v43874
↑ IMDB. http://www.imdb.com/name/nm0007218/bio?ref_=nm_ov_bio_sm
↑ IMDB. http://www.allmovie.com/movie/the-last-man-to-hang-v98734
↑ IMDB. http://www.imdb.com/filmosearch?explore=title_type&role=nm0007218&ref_=filmo_ref_yr&sort=user_rating,desc&mode=detail&page=1&title_type=movie&release_date=1956%2C1964
↑ IMDB. http://www.imdb.com/title/tt0043215/plotsummary?ref_=tt_ov_pl
↑ IMDB. http://www.imdb.com/name/nm0007218/bio?ref_=nm_ov_bio_sm#spouse
Ссылки |
Том Конуэй на сайте IMDB
Том Конуэй на сайте Allmovie
Том Конуэй на сайте Turner Classic Movies