Пёльциг, Ганс
Ганс Пёльциг | |
---|---|
нем. Hans Poelzig | |
Основные сведения | |
Страна |
|
Дата рождения | 30 апреля 1869(1869-04-30)[1][2][…] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 14 июня 1936(1936-06-14)[4][1][…](67 лет) |
Место смерти |
|
Работы и достижения | |
Учёба |
|
Работал в городах | Вроцлав, Любонь, Берлин, Франкфурт |
Архитектурный стиль | экспрессионизм |
Важнейшие постройки | штаб-квартира синдиката IG Farben |
Нереализованные проекты | Дворец Советов |
Ганс Пёльциг на Викискладе |
Ганс Пёльциг[источник не указан 116 дней] (нем. Hans Poelzig; 30 апреля 1869, Берлин — 14 июня 1936, там же) — немецкий архитектор, художник и сценограф.
Мать Ганса Пёльцига — графиня Клара Генриетта фон Пёльциг, дочь Александра фон Ганштейна, отчима Альберта Саксен-Кобург-Готского. Ганс был шестым ребёнком в семье. Отец Ганса — британский судовладелец Джордж Экланд Эймс не признал своего отцовства и развёлся с графиней Кларой спустя три месяца после рождения Ганса. Ганс Пёльциг воспитывался в приёмной семье в берлинском квартале Штольпе. Окончив Берлинский технический университет, некоторое время служил в министерстве общественных работ, затем преподавал в Королевской школе искусств и ремёсел в Бреслау (ныне Вроцлав). В 1916 году переехал в Дрезден. К этому времени он уже был известен среди сторонников Немецкого Веркбунда.
Из работ Пёльцига 1910-х годов известны получившая прозвище «короны города» водонапорная башня в Позене (ныне Познань), завод в Любане (ныне Любонь) и офисное здание в Бреслау. Здание любоньской химической фабрики (1912) примечательно благодаря ступенчатому верху и разнообразию окон[5]. Во Вроцлаве Пёльциг построил выставочный павильон возле «Зала Столетия»[6].
В 1919 г. по проекту архитектора было построено здание Большого Шаушпильхауса в Берлине. Среди идей Пёльцига для этого сооружения оказались перекрытия в виде сталактитов и позаимствованный у античных театров просцениум-партер[7]. По выражению Э. Блоха, пространство в данном случае «расцвечивает саму сцену, облик которой обладает особой магией»[8].
В 1920-е гг. Пёльциг связал своё творчество с кино. Он работал над декорациями к фильму ужасов «Голем», спроектировал здание берлинского театра «Капитоль».
В конце 1920-х Пёльциг ушёл от экспрессионизма к интернациональному стилю, что проявилось при проектировании главной квартиры IG Farben (Франкфурт, 1928—1930). Монументальное девятиэтажное сооружение с шестью крыльями, связанными слегка изогнутым коридором, было крупнейшим конторским зданием в Европе и символизировало мощь немецкого капитализма. Ныне оно принадлежит университету имени Гёте.
В политике Пёльциг придерживался левых взглядов, состоял в обществе «Друзья новой России»[9]. В 1933 г. нацистские власти отстранили архитектора от работы и преподавания[10].
Пёльциг был дважды женат, некоторые из его детей прославились как деятели искусства.
18 ноября 2015 года в берлинском Фридрихштадт-Паласт был торжественно открыт мемориал в память о его основателях Максе Рейнхардте, Гансе Пёльциге и Эрике Шарелле по адресу Friedrichstraße 107.
Примечания |
↑ 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ 12 Hans Poelzig<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24255573"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2843"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1547776"></a>
↑ 123 Пёльциг Ханс / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ Морозова Е. Три века промышленной архитектуры
↑ «Зал Столетия» во Вроцлаве
↑ Гутнов А. Мир архитектуры
↑ Цит. по: Фрисби Д. Разрушение города
↑ Хмельницкий Д. «..Большие коммунисты, чем сами русские»
↑ Пёльциг Ханс — статья из Большой советской энциклопедии.