Ладовский, Николай Александрович














































Николай Ладовский
Architect Ladovsky Nikolai Alexandrovich.jpg
Основные сведения
Страна

  • Flag of Russia.svg Российская империя

  • Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР


Дата рождения
15 января 1881(1881-01-15)[1]
Место рождения
  • Москва, Российская империя

Дата смерти
1941[2][3]
Место смерти
  • Москва, СССР

Работы и достижения
Учёба
МУЖВЗ
Работал в городах
Москва
Архитектурный стиль
рационализм
Commons-logo.svg Николай Ладовский на Викискладе


Никола́й Алекса́ндрович Ладо́вский (15 января 1881, Москва — 18 октября 1941, там же) — советский архитектор, творческий лидер рационализма, педагог. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1934).




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Подход к образованию


  • 3 Парабола Ладовского


  • 4 Постройки


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Биография |


О жизни, учёбе и творчестве Ладовского имеются довольно скудные сведения, так как его личный архив утрачен[4].


В 1914 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получил диплом об окончании училища в 36-летнем возрасте. Со слов самого Николая Александровича, до поступления в МУЖВЗ он уже имел 16-летнюю архитектурно-строительную практику, был лауреатом нескольких архитектурных конкурсов, заведовал технической стороной построек в Петербурге, а также имел опыт работы строителем и литейщиком[4]. С 1918 года работал в архитектурной мастерской Моссовета, возглавляемой «старшим зодчим» И. В. Жолтовским и «главным мастером» А. В. Щусевым[5]. К 1919 году Ладовский, не удовлетворённый направленностью работы мастерской, возглавил творческую оппозицию против Жолтовского[6]. В мае 1919 года вошёл в созданную при отделе ИЗО Наркомпроса Комиссию по разработке вопросов скульптурно-архитектурного синтеза (Синскульптарх, с ноября того же года — Живскульптарх)[7]. В Комиссии участвовал в дискуссиях на темы развития архитектуры и искусства, общих проблем формообразования, пространственных аспектов архитектуры, создавал многочисленные проекты, в которых экспериментировал с динамической композицией[8]. В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которая стала первой публичной демонстрацией новаторских направлений архитектуры; наибольшее впечатление на участников и посетителй выставки произвели проекты Ладовского. С этого времени Ладовского, до этого практически не известного в архитектурных кругах, стали воспринимать как лидера нового направления архитектуры — своеобразного антипода другому направлению (неоклассическому), возглавляемому Жолтовским[9].


С 1920 г. — преподаватель ВХУТЕИН / ВХУТЕМАС, а далее, после расформирования — МАРХИ. Создатель АСНОВА (1923) и Объединения архитекторов-урбанистов (АРУ) (1928). В основе творчества лежит принцип изобретения новых, свободных от стилистики предыдущих эпох форм. Разработал планировочную схему «развивающегося города» (1929), рассчитанную на его эволюционный рост и последовательную реконструкцию, так называемую «параболу Ладовского».



Подход к образованию |


Специфика образовательной системы Ладовского:


1. Создание учениками индивидуальных произведений (не стилизованных под Ладовского), спровоцированными его формообразующими идеями, причем уровень проектов в школе Ладовского меньше зависел от таланта ученика, чем в других творческих школах (что свидетельствует о максимальном обострении и стимулировании творческой потенции ученика).


2. При консультации учеников Ладовский не эскизировал сам, он только говорил и оценивал их эскизы.


3. При консультациях никогда не советовал смотреть образцы, чтобы ученик не переходил на копирование, а создавал своё новое; учил пониманию основных принципов архитектуры не на анализе прошлого опыта и новой техники и материалов, а на логическом анализе формы.


4. Формирование рационализма (как нового в искусстве направления), путём прививания ученикам понимания таких основ формообразования, которые присущи архитектуре всех веков и не зависят от смены стилей и вкусов, а также суровая и логическая критика необоснованных эскизов.


5. Ладовский ставил творческие задачи, устно излагая задания, для решения которых необходимо было создать совершенно своеобразную объемно-пространственную композицию; постановка задания была, как правило, такой, что, направляя мысль ученика, она не стимулировала поисков аналогий в прошлом.



Парабола Ладовского |


Ладовскому принадлежит один из ранних планов развития Москвы, предшественник Генерального плана реконструкции Москвы. По Ладовскому, при традиционном развитии в радиально-кольцевом городе кольца вынуждены расти одно за счёт другого, что не может не привести к конфликту. Ладовский предложил «разомкнуть» одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (вдоль «оси»). Москва должна была принять форму параболы или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом. По основной планировочной схеме «парабола» Ладовского близка к концепции «динаполиса» греческого архитектора К. Доксиадиса, появившейся в послевоенные годы[10].







Постройки |




Южный наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота»




Перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка»)



  • Жилой комплекс с общественным корпусом РЖСКТ «Крестьянская газета»(1928—1931, Москва, Тверская улица, дом 6 строения 3 и 5)[11];

  • Наземный вестибюль станции метро «Красные Ворота» (1935, Москва, Площадь Красные Ворота);

  • Перронный зал станции метро «Дзержинская» (ныне «Лубянка») (1934—1935, Москва).



Примечания |





  1. RKDartists
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>



  2. Union List of Artist Names
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2494649"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5554720"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P245"></a>



  3. Faceted Application of Subject Terminology
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q3294867"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2163"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q846596"></a>



  4. 12 Хан-Магомедов, 2007, с. 11.


  5. Хан-Магомедов, 2007, с. 14.


  6. Хан-Магомедов, 2007, с. 15.


  7. Хан-Магомедов, 2007, с. 17.


  8. Хан-Магомедов, 2007, с. 26-30.


  9. Хан-Магомедов, 2007, с. 30.


  10. Хан-Магомедов, 2007, с. 52.


  11. Архитектура Москвы 1910—1935 гг. / Комеч А. И., Броновицкая А. Ю., Броновицкая Н. Н. — М.: Искусство — XXI век, 2012. — С. 213. — 356 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-101-2.




Литература |


  • Хан-Магомедов С. О. Рационализм (рацио-архитектура), “формализм”. — М.: Архитектура-С, 2007. — 496 с. — ISBN 978-5-9647-0127-9.

  • Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. — М.: Архитектура-С, 2007. — 87 с. — ISBN 9785964701323.

  • Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — 368 с. — (Кумиры авангарда). — ISBN 978-5-4330-0007-0.



Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар