Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)
Необходимо освещение с различных точек зрения. |
Муниципа́льная рефо́рма — реформа системы местного самоуправления, которая начала проводиться в 2003—2009 годы в России.
Содержание
1 Закон о муниципальной реформе
2 Установление границ и определение статуса муниципальных образований
3 Создание муниципальных образований
4 Классификация муниципальных образований
5 См. также
6 Ссылки
7 Примечания
Закон о муниципальной реформе |
1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[1] Основной целью введения положений Федерального закона являлось устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью была введена единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления.
Установление границ и определение статуса муниципальных образований |
Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный президентом 6 октября 2003 года, обязал органы власти всех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований в соответствии с новыми требованиями и наделить соответствующие муниципальные образования одним из следующих статусов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородская территория.
Сельским поселением мог стать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов). Городским поселением мог стать город или поселок городского типа с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Муниципальным районом становились несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Внутригородская территория это часть города федерального значения, являющаяся муниципальным образованием. Все прочие внутригородские муниципальные образования подлежали упразднению к 1 января 2006 года.[2]
30 ноября 2011 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящие уточнения типа муниципальных образований в городах федерального значения: внутригородская территория как внутригородское муниципальное образование.[3]
27 мая 2014 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящие новые виды муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и входящий в его состав внутригородской район как внутригородское муниципальное образование.[4]
Создание муниципальных образований |
Первостепенные задачи при переходе на поселенческий уровень — это определение границ муниципальных образований и наделение их статусом (муниципальный район, городское поселение, сельское поселение) до 1 марта 2005 года. Если органы государственной власти субъекта не выполнят их к данному сроку, этим займутся федеральные органы исполнительной власти. Так, в Московской области определены территории 36 городских округов, 36 муниципальных районов. Некоторые муниципальные районы стали городскими округами (Балашиха, Домодедово).
Осенью 2005 года прошли выборы в представительные органы (в муниципальных районах доля мест одного поселения не может превышать 40 %).
В некоторых субъектах федерации областными законами устанавливаются новые наименования представительных органов муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Так, в городских муниципальных округах представительные органы предлагается называть Думами, в муниципальных районах — Собраниями депутатов, в городских и сельских поселениях — Советами депутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований в случае принятия закона станут называться главами городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений. В некоторых — Собрание муниципального района; Собрание городского округа; Собрание городского (сельского) поселения.
По данным Минфина России по состоянию на 15 октября 2005 года, в России образованы 24508 муниципальных образования, из них 1817 муниципальных районов, 526 городских округов, 1823 городских поселения, 20106 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований[5].
Классификация муниципальных образований |
С 2006 года с последующими поправками в 2011 и 2014 годах введена следующая классификация муниципальных образований на территории субъектов РФ (республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения):
муниципальный район — как правило соответствует административно-территориальному району
городское поселение — входит в муниципальный район (как правило соответствует городу или посёлку городского типа с подчинёнными ему населёнными пунктами или без таковых)
сельское поселение — входит в муниципальный район (как правило соответствует сельскому населённому пункту с подчинёнными ему другими сельскими населёнными пунктами или без таковых)
городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района (как правило соответствует административно-территориальному городу областного (краевого, республиканского, окружного) значения с подчинёнными ему населёнными пунктами или без таковых)
городской округ с внутригородским делением
внутригородской район как внутригородское муниципальное образование в составе соответствующего городского округа
внутригородская территория города федерального значения составляет внутригородское муниципальное образование в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Выделено также понятие межселенных территорий, прямо подчинённых муниципальному району и не входящих ни в одно из городских или сельских поселений.
См. также |
- Муниципальное образование
Ссылки |
- Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Примечания |
↑ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 6 февраля 2019 года), Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.
↑ О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральный закон от 28 декабря 2004 года №186-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.
↑ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2017 года), Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №361-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.
↑ О внесении изменений в статью 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 3 февраля 2015 года), Федеральный закон от 27 мая 2014 года №136-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.
↑ Информация о результатах мониторинга органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению составления местных бюджетов на 2006 год (неопр.). Министерство финансов Российской Федерации. Проверено 11 марта 2019. Архивировано 27 сентября 2007 года.