Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)








Муниципа́льная рефо́рма — реформа системы местного самоуправления, которая начала проводиться в 2003—2009 годы в России.




Содержание






  • 1 Закон о муниципальной реформе


  • 2 Установление границ и определение статуса муниципальных образований


  • 3 Создание муниципальных образований


  • 4 Классификация муниципальных образований


  • 5 См. также


  • 6 Ссылки


  • 7 Примечания





Закон о муниципальной реформе |


1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[1] Основной целью введения положений Федерального закона являлось устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью была введена единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления.



Установление границ и определение статуса муниципальных образований |


Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный президентом 6 октября 2003 года, обязал органы власти всех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований в соответствии с новыми требованиями и наделить соответствующие муниципальные образования одним из следующих статусов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородская территория.


Сельским поселением мог стать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов). Городским поселением мог стать город или поселок городского типа с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Муниципальным районом становились несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Городской округ — это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Внутригородская территория это часть города федерального значения, являющаяся муниципальным образованием. Все прочие внутригородские муниципальные образования подлежали упразднению к 1 января 2006 года.[2]


30 ноября 2011 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящие уточнения типа муниципальных образований в городах федерального значения: внутригородская территория как внутригородское муниципальное образование.[3]


27 мая 2014 года в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящие новые виды муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и входящий в его состав внутригородской район как внутригородское муниципальное образование.[4]



Создание муниципальных образований |


Первостепенные задачи при переходе на поселенческий уровень — это определение границ муниципальных образований и наделение их статусом (муниципальный район, городское поселение, сельское поселение) до 1 марта 2005 года. Если органы государственной власти субъекта не выполнят их к данному сроку, этим займутся федеральные органы исполнительной власти. Так, в Московской области определены территории 36 городских округов, 36 муниципальных районов. Некоторые муниципальные районы стали городскими округами (Балашиха, Домодедово).


Осенью 2005 года прошли выборы в представительные органы (в муниципальных районах доля мест одного поселения не может превышать 40 %).


В некоторых субъектах федерации областными законами устанавливаются новые наименования представительных органов муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Так, в городских муниципальных округах представительные органы предлагается называть Думами, в муниципальных районах — Собраниями депутатов, в городских и сельских поселениях — Советами депутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований в случае принятия закона станут называться главами городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений. В некоторых — Собрание муниципального района; Собрание городского округа; Собрание городского (сельского) поселения.


По данным Минфина России по состоянию на 15 октября 2005 года, в России образованы 24508 муниципальных образования, из них 1817 муниципальных районов, 526 городских округов, 1823 городских поселения, 20106 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований[5].




Классификация муниципальных образований |



С 2006 года с последующими поправками в 2011 и 2014 годах введена следующая классификация муниципальных образований на территории субъектов РФ (республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения):




  • муниципальный район — как правило соответствует административно-территориальному району


    • городское поселение — входит в муниципальный район (как правило соответствует городу или посёлку городского типа с подчинёнными ему населёнными пунктами или без таковых)


    • сельское поселение — входит в муниципальный район (как правило соответствует сельскому населённому пункту с подчинёнными ему другими сельскими населёнными пунктами или без таковых)




  • городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района (как правило соответствует административно-территориальному городу областного (краевого, республиканского, окружного) значения с подчинёнными ему населёнными пунктами или без таковых)


  • городской округ с внутригородским делением

    • внутригородской район как внутригородское муниципальное образование в составе соответствующего городского округа



  • внутригородская территория города федерального значения составляет внутригородское муниципальное образование в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.


Выделено также понятие межселенных территорий, прямо подчинённых муниципальному району и не входящих ни в одно из городских или сельских поселений.



См. также |


  • Муниципальное образование


Ссылки |


  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


Примечания |





  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 6 февраля 2019 года), Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.


  2. О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральный закон от 28 декабря 2004 года №186-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.


  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2017 года), Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №361-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.


  4. О внесении изменений в статью 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 3 февраля 2015 года), Федеральный закон от 27 мая 2014 года №136-ФЗ (неопр.). docs.cntd.ru. Проверено 11 марта 2019.


  5. Информация о результатах мониторинга органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению составления местных бюджетов на 2006 год (неопр.). Министерство финансов Российской Федерации. Проверено 11 марта 2019. Архивировано 27 сентября 2007 года.









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz