Талдык
.mw-parser-output .t-geoinfobox td,.mw-parser-output .t-geoinfobox th{min-width:120px}.mw-parser-output .t-geoinfobox td:only-child,.mw-parser-output .t-geoinfobox th:only-child{text-align:center}.mw-parser-output .t-geoinfobox-name{font-size:110%;padding:2px}.mw-parser-output .t-geoinfobox-nickname{font-style:italic}.mw-parser-output .t-geoinfobox-cave th:only-child,.mw-parser-output .t-geoinfobox-mount th:only-child{background:#e7dcc3}.mw-parser-output .t-geoinfobox-surface th:only-child{background:#ffe4c4}.mw-parser-output .t-geoinfobox-blue th:only-child,.mw-parser-output .t-geoinfobox-water th:only-child{background:#c0daff}.mw-parser-output .t-geoinfobox-underwater th:only-child{background:#b0e0e6}.mw-parser-output .t-geoinfobox-green th:only-child{background:#d0f0c0}.mw-parser-output .t-geoinfobox-yellow th:only-child{background:#fdeaa8}.mw-parser-output .t-geoinfobox-ny th:only-child{background:#cbd5c4;border:1px solid #aaaaaa}.mw-parser-output .t-geoinfobox-ny th:first-child:not(:only-child){background:#cbd5c4;text-align:right;padding:0 0.5em}.mw-parser-output .t-geoinfobox-grey th:only-child{background:#eaecf0}
Талдык | |
---|---|
Характеристики | |
Высота седловины | 3615 м м |
Расположение | |
39°45′54″ с. ш. 73°10′06″ в. д.HGЯOL | |
Страна |
|
Область | Ошская область |
Горная система | Памир |
Талдык — перевал в Алайском хребте, ориентирован с севера на юг и соединяет долину реки Гюльча на севере с Алайской долине на юге. Высота перевала 3615 м.
Через перевал проходит шоссе — участок Восточного Памирского тракта, соединяющее город Ош с поселком Сары-Таш в Алайской долине.
С севера на перевал дорога поднимается впечатляющим серпантином. На южной стороне перевала дорога плавно переходит на перевал 40-лет Киргизии (3541) и уже с него спускается в Сары-Таш.
Проектирование и строительство дороги в 1893—1894 гг для обеспечения военных постов Российской империи на Памире было засекречено и осуществлялось в тайне. Долгое время о её создателях ничего не было известно и считалось, что первую колесную дорогу через перевал Талдык построили в 1916 году пленные австрийцы. Однако, как стало известно из расшифрованного в 1977 году дневника исследователя Памира Николая Леопольдовича Корженевского, который во время своего путешествия на Памир летом 1903 года на перевале Талдык обнаружил Памятный столб с именами людей, принявших участие в проектировании и прокладке дороги, первая колесная дорога в Алайскую долину была проложена на 22 года раньше (1894 г.) русскими саперными частями. Это были подполковник Бронислав Громбичевский, инженеры путей сообщения Мицкевич, Бураковский, Зараковский и подпоручик Ирмут[1].
В 30-х годах 20-го века через перевал Талдык было открыто автомобильное сообщение.
Примечания |
↑ Пэтэрс П.Ф. ПАМИРСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ НИКОЛАЯ КОРЖЕНЕВСКОГО. Избранное из неопубликованного полевого дневника (рус.). Вопросы истории, естествознания и техники, 1998, №2. Проверено 3 апреля 2015.