Ашина
Ашина — знатный род правителей тюркских каганатов.
Содержание
1 Происхождение Ашина
1.1 Этноним
1.2 Религия тюркютов
1.3 Письменность
1.4 Погребальный обряд
1.5 Анализ письменных источников
1.6 Заключение
2 Генеалогическое древо династии Ашина
2.1 Восточная ветвь
2.2 Западная ветвь
2.2.1 Правители западной части Тюркского каганата
2.2.2 Каганы западно-тюркского каганата
2.2.3 Каганы западно-тюркского каганата из нушиби
2.2.4 Каганы западно-тюркского каганата из дулу
2.3 Отдельные представители
3 См. также
4 Литература
5 Примечания
6 Ссылки
Происхождение Ашина |
Л. Н. Гумилёв[1], Н. Я. Бичурин, В. В. Григорьев, Н. А. Аристов, Г. Е. Грумм-Гржимайло, К. А. Иностранцев, С. И. Руденко, М. И. Артамонов и ряд других учёных русской исторической школы, решая задачи кочевниковедения на основании единственных ныне сохранившихся подробных исторических письменных источников о древних тюркютах — китайских династийных летописей и хроник "Таншу", "Вэйшу", "Суйшу", греко-римских (византийских), арабо-персидских и армянских письменных источников, пришли к выводу, что правившие в тюркских каганатах представители династии Ашина были монголами по происхождению.
С. Г. Кляшторный пытался доказать и выдвинул гипотезу что кыпшаки до геноцида со стороны уйгуров самоназывались "сир" (сиыр в казахском произношении)[2][3]. Другие исследователи, такие как Х. В. Хауссиг[4], А. Н. Бернштам[5], Ю. А. Зуев[6], Д. Г. Савинов[7], С. П. Гущин[8], Рона-Таш[9], Р. Н. Фрай[10], Финдли[11], В. У. Махпиров[12], выдвигали гипотезу о сако-усуньском (согдийском) происхождении Ашина: по их мнению, корни этнонима «Ашина» следует искать в сако-усуньской родовой антропонимии. Х. В. Хауссиг[4] и С. Г. Кляшторный[3] также предполагают связь между именем рода Ашина и древнеперсидским ахşаẽnа .
Таким образом, к 546 г. в результате продолжавшегося в течение ста лет смешивания монголоязычных ашина с тюрками образовались тюркюты[13].
Конкретно с именем «Кипчак», и, вероятно, с самым ранним случаем фиксации этого этнонима, мы встречаемся в надписи, выбитой на каменной стеле, обнаруженным Рамстедом в Центральной Монголии южнее р. Селенги в 1909 г. В литературе эта эпитафия получила название «Селенгинский камень». Текст, выбитый на нём, является частью погребального комплекса Бильге-кагана, одного их основателей Восточно-Тюркского каганата в монгольских степях. В четвёртой строке с северной стороны стелы выбито: «Когда тюрки кыпчаки властвовали над нами 50 лет…».
Этноним |
«Ашина» означает (по-монгольски) «благородный волк»: по-монгольски, волк — шоно или чино, а по тюркски, волк — бури или каскыр. Все политические термины у тюркютов — монгольского происхождения, что доказывает монгольское происхождение правящей династии тюркских каганов. «А» — префикс уважения в китайском языке. Не подвергшееся китаизации имя Ашина сохранилось в арабской записи в форме Шанэ. "Ашина" — монгольский перевод тюркского рода Ельбори ("ел" — префикс уважения, "бори" — одно из названий волка в тюркских языках), что явлется спорным и до сих пор не доказанным, так как все политические термины в тюркских каганатах были изначально древнемонгольского происхождения. У кыпшаков была 2 ханских рода: ель-бори (народ волков — сирский род тюрков, гаплогруппа R1b1b2[источник не указан 52 дня]) и токсоба (девять родов — огузский род тюрков, гаплогруппа R1b1b1[источник не указан 52 дня]). Последним ханом ель-бори был Котян-хан. Его дочь стала женой Венгерского короля и приняла имя Елизавета (Венгерская). Её потомки вошли в королевские династии Капетов: Валуа, Бурбоны, а позднее Тюдоры и Виндзоры.
Религия тюркютов |
В начале религия Тенгрианство и шаманизм, как и у остальных монголоидных народов алтайской языковой семьи. Позднее: у восточных тюркских каганов — буддизм, у западных тюркских каганов правивших в Хазарских каганате — иудаизм.
Письменность |
У Ашина использовали в период существования второго Восточного Тюркского каганата свою древнетюркскую руническую письменность, на основу которой также повлияло согдийское письмо. Последнее использовалось при сооружении поминальных стел с описанием героических подвигов членов правящего каганского рода. Так, основная надпись на Бугутской стеле, установленной в честь одного из правителей Первого Тюркского каганата, написана согдийским письмом. Согдийская надпись присутствует на палаше обнаруженном в погребении древнетюркского воина на памятнике Джолин в Горном Алтае. Руническая письменность получила широкое распространение среди тюркских кочевых народов в эпоху раннего средневековья. Согдийские торговцы и писцы играли такую же роль в политической, культурной и торгово-экономической деятельности тюркских каганатов, какую играли в деятельности Монгольской империи и монгольских ханов уйгурские торговцы и писцы. Они, к примеру, иногда выполняли дипломатические и шпионские поручения правителей, возглавляли посольства ко двору иранских шахов, контролировали по поручению ханов торговлю шелком. Согдийские миссионеры(манихеи, буддисты, несториане) путешествовавшие с купеческими караванами по Великому Шелковому пути занимались распространением манихейства, христианства (несторианства) и буддизма среди кочевников.
Погребальный обряд |
Китайская летописьТаншу описывает погребальный обряд Ашина следующим образом: «Тело покойника полагают в палатке. Сыновья, внуки и родственники обоего пола закалывают лошадей и овец и, разложив перед палаткою, приносят в жертву; семь раз объезжают вокруг палатки на верховых лошадях, потом пред входом в палатку ножом надрезывают себе лица и производят плач; кровь и слезы совокупно льются. Таким образом поступают семь раз и оканчивают. Потом в избранный день берут лошадь, на которой покойник ездил, и вещи, которые он употреблял, вместе с покойником сжигают: собирают пепел и зарывают в определенное время года в могилу. Умершего весною и летом хоронят, когда лист на деревьях и растениях начнет желтеть или опадать; умершего осенью или зимою хоронят, когда цветы начинают развертываться. В день похорон, так же как и в день кончины, родные предлагают жертву, скачут на лошадях и надрезывают лица. В здании, построенном при могиле, ставят нарисованный облик покойника и описание сражений, в которых он находился в продолжение жизни. Обыкновенно если он убил одного человека, то ставят один камень У иных число таких камней простирается до ста и даже до тысячи. По принесении овец и лошадей в жертву до единой, вывешивают их головы на вехах».
Анализ письменных источников |
В китайской летописи Таншу[14] о происхождении Ашина говорится следующее. Среди племен, побеждённых тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств Ашина». Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов», обитавших в западной части Шэньси, отвоеванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами. Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев».
Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана. В этой версии происхождения древних тюрок ничего легендарного нет. Ашина был вождем небольшой дружины, состоявшей из воинов, почему-либо не ужившихся в многочисленных сяньбийских и хуннских княжествах. Такие мелкие военные единицы, которые нельзя назвать государствами, постоянно возникали в мятежную эпоху III—V вв. и исчезали, не оставив следа.
Китайцы называли подданных ханов Ашина — Ту-кю. Это слово удачно расшифровано П. Пельо как «тюрк+ют», то есть «тюрки», но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монгольским. В древнетюркском языке все политические термины оформляются монгольским множественным числом. Это дает основание думать, что они привнесены в тюркскую языковую среду извне.
Само слово «турк» значит «сильный, крепкий». Согласно А. Н. Кононову, это — собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения. Каков бы ни был первоначальный язык этого объединения, к V в., когда оно вышло на арену истории, всем его представителям был понятен межплеменной язык того времени — сяньбийский, то есть древнемонгольский. Это был язык команды, базара, дипломатии. С этим языком Ашина в 439 г. перешли на северную окраину Гоби.
Вопрос о том, насколько правомерно называть ханов Ашина тотемистами, при современном состоянии наших знаний не может быть разрешен, но ясно, что название «волк» имело для тюрок VI в. огромное значение. Китайские авторы считают понятия «тюркский хан» и «волк» синонимами, видимо опираясь на воззрения самих тюркских ханов. Не случайно сяньбийская царевна говорит про своего мужа, хана Шаболио: «хан по его свойствам есть волк»; и в инструкции при нападении на тюрок сказано: «таковую должно употребить меру: гнать кочевых и нападать на волков». Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах, и, наконец, в двух легендах о происхождении тюрок первое место принадлежит прародительнице-волчице. Для обеих несколько разнящихся легенд характерно то, что в них нет никакого намека на историческое событие — переход орды Ашина из Ганьсу. Поэтому, надо думать, легенды возникли на Алтае и, может быть, были созданы специально для того, чтобы обосновать права пришельцев на исключительное положение.
Первая легенда любопытна тем, что она знает об «отрасли дома Хунну от Западного края на запад», то есть о державе Аттилы. Эта отрасль была начисто истреблена соседями; уцелел лишь один девятилетний мальчик, которому враги отрубили руки и ноги, а самого бросили в болото. Там от него забеременела волчица. Мальчика всё-таки убили, а волчица убежала на Алтай и там родила десять сыновей. Род размножился, и «по прошествии нескольких колен некто Арслан-шад (Асянь-ше в китайской транскрипции) со всем аймаком вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана». Итак, согласно этой легенде, алтайские тюрки-тукю (тюркют) происходят от западных гуннов, но не прямо, а мистически, через посредство волчицы.
Вторая легенда выводит тюрок от местного рода Со и опять-таки волчицы. Все представители рода Со, по легенде, погибли «из-за собственной глупости» (в чем она проявлялась, не объяснено), только четыре внука волчицы уцелели. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Гянь под именем Цигу, а третий и четвёртый — на р. Чуси (Чуе) в южном Алтае. Эта легенда объяснена Н. А. Аристовым, который сопоставил Со легенды с родом Со у кумандинцев — североалтайского племени на р. Бие, первого внука увязал с племенем лебединцев — ку-кижи, а второго — с кыргызами, жившими между Абаканом (Абу) и Енисеем (Гянь-Кем). Внук старшего сына — Асяньше первой легенды. Здесь они обе смыкаются.
Какого бы происхождения ни были те «пятьсот семейств», которые объединились под именем Ашина, между собою они объяснялись по-монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай. Однако столетнее пребывание в тюркоязычной среде, разумеется, должно было способствовать быстрой перемене разговорной речи, тем более что «пятьсот семейств» монголов были каплей в тюркском море. Надо полагать, что к середине VI в. и члены рода Ашина, и их спутники были совершенно отюречены и сохранили следы монголоязычия лишь в титулатуре, которую принесли с собой. Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, были населены племенами, происходившими от хуннов и сяньби, и говорившими на прототюркских и протомонгольских языках. С этими аборигенами слились монголоязычные дружинники князя Ашина и наделили их именем «тюрк», или «тюркют».
Судьба этого слова настолько примечательна и важна для нашей темы, что следует уделить этому сюжету особое внимание. Слово «тюрк» за 1500 лет несколько раз меняло значение. В V в. тюрками, как мы видели, называлась орда, сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI—VIII вв. небольшой народ, говоривший уже по-тюркски. Но соседние народы, говорившие на том же языке, тюрками отнюдь не назывались. Арабы называли тюрками всех кочевников Средней и Центральной Азии без учета языка. Рашид-ад-Дин начал различать тюрок и монголов, очевидно по языковому признаку, а в настоящее время «тюрк» — это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения, так как некоторые тюркоязычные народы усвоили тюркский язык при общении с соседями. При таком разнобое в употреблении термина необходимо внести уточнение. Тот народ, история которого описывается в этой статье, во избежание путаницы будет называться тюркютами, так, как называли их жужани и китайцы VI в.
Заключение |
Из вышеизложенного ясно, что происхождение тюркоязычия и возникновение народа, назвавшего себя «тюрк» «тюркют», — явления совершенно разные. То есть современные тюркоязычные народы (казахи, киргизы, башкиры, татары, азербайджанцы и пр.) и древние «тюркюты» Тюркского каганата это совершенно разные народы, не имеющие друг к другу никакого отношения. Языки, ныне называемые тюркскими, сложились в глубокой древности, а народ «тюркютов» возник в конце V в. вследствие этнического смешения в условиях лесостепного ландшафта, характерного для Алтая и его предгорий. Тюркюты были сложносоставной народностью. "500 семейств" Ашина, будущие монголоязычные "вельможи", пришли в V в. из Ордоса и поселились на южных склонах Алтая, где уже обитало прототюркоязычное и протомонголоязычное население. Оба этнических компонента слились воедино, но разница между ними в известной мере прослеживается до VII в. как деление на черную и белую кость, о чем говорят наследственность должностей в среде аристократии и запрещение "благородным" девушкам выходить замуж за юношей из народа[15]. Слияние монголоязычных пришельцев с тюркоязычным местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 г., они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью или тюркютами[13].
Генеалогическое древо династии Ашина |
Основателями династий считаются Бумын (ст. ветвь) и Истеми (мл. ветвь) каганы. Престол наследовался по лествичному принципу: «старшему брату наследовал младший, племянник дяде». Представители рода занимали высшие чиновничьий посты ябгу — первое лицо после кагана, наследники престола — тегин, шад.
Восточная ветвь |
Бумын — 542—552, каган с 551
Кара Иссык Хан — каган 553—554
Мукан-каган — каган 554—572
Тобо Хан — каган 572—581
Амрак — каган 581
Бага-Ышбара хан — каган 581—587
Чоллыг-Джагбу-Бага хан — каган 587—588
Юн-Улуг — каган 588—599
Кара-Чурин-Тюрк — каган 599—603
Западная ветвь |
Правители западной части Тюркского каганата |
Истеми хан — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 554—576
Кара-Чурин-Тюрк — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 576—599
Нили-хан — джабгу (правитель) западной части Тюркского каганата 599—603
Каганы западно-тюркского каганата |
Нили-хан — каган 603—604
Басыл-тегин — каган 604
Таман хан — каган 604—612
Шегуй хан — каган 612—618
Тун-Джабгу хан — каган 618—630
Кюлюг-Сибир хан — каган 630—631
Сы-Джагбу хан — каган 631—633
Нишу Дулу хан — каган 633—634
Ышбара-Толис-шад хан — каган 634—639
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган 653—657
Ашина Дучжи хан — каган 676—679
Ашина Хушэло-шад — каган 693—704
Каганы западно-тюркского каганата из нушиби |
Иль-Кюлюг-шад Ирбис-хан — каган из нушиби 639—640
Ирбис-Ышбара-Джагбу хан — каган из нушиби 640—641
Ирбис-Шегуй хан — каган из нушиби 642—650
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган из нушиби 650—657
Ашина Бучжень-шад — каган из нушиби 657—667
Ашина Хушэло-шад — каган из нушиби 679—704
Каганы западно-тюркского каганата из дулу |
Юкук Ирбис-Дулу хан — каган из дулу 638—653
Халлыг Ышбара-Джагбу хан — каган из дулу 653—657
Ашина Мише-шад — каган из дулу 657—662
Ашина Юанькин-шад — каган из дулу 679—693
Ашина Хушэло-шад — каган из дулу 693—704
Отдельные представители |
Ашина Чеби — предок карлукских каганов, выходец из восточной ветви Ашина.
Бильге Кюль Кадыр-хан — джабгу карлуков, принявший титул каган.
Седе Иши — басмылский каган, казнивший Озмыша, последнего кагана 2-го тюркского каганата.
См. также |
- Тюркский каганат
- Восточно-тюркский каганат
- Западно-тюркский каганат
- Чонос
- Асени
Арсена (w:Asena)
Литература |
Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.- Ганиев Р.Т. Восточно-тюркское государство в VI-VIII вв. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. — С. 152. — ISBN 5-7525-1611-0.
Примечания |
↑ Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. М.-Л., Наука, 1967.
↑ Кляшторный С. Г. Проблемы ранней истории племени тÿрк (ашина). // Новое в советской археологии. / МИА № 130. М.: 1965. С. 278—281.
↑ 12 Kjyashtorny S.G. The Royal Clan of the Turks and the Problem of its Designation//Post-Soviet Central Asia. Edited by Touraj Atabaki and John O’Kane. Tauris Academic Studies. London*New York in association with IIAS. The international Institute for Asian Studies. Leiden-Amsterdam, P.366-369.
↑ 12 Haussig Н.W. Byzantinische Qullen über Mittelasien in ihrer historischen Aussage // Prolegomena to the sources on the history of pre-Islamic Central Asia. Budapest, 1979. S. 55-56.
↑ Бернштам А. Н. Никита Яковлевич Бичурин (Иакинф) и его труд «Собрание сведений…» М.-Л., Наука, 1950.
↑ Зуев Ю. А. Тамги лошадей из вассальных княжеств (Перевод из Китайского сочинения 8-10 вв. Танхуйяо, том 3, глава (цзюань) 72, стр. 1305—1308)
↑ Савинов Д. Г. Владение Цигу древнетюркских генеалогических преданий и таштыкская культура. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан: 1988. С. 64-74.
↑ Муратов Б. А. ДНК-генеалогия тюркоязычных народов Урала, Волги и Кавказа. Том 4, серия «Этногеномика и ДНК-генеалогия», ЭИ Проект «Суюн». Vila do Conde, Lidergraf, 2014, илл. ISBN 978-5-9904583-2-1.
↑ Róna-Tas 280.
↑ Frye Richard N. Turks in Transoxiana
↑ Findley 39.
↑ Махпиров В. У. Имена далеких предков / В. У. Махпиров. — Алматы: Инс-т востоковедения МН АН РК, 1997, С.137-138.
↑ 12 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. II. Предки.
↑ Танская династийная история
↑ Гумилёв Л.Н. Глава VII. Религия тюркютов. Древние тюрки.
Ссылки |
- Ашина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ашина в книге Л. Н. Гумилёва «Древние тюрки»
- История Казахстана. Тюркский каганат
- Второй тюркский каганат
- Культ животных у древних тюрков