Урянхайцы
Урянхайцы | |
---|---|
Современное самоназвание | Урианхай |
Численность и ареал | |
Монголия: 26,654 (2010)[1] Бурятия Внутренняя Монголия Калмыкия | |
Язык | ойратский, монгольский, бурятский, калмыцкий |
Религия | буддизм, шаманизм |
Входит в | ойраты, монголы |
Родственные народы | хонгираты, олхонуты, элджигины, эхириты |
Происхождение | монгольское |
Урянха́йцы, урянха́ны (монг. Урианхай, тув. Ураанхайлар) — одно из древнейших племен, входивших в дарлекинскую группу монголов. Потомки этого древнего рода в настоящее время известны в составе многих монгольских народов.
Содержание
1 История
2 Современные урянхайцы
3 Родоплеменной состав и расселение
4 См. также
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки
История |
Предки урянхайцев впервые упоминаются в составе монголов шивэй. Шивэй — общий термин (VI-XII вв.) древних монгольских племён, обитавших на территории восточной Монголии, части Внутренней Монголии и северо-восточного Китая. В состав шивэй входили их шивэй — предки тайчиутов, мэнгу шивэй — предки хамаг-монголов, улоухоу (улоху) — предки олхонутов, вулухун (улянхай) — предки урянхайцев[2][3]. Позже урянхайцы вошли в группу дарлекин-монголов. Упоминаются в числе племен (кият, нукуз, урянхай, хонгират и др.), вышедших из Эргунэ-кун, легендарной прародины монголов[4].
Этноним происходит от монгольского боевого клича "uria" (уриа) и слова "khan" (хан)[4].
По мнению исследователей, урянханы являются потомками древних монголов кумоси (татабов)[4]. Кумоси имеют единое происхождение с предками киданей и представляли собой самостоятельное племя в составе сяньби. В период с IV по IX вв. урянханы занимали прежние места заселения сяньбийцев, обитали на землях к востоку от Далайнора. Еще до X в. часть из них перекочевала на запад и осела в Хэнтэйских горах и на землях к юго-востоку от озера Байкал. Во времена Добун-Мэргэна, предка Чингисхана, урянханы заселяли местность у горы Бурхан Халдун. Поскольку Добун-Мэргэн жил в X в., значит в указанный период часть урянхан проживали у Хэнтэйских гор. В XII в. урянханы расселились в таежных местах от Хэнтэйских гор до Баргуджин-Токум и входили в состав коренных монгольских племен[4]. Урянханы (урянкаты), проживавшие в стране Баргуджин-Токум, были известны как хойин-урянка (лесные урянкаты)[5]. Во времена Чингисхана урянхайские полководцы Джэлмэ и Субэдэй сыграли огромную роль в становлении Монгольского государства.
В начале ХIII в., когда Чингисхан основал Великое Монгольское государство, он установил систему тысяч, урянханы были разделены на шесть тысяч. Из них четыре тысячи расположились в восточном тумене, две — в центральном и западном туменах Великого Монгольского государства[5]. Урянханы были разделены на несколько частей, вследствие чего одни укочевали на юг, к Хинганским горам, и осели за Великой стеной, другие оставались у Бурхан Халдун, а третьи позже перешли на Алтай, где вошли в состав ойратов. В конце XVI в. урянханы, обитавшие на Хингане и за Великой стеной, ушли на запад, где слились с племенами харчинов и туметов, осели в восточной части Внутренней Монголии. Один из шести урянханских мянганов носил название оточи. В ХIII–ХIV вв. мянган оточи расположился у подножья Хэнтэйских гор и охранял «Их хориг». Со временем этот мянган стал основой урянхан тумена, который после распада государства Юань составил один из шести туменов Восточной Монголии. Из урянханов Бурхан Халдуна одна тысяча несла охрану «Их хориг» («Святое место захоронения монгольских ханов»), с XV в. они стали одним из шести восточномонгольских туменов. Однако через столетие урянхан тумен был разгромлен и раздроблен из-за неоднократных восстаний против власти Батумунху Даян-хана и его сторонников. Уцелевшая часть в конце XVI в. ушла на запад и временно расположилась в Хангайских горах, затем снова откочевала на Алтай и в ХVII в. вошла в состав Дзасагтухановского аймака. В цинский период они образовали два хошуна — Дайчин и Дархан дзасаков, ныне сомоны Тонхил, Төгрөг, Бугат, Алтай, Цээл Гоби-Алтайского аймака и сомон Цэцэг Кобдоского аймака. Урянханы-монголы, находившиеся в составе ойратов, после завоевания маньчжурами в середине XVIII в. были разделены на четыре хошуна и переселены к западу от г. Кобдо. Потомки урянханов этих четырех хошунов ныне живут в Кобдоском аймаке: компактными группами — в сомонах Мөнххайрхан и Дуут и вместе с захчинами — в сомоне Мөст. Они также проживают в сомонах Алтай, Бугат, Буянт и Алтанцөгц Баян-Ульгийского аймака. Урянханы были многочисленным, крупным племенем, в XIII в. разделились на несколько частей, в XVI в. они были разгромлены, вследствие чего рассеялись по разным местам[4].
Среди потомков хэнтийских урянхайцев выделяют группы: Ойрадын Алтайн Урианхай (ойратские алтайские урянхайцы), Хөвсгөлийн Халх Урианхай (хубсугульские урянхайцы), Говь-Алтайн Халх Урианхай (гоби-алтайские урянхайцы), Хэнтийн Урианхай (хэнтийские или бурхан-халдунские урянхайцы). При этом гоби-алтайские и хэнтийские урянхайцы входят в состав халха-монголов. Урянхайцы также вошли в состав многих этнических групп бурят: сонголов[6][7], табангутов[8], атаганов, ашибагатов[6], баргутов[9], сартулов[10], ононских хамниган (роды урянхай[11], урянхай-тугчин[12], улианхан[13]), хори-бурят (хухур улианхай в составе рода сагаангууд)[14], китойских, тункинских, селенгинских (урянхай[11], урянхай-отонхой[6], зэльмэн урянхай[15]) и закаменских бурят[16].
В громких военно-политических событиях в Джунгарском ханстве при Галдан бошигту хане (1644-1697) урянхайцы принимали самое активное участие. Историк С. Буянчулуун писал, что «... Галдан бошигт хан постепенно набирал силу. В его подчинении находились 11 тумэнов из племен улет, халхи и уряихш» (Буянчуулуун 1937: 92). В одном из указов Цинского императора говорится: «....Если урянхайцы останутся там же, где они живут ныне, то они могут причинить серьезные препятствия продвижению наших войск. Они могут передавать информацию ойратам о местах расположения наших войск или они могут нанести удар нашим войскам сзади. Поэтому, такую опасность надо устранять до начала больших военных действий» (Документы о политике Джунгаров 1991:9).
Современные урянхайцы |
В настоящее время название «урянхайцы» применяется к следующим этническим группам:
- монголоязычным:
алтайские урянхайцы (монг. Алтайн урианхай / Altain Uriankhai) — ойратоязычные, населяют Баян-Ульгийский аймак (6274 чел., 2000 год) и Кобдоский аймак (6592 чел., 2000 год, сомоны); говорят на урянхайском диалекте ойратского языка. В Кобдоском аймаке живут в сомонах Дуут, Жаргалант, Мункехайрхан, Муст.
хубсугульские урянхайцы (Khövsgöl Uriankhai) — халхаязычные, Хубсугульский аймак (3036 чел., 2000 год), к востоку и к западу (среди дархатов) от озера Хубсугул; говорят на урянхайском диалекте халхаского языка.
- тюркоязычным:
уйгуро-урянхайцы (цаатаны, цатаны, в переводе с монг. «оленеводы», также монг. уйгар, «уйгур», а иногда и цаатан уйгар, букв. «оленеводы-уйгуры»; самоназвание — myъha / dukha / туха) — небольшая таёжная группа оленеводов, живущая в горах Дархатского края (северо-запад Хубсугульского аймака). Близкие родственники сойотов, которые отделились от них около 350—400 лет назад. Говорят на цаатанско-сойотском наречии восточно-саянского (сойото-тофаларского) языка, который активно вытесняется монгольским. Численность 282 чел. Часто в литературе встречается раздельное упоминание уйгуро-урянхайцев и цаатанов, однако это ошибка.
мончак-урянхайцы (урянхайцы-мончок, монгольские мончаки; самоназвание дъва / сойон — старое название тувинцев, монг. мончоого-урианхай(чууд) / Monchoogo Uriankhai < мончак — казахское название тувинцев) — тувинцы, живущие в Буянтском сомоне Кобдоского аймака. Переселились от тувинцев, живущих в Китае (район озера Канас в Или-Казахском АО (кит. 图瓦人, пиньинь Túwǎ Rén), называемых просто мончаками (кёк-мончаки, кок-мончаки). Численность в Монголии составляет около 400—700 чел. Говорят на (кёк-)мончакском диалекте тувинского языка (в Монголии — на его ховдинском, или буянтском, говоре). «Название урянхи дают этому народу монголы, а сами же себя зовут туба или тува» — пишет Г.Н. Потанин[17]. Мончак-урянхайцам близки цэнгэльские тувинцы (Tsengel Tuvans), к которым однако не применяется термин «урянхайцы». Они населяют сомон Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака (1568 чел.) Монголии, небольшая группа переселилась в Селенгинский аймак. Говорят на цэнгэльском диалекте (самоназвание — туъва, ту‛ва), близком тувинскому языку.
Родоплеменной состав и расселение |
Представители родов урянхан (урианхан), урянхай (урианхай) и урянхад (урианхад) проживают практически во всех аймаках современной Монголии[18]. На территории сомона Булган аймака Ховд известны роды урианхад (урианхай), их урианхан, бага урианхан, зэлмэн урианхай[19]. Урянхайцы отмечены в составе халха-монголов, баятов (род уринхайд), хотогойтов (род урианхай)[20], узумчинов (род урианхай)[21]. Представители узумчинского рода бөөнөр считают себя частью урянхайцев. Хорчины среди халхов смешались с рядом монгольских родов, в том числе с урянхан, что явствует из состава их кости и рода[4]. Среди калмыков известны роды: урянхус (уранхус)[22], урянхус-доглут[23].
Урянхайские роды входят в состав многих этнических групп бурят: сонголов[6][7], табангутов[8], атаганов, ашибагатов[6], баргутов[9], сартулов[10], ононских хамниган (роды урянхай[11], урянхай-тугчин[12], улианхан[13]), хори-бурят (хухур улианхай в составе рода сагаангууд)[14], китойских, тункинских, селенгинских (урянхай[11], урянхай-отонхой[6], зэльмэн урянхай[15]) и закаменских бурят[16].
В Монголии известны потомки Джэлмэ, великого монгольского военачальника и нукера Чингисхана. Джэлмэ жил в первой половине XIII в. Он был представителем рода жарчиуд аданхан из племени урянхан, которое обитало в горах Бурхан Халдун (Хэнтэйские горы). Потомки Джэлмэ (Зэлмэ) основали собственный одноименный род, ответвление урянхайцев. Потомки Джэлмэ были представлены четырьмя хошунами Зостинского сейма Внутренней Монголии, в частности, правым, левым и срединным хошунами харчинов и одним хошуном левого крыла тумэтов[4]. Потомками рода жарчиуд аданхан являются современные джаруты[24], проживающие во Внутренней Монголии. Из рода жарчиуд аданхан происходила мать Чжадарадая (Аданхан-Урянхачжина по С.К. Козину[25]), предка Джамухи и племени джадаранов. Также представителем рода аданхан являлся отец Чжоуредая (Аданха-Урянхадаец по С.К. Козину[25]), предка племени чжоуреид, сына наложницы Бодончара[26].
Носители родовых имен зэлмэ, хун зэлмэ, урянхай зэлмэ, зэлмэн урянхай зарегистрированы в сомонах Баянтэс, Тэс и Баянхайрхан Завханского аймака; сомонах Бүрэнтогтох, Шинэ-Идэр и Жаргалан Хубсугульского аймака; сомонах Ноён, Булган, Цогтцэций, Баян-Овоо, Ханбогд Южно-Гобийского аймака; сомонах Хутаг-Өндөр, Сайхан, Баяннуур, Бүрэгхангай, Бугат Булганского аймака; сомонах Чойбалсан, Сэргэлэн, Булган, Баянтүмэн, Матад, Халхгол Восточного аймака; сомонах Мөнххаан, Сүхбаатар Сүхбаатарского аймака; сомонах Цээл, Угтаал, Өндөр ширээт, Бүрэн Центрального аймака аймака; сомонах Норовлин, Баян-Овоо, Баянмөнх, Дэлгэрхаан Хэнтэйского[18]; сомоне Булган Кобдоского аймака Монголии[19]. Род зэлмэ известен в составе халха-монголов, род зэлмэн — в составе хотогойтов[20]. Род зэльмэн урянхай также входит в состав селенгинских бурят[15].
В начале XX в. в хошуне Илдэн дзасака Сэцэнхановского аймака (ныне сомон Халхгол Восточного аймака) были зарегистрированы представители рода оровгод кости урянхан[27]. Оровгоды родственны урянханам[4]. В настоящее время представители рода оровгод проживают в сомонах Алтанширээ Восточно-Гобийского аймака; сомонах Чулуунхороот, Чойбалсан, Хулунбуир, Булган, Баянтүмэн, Матад, Халхгол Восточного аймака; сомонах Өмнөдэлгэр, Гурванбаян, Хэрлэн, Өлзийт хороо, Баянмөнх, Дархан, Дэлгэрхаан, Цэнхэрмандал, Баянхутаг, Галшар, Баян-Овоо, Норовлин Хэнтэйского аймака. Род оровгой зарегистрирован в сомоне Эрдэнэцагаан Сүхбаатарского аймака[28][18].
В Монголии также были зарегистрированы представили рода гэрүүд костей зэлмэн, хун зэлмэ и урянхан[29]; рода тагнагад костей урянхан, урянхан зэлмэ[30]; рода туухай кости урянхан; рода улаанууд кости урянхай[31] на территории сомона Халхгол Восточного аймака.
Известны роды түнхэн и хорхон, которые являются родами монголоязычных урянхайцев. Роды түнхэн и хорхон зафиксированы на территории сомонов Дуут и Мөнххайрхан Кобдоского аймака[18]. Среди монголоязычных урянхайцев сомона Алтанцөгц Баян-Ульгийского аймака отмечены носители родовых имен шаазган, шаазгад [28][21]. На территории сомонов Эрдэнэбүрэн и Ховд Кобдоского аймака зарегистрирован олётский род шарай гол[32][18]. Помимо олётов, род шарайгол зарегистрирован и среди монголоязычных алтайских урянхайцев[33]. Род алаг адуун, проживающий на территории Гоби-Алтайского, Завханского, Архангайского, Кобдоского и Убсунурского аймаков[28][18], в основном распространен среди сартаулов, урянхайцев и западных халхов[4].
Носителями этнонима урянхай также являются представители рода зоот (зөөд)[4]. Представители данного рода зарегистрированы в сомонах Зүүнговь, Түргэн, Өмнөговь, Бөхмөрөн, Ховд, Завхан Убсунурского аймака и в сомоне Дөргөн Кобдоского аймака Монголии[18]. Зооты зафиксированы среди калмыков[34], в том числе среди тех донских калмыков, которые происходят из дербетов[35]. Среди зюнов, этнической группы калмыков-дербетов, известны носители родовых имен зет-кюбют[36] (зэт кэвюд)[37], ики-зет-кевюд. Помимо этого в составе калмыков-дербетов отмечен род зёд йоксуд, который входит в состав манджинкинов, одной из ветвей бурулов[36]. Среди калмыков также отмечен род маанин зэт[37]. Этноним зоот среди калмыков известен в следующих формах: зёд, зет, зоот[35], зэт[37]. Среди хубсугульских дархатов известны роды хар зоот (черные зооты), цагаан зоот (белые зооты) и шар зоот (желтые зооты)[38]. Также зооты отмечены в составе дербетов, хубсугульских (роды зоот, жегд) и алтайских урянхайцев, цаатанов[20], а также в составе некоторых этнических групп бурят (род зод): икинатов[39] и балаганских бурят[11].
В составе алтайских урянхайцев выделяют следующие подразделения (элкен): оолог, цагаан туг, эрхнт, хуурчид, баяд, сад, заамид, мундас, урианхай, ах, бургууд, шар жавраа, дэрбэд, шар гол (широй гол), бурэв, монгол, морийн, торвог, хойд, их хойд, бага хойд, дархад, хоо дархад, хар дархад, шар дархад, оръяс (горлос), холдон, тунхэн, шазгай (шагзай), хорхон, буриад, чойрд, эмч, шурмус, шувуг, онгуда (онход), бэрхэд, шажин, суйрч, чоно, харчин нуцгэд, холбоо, эцгэд, жортомос, хасаг, зоос (зоод), соён, улан соён, шар донхол, хар донхол, оорцог[20].
В племенной состав хубсугульских урянхайцев входят баруун цаатан, зyyн цаатан, зоот, жегд, илжигэн. Участие в формировании хубсугульских урянхайцев также приняла часть родов иркит и кайсот (хаасут)[20].
Этнический состав цаатанов представлен такими подразделениями, как уруд[20] (урат)[40], каштаг, балгаш (балыкчи[20], балигч[4], балыкшы[40]), додот (тоду), соён[20] (соян[40]), зоот, сорс, даргалар, дэмжээ[20] (демчи)[40], хэрдэг[20], хойюк, тарга, найдан[40]. Этноним "цаатан" встречается в числе родов в составе хубсугульских урянхайцев (роды баруун цаатан, зyyн цаатан)[20] и калмыков. В состав калмыков-торгутов входят роды: цаатан, керяд-цаатан, аха-цаатан, бага-цаатан[41], ики-цаатан, эркетен-цаатан, гурвуд-цаатан, хорняхин-цаатан[42].
См. также |
- Население Монголии
- Языки Монголии
- Субэдэй
- Джэлмэ
- Урянхайский край
Примечания |
↑ Результаты переписи населения 2010 года
↑ Пэрлээ Х. Хятан нар, тэдний монголчуудтай
холбогдох нь. — Улаанбаатар, 1959. — С. 78. — 117 с.
↑ Xu, Elina-Qian. Historical development of the pre-dynastic Khitan (англ.). — 2005-02.
↑ 1234567891011 Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 175-178. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
↑ 12 Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — 221 с.
↑ 123456 Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные, как источники по истории бурят. — Улан-Удэ: Респ. типогр., 2001. — 255 с.
↑ 12 Буряад үнэн. Буряад шудалал (рус.). www.burunen.ru. Проверено 4 июля 2018.
↑ 12 Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. — Ленинград: издательство "Наука", 1969.
↑ 12 Зориктуев Б.Р. Загадки истории старых баргутов Китая (неопр.). КиберЛенинка. Проверено 14 июня 2018.
↑ 12 Сартуулнуудай уг гарбал.
↑ 12345 Нанзатов Б.З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации: Сборник статей.
↑ 12 Д.Г. Дамдинов. Д.Г. Дамдинов - исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
↑ 12 Хамниган — Монголын түүхийн тайлбар толь (неопр.).
↑ 12 Нанзатов Б.З., Содномпилова М.М. Хоринская степная дума в XIX веке (этнический состав и расселение хоринских бурят) // Вестник БНЦ СО РАН. — 2016. — № 3 (23).
↑ 123 История рода табангутов — Краеведческий портал Бурятии и Улан-Удэ. Информационный портал Родное село, selorodnoe.ru. Проверено 30 ноября 2018.
↑ 12 Бабуев С.Д. Из родословных закаменских бурят. — Закаменск, 1993.
↑ Григорий Николаевич Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии» 1883
↑ 1234567 Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
↑ 12 Бакаева Э.П. Торгуты Монголии: этнический состав и этнические маркеры // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — 2009. — № 1. — С. 69-86. — ISSN 2500-1531.
↑ 1234567891011 Нанзатов Б.З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2.
↑ 12 Монгол улсын угсаатны зүй. Улаанбаатар, 1996.
↑ Генеалогия икицохуровских хошутов (по материалам, собранным
Ш.В. Боктаевым). Сост. Б.Б. Манджиева. Серия «Өвкнрин зөөр» («Сокровища предков»). — Элиста: КИГИ РАН. — 326 с. — ISBN 978-5-903833-31-3.
↑ Батыров В.В. Очерки истории традиционной культуры калмыков
второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2.
↑ Монголын түүхийн тайлбар толь. Жарууд.
↑ 12 Сокровенное сказание монголов. Перевод С.А. Козина.
↑ Монголын нууц товчо (Сокровеноое сказание монголов).
↑ ЦНА Монголии. Ф. А-34 Оп. 1. Ед. хр. 140
↑ 123 Монгол Ард Улсын угсаатны судлал, хэлний шинжлэлийн атлас. Т. I. 75 х.; Т. II. 245 х. Улаанбаатар, 1979.
↑ ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 2
↑ ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 134; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 133; Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 140.
↑ ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед. хр. 134.
↑ Очир А., Дисан Т. Монгол улсын өөлдүүд. Улаанбаатар, 1999. 212 х.
↑ Очир А. Монголын ойрадуудын түүхийн товч / Ред. Ч. Далай. Улаанбаатар, 1993. 94 х.
↑ Номинханов Ц.-Д. Об этническом составе донских калмыков // Ученые записки КНИИИЯЛИ. Вып. 7. Серия филология. Элиста, 1969. С.199–202.
↑ 12 Авляев Г.О. Происхождение калмыцкого народа. 2-е изд., перераб. и испр. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. 325 с.
↑ 12 Бакаева Э.П. Об этнических группах калмыков и буддийских хурулах Малодербетовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии в конце XIX в. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2013. — № 2 (10). — С. 91—112.
↑ 123 История Калмыкии (неопр.). kalmyki.narod.ru. Проверено 17 ноября 2018.
↑ Бадамхатан С. Эрдэм шинжилгээний бүтээлүүд – 1. Улаанбаатар, 2002. 251 х.
↑ Нанзатов Б.З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27.
↑ 12345 Тувинцы Монголии и Китая (неопр.). docplayer.ru. Проверено 15 ноября 2018.
↑ Хойт С.К. Кереиты в этногенезе народов Евразии: историография проблемы. Элиста: Изд-во КГУ, 2008.
↑ Бакаева Э.П. Калмыки-цаатаны: к проблеме происхождения этнической группы и этимологии этнонима // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2011. — № 2. — С. 68-74.
Литература |
- Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край, т. 1-3, СПБ — Л., 1914-30; Кон Ф. Я., [Экспедиция в Сойотию] // Грум-Гржимайло Г. Е. За пятьдесят лет, [т. 3-4], М., 1936.
- Кормушин И.В. Тобаская группа / Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции / Отв. ред. Э. Р. Тенишев. — М.: Наука, 2002. — Стр. 600.
- Монгуш М.В. Тувинцы Монголии и Китая. Этнодисперсные группы (история и современность). — Новосибирск: Наука, 2002. —126 с.
- Монгуш М.В. Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. — Osaka, 2010. — 300с
- Mongush M.V. Tuvans of Mongolia and China // International Journal of Central Asian Studies, 1, pp. 225—243. Talat Tekin (ed.) — Seoul: Inst. of Asian Culture & Development, 1996.
Ссылки |
- И.Лхагвасурэн "Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование. Конец XIX — начало XX века"
- В.А. Моисеев УРЯНХАЙСКИЙ ВОПРОС В РУССКО-КИТАЙСКО-КАЗАХСКИХ ОТНОШЕНИЯХ