Трепак
Трепак | |
---|---|
Направление | русский и украинский народный |
Размер | 2/4 |
Истоки | демонстрация ловкости парней |
Родственные | |
Гопак, Камаринская, Барыня, Тетяна | |
См. также | |
Русская пляска, Народные гулянья | |
Трепак на Викискладе |
Трепа́к (укр. тропак) — старинная русская пляска, распространённая также на Украине[1].
Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.
Танец трепак вошёл в список нематериального культурного наследия Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая[2].
Ударил Садко по струнам трепака,
Сам к чёрту шлёт царскую пляску,
А царь, ухмыляясь, упёрся в бока,
Готовится, дрыгая, в пляску;
Сперва лишь на месте поводит усом,
Щетинистой бровью кивает,
Но вот запыхтел и надулся, как сом,
Всё боле его разбирает;
Похаживать начал, плечьми шевеля,
Подпрыгивать мимо царицы,
Да вдруг как пойдет выводить вензеля,
Так все затряслись половицы.
Содержание
1 Этимология
2 Бытовой вариант
3 В искусстве
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Этимология |
Слово «трепак» происходит от древнерусского «тропать», то есть топать ногами[3]. По словам К. Голейзовского, «плясавшие трепака сильно и выразительно двигали плечами и всей верхней частью туловища, что должно было создавать впечатление общего сотрясения, трепета, трёпки»[4].
Бытовой вариант |
Трепак начинался с «выхода». Желавший сплясать выходил на середину круга из стоявших мужчин, слегка откидывал назад голову, упирал руки в бока или скрещивал их на груди. В такой гордой позе он стоял некоторое время. Если это был парный танец, то следом ему навстречу выходил другой танцор и принимал такую же позу. Гармонист резко растягивал мех гармошки, и первый плясун ударял ногой о землю, широко взмахивал руками, при этом правая рука подбрасывалась выше левой и начиналась пляска. Один стоял на месте, выделывая разные коленца ногами, двигая плечами и всей верхней частью торса. Другой же плясун вертелся юлой на месте, бросался на колени, танцевал вприсядку, вывертами, дрыгал ногами[5].
Подлинных народных мелодий «Трепака» фактически не сохранилось, но считается, что удачно характер музыки передал Пётр Ильич Чайковский в «Трепаке» из балета «Щелкунчик»[3].
В искусстве |
На балетной сцене трепак появился ещё в XIX веке. Так, им заканчивалась вариация Невы (в московской постановке — Москвы-реки) в балете Мариуса Петипа «Дочь фараона» (1862). Позднее танец неоднократно находил воплощение в произведениях таких русских композиторов, как П. И. Чайковский («Трепак. Русский танец» из 8-го действия балета «Щелкунчик»), Николай Андреевич Римский-Корсаков («Пляска и песня скоморохов» из 1-й картины оперы-былины «Садко»), Модест Петрович Мусоргский («Трепак» из певческого цикла «Песни и пляски смерти»), Игорь Фёдорович Стравинский («Русская» из балета «Петрушка»).
Примечания |
↑ Фраёнова Е. М. Трепак // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
↑ Русская культура за рубежом: Русский народный танец трепак занесен в список нематериального культурного наследия Синьцзяна
↑ 12 Широков, 1988, с. 9.
↑ Голейзовский, 1964, с. 280.
↑ Тимошенко, 2013.
Литература |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
трепак в Викисловаре | |
Трепак на Викискладе |
- Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М., 1964. — 363 с.
- Трепак // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 597—599. — 1056 с.
- Тимошенко Л. Г. Истоки русского народного танца // Русский народный танец: региональные особенности. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013.
- Широков А. Музыка русского народного танца. — М.: Советский композитор, 1988. — 134 с.
Ссылки |
Парная мужская пляска «Трепак» в селе Пыщуг Пыщугского района Костромской области // культура.рф
Трепак // Танцевальный словарь
Трепак. Аутентичный русский танец // youtube.com
Трепак. Сценический вариант // youtube.com- Трепак на дореволюционной грампластинке
Это заготовка статьи о танцах. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |