Трепак
































Трепак
Танец Трепак crop.jpg
Направление
русский и украинский народный
Размер
2/4
Истоки
демонстрация ловкости парней
Родственные

Гопак, Камаринская, Барыня, Тетяна
См. также

Русская пляска, Народные гулянья
Commons-logo.svg Трепак на Викискладе


Трепа́к (укр. тропак) — старинная русская пляска, распространённая также на Украине[1].
Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги, притоптывания и присядка с выбрасыванием ног. Основное положение рук на поясе. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.


Танец трепак вошёл в список нематериального культурного наследия Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая[2].





Ударил Садко по струнам трепака,

Сам к чёрту шлёт царскую пляску,

А царь, ухмыляясь, упёрся в бока,

Готовится, дрыгая, в пляску;

Сперва лишь на месте поводит усом,

Щетинистой бровью кивает,

Но вот запыхтел и надулся, как сом,

Всё боле его разбирает;

Похаживать начал, плечьми шевеля,

Подпрыгивать мимо царицы,

Да вдруг как пойдет выводить вензеля,

Так все затряслись половицы.



А. К. Толстой





Содержание






  • 1 Этимология


  • 2 Бытовой вариант


  • 3 В искусстве


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Этимология |


Слово «трепак» происходит от древнерусского «тропать», то есть топать ногами[3]. По словам К. Голейзовского, «плясавшие трепака сильно и выразительно двигали плечами и всей верхней частью туловища, что должно было создавать впечатление общего сотрясения, трепета, трёпки»[4].



Бытовой вариант |





Фредерик де Ханен (фр.) Солдаты пляшут в бараках (1913)


Трепак начинался с «выхода». Желавший сплясать выходил на середину круга из стоявших мужчин, слегка откидывал назад голову, упирал руки в бока или скрещивал их на груди. В такой гордой позе он стоял некоторое время. Если это был парный танец, то следом ему навстречу выходил другой танцор и принимал такую же позу. Гармонист резко растягивал мех гармошки, и первый плясун ударял ногой о землю, широко взмахивал руками, при этом правая рука подбрасывалась выше левой и начиналась пляска. Один стоял на месте, выделывая разные коленца ногами, двигая плечами и всей верхней частью торса. Другой же плясун вертелся юлой на месте, бросался на колени, танцевал вприсядку, вывертами, дрыгал ногами[5].


Подлинных народных мелодий «Трепака» фактически не сохранилось, но считается, что удачно характер музыки передал Пётр Ильич Чайковский в «Трепаке» из балета «Щелкунчик»[3].



В искусстве |


На балетной сцене трепак появился ещё в XIX веке. Так, им заканчивалась вариация Невы (в московской постановке — Москвы-реки) в балете Мариуса Петипа «Дочь фараона» (1862). Позднее танец неоднократно находил воплощение в произведениях таких русских композиторов, как П. И. Чайковский («Трепак. Русский танец» из 8-го действия балета «Щелкунчик»), Николай Андреевич Римский-Корсаков («Пляска и песня скоморохов» из 1-й картины оперы-былины «Садко»), Модест Петрович Мусоргский («Трепак» из певческого цикла «Песни и пляски смерти»), Игорь Фёдорович Стравинский («Русская» из балета «Петрушка»).



Примечания |





  1. Фраёнова Е. М. Трепак // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.


  2. Русская культура за рубежом: Русский народный танец трепак занесен в список нематериального культурного наследия Синьцзяна


  3. 12 Широков, 1988, с. 9.


  4. Голейзовский, 1964, с. 280.


  5. Тимошенко, 2013.




Литература |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии. — М., 1964. — 363 с.

  • Трепак // Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 597—599. — 1056 с.

  • Тимошенко Л. Г. Истоки русского народного танца // Русский народный танец: региональные особенности. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013.

  • Широков А. Музыка русского народного танца. — М.: Советский композитор, 1988. — 134 с.



Ссылки |




  • Парная мужская пляска «Трепак» в селе Пыщуг Пыщугского района Костромской области // культура.рф


  • Трепак // Танцевальный словарь


  • Трепак. Аутентичный русский танец // youtube.com


  • Трепак. Сценический вариант // youtube.com

  • Трепак на дореволюционной грампластинке










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz