Донецкое городище































Городище
Донецкое городище
Donets 10.jpg
Вид на Уды в сторону района Харькова Диканёвки

49°55′19″ с. ш. 36°11′35″ в. д.HGЯO
Страна
УкраинаFlag of Ukraine.svg Украина
Область
Харьковская
Первое упоминание
XI в. н. э.
Статус
Герб Памятник культурного наследия Украины национального значения. Охр. № 200001-Н



Донецкое городище (Украина)

Red pog.png







Commons-logo.svg Донецкое городище на Викискладе

Доне́цкое городи́ще — многослойный памятник археологии, расположенный на высоком мысу правого берега реки Уды (Малый Донец) на северо-западной окраине посёлка Покотиловка Харьковского района Харьковской области (детинец) и на территории Новобаварского района Харькова (посад). В отложениях культурного слоя зафиксированы разнообразные археологические материалы в широком хронологическом диапазоне от эпохи бронзы и до древнерусского времени. Городище состоит из детинца на частично обвалившемся в реку холме и вытянутого вдоль правого берега реки на полтора километра по направлению к Харькову посада. Наибольшую известность памятник получил как летописный древнерусский город Донец VIII—XIII вв. н. э., который упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 годом и куда, согласно Ипатьевской летописи, бежал из половецкого плена князь Новгород-Северского княжества Игорь Святославич летом 1185 либо 1186 года.




Содержание






  • 1 История исследования


  • 2 Общая характеристика памятника


    • 2.1 Бронзовый век


    • 2.2 Ранний железный век


    • 2.3 Раннеславянское время


    • 2.4 Древнерусское время


      • 2.4.1 Донец


      • 2.4.2 Ремесло и торговля


      • 2.4.3 Земледелие и скотоводство


      • 2.4.4 Охота и рыболовство


      • 2.4.5 Харьковское городище и Донец


      • 2.4.6 Монголо-татарское нашествие




    • 2.5 Письменные источники


    • 2.6 Современность




  • 3 Исторические факты


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История исследования |


Первые небольшие археологические раскопки на Донецком городище были проведены в 1902 году В. А. Городцовым в ходе экскурсии участников XII Археологического съезда в Харькове[1]. В 1929 году А. С. Федоровским в ходе охранных раскопок на территории посада был выявлен ряд археологических комплексов, связанных с ремесленным производством[2]. В 1955 году систематическое исследование памятника было возобновлено экспедицией Харьковского государственного университета под руководством Б. А. Шрамко. Масштабные раскопки на территории детинца и прилегающих территориях посада проводились с 1955 по 1962 год[3]. В 1978 году охранные работы на городище проводил А. Г. Дьяченко[4]. В 2003 году разведки и раскопки были проведены экспедицией Харьковского национального университета во главе с В. В. Скирдой[5][6]. В ходе многолетних исследований на Донецком городище был получен разнообразный археологический материал в широком хронологическом диапазоне от эпохи поздней бронзы до Средневековья. Интересно ещё то, что с Донецким городищем известный историк Б. А. Рыбаков отождествлял легендарную Шарукань.



Общая характеристика памятника |



Бронзовый век |


Донецкое городище представляет собой многослойный археологический памятник, который топографически расположен на высоком мысу правого берега реки Уды на южной окраине лесостепи. В отложениях его культурного слоя были выявлены разнообразные археологические материалы в широком хронологическом диапазоне. В нижних слоях памятника в небольшом количестве были обнаружены фрагменты лепной посуды и кремневые изделия, характерные для срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы[6].



Ранний железный век |


Более многочисленные находки представлены материалами скифской эпохи раннего железного века, когда значительно усилилась угроза нападения степных кочевников на оседлое земледельческое население лесостепи. Именно в VI веке до н. э. на территории Донецкого городища сооружается первое укрепление, которое располагалось на территории детинца и на территории посада, ещё не отделённого рвом от него. Материалы земледельческого населения скифской эпохи представлены фрагментами лепной посуды, украшенной проколами и пальцевыми вдавлениями по краю венчика, разнообразными глиняными пряслицами, железными ножами и бронзовыми трёхгранными наконечниками стрел. По мнению ряда исследователей, в раннем железном веке на этой территории могло обитать население, которое относилось к племенам меланхленов. Основой их хозяйства было пашенное земледелие. Скифское городище просуществовало с конца VI по IV век до н. э. Следов его насильственного разрушения не зафиксировано[6].



Раннеславянское время |




Вид на посад Донецкого городища со стороны реки


Основная масса артефактов на Донецком городище относится к раннеславянской роменской культуре VIII—X веков, которую отождествляют с летописным восточно-славянским племенным союзом северян, и к древнерусской культуре Киевской Руси X—XIII веков. Раннеславянское городище было значительно меньше укрепления скифской эпохи и располагалось на территории детинца, точный первоначальный размер которого сейчас затруднительно установить из-за постепенного разрушения склона со стороны реки. Оборонительные сооружения представлены изгородью из горизонтальных брёвен, которые были закреплены между вертикально установленными парными столбами[6].


Жилища населения роменской культуры представлены небольшими четырёхугольными полуземлянками столбовой конструкции с двускатной крышей, которые располагались прямой линией и образовывали улицу, протянувшуюся с северо-запада на юго-восток. Хорошая сохранность некоторых из жилищ позволила археологам исследовать остатки оконных проёмов, деревянный пол и вход с облицованными деревом ступеньками в одной из построек. В центре полуземлянки под полом иногда размещался небольшой погреб, а в одном из углов располагалась глинобитная печь, вырезанная в материковой глине и завершённая глиняными конусами, необходимыми для удержания тепла. Хозяйственные постройки располагались у юго-западного края поселения. Также археологами были исследованы различные хозяйственные ямы и гончарный глинобитный однокамерный горн, загруженный глиняными сосудами, предназначенный для обжига керамики.


Основная масса находок роменской культуры представлена фрагментами лепных сосудов, орнаментированных косыми насечками, зубчатым штампом и верёвочным орнаментом, реже — небольшими пальцевыми вдавлениями. Отпечатки и насечки располагаются в виде пояса из зигзагов и ёлочек. Кроме горшков были найдены и глиняные сковородки. Импортная керамика представлена фрагментами кувшинов аланского варианта салтово-маяцкой культуры, изготовленных на гончарном круге. В небольшом количестве обнаружены обломки салтовской амфорной тары. Металлические изделия роменской культуры представлены железными ножами, рыболовным крючком, наконечником стрелы, обломком топора и саблей из стали. Остатки шлаков из сыродутных горнов в роменских слоях Донецкого городища свидетельствуют об освоении местными раннеславянскими ремесленниками в VIII—X веках полного цикла от добычи железа из руды до его обработки с целью получения различных изделий из металла. Изделия из бронзы, камня, кости и рога немногочисленны.


Местное население поддерживало торговые отношения с восточными купцами, о чём свидетельствуют единичные находки арабских монет. В обмен на лён, хлеб, меха, кожу, воск, мёд и другие товары местного производства жители Донецкого городища получали от восточных купцов дорогие ткани, разнообразные стеклянные и сердоликовые украшения, серебряные монеты и т. п. Торговые отношения поддерживались и с соседним салтовским населением, что фиксируется по материалам импортной гончарной керамики. Очевидно, местное раннеславянское население роменской культуры в VIII—X вв. н. э. входило в состав Хазарского каганата[3].


Основу хозяйства жителей городища составляло пашенное земледелие, которое дополнялось охотой и рыболовством. К X веку н. э., по мнению исследователей, здесь сформировалось поселение городского типа, которое развивалось как важный торговый и ремесленный центр, зафиксированный под 1185 годом в Ипатьевской летописи как город Донец[7]. Археологические раскопки показали, что выше слоя, оставленного населением роменской культуры, залегает слой с материалами, характерными для древнерусского населения Киевской Руси. Очевидно, что в середине X века печенеги напали на город и разграбили его, после чего ушли, оставив после себя лишь пожарище и разрушения[3].



Древнерусское время |



Донец |




Вид на Уды в сторону Диканёвки (против течения) с детинца Донецкого городища




Вид на реку в сторону Карачёвки (по течению) с детинца Донецкого городища


Над отложениями роменской культуры залегает культурный слой, характерный для древнерусского населения Киевской Руси. Таким образом, на территории летописного города Донца произошла смена населения. Новая культура генетически не связана с предшествующей роменской и значительно отличается от неё[3]. Очевидно, повторное заселение территорий городища связано с деятельностью князя Святослава Игоревича, который активно проводил политику укрепления и расширения Древнерусского государства[8]. Уже в X веке Донец был включён в состав Киевской Руси и стал одним из городов Новгород-Северского княжества. К тому времени он уже представлял не только крупный торгово-ремесленный центр, но и важный военно-оборонительный пункт на южных окраинах державы.


Детинец городища был значительно укреплён деревянными конструкциями, но основная масса населения проживала на территории неукреплённого городского посада. К X веку относится и распространение христианства среди местных жителей, которое долгое время сосуществовало с языческими верованиями. Жилища этого периода представлены наземными постройками и полуземлянками прямоугольной формы с каркасно-столбовой конструкцией, но на территории укрепления было исследовано несколько бревенчатых построек. Основу хозяйства местного населения составляли ремесло и торговля, а также земледелие и скотоводство, дополняемые всевозможными промыслами[3].



Ремесло и торговля |


Ремесленники на Донецком городище занимались металло- и деревообработкой, работами по камню, гончарным и косторезным производством. Остатки печей для плавки металла на территории памятника ещё не обнаружены, но в ряде мест на городском посаде обнаружены обломок глиняного плавильного тигеля, шлаки, крицы, куски железной руды, которые указывают на то, что добычу железа из руды сыродутным способом производили где-то неподалёку. Археологами найдены наковальни небольших размеров, зубила, матрицы, бронзовые штампы для изготовления украшений, литейные формы и многое другое, что также указывает на существование местного металлургического производства. Изделия из железа представлены гвоздями, зубилами, стамесками, свёрлами, серпами, ножами, кресалами, ножницами, наконечниками стрел и многими другими предметами. Местные мастера обладали высокой квалификацией: освоили поверхностную и сквозную цементацию, кузнечную сварку, закалку и отпуск[9].


Изделия из дерева до наших дней не сохранились, но имеются находки инструментов для обработки дерева, которые указывают на наличие деревообработки как отрасли ремесленного производства. Изделия из камня представлены шиферными пряслицами, точильными брусками, литейными формами, игрушками и жерновами. Местные ремесленники в X—XIII веках производили на гончарном кругу качественную тонкостенную керамику, которую позже обжигали в специальных двухкамерных гончарных горнах. На территории Донецкого городища было исследовано пять таких горнов, которые давали возможность получать прочные сосуды.


Керамика главным образом представлена горшками с прочерченным орнаментом из линий или волн, реже — резным или с отпечатками штампа. На дне некоторых горшков имелись клейма в виде трезубца. Широко представлены также кувшины, миски, кружки, небольшие чашки и прочие изделия. Особых успехов жители Донца достигли в обработке кости и рога. На территории городища найдены костяные ручки от ножей, гребни, пуговицы, игральные кости, пряжки, детали луков, застёжки от колчанов и многие другие предметы из кости и рога.


Изделия из стекла и янтаря были привозными и частично местного производства. На территории подола археологами исследовано несколько косторезных мастерских. Для обработки использовали сверление различными свёрлами, обработку на токарном станке с лучковым приводом и нанесение орнамента различными стальными резцами. Город Донец имел статус важного торгового центра, что отражается в характере археологического материала. Обнаружено большое количество находок, которые имеют импортное происхождение или сделаны из привозного сырья[3].



Земледелие и скотоводство |


Значительная часть жителей Донца была занята в сельском хозяйстве, о чём свидетельствуют археологические материалы. На территории городища в слоях древнерусского времени в большом количестве обнаружены хозяйственные и зерновые ямы, на дне которых археологам удалось обнаружить остатки обуглившихся зёрен. Отпечатки растений обнаружены и на керамических изделиях. Изучение отпечатков зёрен и заполнения хозяйственных ям говорит о том, что жители города Донца выращивали мягкую и твёрдую пшеницу, овёс, ячмень, просо, рожь, гречиху, горох, лён и мак.


На городище обнаружено большое количество разнообразных сельскохозяйственных орудий труда: железные серпы и оковки деревянных лопат, кос-горбуш. Обнаружены каменные жернова для грубого помола муки. Местные жители разводили лошадей, коров, овец, коз и свиней, что фиксируется по остеологическим материалам. Также в слоях X—XIII веков обнаружены кости кур и домашнего гуся[6].



Охота и рыболовство |


Охота и рыболовство у местного населения носили вспомогательный характер. На территории городища были найдены кости лося, благородного оленя, косули, медведя, дикого кабана, зайца, бобра, волка, лисицы, белки, куницы, хорька и различных мелких грызунов[6]. Охотились также и на водоплавающую птицу, которая в изобилии водилась в окрестностях города.


Археологами были обнаружены кости серой утки, кряквы, широконоски, шилохвости, гоголя обыкновенного, чирка-трескунка, белоглазого нырка, чернети морской, а также глухаря, цапли и орла[6]. Изобилие водоплавающей птицы в окрестностях Донца подтверждается и «Словом о полку Игореве», где имеется упоминание о том, как князь Игорь Святославич питался во время бегства из половецкого плена:






« А Игорь князь поскакал

горностаем к тростнику

и белым гоголем на воду.

Вскочил на борзого коня,

и соскочил с него серым волком.

И побежал к излучине Донца [реки Уды],

и полетел соколом под облаками,

избивая гусей и лебедей


к завтраку, и обеду, и ужину[10].
»

Местные реки в древнерусское время изобиловали рыбой, что способствовало развитию рыболовства у местных жителей. Археологами на территории городища обнаружено большое количество костей и чешуи рыбы, которые принадлежат щуке, окуню, карасю, плотве, сому, осетру, плотве, лещу, краснопёрке, линю, сазану, язю, вырезубу и голавлю. Орудия для рыбной ловли представлены всевозможными крючками из кости и металла, острогой, глиняными грузилами для сетей.



Харьковское городище и Донец |


Город Донец, уничтоженный татаро-монголами, никогда в древности не ассоциировался собственно с Харьковом и находился на расстоянии 10 километров[11] ниже по течению от Харьковского городища, точно на котором был основан современный город в XVII веке.


Некоторые современные историки считают, что так близко два домонгольских города (Харьков и Донец) одновременно существовать не могли. Но как раз в IX—XI веках (особенно в начале XI века)[12], в эпоху перехода к достаточно сильной княжеской власти, именно это явление на Руси наблюдается: различные удельные князья достаточно часто основывали свои опорные пункты (погосты, станы), сначала небольшие, не внутри населённого центра, иногда крупного, а рядом с ним — в ближайшем удобном для обороны возвышенном месте и одновременно у воды — на расстоянии от нескольких до 15 километров[12]. Делалось это для того, чтобы княжим людям (в том числе как христианам) не подпадать под влияние местных (в том числе языческих) жителей, не зависеть от них продовольствием, ограничить для них возможность мелких бунтов, иметь огороженное место для защиты от врагов и хранения припасов и казны и место для резиденции князя и его дружины. Это явление имело место в раннем средневековье и в Скандинавии, где племенные местные поселения назывались «туны», а королевские станы центральной власти — «хусабю»[12]. Возможно, жители княжих центров пользовались правом экстерриториальности. Из подобных двойных городов известны: Новгород у Рюрикова городища[13], Ростов у Сарского городища (возможно, древнего Ростова)[14], крепость князя Глеба близ Мурома[15], Смоленск возле Гнездова городища, Ярославль возле языческого поселения Медвежий угол[12]. Подобные «параллельные» города могли иметь разную судьбу: слиться в один; население княжьего медленно либо быстро по разным причинам (например, удобного расположения, убийства князя) переходило в более древний (Муром); население более древнего чаще переходило в новый; при этом название старого города могло быть перенесено на новый (Ростов)[16] либо могло не переноситься (Ярославль).


Во второй половине XII века опорным пунктом князя Новгород-Северского была именно пограничная крепость Донец[17], имевшая ограниченную со всех сторон площадь холма — гораздо меньше Харьковского городища,[18] и потому менее населённая (одновременно с ним либо в разное время). Также Донец, в отличие от Харькова, не имел разветвлённой системы подземных ходов.



Монголо-татарское нашествие |


В середине XIII века начинается монголо-татарское нашествие на русские княжества. Упорное сопротивление войска Батыя встретили на южных границах Киевской Руси у стен Чернигова и Переяславля, которые имели мощные укрепления из нескольких оборонительных линий, но после длительной осады монголо-татарские войска взяли города и после грабежа разрушили их.


Донец не имел столь мощных укреплений и не мог противостоять столь грозному врагу, который своими стенобитными и метательными орудиями разрушал деревянные и каменные стены крепостей. Местные жители покинули город до прихода вражеских войск и, скорее всего, пополнили гарнизон столицы княжества. Пришедшие в 1239 году войска монголо-татар не встретили какого-либо сопротивления, а застали только пустой детинец и заранее покинутый местными жителями городской посад. Стараясь не оставлять у себя в тылу пунктов, которые могли бы послужить опорой для ударов с тыла, вражеские монголо-татарские войска сожгли город[6].



Письменные источники |




Картина Билибина И. Я. «Князь Игорь»



Большинством исследователей Донецкое городище отождествляется с летописным древнерусским городом Донцом[3][6][19], первое упоминание которого относится к своду Ипатьевской летописи (см. Киевская летопись). Под 1185 годом автор повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев и полном поражении русских дружин в бою[7]. Игорь, его брат Всеволод Святославич, князь Курский и Трубчевский, и сын Владимир Игоревич попали в плен. Из плена удалось убежать только Игорю. В течение одиннадцати дней он пешком добирался от «половецких веж», расположенных на берегах реки Тора, до крайнего со стороны половецкой степи древнерусского города Донца:






« Принес ему господь избавление это в пятницу вечером. И шёл Игорь пешком до города Донца одиннадцать дней, а оттуда - в свой Новгород, и все обрадовались ему[7]. »

Сведения о городе Донце сохранились и в более поздних источниках. В XVI веке в росписях сторожевых пунктов, установленных царём Иваном IV Грозным для защиты от нападения степных кочевников на русские земли, отмечаются Донецкое и Хорошевское городища на реке Уды. В росписи мест, которые должен был проехать рыльский голова для наблюдения за перемещением татар, под 1571 годом имеется следующее упоминание:






« Да вниз по реке Удам через Павлово селище к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу через Хорошев колодезь[20]. »

Более точное расположение Донецкого городища указано авторами Книги Большому Чертежу в редакции 1627 года:






« А по левой стороне вверх по Удам, выше Хорошего городища, Донецкое городище, от Хорошего верст с пять.

А выше Донецкого городища, с правой стороны, впала в Уды речка Харькова, от городища с версту; а в Харькову пала речка Лопина[21].
»

Таким образом, в XVI—XVII веках Донецкое городище было известно под тем же названием, которое зафиксировано древнерусскими летописями и сохранилось вплоть до наших дней. Что касается названия города, то многие историки начиная с XIX века (в частности, Дм. Миллер, Дм. Багалей[22]) считали современный Донец древним Доном, а Б. А. Рыбаковым уже в XX веке было убедительно доказано, что Доном, или Великим Доном, в древнерусское время называли современный Северский Донец и нижнее течение Дона. Современную реку Уды, на берегу которой расположено Донецкое городище, называли Донцом, или Малым Донцом, что и дало название поселению[19][23]. Сам эпоним Донец имеет дославянское ираноязычное происхождение (от иранского корня *dānu-: авест. dānu «река», др.-инд. dānu «капель, роса, сочащаяся жидкость»)[24], которое связывают с племенами срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы[25].



Современность |


В наше время Донецкое городище представляет собой памятник археологии и истории национального значения, который состоит из детинца и посада. Любое незаконное произведение раскопок, разведок или иных земляных работ на территории Донецкого городища карается в соответствии со статьёй 298 Уголовного кодекса Украины[26]. В 1954 году часть посада была отдана под застройку, сейчас там располагается дачный кооператив «Коксовик» и часть жилой застройки пос. Победа (Филипповка) Новобаварского района города Харькова.


Памятник также является важным туристическим объектом, который регулярно посещают местные жители и гости города и области. Ежегодно 16 сентября на территории Донецкого городища представителями всеукраинской гражданской организации «Патриот Украины» проводится праздник памяти предков, который собирает большое количество зрителей из числа местных жителей. Между членами гражданской организации и местными жителями организовываются состязания и игры, которые рассчитаны на силу, ловкость и ум участников. На протяжении всего праздника функционирует небольшая ярмарка, где можно приобрести различные сувениры и литературу. В самом конце праздника члены организации традиционно устанавливается крест с эмблемой своего объединения в память о предках[27]. Также определённой традицией стала встреча выпускниками Карачёвской средней школы и Покотиловского лицея «Промінь» рассвета на территории городища.


Руководителями города и области планируется строительство мемориального комплекса в непосредственной близости от памятника[28], где раньше располагалась свалка бытового мусора[29].



Исторические факты |


  • В XVI веке в росписях сторожевых пунктов, установленных царём Иваном IV Грозным для защиты от нападения степных кочевников на русские земли, впервые в дошедших до нас документах XVI века, отмечаются Донецкое и Хорошево городища на реке Уды. В росписи мест, которые должен был проехать рыльский голова для наблюдения за перемещением татар, под 1571 годом имеется следующее упоминание:





« Да вниз по реке Удам через Павлово селище к Донецкому городищу, да к Хорошеву городищу через Хорошев колодезь[20]. »







Donets 01.jpg


Donets 04.jpg


Donets 06.jpg


Donets 14.jpg



См. также |


  • Крапивенское городище


Примечания |





  1. Городцов В. А. Результаты исследований, произведённых научными экскурсиями XII Археологического съезда // Труды XII Археологического съезда. — М., 1905. — Т. 1. — С. 110—121.


  2. Федоровський О. С. Археологічні розкопки в околицях Харкова // Хроніка археології та мистецтва. — К., 1930. — № 1. — С. 5—10.


  3. 1234567 Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. — Харьков, 1962. — 331 с.


  4. Дьяченко А. Г. Новые исследования Донецкого городища // Археологические открытия 1978 года. — М., 1979. — С. 329—330.


  5. К 350-летию Харькова. Новые раскопки Харькова и его окрестностей. Архивная копия от 11 ноября 2011 на Wayback Machine // Сайт МАЭСУ. — 22.10.2011.


  6. 123456789 Шрамко Б. А., Скирда В. В. Рождение Харькова. — Харьков, 2004. — 118 с.


  7. 123 Полное собрание русских летописей. — Т. 2. — СПб., 1908. — 87 с.


  8. Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. — М., 1982. — 239 с.


  9. Шрамко Б. А., Петриченко П. М., Солнцев Л. А., Фомін Л. Д. Дослідження давньоруських залізних виробів Донецького городища // Нариси з історії техніки. — К., 1967. — Вип. 7. — С. 74—87.


  10. Слово о полку Игореве. — М.Л., 1950. — 380 с.


  11. По одному документу, приведённому Миллером и Багалеем в 1 томе «Истории Харькова за 250 лет его существования», от Харькова до Донецкого городища 8 вёрст; по другому — 9 вёрст.


  12. 1234 Алексей Карпов. Ярослав Мудрый. — 2-е изд. — М: Молодая гвардия, 2005. — 584 с. — (ЖЗЛ). — 5000 экз. — ISBN 5-235-02831-7.


  13. Расстояние от Новгорода до Рюрикова городища 2 км


  14. Расстояние от Ростова до Сарского городища 15 км.


  15. Расстояние от Мурома до погоста князя Глеба 12 поприщ.


  16. «Отождествление первоначального Ростова с городищем на Саре — пожалуй, единственная возможность согласовать противоречия между данными археологических исследований и „Повестью временных лет“, определенно знающей Ростов как главный город Мерянской земли в IX — начале X века». Алексей Карпов. «Ярослав Мудрый», М, 2005, стр. 35.


  17. Расстояние от города Донца до Харьковского городища 8 вёрст, согласно «Описаниям Харьковского наместничества».


  18. Харьковское городище находилось в углу Нагорного района и было ограничено только с трёх сторон, а с севера не имело естественных границ до Шатилова яра, пересекавшего нынешнюю ул. Сумскую между ипподромом и парком Горького вдоль ул. Веснина, а затем до балки реки Саржинки, пересекающей Белгородское шоссе между посёлком Жуковского и «Биолеком».


  19. 12 Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. — М., 1984. — 240 с.


  20. 12 Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX—XIII вв. — К., 1884. — 259 с.


  21. Книга Большому Чертежу Архивировано 2 ноября 2006 года.. — М.Л., 1950. — 229 с.


  22. Д. Багалей, Д. Миллер. История города Харькова за 250 лет его существования. Монография. т. 1. Х, 1905.


  23. Рыбаков Б. А. Дон и Донец в «Слове о полку Игореве» // Науч. докл. высш. школы. Ист. науки. — 1958. — № 1. — С. 5—11.


  24. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — М., 1987. — Т. 1. — 573 с.


  25. Толочко П. П. Етнічна історія України. — К., 2000. — 280 с.


  26. Кримінальний кодекс України. Закон від 05.04.2001 № 2341-III // Сайт «Законодавство України».  (Проверено 19 июня 2011)


  27. Висвята на древнерусском Донецком городище (недоступная ссылка) // Сайт ВГО «Патриот Украины». — 17.09.2007.  (Проверено 19 июня 2011)


  28. Конфликтная реставрация. Донецкое городище может быть разрушено // Агентство телевидения «Новости». — 08.10.2010.  (Проверено 19 июня 2011)


  29. На свалке истории. «Донецкое городище» превращается в мусоросборник // Медиагруппа «Объектив». — 7.04.2009.  (Проверено 19 июня 2011)




Литература |




  • Шрамко Б. А. Древности Северского Донца. — Харьков, 1962. — 331 с.


  • Шрамко Б. А., Скирда В. В. Рождение Харькова. — Харьков, 2004. — 118 с.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Шрамко Б. А. об исследованиях на Донецком городище

  • Донецкое городище на tvoj.kharkov.ua

  • Донецкое городище на dalizovut.narod.ru


  • Плач о Донецком городище: Памятник национального значения превратили в стройку (недоступная ссылка)













Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар