Референдум




Рефере́ндум (лат. referendum)  — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.


Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.


Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.




Содержание






  • 1 Плебисцит


  • 2 Виды референдумов


  • 3 Древний Рим


  • 4 Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира


    • 4.1 Референдумы в России


      • 4.1.1 Конституция Российской Федерации


      • 4.1.2 Закон России о референдуме


      • 4.1.3 Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях


      • 4.1.4 Референдумы на местном (муниципальном) уровнях




    • 4.2 Референдумы в Швейцарии


      • 4.2.1 Как работает народная инициатива


      • 4.2.2 Обязательный референдум


      • 4.2.3 Факультативный референдум


      • 4.2.4 История


      • 4.2.5 Важные референдумы в истории Швейцарии


      • 4.2.6 Как часто проходят референдумы






  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Плебисцит |



Плебисци́т — (лат. plebiscitum, от лат. plebs — плебс (простой народ) и лат. scitum — решение, постановление) — опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.


В конституционном праве термин «плебисцит» сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения тоже могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).


По мнению некоторых авторов, разница между референдумом и плебисцитом, состоит в том, что референдум принимается по вопросам принятия конституции или законов или по вопросам их отмены, тогда как плебисцит принимается по всем остальным вопросам. Французские авторы придерживаются мнения, что плебисцит принимается по вопросам наделения какого-либо лица верховной властью. Так, мероприятие по предоставлению Наполеону Бонапарту императорского титула, во французской литературе XIX века, именовалось плебисцитом[1].


В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.



Виды референдумов |


В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума — проект закона), обязательный референдум или факультативный.


При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.


Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).


Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.


От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.



Древний Рим |


В Древнем Риме референдум (плебисцит) — постановление, принимаемое собраниями плебеев (до 417 года до н. э. по куриям, потом по трибам).


Возник в начале V века до н. э. в период сословной борьбы патрициев и плебеев. Плебисцит не утверждался сенатом, и сначала его соблюдение было обязательным только для плебеев.


Превращение плебисцита в постановление, обязательное для всего народа, связывают с законом Валерия и Горация (449 год до н. э.), с законом Публия (339 год до н. э.) или с законом Гортензия (287 год до н. э.).


С III века до н. э. понятие «плебисцит» постепенно выходит из употребления и заменяется понятием «закон».



Некоторые примеры референдумов, проводившихся в различных государствах мира |


Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года, когда проголосовали около 30 млн украинцев.



Референдумы в России |


Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».


Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.


В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.


25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.


12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.



Конституция Российской Федерации |


Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).


Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).



Закон России о референдуме |


В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.


Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.


На данный момент на референдум не могут быть вынесены вопросы:



  1. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

  2. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

  3. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

  4. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

  5. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

  7. отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.[2]



Практика проведения референдумов в современной России на федеральном и региональном уровнях |


На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.


Согласно федеральному конституционному закону от 18 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»[3] вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.


Попытка граждан РФ, живущих в Хабаровском крае, провести референдум для оценки изменений границы края (передачи КНР островов Тарабаров и Большой Уссурийский); и о доверии губернатору края, давшему письменное согласие на передачу островов; и о доверии президенту, подписавшему соглашение, была организована в строгом соответствии с законом (май 2005 г.). Законодательная Дума края отказалась рассматривать документы; а при их повторном направлении отказала в разрешении проводить его.[4]


Попытка организации референдума с целью принятия закона, повышающего ответственность выборных должностных лиц перед избирателями (обязательная оценка их деятельности по завершении срока работы — при проведении выборов нового должностного лица) не удалась. Сначала действия группы активистов были квалифицированы как экстремизм на основании одной из листовок. Затем организацию распустили. Так как потребность в таком законе была велика, параллельную работу выполняла группа других граждан — и после запрета деятельности Армии воли народа активные участники перешли в ИГПР «ЗОВ» (созданную задолго до запрета АВН). Однако судья Тверского суда г. Москвы счёл, что переход в другую организацию является прикрытием продолжения экстремистской деятельности, выявленной ранее (хотя единственная листовка, признанная экстремистской, не переиздавалась) — и приговорил трёх активистов к разным срокам лишения свободы.[5]



Референдумы на местном (муниципальном) уровнях |


С начала 2010-х годов в России часто проводятся референдум муниципального уровня. Этому способствовало принятие Постановления Правительства Российской Федерация № 1578 «О внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ», которое установило следующее[6]:


  • Каждый муниципалитет с населением свыше 20 тыс. человек для получения федерального финансирования своего проекта благоустройства парка (сквера) должен вынести его на референдум.

Порядок проведения местного референдума определяется уставом соответствующего муниципального образования - нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок осуществления местного самоуправления на конкретной территории.



Референдумы в Швейцарии |


Референдум в Швейцарии является инструментом прямой демократии. Используя этот инструмент, швейцарцы могут влиять на политические процессы в своей стране. При помощи голосования швейцарские граждане могут высказать свое мнение по законам, уже принятым парламентом.
Собрав 50 тысяч заверенных подписей в течение 100 дней со дня публикации закона, их необходимо передать в руки Федеральной канцелярии в Берне. Для успеха референдума необходимо простое численное большинство граждан страны.



Как работает народная инициатива |


Идею новой народной инициативы вначале предлагают на рассмотрение властям, которые должны убедиться, что она не нарушает другие законы. После стартует агитационная кампания. Собрав в течение 18 месяцев сто тысяч подписей под законопроектом, инициаторы имеют право вынести его на референдум. Законодательная инициатива может касаться вопросов на уровне Конфедерации, кантона, общины.
Граждане Швейцарии могут потребовать внести поправки в конституцию страны или даже полностью пересмотреть основной закон государства. Однако прежде, чем вступить в силу, народная законодательная инициатива должна преодолеть целый ряд непростых барьеров.


В случае, если народная законодательная инициатива признается действительной, то есть если делается вывод, что она в своей субстанции в целом не противоречит национальному и международному законодательству, Федеральный совет обсуждает суть законодательной инициативы, а затем передает ее на рассмотрение палат парламента.
Как правило, палаты парламента, рассмотрев суть законодательной инициативы, вырабатывают свое контрпредложение, которое потом выносится на референдум вместе с изначальным вариантом предложенной инициативы. Избиратели получают, таким образом возможность выбрать для реализации один из предложенных вариантов инициативы. Для своего успеха народные инициативы должны получить на референдуме «двойное большинство»: большинство голосов избирателей в целом по стране, а также большинство голосов избирателей в каждом из кантонов.



Обязательный референдум |


Обязательному вынесению на общенациональный референдум подлежат важные акты международной политики и дипломатии, например, решение правительства и парламента о вступлении в те или иные наднациональные организации и институты многосторонней международной политики.



Факультативный референдум |


Факультативный (необязательный, но возможный) референдум можно организовать против любого закона, принятого парламентом. Этот инструмент можно использовать и для внесения изменений в действующие законодательные акты.



История |


Методы прямой демократии применяются в Швейцарии на федеральном уровне с конца 19 века.
Начиная с 1891 года до стадии референдума дошли 196 законопроектов. В период с 1983 года на референдум было вынесено более 100 инициатив, но только 14 были приняты избирателем.



Важные референдумы в истории Швейцарии |


Референдум 28 февраля 2016 года

63% граждан Швейцарии приняли участие в голосовании. В среднем по стране эта цифра обычно на 20% ниже. Причиной высокого интереса избирателей к референдуму стали вынесенные на него вопросы: порядок высылки из страны иностранных граждан, нарушивших закон, перспективы строительства второго автомобильного туннеля под перевалом Сен-Готард. Референдум 28 февраля 2016 года.


Референдум 25 сентября 2016 года

Швейцарский народ отказался от увеличения пенсионных выплат. «Швейцарцы не хотят повышать себе пенсию».


Референдум 27 ноября 2016 года

Народ Швейцарии примет решение по народной законодательной инициативе «О поэтапном отказе от ядерной энергии» Atomausstiegs-Initiative, требующей отказаться от строительства новых АЭС, ограничив срок деятельности уже существующих реакторов 45 годами. «О поэтапном отказе от ядерной энергии» (нем. Atomausstiegs-Initiative).


Референдум 12 февраля 2017 года

На этом национальном референдуме граждане решали три вопроса: формат натурализации внуков мигрантов, создание «Фонда развития национальной дорожной сети и транспортной мобильности в границах городских агломераций» и реформа налогообложения холдингов. «ДОСЬЕ: Референдум 12 февраля 2017 года».



Как часто проходят референдумы |


В среднем швейцарцы голосуют на референдумах три-четыре раза в год.
Причиной такой ситуации является особенность политической системы страны. Во-первых, любое изменение, вносимое в основной закон, федеральную конституцию, должно получить одобрение как большинства народа, так и численного большинства кантонов (принцип так называемого «двойного большинства»).



См. также |



  • Референдумы о независимости

  • Агитация по вопросам референдума



Примечания |





  1. Плебисцит — статья из юридической энциклопедии.


  2. Федеральный конституционный закон о референдуме Российской Федерации


  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» (недоступная ссылка — история). Проверено 7 декабря 2008. Архивировано 3 октября 2008 года.


  4. Шетилов А.А. Выступление на семинаре-совещании / Беляков О.Б. Материалы семинара-совещания председателей избирательных комиссий субъектов РФ, 30 июня - 1 июля, 2005 г.. — Совершенствование правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов. Повышение эффективности использования ГАС "Выборы". — Москва: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2005. — С. 123—124. — 149 с. — 5000 экз.


  5. Анастасия Курилова. Для журналиста запросили четыре года колонии (рус.) = Александр Соколов обвиняется в экстремизме по делу о референдуме // Издательский дом «Коммерсантъ» «Коммерсантъ».. — Москва, 2017. — 17 июля. — ISSN 1563-6380.


  6. В регионах пройдут референдумы по бордюрам, клумбам и разметке футбольных полей. Власти придумали новый способ контроля явки




Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «референдум»


Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «плебисцит»


Литература |




  • Турищева Н. Ю. Преступления против избирательных прав и права на участие в референдуме / Н. Ю. Турищева; Ассоциация Юридический центр. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2010. — 352 с. — (Теория и практика уголовного права и уголовного процесса). — 1000 экз. — ISBN 978-5-94201-597-8. (в пер.)

  • Петров И. Очерки истории Швейцарии. Екатеринбург, Циркон, 2006. ISBN 90-10-64810-9

  • Kloeti Ulrich. Handbuch der Schweizer Politik. Zuerich, 1999.

  • Andreas Auer. Staatsrecht der schweizerischen Kantone. Stämpfli, Bern, 2016. ISBN 978-3-7272-3217-6

  • Wolf Linder, Schweizerische Demokratie: Institutionen – Prozesse – Perspektiven. 3., aktualisierte Auflage. Haupt, Bern 2012, ISBN 978-3-258-07757-4

  • Regula Stämpfli: Vom Stummbürger zum Stimmbürger. Das Abc der Schweizer Politik. Orell Füssli, Zürich, 2003, ISBN 3-280-05016-2



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Референдум о независимости Токелау в 2007 г.

  • Актуальные референдумы в Швейцарии. Официальный сайт на 4 национальных языках.

  • Законодательная инициатива и референдум.

  • Сайт министерства EDA. Политическое устройство Швейцарии (на рус. яз.)









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар