Грабарь, Игорь Эммануилович
Игорь Грабарь | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Портрет из Юбилейного справочника Императорской Академии художеств (1914) | |||||||
Имя при рождении | Игорь Эммануилович Грабарь | ||||||
Дата рождения | 13 (25) марта 1871[1] | ||||||
Место рождения | Будапешт, Австро-Венгрия | ||||||
Дата смерти | 16 мая 1960(1960-05-16)[2][3][…](89 лет) | ||||||
Место смерти | Москва, СССР | ||||||
Страна |
| ||||||
Жанр | живопись, реставрация, история искусства | ||||||
Учёба | Санкт-Петербургский университет (1893), Императорская Академия художеств | ||||||
Стиль | импрессионизм, социалистический реализм | ||||||
Награды | |||||||
Звания | действительный член ИАХ (1913) | ||||||
Премии | |||||||
Работы на Викискладе |
И́горь Эммануи́лович Граба́рь (1871—1960) — русский и советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор.
Академик АХ СССР (1947). Академик АН СССР (1943). Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Содержание
1 Биография
2 Выставки
3 Искусствоведческая работа
4 Избранные публикации
5 Семья
6 Ученики
7 Награды и звания
8 Галерея
8.1 Пейзажи и натюрморты
8.2 Жанровые сцены
9 Интересные факты
10 Примечания
11 Литература
12 Ссылки
Биография |
Родился 25 марта 1871 года в Будапеште в семье галицко-русинского общественного деятеля Эммануила Грабаря, избранного в конце 1860-х годов депутатом венгерского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева[5]. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель русского движения в Закарпатье и Галиции. Мать художника, Ольга Грабарь, также занималась русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына Ольга Грабарь с детьми уехала в имение отца в Карпатской Руси. Эммануил Грабарь был вынужден бежать в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей князя Сан-Донато П. П. Демидова, а через три года последовал за ними в Париж[5]. В 1876 году Э.Грабарь переехал в Российскую империю и поселился в Егорьевске Рязанской губернии, где, сдав экзамен на право преподавания французского и немецкого языков, стал работать в местной гимназии под фамилией Храбров[6]. В течение 1879—1880 гг. в Россию переехали его жена с сыновьями.
С 1880 по 1882 годы Игорь Грабарь учился в Егорьевской прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. С 1882 года учился в лицее цесаревича Николая, который окончил в 1889 году с золотой медалью; затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
В отличие от старшего брата, Владимира, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника. Ещё в Москве он посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств; с 1892 года начал заниматься в академической мастерской профессора Павла Чистякова, а в 1894 году поступил в Петербургскую академию художеств, где в 1895 году начал заниматься в мастерской И. Е. Репина. В 1896 году он уехал в Европу и в Мюнхене поступил в частную школу-студию Антона Ашбе. К мюнхенскому периоду творчества относятся такие его работы, как «Дама с собакой» (1899) и «Дама у пианино» (1899).
В 1901 году вернулся в Россию; участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», на выставках которых экспонировались его пейзажи и натюрморты.
Выставки |
В 1903 году он окончательно переехал в Москву. С этого времени Грабарь принимал участие в выставках «Мира искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставлялись и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др. В 1910-х годах с И. В. Рыльским и И. В. Жолтовским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов»[7] .
Вскоре после переезда в Москву Игорь Грабарь познакомился с художником Николаем Мещериным; неоднократно посещал усадьбу Мещериных Дугино (ныне — посёлок Мещерино в Ленинском районе Московской области).
После Октябрьской революции Грабарь также активно занимался живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.
Искусствоведческая работа |
Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И. Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники».
В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности вплоть до 1925 года; в письме матери он писал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «… не на расстоянии, не через стекла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников[8]. Грабарь осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной думы (10 сентября 1913 года) реэкспозицию музея: были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты; в основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции. В конечном итоге реформы Грабаря получили поддержку: в заявлении видных деятелей искусства, опубликованном в 1916 году говорилось, что «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель»; И. Е. Репин указывал, что была произведена «огромная и сложная работа на славу галереи П. М. Третьякова». В 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната — для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Грабарь большое внимание уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под руководством Грабаря была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» С. С. Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Ф. Я. Алексеева, «На жатве. Лето» А. Г. Венецианова, «Пейзаж с животными» С. Ф. Щедрина[9].
Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Льва Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушёл со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен[10].
Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был[11]. С 1921 года он — профессор Московского государственного университета, где читал курс лекций по теории и практике научной реставрации на отделении искусств. С 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения[источник не указан 2967 дней], картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен Игнатий Трофимов. С 1944 года директор Института истории искусств АН СССР.
В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.
Действительный член Императорской Академии Художеств (1913). Действительный член АН СССР (1943). Действительный член АХ СССР (1947).
В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работах в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва[12].
Умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8)[13].
Избранные публикации |
Грабарь И. Э. История русского искусства. — Т.1. — М.:изд. Кнебель, 1910; Т.2. — М., 1910—1911; Т.3. — М., 1912
Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. — М.: изд. Кнебель, 1914
Грабарь И. Э. Репин — М.: Жургаз, 1933. — 264 с. — 50 000 экз. ЖЗЛ
Грабарь И. Э. Репин. В 2-х томах. — М.: Изогиз, 1937. — 5 000 экз.
Грабарь И. Э. Моя жизнь. — М.-Л.: Искусство, 1937
Грабарь И. Э. Новооткрытый Рембрандт. — М.: изд. АН СССР, 1956
Грабарь И. Э. Письма, тт. 1-3. — М.: Наука, 1974, 1977, 1983.
Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. — Составл.: Володарский В. М., вступ с., комментарии. — М.: Республика, 2001. — 495 с. — ISBN 5-250-01789-4.
Семья |
Жена: Валентина Михайловна Мещерина (1892—1959)[14]
Дети:
Ольга (род. 1922) и Мстислав (1925—2006)[15]
Ученики |
- Андрианов Петр Николаевич
- Афонина, Таисия Кирилловна
- Ахмаров, Чингиз Габдурахманович
- Булгакова, Матильда Михайловна
- Гаврилов, Владимир Николаевич
- Гремитских, Владимир Георгиевич
- Каждан, Татьяна Павловна
- Конопацкая, Галина Павловна
- Кугач, Юрий Петрович
- Лактионов, Александр Иванович
- Мыльников, Андрей Андреевич
- Новиков, Николай Фёдорович
- Подобедова, Ольга Ильинична
- Чернухина Мария Павловна
Награды и звания |
Сталинская премия первой степени (1941) — за двухтомную монографию «Репин» (1937)- Народный художник РСФСР (1943)
народный художник СССР (07.04.1956)- два ордена Ленина (10.06.1945; 25.03.1946[16])
- два ордена Трудового Красного Знамени (14.01.1940; 27.03.1954)
- медали
Галерея |
Пейзажи и натюрморты |
- «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО (недоступная ссылка)),
- «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
- «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
- «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
- «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
- «Хризантемы» (1905, ГТГ),
- «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
- «Груши на синей скатерти» (1915, ГРМ),
- «Разъяснивает» (1928)
- «Последний снег» (1931),
- «Берёзовая аллея» (1940),
- «Зимний пейзаж» (1954)
- «Зимнее утро» (1907)
Жанровые сцены |
- «В. И. Ленин у прямого провода»,
- «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»
Интересные факты |
В годы Великой Отечественной войны И. Э. Грабарь внёс свои средства в Фонд обороны:
Дорогой Иосиф Виссарионович!
Когда вся страна отдаёт свои трудовые сбережения на усиление технической мощи Красной Армии для окончательного разгрома врага, советские художники не могут оставаться в стороне от стихийного всенародного движения, поэтому я внёс сегодня в Госбанк 70.000 рублей, как первый вклад в фонд создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной Армии».
Директор Всероссийской академии художеств, академик живописи, доктор искусствоведческих наук
Игорь ГРАБАРЬ
Самарканд
Благодарю Вас, товарищ Грабарь, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии.
Примите мой привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 26 января 1943 года
Примечания |
↑ RKDartists<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ Грабарь Игорь Эммануилович / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>
↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>
↑ Igor Emmanuelovich Grabar<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17299517"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P650"></a>
↑ 12 И. Э. Грабарь. Автобиография.
↑ Этой фамилией И. Э. Грабарь подписывал некоторые свои ранние работы, например, иллюстрации к повестям Гоголя, изданным в 1890-е годы.
↑ Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1971. — С. 229. — 239 с.
↑ Игорь Грабарь. Письма. 1891—1917. — М., 1974. — С. 262.
↑ Егорова Н. «Трудящийся интеллигент» // «Русская Галерея». — № 2. — 2001. — С. 11—14.
↑ Причиной популярности могло быть то, что дочь Сталина, которую многие не видели вживую, тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она. — см. Григорий Козлов «Покушение на искусство». — Москва, 2009. — С. 196.
↑ Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И. Э. Грабаря Архивная копия от 9 декабря 2014 на Wayback Machine
↑ Иванова, 2012.
↑ Новодевичье кладбище. Игорь Эммануилович Грабарь. Художник, искусствовед.
↑ Через несколько лет после рождения сына жена ушла из семьи и о детях заботилась её сестра, Мария Мещерина — см. Биографическую справку
↑ Ольга стала биохимиком, Мстислав — математиком.
↑ за выдающиеся заслуги в области истории и развития изобразительного искусства и подготовки кадров советских художников, в связи с 75-летием со дня рождения
Литература |
- Игорь Эммануилович Грабарь / вступит. ст. А. А. Сидорова, библиогр. сост. Н. М. Нестерова ; Акад. наук СССР. — М.: АН СССР, 1951. — 83 с. : портр. — (Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Серия искусства. Вып. 1).
Подобедова О. И. И. Э. Грабарь. — М.: 1964. — 338 с.: ил.
Азаркович В. Г., Егорова Н. В. И. Грабарь. Л., 1977;
Егорова Н. В. И. Э. Грабарь. М., 1979;- Иванова И. А. Мой музей… Страницы воспоминаний о первых десятилетиях становления Музея имени Андрея Рублева. – М.: 2012.
Мамонтова Н. И. Грабарь. М., 2001;
Клименко Ю. Г. Архитекторы Москвы. И. Э. Грабарь. М.: Прогрессс-Традиция, 2015. — 374 с. ISBN 978-5-89826-453-6
Разумный В. А. Воспоминания современника об И. Э. Грабаре.
Скляренко В. Жизнь и творчество Игоря Грабаря
О.И.Грабарь. Непобедимые гуманисты. (электронная книга)
Ссылки |
- Игорь Эммануилович Грабарь
Профиль Игоря Эммануиловича Грабаря на официальном сайте РАН
Грабарь Игорь Эммануилович. Биография и творчество художника на Artonline.ru
Грабарь, Игорь Эммануилович в библиотеке «Старатель»- И. Грабарь в воспоминаниях А. Лабаса
- Бутырский М. Н. Грабарь Игорь Эммануилович // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 246—247. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
Подушков Д. Л. И. Э. Грабарь. — Краеведческий альманах «Удомельская старина». — № 28, август 2002. (недоступная ссылка)