Вертоград заключенный
| ||
Никита Павловец | ||
Вертоград заключенный. 1670-е гг. | ||
Доска, темпера. 32,5 × 28,5 см | ||
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Вертогра́д заключе́нный — икона Богородицы работы иконописца Оружейной палаты Никиты Павловца, написанная в 1670-х годах. Хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1940 году из частного собрания московского коллекционера князя С. А. Щербатова[1].
Образ Богородицы «Вертоград заключенный» основан на популярной в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus. Несмотря на это, в Православной церкви икона Богородицы «Вертоград заключенный» почитается как чудотворная, её празднование совершается 14 марта (по юлианскому календарю).
Содержание
1 Описание иконы
2 Символизм
2.1 Символика иконы Никиты Павловца
3 Источники сюжета и аналоги иконы
4 Почитание
5 Комментарии
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Описание иконы |
Икона написана на цельной липовой доске, имеет две торцевые шпонки. Иконная доска двойная — с тыльной стороны к липовой доске приклеена кипарисовая[к 1]. Икона имеет небольшие размеры — 32,5 на 28,5 см. Средник иконы, её поля и торцы оклеены цельным куском залевкашенной паволоки, частично повреждённой.
В целом сохранность иконы оценивается как хорошая[2]:636. Внизу иконы вдоль лузги помещена киноварная надпись: «…го писал сии образ иконописец Никита Иванов сын Ерофеев Павловец»[3]. В отличие от имени мастера, имя заказчика иконы неизвестно. На верхнем поле золотой вязью выполнена надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Вертоград Заключенный». Главной утратой живописи иконы является изображение Святого Духа в виде голубя, располагавшееся в верхней части иконы, в арке над фигурами ангелов. От него сохранились только фрагменты с изображением крыла и головы с красным глазом.
Изображение райского сада на иконе дано в аксиометрической перспективе. Сад, изображённый на иконе в виде регулярного, написан под влиянием многочисленных дворцовых и боярских садов, современных иконописцу[1]. Ближайшим его прототипом называют Царицын луг в Замоскворечье (большой царский сад, располагавшийся напротив Кремля)[4]. На боковых грядках сада помещены 12 деревьев. Сад имеет четырёхугольную форму, огорожен золотой оградой с серебряными балясинами. Ограду украшают золотые вазы с гвоздиками и тюльпанами. В саду произрастают цветы и находится водоём, у которого помещены вазы с цветами, аналогичными украшающим изгородь. Водоём, расположенный в нижней части иконы, заменяет часть ограды. По сторонам сада изображены светло-зелёные холмы с редкими кустарниками и деревьями.
В водоём выступает площадка, похожая на амвон, на которой стоит Дева Мария в царских одеждах: нижняя одежда из тяжёлой зелёной парчи, расшитой крупным серебряным растительным узором, мафорий малинового цвета выстлан золотом, подкладка мафория и головной плат розовые, расшитые серебряными звёздами[5]. По мнению профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества В. Г. Брюсовой, лик Богородицы тщательно проработан и написан в ушаковской манере[6]. Над головой Богородицы изображены два ангела, венчающие её короной. В правую руку Богородицы помещена красная гвоздика. На руках Богородицы находится Богомладенец в царских одеждах и в короне. Его правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левой помещена держава. Младенец Иисус и ангелы одеты в хитоны и гиматии, изображённые в светло-зелёных, розовых и алых тонах с золотыми пробелами.
На заднем плане помещено изображение неба в голубоватых тонах с розовыми отблесками. На нём изображены серебряные звёзды, луна (справа) и солнце (слева). Небо выходит за пределы иконного ковчега и продолжается на верхнем поле иконы, где его обрамляет трёхлопастная арочка с золотым барочным орнаментом.
Символизм |
Название иконы основано на стихах книги «Песнь песней Соломона», в которых приводится описание рая:
Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами, нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми миррами, источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана[к 2] (Песн. 4:12-15) |
В буквальном прочтении в тексте «Песни песней» «изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в «Песни песней» Суламитой»[7]. В святоотеческих толкованиях «Песни песней» образы невесты и сада связываются с Богородицей. В этом толковании на её приснодевство указывают слова «вертоград заключен, источник запечатлен», а садовый источник живых вод — это Иисус Христос, который входит в сад, не нарушая девства Богородицы[1].
В православных песнопениях образ вертограда также связывается с Богородицей: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»[8]. Кроме того, в гимнографических образах рая часто приводится образ ограждённого сада, так как ограда связывается со спасением и изоляцией от греха[1].
Символика иконы Никиты Павловца |
По мнению искусствоведов В. И. Антоновой и Н. Е. Мнёвой, икона Никиты Павловца основана на западноевропейских образцах данной иконографии (по мнению научного сотрудника ЦМиАР С. Н. Липатовой, ближайшим по иконографии примером является миниатюра из сборника песнопений братии монастыря Пюи-ле-Шан из Амьена, 1517 год[9]), а не копирует изображение Богородицы в райском саду в окружении двух ангелов, известное по православным иконам Страшного суда[5] (об аналогах иконы Никиты Павловца см. ниже). При этом им был создан ряд символических деталей[2]:645[9]:
- Богородица, изображённая на выступе пруда как на амвоне, символизирует Царские врата;
- фигура Богородицы на амвоне с Богомладенцем на руках символизирует евхаристию;
- красная гвоздика в руке Девы Марии указывает на крестные муки Иисуса Христа и пролитую им кровь (символ полностью заимствован из западноевропейской иконографии[10]);
- двенадцать деревьев на боковых грядках сада символизируют двенадцать апостолов, четыре из них изображены более высокими и указывают на евангелистов;
Святой Дух в виде голубя в верхней части иконы и вода в нижней указывают на таинство крещения;- образ сада на иконе отражает средневековое представление о рае, где «прекрасные эти сады стояли там рядами, как стоит полк против полка»[11].
Искусствовед Н. М. Турцова указывает, что[2]:649.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
на иконе Никиты Павловца представлено изображение неразрывной связи вечных священных образов: Богоматерь — древо жизни — райский сад — Церковь, позволяющее представить историю мира как историю единой Церкви, как „насаждение“ идеи грядущего Царства Небесного — возвращение обновлённого Рая. |
Источники сюжета и аналоги иконы |
Сама композиция основана на популярной в западноевропейском искусстве иконографии hortus conclusus (изображение Девы Марии с младенцем Иисусом в прекрасном саду, огороженном высоким забором, часто в окружении святых жён и ангелов). Православная иконография Богородицы не имеет традиции подобных изображений, хотя образ «Богоматерь Вертоградская» известен по рукописному иконописному подлиннику XVIII века из собрания С. Г. Строганова, в котором данный образ именуется чудотворным[2]:639. Историк искусств Д. А. Ровинский указывает, не приводя примеров, что иконописный тип «Богоматерь Вертоградская» (или Садовница) известен и по строгановским иконам[12].
Историк византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков отмечает, что «в русской иконографии образы „Рая“ в виде Богоматери, сидящей на престоле, поставленном в саду, и изображённой с тем же жестом умилённо раскрытых перед грудью рук, с двумя поклоняющимися ангелами по сторонам <…> помещается в кругу»[5]. Примерами таких изображений являются[1]:
- икона «Страшный Суд»[к 3] из Синайского монастыря (XI—XII вв.). На ней рай изображён в виде белого прямоугольника с растительным орнаментом, в нём изображена Богородица, сидящая на троне, по её сторонам помещены фигуры двух архангелов;
- композиция «О Тебе радуется» (известна со второй половины XV века) на сюжет задостойника литургии Василия Великого. Богородица изображена на престоле в окружении ангельских сил, её окружает белый круг с растительным орнаментом, на заднем фоне помещено здание церкви.
Фрагмент иконы «Страшный суд», XII век
(древнейшее изображение Богородицы в райском саду)
«О Тебе радуется», XV век
(райский сад изображен в форме белого круга)
«Мадонна дель Розето», Стефано да Верона, ок. 1435
(пример западной иконографии hortus conclusus)
Списки иконы «Вертоград заключенный», близкие по времени создания к иконе Никиты Павловца, неизвестны[к 4]. Однако образ Богородицы «Вертоград заключенный» помещён в центральном верхнем картуше иконы Богоматери Ильинской Черниговской, поднесённой черниговским игуменом Лаврентием (Крщановичем) в 1696 году Петру I в память об Азовских походах[13].
Близким по времени к созданию иконы является сборник проповедей игумена Киево-Пустынно-Николаевского монастыря Антония Радивиловского «Огородок» (или «Сад Марии Богородицы»), впервые изданный в типографии Киево-Печерской лавры в 1676 году. Титульный лист издания украшен гравюрой с изображением Иисуса Христа, собирающего цветы в райском саду. Композиция сопровождается библейскими цитатами: у образа Богородицы «Знамение», осеняющего композицию, надпись — «Гряди юже и повей в вертограде моем» (Песн. 4:16), а вокруг образа — «Вертоград заключен» (Песн. 4:12)[13].
Почитание |
…Победи невидимыя полки сатанины, душевный мой град распленившия, и царствующую душу мою в нем стрелою беззакония уязвившия, и всего мя мечми любодействия изсекшия, и греховным копием прободшия; ибо еле жива оставиша, и в рове греховнем затвориша мя нечувствия, и окаменение сердечное наложиша ми, яко едва ощущаюся, не могий от порабощения тех свободитися.
Икона Никиты Павловца является единственным сохранившимся образом с таким названием. Сведения о наличии каких-либо списков отсутствуют, несмотря на упоминания, без каких-либо описаний, о чудотворном образе «Богоматерь Вертоградская» в иконописном подлиннике XVIII века из собрания С. Г. Строганова, сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина[2]:638—639. По мнению искусствоведа Н. М. Турцовой, в XVII веке могли существовать схожие иконы с изображением Богородицы в райском саду[2]:639. Увлекавшийся иконописью писатель Н. С. Лесков в своей повести «Запечатленный ангел» (1872 год) пишет о чтимой старообрядцами иконе «с греческих переводов старых московских царских мастеров» (к таким относятся иконописцы Оружейной палаты XVII — начала XVIII вв.) со схожим сюжетом, но отличиями в важных деталях композиции: «…Пресвятая Владычица в саду молится, а перед Ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются»[14].
Празднование иконе «Богоматерь Вертоградская» совершается 14 марта (по юлианскому календарю). Перед этой иконой Богородицы верующие молятся о душевном умиротворении и за своих умерших близких[15]. Иконе написаны молитва и величание.
Комментарии |
↑ Данная практика появилась у мастеров Оружейной палаты со второй половины XVII века (Реставрация станковой темперной живописи / Под ред. В. В. Филатова. — М., 1976. — С. 21), и таким образом в 1674 году Никита Павловец укрепил древний образ Влахернской Богородицы (Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века: Словарь. — С. 195.).
↑ Перевод: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана».
↑ В иконографии Страшного суда Богородица в вертограде является традиционным иконографическим сюжетом. На ранних иконах этот образ не отделяется от лона Авраамова, а позднее он переносится на место Горнего Иерусалима. (см. Давидова М. Г. Иконы «Страшного суда» XVI—XVII вв (неопр.). Проверено 11 июля 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.).
↑ Имеются современные примеры икон на сюжет Богородицы «Вертоград заключенный»: Икона на коже, Живописная икона, Иконописец Дмитрий Салохин, украшения бисером учеников воскресной школы «Вертоград».
Примечания |
↑ 12345 Тарасова Е. Н. Вертоград заключенный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 19—20. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
↑ 123456 Турцова Н. М. Иконографический вариант «Богородица Вертоград заключенный»: проблема интерпретации // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — Т. 56. — С. 635—657.
↑ Ерофеев Никита Иванов Павловец // Словарь русских иконописцев XI—XVII веков. — М.: Индрик, 2003. — С. 219—222. — ISBN 5857592135.
↑ Лисовой Н. Н., Соколова Т. А. Три Рима. — М., 2001. — С. 428—429. — ISBN 5224014204.
↑ 123 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи: Опыт исторической классификации. — М., 1963. — Т. 2. — С. 391—392.
↑ Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. — М.: Искусство, 1984. — С. 47.
↑ Песнь Песней // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
↑ 1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии.
↑ 12 Липатова С. Н. «Вертоград заключенный» Никиты Павловца (неопр.). Православие.Ru. Проверено 5 июня 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
↑ Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. — Киев, 1994. — С. 41.
↑ Из видения Андрея Юродивого, цитируется по: Ад и рай: Святоотеческое учение об аде и рае. — М., 2003. — С. 51.
↑ Ровинский Д. А. Русские народные картинки. — СПб., 1881. — С. 678.
↑ 12 Звёздова Ю. Н. Растительная символика в памятниках духовной культуры позднего времени: возможности интерпретация (неопр.). Проверено 7 июня 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
↑ Лесков Н. С. Запечатленный ангел. — М., 1982. — С. 71.
↑ 145 молитв ко Пресвятой Богородице перед Её чудотворными иконами (неопр.). Проверено 11 июля 2011.
Литература |
- Тарасова Е. Н. Вертоград заключенный // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VIII. — С. 19—20. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-014-5.
- Турцова Н. М. Иконографический вариант «Богородица Вертоград заключенный»: проблема интерпретации // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — Т. 56. — С. 635—657.
Ссылки |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Вертоград заключенный
- Липатова С. Н. «Вертоград заключенный» Никиты Павловца (неопр.). Православие.Ru. Проверено 5 июня 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
- Никита Павловец — икона «Богоматерь-Вертоград заключенный» (неопр.). История одного шедевра. Проверено 5 июня 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии. |