Boeing CH-47 Chinook
CH-47 Chinook | |
---|---|
CH-47D Королевских ВВС Нидерландов. | |
Тип | транспортный вертолёт-спасатель |
Разработчик | Vertol Aircraft |
Производитель | Boeing (Ридли Парк, Пенсильвания) Agusta Kawasaki |
Первый полёт | 21 сентября 1961 года[1] |
Начало эксплуатации | декабрь 1962 года |
Статус | эксплуатируется, в производстве |
Эксплуатанты | Армия США |
Годы производства | с 1962 |
Единиц произведено | 1 200+ (на 2012)[2] |
Стоимость единицы | CH-47: US$ 28,9 млн (2012)[3] |
Изображения на Викискладе |
Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook) — американский тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы. Разработан на основе CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов. Сменил в Армии США вертолёт H-37, позже — и CH-54. Состоит на вооружении более 20 стран мира. Кроме США, производился с 1970 г. в Италии (более 200 вертолётов) и Японии (фирмой «Кавасаки» произведено 54 вертолёта[1]).
Содержание
1 История
2 Модификации
2.1 Военные модификации
2.2 Гражданские модификации
3 Боевое применение
3.1 США
3.2 Италия
3.3 Иран
3.4 Фолклендская война
4 Прочие значимые происшествия
5 Эксплуатанты
5.1 Военные
5.2 Гражданские
6 Тактико-технические характеристики
7 Отражение в культуре
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
История |
Модификации |
Военные модификации |
СН-47А: базовый вариант.
ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
СН-47С: модификация с новыми двигателями.
CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъёмности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет[5]
СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D
НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии
MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полёте, системой десантирования путём спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолётов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C[6].
С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полёте, вооружением и новым оборудованием.
CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
HH-47: спасательная модификация MH-47G.
СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление[7]
Гражданские модификации |
- Model 234LR (Long Range)
- Model 234ER (Extended Range)
- Model MLR (Multi Purpose Long Range)
- Model 234UT (Utility Transport)
- Model 414
Боевое применение |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
США |
За время войны во Вьетнаме зарекомендовал себя наилучшим образом[8][9]. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники. Также прошли войсковые испытания 4 единицы «летающей артиллерии» ACH-47A[9]
Всего использовалось 550 вертолётов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолёто-вылетов с налётом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн.т грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью ~3 миллиарда долларов[8]. Потеряно по боевым и эксплуатационным причинам, по разным данным, от 170 до 200 машин (из них 136 из состава армии США)[8][10] Также, при эвакуации вьетнамских беженцев, был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке живой силы: 147 человек с вещами[9] Несколько десятков «Чинуков» северовьетнамцы захватили в качестве трофеев.
За первые два года войны в Ираке боевые потери составили 14 вертолётов «Чинук», количество потерянных до 2011 года неизвестно[11].
В афганской войне американцы опять столкнулись с угрозой РПГ-7, из-за которых они понесли тяжелейшие потери. 28 июня 2005 года афганские моджахеды из РПГ-7 сбили «Чинук», все 16 американских солдат погибли. 6 августа 2011 года талибы из РПГ-7 сбили в провинции Вардак ещё один «Чинук», погибло 30 американских и 8 афганских солдат. Это была самая крупная единовременная потеря американских войск в Афганистане на тот момент[12].
25 июля 2012 года талибы из ПЗРК «Стингер», поставленного американцами ещё против советских вертолётов, подбили американский вертолёт CH-47 «Чинук».
Италия |
Применяет «Чинуки» в ходе войны в Афганистане и Ираке. 5 января 2014 года итальянский CH-47 получил повреждения от огня с земли в 30 км от города Шинданд[13].
Иран |
В 1972—1976 годах в Иран было поставлено 70 вертолётов CH-47C.
Иран использовал «Чинуки» во время Ирано-Иракской войны. Не менее семи — восьми CH-47 было сбито иракскими истребителями, два было угнано в Ирак и несколько разбилось. Ещё один был брошен и захвачен пытаясь уйти от вертолётов Ми-25[14][15][16][17].
Зачастую потери «Чинуков» приводили к значительным жертвам иранской пехоты. Например, во время операции «Хайбер» иранский CH-47 был сбит иракским МиГом, погибли все 33 десантника и весь экипаж[16].
Фолклендская война |
Применялись Аргентиной (2 CH-47C, 2 CH-47) и Великобританией (4 HC.Mk1) в войне за Фолклендские острова. Три британских Chinook HC.Mk1 были уничтожены, когда перевозящий их корабль был потоплен ракетами аргентинского самолёта «Супер Этандар», таким образом почти всю войну действия британского соединения обеспечивал единственный HC.Mk1 серийный ZA718, код — Bravo November[en]. Экипаж выполнял до 15 вылетов в сутки, за 3 недели налетал 109 лётных часов, перевёз 2150 человек и более 550 тонн вооружения и боеприпасов[18]. Один аргентинский CH-47 был уничтожен на земле британским «Харриером», ещё один был захвачен[19][20].
Прочие значимые происшествия |
- Инцидент с иранскими «Чинуками» (1978)
- 11 сентября 1982 года на авиашоу в Мангейме (Германия) разбился американский CH-47C (серийный номер 74-22292), несущий парашютистов. Погибли 46 человек. Причиной стала блокировка смазки подшипников трансмиссии из-за накопления измельчённой скорлупы грецкого ореха, использовавшейся для чистки механизмов[21].
- 6 ноября 1986 года британский «Чинук» компании British International Helicopters[en], возвращаясь с платформы месторождения Брент в Северном море, после взрыва рухнул в море в четырёх километрах к востоку от аэропорта Самборо. 45 человек погибло, двое были спасены вертолётом береговой охраны[22].
- 30 марта 1987 года CH-47C ливийских ВВС был угнан в Египет[23].
- В 1988 году CH-47 американской армии участвовал в эвакуации вертолёта Ми-24, брошенного ливийской армией в пустыне во время войны в Чаде. С вертолётом на внешней подвеске «Чинук» ночью в условиях песчаной бури преодолел расстояние в 900 км с одной дозаправкой в воздухе[24].
- 2 июня 1994 года по невыясненной причине «Чинук» Королевских ВВС Великобритании врезался в склон мыса Малл-оф-Кинтайр. Погибли все 4 члена экипажа и 25 пассажиров, сотрудников MI5.
- 29 мая 2001 года «Чинук» южнокорейской армии при установке скульптуры на Олимпийском мосту[en] в Сеуле задел её несущим винтом. Фюзеляж разломился, одна часть упала в реку, вторая — на мост и загорелась. Все три члена экипажа погибли[25][26].
- 11 сентября 2004 года «Чинук», принадлежавший греческой армии, потерпел крушение в северной части Эгейского моря. Погибло 17 человек.
Эксплуатанты |
Военные |
Аргентина
Армейская авиация Аргентины — 3 ед.[27]
ВВС Аргентины — 3 ед. (списаны в 2004)[27]
Австралия — 4 CH-47D и 7 CH-47F, по состоянию на 2016 год[28]
Великобритания — 38 CH-47D, 8 CH-47SD и 12 CH-47F, по состоянию на 2016 год[29] 2 CH-47F ожидают поступления по контракту 2011года[30]
Вьетнам
Греция — 9 CH-47D и 6 CH-47SD, по состоянию на 2016 год[31]
Голландия — 11 CH-47D и 6 CH-47F, по состоянию на 2016 год[32] Дополнительно, в 2015 г. заказано 14 CH-47F,первая партия должна поступить в 2019 г.[33]
Египет — 16 CH-47D и 3 CH-47C, по состоянию на 2016 год[34]
Индия — в 2015 году заказано 15 CH-47F[33]
Иран — 20 CH-47C и более 2-х CH-47, по состоянию на 2016 год[35]
Испания — 17 CH-47D, по состоянию на 2016 год[36]
Италия — 13 CH-47C и 13 CH-47F, по состоянию на 2016 год[37] Всего заказано 16 CH-47F по контракту 2009 г.[38]
Канада — 15 CH-47F, по состоянию на 2016 год[39]
Ливия — 2 CH-47C, по состоянию на 2016 год[40]
Марокко — 10 CH-47D, по состоянию на 2016 год[41]
ОАЭ — 22 CH-47F, по состоянию на 2016 год[42]
Сингапур — 10 CH-47SD и 6 CH-47D, по состоянию на 2016 год[43]
США — 325 CH-47F, 75 CH-47D и 68 MH-47G, по состоянию на 2016 год[44]
Таиланд — 5 CH-47D, по состоянию на 2016 год[45]
Тайвань — 8 CH-47SD, по состоянию на 2016 год[46]
Турция — в 2011г заказано 6 единиц CH-47F, первые поставки должны начаться в 2016г[47]
Южная Корея — 31 CH-47D, 6 MH-47E и 5 HH-47D, по состоянию на 2016 год[48]
Япония — 27 CH-47D (CH-47J), 30 CH-47JA и 15 CH-47, по состоянию на 2016 год[49]
Гражданские |
Великобритания
Канада
КНР
Норвегия
США
Тайвань
Эквадор
Тактико-технические характеристики |
Приведённые характеристики соответствуют модификации MH-47E.
Источник данных: Jane's [50].
- Технические характеристики
Экипаж: 2-3 человека (2 пилота, борттехник или командир операции)- Пассажировместимость: 33-55 солдат или 24 лежачих больных с 2 сопровождающими
Длина: 30,14 м
Длина фюзеляжа: 15,87 м (без штанги дозаправки)- Диаметр несущего винта: 18,29 м (каждый)
Высота: 5,59 м- Площадь, ометаемая несущим винтом: 525,3 м²
База шасси: 7,87 м
Масса пустого: 12210 кг- Нормальная взлётная масса: 22680 кг
Максимальная взлётная масса: 24494 кг
Масса полезной нагрузки: 12284 кг- Масса топлива во внутренних баках: 6815 кг
Объём топливных баков: 7828 л (+3 × 3028 л дополнительных бака в грузовом отсеке)
Силовая установка: 2 × турбовальных Honeywell T55-L-714
Мощность двигателей: 2 × 4168 л.с. (2 × 3108 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 285 км/ч
Крейсерская скорость: 259 км/ч- Боевой радиус: 935 км
- Перегоночная дальность: 2333 км
Практический потолок: 3090 м
Статический потолок:
с использованием эффекта земли: 1675 м
без использования эффекта земли: 2985 м
Скороподъёмность: 9,35 м/с
Тяговооружённость: 229,4 Вт/кг (на трансмиссию при максимальной взлётной массе)
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 3 × 7,62 мм пулемёта (2 в дверях и 1 на рампе)
Габариты грузовой кабины
- Длина: 9,19 м
- Ширина: 2,51 м
- Высота: 1,98 м
- Площадь пола: 21,0 м²
- Полезный объём: 41,7 м³
Отражение в культуре |
- «Чинук» появляется в компьютерных играх ArmA 2: Operation Arrowhead, Arma 3, Battlefield Vietnam, Operation Flashpoint, Call of Duty: Black Ops, Command & Conquer: Generals — Zero Hour, Joint Operations: Typhoon Rising, DCS: Ка-50 Чёрная акула, Lock On: Горячие скалы 2, Command & Conquer: Renegade, Medal of Honor, Warface, GTA V, Wargame: Red Dragon и Wargame: Airland Battle.
См. также |
- Ми-12
- Як-24
- Bristol Belvedere
- Piasecki H-21
Примечания |
↑ 12 Jane's, 2004.
↑ Boeing Marks 50 Years of Delivering Chinook Helicopters
↑ "United States Department of Defense Fiscal Year 2012 Budget Request: Program Acquisition Costs by Weapon System" Архивировано 21 января 2012 года., p. 1-13. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller)/CFO. February 2011.
↑ New Transport Helicopter. // Military Review. — October 1959. — Vol. 39 — No. 7 — P. 79.
↑ HELICOPTERS: Chinooks may serve an extra six years. // Strategic Digest. — July 1993. — Vol. 23 — No. 7 — P. 1171 — ISSN 0970-017X.
↑ Boeing MH-47D Model Chinook Helicopters (англ.)
↑ Boeing Launches New «Super D» Chinook — Mar 5, 1998
↑ 123 Boeing Vertol CH-47 Chinook
↑ 123 Мировая авиация, выпуск 127, 2011 г. «H-47 Chinook.Служба во Вьетнаме»
↑ Boeing Helicopters CH-47 Chinook. Дэвид Андертон и Джей Миллер. Aerofax, Inc, 1989. стр.8
↑ SABER RPG Report August 2008
↑ Афганистан: гибель «Чинука» и перспективы военной кампании // «Голос Америки»](10 августа 2011)
↑ Losses & Ejections 2014 (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 25 июня 2014. Архивировано 22 июня 2017 года.
↑ Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (1990). Patrick Seale, Maureen McConville. University of California Press. стр.88
↑ Iraqi Air-to-Air Victories since 1967
↑ 12 Потери ВВС Ирана
↑ Second death of IraF
↑ Мировая авиация, выпуск 123, 2011 г. «Boeng H-47 Chinook. Фолкленды.»
↑ British aircraft lost
↑ Argentine aircraft lost
↑ Air crash disaster at Mannheim Germany on 9/11/82 (англ.)
↑ Boeing CH-47 Chinook (англ.)
↑ Three Libyans seek asylum third defection in 5 months
↑ Special Warfare. The Professional Bulletin of the John F. Kennedy Special Warfare Center and School. Vol. 14, № 3, p. 10.
↑ S. Korean Helicopter Crashes Into Bridge, 3 Killed (англ.) // People’s Daily (30 мая 2001)
↑ Crew killed as Korean helicopter hits sculpture (англ.) // The Telegraph (30 мая 2001)
↑ 12 Boeing H-47 Chinook. Эксплуатанты // Мировая авиация : журнал. — 2011. — № 131. — С. 14. — ISSN 2071-1131.
↑ The Military Balance 2016,p.233
↑ The Military Balance 2016,p.153
↑ The Military Balance 2016,p.162
↑ The Military Balance 2016,p.104
↑ The Military Balance 2016,p.123
↑ 12 The Military Balance 2016,p.160
↑ The Military Balance 2016,p.326
↑ The Military Balance 2016,p.328,330
↑ The Military Balance 2016,p.140
↑ The Military Balance 2016,p.111
↑ The Military Balance 2016,p.159
↑ The Military Balance 2016,p.302
↑ The Military Balance 2016,p.343
↑ The Military Balance 2016,p.346
↑ The Military Balance 2016,p.359
↑ The Military Balance 2016,p.288
↑ The Military Balance 2016,p.41
↑ The Military Balance 2016,p.293
↑ The Military Balance 2016,p.291
↑ The Military Balance 2016,p.161
↑ The Military Balance 2016,p.268,269
↑ The Military Balance 2016,p.261,263
↑ Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane's Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
Литература |
- Роман В. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 17—21. — ISSN 0130-2701.
- Роман В., Котлобовский А. «Чинук» — «летающий вагон» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 1. — С. 18—19. — ISSN 0130-2701.
- Jane's All The World's Aircraft 2004-2005 / Jackson, Paul. — Jane's Information Group, 2004. — P. 591—594. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2.
Ссылки |
- Армия США докупила 32 вертолета Chinook