Модернизм
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому, условность стиля и непрерывное обновление художественных форм[1]. Модернизм был основным направлением в западноевропейской культуре ХХ века, проявив себя в различных видах искусств. Во второй половине XX века он был скорректирован, подвергнут последовательной критике и вытеснен другими художественными концепциями. В частности — идеологией и философией постмодернизма.
Важно обратить внимание на различие двух терминов — «модернизм» и «модерн», близких по звучанию в русском языке. «Модерн» обозначает художественный стиль конца XIX — начала XX века (ар нуво, югендстиль, сецессион и др.), затронувший прежде всего архитектуру и декоративно-прикладное искусство, он связан с использованием асимметричных изогнутых линий и стилизованных растительных форм. «Модернизм» — широкое направление в культуре ХХ века, связанное с абстрактными и авангардными течениями, ориентированное на преодоление устоявшейся художественной традиции и построенное на последовательном стремлении к новизне.
Содержание
1 Модернизм в изобразительном искусстве
2 Модернизм в литературе
3 Модернизм в архитектуре
4 Модернистские течения в искусстве
5 Критика
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Модернизм в изобразительном искусстве |
Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия. Наиболее значительными модернистскими направлениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы, отвергнутые жюри Парижского салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам. В первой половине XX века развитие модернизма было связано с развитием школы Баухаус и распространением идей Нового ви́дения.
Модернизм в литературе |
В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим, историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.
Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821—81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819—92) (Листья травы) (1855—91); Бодлер (1821—67) (Цветы зла), А. Рембо (1854—91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849—1912), особенно его поздние пьесы.
Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд и Карл Юнг[источник не указан 1309 дней].
Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия XX века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода:
Анна Ахматова (1889—1966)
Габриэ́ле д’Анну́нцио (1863—1938)
Гийом Аполлинер (1880—1918)
Андрей Белый (1880—1934)
Готфрид Бенн (1886—1956)
Иван Цанкар (1876—1918)
Константинос Кавафис (1863—1933)
Джозеф Конрад (1857—1924)
Альфред Дёблин (1878—1957)
Хильда Дулитл (1886—1961)
Томас Стернз Элиот (1888—1965)
Уильям Фолкнер (1897—1962)
Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Э. М. Форстер (1879—1971)
Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
Гуго фон Гофмансталь (1874—1929)
Макс Жако́б (1876—1944)
Джеймс Джойс (1882—1941)[2]
Франц Кафка (1883—1924)
Георг Кайзер (1878—1945)
Дэвид Герберт Лоуренс (1885—1930)
Перси Уиндем Льюис (1882—1957)
Томас Манн (1875—1955)
Юджин Глэдстоун О’Нил (1888—1953)
Ферна́нду Песо́а (1888—1935)
Ма́риу де Са-Карне́йру (1890—1916)
Эзра Паунд (1885—1972)
Марсель Пруст (1871—1922)
Дороти Ричардсон (1873—1957)
Райнер Мария Рильке (1875—1926)
Гертруда Стайн (1874—1946)
Уоллес Стивенс (1875—1955)
Итало Звево (1861—1928)
Эрнст Толлер (1893—1939)
Георг Тракль (1887—1914)
Поль Валери (1871—1945)
Роберт Вальзер (1878—1956)
Уильям Карлос Уильямс (1883—1963)
Франк Ведекинд (1864—1918)
Вирджиния Вулф (1882—1941)
Уильям Батлер Йейтс (1865—1939)
Андре Жид (1869—1951)
Олдос Хаксли (1894—1963)
Андре Бретон (1896—1966)
Эрих Мария Ремарк (1898—1970)
Модернизм в архитектуре |
Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с конца 1900-х/начала 1920-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).
Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах России, движение «баухаус» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.
Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.
Модернистские течения в искусстве |
- Абстрактное искусство
- Абстрактный экспрессионизм
- Авангард
- Акмеизм
- Дадаизм
- Кубизм
- Постимпрессионизм
- Сюрреализм
- Фовизм
- Футуризм
- Экспрессионизм
- Символизм
- Примитивизм
Критика |
Противниками модернизма были Максим Горький[3] и Михаил Лифшиц[4].
См. также |
- Модерн
- Модернизм в музыке
- Постмодернизм
- Эпоха модерна
- Архитектурный модернизм
Примечания |
↑ Глоссарий.ru: Модернизм
↑ Улисс был назван "квинтэссенцией всего модернистского движения". Beebe, Maurice (Fall 1972). "Улисс и эпоха модернизма". James Joyce Quarterly (University of Tulsa) 10 (1): p. 176.
↑ «Горький выступает убежденным противником модернизма и последовательным поборником реалистического искусства, призванного будить в людях лучшие, благородные чувства, укреплять в человеке уважение к себе и к другим людям» (Канд. филол. наук А. М. Щуйский) с. 140.
↑ Почему я не модернист? (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 13 апреля 2011. Архивировано 12 августа 2012 года.
Литература |
- Нильссон Нильс Оке. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 75—82. — ISBN 5-7859-0074-2.
Ссылки |
- МОДЕРНИЗМ: архитектура и архитекторы модернизма
- Лифшиц М. А. Модернизм
- Романтики как предтечи модернизма
Для улучшения этой статьи желательно: |