Урал (автодорога)
Автодорога | ||||
«Урал» | ||||
---|---|---|---|---|
Рязанка, Новорязанка, Китайка | ||||
М-5 в сети автодорог России федерального значения | ||||
Страна | Россия | |||
Регион | Москва Московская область Рязанская область Мордовия Пензенская область Ульяновская область Самарская область Оренбургская область Татарстан Башкортостан Челябинская область | |||
Часть дороги |
| |||
Статус | федеральная | |||
Владелец | государственная | |||
Управляется | Росавтодор | |||
Длина | 1879 км | |||
Начало | Москва (0 км) | |||
Через | Рязань (180 км), Пенза (634 км), Самара (1038 км), Уфа (1470 км) | |||
Конец | Челябинск (1879 км) | |||
Дорожное покрытие | асфальт | |||
Изображения на Викискладе |
Федера́льная автомоби́льная доро́га М-5 «Ура́л» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск (с подъездами к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу). Протяжённость 1879 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6. Ответвление дороги на Екатеринбург (Челябинск — Екатеринбург) является частью азиатского маршрута AH7. Также есть ответвления к Саранску, Ульяновску и Оренбургу[1].
Регионы:
Московская область,
Рязанская область,
Республика Мордовия,
Пензенская область,
Ульяновская область,
Самарская область,
Оренбургская область,
Республика Татарстан,
Республика Башкортостан,
Челябинская область.
М-5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани (старый) построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х годов, на заре автомобилизации страны. В 1946—1947 гг. дорога продлена до Куйбышева[2]; на всём протяжении (от Москвы до Челябинска) движение открыто в 1965 году.
От Москвы примерно до населённого пункта Сушки Рязанской области (258-й километр) трасса имеет по две (и более) полосы в каждую сторону, но имеет множество населенных пунктов, далее дорога сужается и на остальном протяжении имеет по одной полосе в каждую сторону, кроме участков дороги от Мокшана до Чемодановки, в том числе объезд Пензы (с 605 по 645 км), от Городища до Нижний Елюзани (с 680 по 711 км), около Сызрани (874—875 км) от Тольятти до Красного Яра(с 974 по 1031 км), от Мирного до Уфы (с 1391 по 1480 км), от Чебаркуля до Челябинска (с 1799 по 1868 (въезд в Челябинск)) .
Продолжением трассы М-5 на восток являются автодороги «Иртыш», «Сибирь», «Байкал» и «Амур». Восточное окончание автодороги М-7 «Волга» сообщается с трассой М-5 в Уфе.
Содержание
1 История
2 Маршрут
3 Населённые пункты вдоль трассы
4 Автодороги-дублеры
4.1 Рязанское шоссе
4.2 В горной части
5 Текущее состояние
5.1 Горная часть дороги
5.2 Равнинная часть
6 Примечания
7 Ссылки
История |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Маршрут |
Федеральная автомобильная дорога М-5 «Урал» начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идёт в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине Люберец, далее следует по окружным дорогам вокруг Бронниц, Коломны, через Луховицы. В Московской области трасса «Урал» пересекает реки Москву (у деревни Заозерье Раменского района и под Коломной) и Оку (также в районе Коломны).
Далее магистраль идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от Шилова и Сасова (к северу от трассы), пролегает через Шацк (также возможно проехать по объездной дороге с 2007 года). В Рязанской области трасса пересекает реки Проню и Цну, а также множество малых рек, проходит по путепроводам над железнодорожной веткой Кустаревка — Вернадовка на 402 км и над линией Транссиба (414 км). Эти путепроводы были сооружены недавно, до их появления существовали переезды, на которых образовывались многокилометровые пробки.
Далее — по территории Республики Мордовия в юго-восточном направлении через посёлки Умёт и Зубову Поляну. Частью дороги является подъезд к городу Саранску на 458 км основной трассы.
Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам Нижний Ломов, пролегает через посёлок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит по северной окраине Пензы, далее — севернее Заречного и южнее Кузнецка.
Далее трасса идёт в восточном направлении по территории Ульяновской области.
Затем — по территории Самарской области в восточном направлении, проходит по северной окраине Сызрани, откуда идёт подъезд к городу Ульяновску, и к северу от Октябрьска, далее — вдоль берега Саратовского водохранилища, проходит в северном направлении через Жигулёвск, плотину Жигулёвской ГЭС, через Комсомольский район города Тольятти, поворачивает на восток, затем — на юго-восток, проходит к северу от Самары и на перекрёстке недалеко от Новосемейкино поворачивает на северо-восток и далее постепенно на восток. От Самары идёт подъезд к городу Оренбургу.
В дальнейшем трасса идёт в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстан, в восточном направлении — по территории Республики Башкортостан, проходит по южным окраинам городов Октябрьского и Уфы. На территории Башкортостана дорога под Уфой пересекает реки Дёму и Белую (Агидель).
Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном, юго-восточном направлениях. На повороте на Кропачёво с трассы уходят многие автомобили, едущие на Екатеринбург (по региональным дорогам Месягутово — Красноуфимск — Ачит и далее по Р242 Пермь — Екатеринбург). Далее — небольшой участок, территориально проходит снова по Башкортостану (участок между Шарлашем и Усть-Катавом), потом трасса идёт по южной окраине Усть-Катава, к северу от Юрюзани, к югу от Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля и завершается в Челябинске. На 1852 километре от основной трассы, через обход города Челябинска (ЧКАД) ответвляется подъезд к городу Екатеринбургу.
М-5 Урал в Московской области. На ближнем плане — транспортная развязка с Дзержинским шоссе и Смирновской улицей, сразу за железной дорогой — развязка с Новоегорьевским шоссе.
Транспортная развязка на 189 км автодороги в Рязани, построенная в ноябре 2018 года вместо перекрёстка со светофором.
Отремонтированный в 2017 году мост через реку Ик на 1281 км автодороги на границе с Татарстаном
Участок М-5 в посёлке Тереньга в Ульяновской области. Носит название Сызранское шоссе.
Населённые пункты вдоль трассы |
0 км — Москва | ||||||
Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД) | ||||||
| ||||||
Котельники — 2 км | ||||||
5 км — Люберцы | ||||||
11 км — Октябрьский | ||||||
13 км — Островцы | ||||||
р.Москва | ||||||
на Жуковский A102 | ||||||
44 км — Бронницы | ||||||
Московское малое кольцо А107 | ||||||
55 км — Старниково | ||||||
Московское большое кольцо А108 | ||||||
Непецино — 76 км | ||||||
Коломна — 93 км | на Егорьевск Р115 | |||||
р.Ока | ||||||
116 км — Луховицы | ||||||
| ||||||
Р132 на Михайлов | 180 км — Рязань, на Спас-Клепики P123 | |||||
Р126 | ||||||
р.Истья | ||||||
р.Проня | ||||||
280 км — Шилово | ||||||
307 км — Путятино | ||||||
А143 Шацк — 350 км | на Сасово Р124 | |||||
р.Цна | ||||||
Кустарёвка — Вернадовка | ||||||
| ||||||
Пичкиряево — Самара | ||||||
430 км — Умёт | ||||||
440 км — Зубова Поляна | ||||||
458 км на Краснослободск, Саранск Р180 | ||||||
| ||||||
р.Студенец | ||||||
472 км — Спасск | ||||||
525 км — Нижний Ломов | ||||||
р.Ломовка | ||||||
р.Атмис | ||||||
р.Скачки | ||||||
р.Мокша | ||||||
593 км — Мокшан | ||||||
616 км Саратов — Нижний Новгород Р158 | ||||||
р.Пензятка | ||||||
Р209 на Каменку | 634 км — Пенза | |||||
р.Сура | ||||||
680 км — Городище | ||||||
706 км — Чаадаевка | ||||||
р.Сура | ||||||
745 км — Кузнецк | ||||||
р.Канадей | ||||||
| ||||||
р.Сызранка | ||||||
785 км — Николаевка | ||||||
822 км — Новоспасское | ||||||
| ||||||
Р228 на Хвалынск, Саратов | ||||||
Сызрань — 859 км | на Тереньгу, Ульяновск А151 | |||||
на Шигоны, Усолье Р227 | ||||||
на Октябрьск | ||||||
930 км — Междуреченск | ||||||
969 км — Жигулёвск | ||||||
р.Волга — плотина Жигулёвской ГЭС | ||||||
972 км — Тольятти | ||||||
на Волжский | на аэропорт Курумоч | |||||
р.Сок | ||||||
на Самару — 1038 км | ||||||
972 км — Красный Яр | ||||||
на Димитровград, Ульяновск Р178 | ||||||
1115 км — Суходол | ||||||
1179 км — Камышла | ||||||
| ||||||
Р246 на Бугуруслан, Северное — 1204 км | на Бугульму Р246 | |||||
| ||||||
Р239 на Абдулино, Бавлы — 1271 км | на Бугульму Р239 | |||||
| ||||||
1285 км — Октябрьский | ||||||
1315 км — Кендектамак | ||||||
1332 км — Кандры | ||||||
на Буздяк | 1362 км — Старые Богады | |||||
1400 км — Коб-Покровка | ||||||
на Чишмы — 1427 км | на Арсланово | |||||
на Жуково — 1466 км | Обход города Уфы М7 | |||||
Р240 на Толбазы, Стерлитамак | 1470 км — на Уфу | |||||
р.Белая | ||||||
1537 км — Тикеево | ||||||
р.Сим | ||||||
| 1549 км | |||||
р.Симгаза | ||||||
р.Ардегель | ||||||
1560 км — на Ашу | ||||||
р.Маяса | ||||||
р.Трамшак | ||||||
Сухая Атя | 1564 км — Аша | |||||
р.Атя | ||||||
р.Ук | ||||||
р.Ук | ||||||
Чёрное Плёсо | 1579 км — Миньяр | |||||
р.Сим | ||||||
Сим — 1590 км | Симская | |||||
1594 км — Ерал | ||||||
Аратское | 1609 км — Кропачёво, на Янган-Тау, Месягутово, Красноуфимск Р350 | |||||
| 1610 км | |||||
Ишимбаево | 1614 км — Миндишево | |||||
р.Большой Бердяш | ||||||
| 1618 км | |||||
1622 км — Усть-Катав | ||||||
Орловка | ||||||
р.Катав | ||||||
1625 км — Усть-Катав | ||||||
Катав-Ивановск | ||||||
1642 км | ||||||
р.Юрюзань | ||||||
Вязовая — Катав-Ивановск | ||||||
1625 км — Вязовая | ||||||
Юрюзань — 1645 км | ||||||
Трёхгорный (ЗАТО, пропускной режим) | р.Сильга | |||||
Первуха | ||||||
1665 км | ||||||
Тюлюк, Меседа | ||||||
Катавка | 1674 км — Рудничный | |||||
Сибирка | 1686 км — Ельничный | |||||
Бакал | ||||||
р.Малая Сатка | ||||||
на Межевой, Месягутово Р317 | ||||||
Сибирка — 1697 км | Сатка | |||||
р.Большая Сатка | ||||||
р.Чёрная | ||||||
1701 км — на Сатку | ||||||
1701 км | ||||||
Чёрная Речка | ||||||
Зюраткуль | 1704 км | |||||
Берёзовый Мост — 1706 км | на Бердяуш | |||||
Южный — 1716 км | ||||||
Куса | ||||||
1720 км — Медведевка | ||||||
р.Куваши | ||||||
хребет Уреньга | 1737 км — Златоуст | |||||
р.Ай | ||||||
Веселовка | 1748 км | |||||
1750 км | ||||||
| 1755 км | |||||
Урал-Дача — 1763 км | Сыростан | |||||
Нижний Атлян — 1768 км | ||||||
р.Атлян | ||||||
Ленинск — 1769 км | ||||||
Тургояк | ||||||
Миасс — Учалы | ||||||
Смородинка | р.Миасс | |||||
1779 км — Миасс, на Касли, Екатеринбург | ||||||
Черновское | ||||||
на Белорецк, Учалы | ||||||
Ильменский заповедник | ||||||
Кундравы | 1797 км — Чебаркуль | |||||
на Магнитогорск, Уйское | Мисяш | |||||
Мельниково | 1803 км — Пустозерово | |||||
р.Коелга | ||||||
1811 км — Травники | ||||||
1821 км — на Мисяш | ||||||
1824 км — Тимирязевский | ||||||
Варламово | 1828 км — Бишкиль | |||||
1840 км — Биргильда | ||||||
1844 км — Витаминный | ||||||
Архангельское | р.Биргильда | |||||
1850 км — Чипышево, Полетаево | ||||||
Полетаево I — Еманжелинск | ||||||
р.Бишбайтал | ||||||
А310 на Троицк | 1852 км — на Екатеринбург, Обход города Челябинска А310 Р330 Р254 | |||||
1855 км — Южно-Челябинский Прииск | ||||||
1858 км — Саргазы, Смолино | ||||||
р.Серозак | ||||||
Смолино — Челябинск-Южный | ||||||
на Троицк — 1862 км | Малая Сосновка | |||||
Челябинск — Златоуст | ||||||
1870 км | ||||||
1879 км — Челябинск |
Автодороги-дублеры |
Рязанское шоссе |
Рязанское шоссе (также встречаются названия Старорязанское шоссе, Старая Рязанская дорога) — крупное шоссе, начинающееся от пересечения Рязанского проспекта с МКАД. На территории Жулебина проходит как Лермонтовский проспект, который переходит в Октябрьский проспект в Люберцах и пролегает через всю южную часть города. У границы Люберец с Томилином от трассы ответвляется Егорьевское шоссе, в деревне Жилино — шоссе А-102. Перед посёлком Октябрьским дорога сливается с М-5, в дальнейшем несколько раз ответвляется от основного хода шоссе, проходя по улицам крупных населённых пунктов параллельно Новорязанскому. Участки от Старникова до Степанщино и от выезда из Коломны до Рязани общие с трассой М-5. Шоссе заканчивается в Рязани.
Проезд по шоссе осложняется небольшой шириной дороги и тем, что оно практически не имеет многоуровневых пересечений с крупными трассами (за исключением нескольких развязок с М-5). Так, протяжённые заторы возникают на пересечениях со Смирновской улицей, Островецким шоссе и так далее.
Также М-5 отчасти дублирует трасса Р22, до Тамбова идущая с «Уралом» практически параллельно. Расстояние до некоторых городов (например, до Саратова) примерно одинаковое как по М-5, так и по Р22.
В горной части |
В горной части дороги на территории Челябинской области существует ряд объездов, идущих через населённые пункты параллельно М-5 — раньше эти объезды были основной дорогой до строительства трассы мимо городов, сейчас используются местным населением либо транзитными легковыми автомобилями несмотря на бо́льшую их протяжённость по сравнению с основной трассой, потому что на объездах практически нет большегрузных автомобилей, а на некоторых участках движение грузовых автомобилей вообще запрещено. Через Златоуст можно объехать восточные склоны самой высокой точки трассы — перевала через хребет Уреньга (842 м), который бывает закрыт по время сильных снегопадов.
Текущее состояние |
В 2014 году сооружена эстакада в начале шоссе в районе Жулебино, на примыкании улиц Генерала Кузнецова и улицы Маршала Полубоярова.[3]
В январе 2018 года были завершены работы по реконструкции Лыткаринского шоссе и развязки на пересечении с ним.
В 2018 году планируется начать строительство обходов поселков Октябрьский и Островцы.
В Подмосковье в ноябре 2014 года открыт 12-километровый скоростной участок от пересечения с Малым бетонным кольцом до Старниково. К 2020 году планируется продлить магистраль до развязки со Старым Рязанским шоссе на 73 км в районе Степанщино. По состоянию на сентябрь 2018 года никакие работы на этом участке трассы не ведутся.
В 2014 году построены 2 развязки на северном въезде в Рязань на 182 и 184 км.
В 2018 году закончено строительство развязки на пересечении с трассой р132 на объездной г. Рязани (189 км)
В перспективе планируется построить южный обход Рязани от Михайловской развязки до села Александрово.
На октябрь 2017 года завершены работы по расширению дороги у деревни Добрый Сот(241—245 км) со строительством нового моста через Проню (введен в эксплуатацию летом 2017 г.), а также строительство объезда населённых пунктов Кирицы и Сушки (245—258 км), введен в эксплуатацию осенью 2016 г.
В Рязанской области сооружёны четырёхполосные путепроводы через железнодорожную ветку Кустаревка — Вернадовка (402 км) и через Транссиб (414 км).
Разработан проект реконструкции трассы с 411 по 466 км в Мордовии, с обходом населенных пунктов : Умет, Зубова Поляна, Аким-Сергеевка,Новые Выселки ,Каргал, Зарубкино.
Разработан проект строительства и реконструкций автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке км 466 — км 487 (в обход г. Спасск).
Завершен участок реконструкции трассы в обход Пензы с 634 по 645 км.
В Пензе на перекрестке улицы Островной и федеральной трассы М5 «Урал» (633 км) появится двухуровневая транспортная развязка.
Ульяновской области в марте 2015 года началась реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» — от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 814 — км 835. Первый пусковой комплекс реконструкции завершен.
Ведется строительство развязки в районе Жигулёвской ГЭС на 974 км трассы.
9 километровый участок с 1022 по 1031 км трассы (от Аэропорта Курумоч до поворота на Самару и Обводную г. Самары) является автомагистралью. Предполагается весь участок между Самарой и Тольятти сделать автомагистралью. В 2018 году Главгосэкспертизой было одобрено строительство нового моста через реку Волга в районе села Климовка, с обходом Тольятти и Жигулевска.
Разработан проект реконструкции трассы М-5 на участке км 1034- км 1042 до Красного Яра.
Продолжается реконструкция трассы в Буздякском и Благоварском районах Башкортостана. В ноябре 2015 года открыт 10 километровый участок трассы с 1391 по 1401 км. Продолжаются работы по реконструкции до 4-6 полос на участках с 1360—1375 и 1375—1391 в обход села Старые Санны и мостом через реку Чермасан. В августе 2014 года на 1428 км трассы открыта развязка в районе села Чишмы. На башкирском участке трассы строятся водопропускные трубы и гофрированные арки для проезда сельскохозяйственной техники. Также ведутся работы по расширению дороги вблизи Уфы и доведение до 6 полос. В июле 2013 года открыли новый мост через реку Белую вблизи Уфы на 1470 км (3 полосы в сторону Челябинска, рабочее движение по второй очереди будет открыто в 2018 году). Общая протяженность 4(6)-полосного участка в Башкирии составляет около 90 км. После реконструкции будет доведена до 120 км. В ближайшее планы- реконструкция трассы в сторону Челябинской области
В настоящее время проектная документация разработана в полном объеме с учетом действующих нормативно-технических документов и законодательства Российской Федерации и направлена для проведения государственной экспертизы. Проектными решениями предусмотрена реконструкция км 1480 — км 1494 автомобильной дороги М-5 Урал с доведением нормативных параметров до I-б технической категории с 6 полосами движения. Планируется устройство искусственного электроосвещения, осевого и бокового барьерного ограждения, а также ликвидировать пересечение в одном уровне с железнодорожными путями путем строительства транспортной развязки в разных уровнях М-5 «Урал» — «Федоровское — Русский Юрмаш». Срок реализации объекта, при условии доведения средств федерального бюджета, 2019—2022 гг.
Ведутся работы по расширению дороги западнее Челябинска[4]. По состоянию на январь 2017 года две проезжие части есть на участке Чебаркуль— Челябинск, однако фактически движение по четырём полосам осуществляется только на участке от поворота на Мисяш до Челябинска. Отрезок протяжённостью 24 километра, между поворотом на Мисяш и посёлком Витаминный (1820—1844 км), является автомагистралью, единственной в области[5].Продолжается реконструкция трассы с 1790 по 1799 км, и 1810 по 1820, участок введут в 2019 году. После реконструкции 4-полосный участок продлится до озера Еланчик. Также будут достроены развязки в районе Травников и на пересечении с трассой Чебаркуль — Уйское. Запланировано сооружение южных обходов городов Аша и Сим[6].
В перспективе строительство платного дублера М5 между Саткой и Миассом, протяженность участка составит 68 км.
На участке Челябинск — Екатеринбург («Подъезд к Екатеринбургу») трасса имеет по две полосы в каждом направлении, но на отрезке длиной 38 км между селами Малый Куяш и Клеопино дорога имеет по одной полосе в каждую сторону, поскольку вторая проезжая часть закрыта для движения из-за неудовлетворительного состояния покрытия. На участке трассы в Челябинской области в 2014 году расширен участок до села Большой Куяш. В 2017-20 году ведется реконструкция участков в Свердловской области, от Сысерти и до пересечения с ЕКАД планируется убрать все пересечения в одном уровне и осветить участок
Подъезд к Саранску: 2 полосы, за исключением обхода Краснослободска, там 4 полосы.
Подъезд к Ульяновску: от Сызрани до с. Ивашевка 4 полосы с двойной сплошной, далее 2 полосы, до села Большие Ключищи, далее до Ульяновска 4 полосы.
Подъезд к Оренбургу (также р224) 2 полосы на всем протяжении.
Горная часть дороги |
Опаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области, особенно в районе городов Сима и Усть-Катава. На этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более двухсот получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, на отдельных участках дороги встречные потоки разделены разделительной полосой либо ограждением. 84 % от общей протяжённости участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз[7].[8]
Равнинная часть |
Состояние дороги на участке Рязань — Уфа меняется каждый год. С одной стороны, вводятся в эксплуатацию новые реконструированные участки, с другой стороны, приходят в негодность другие. За счет длительного отсутствия ремонта и большого количества большегрузного транспорта в полотне дороги на двухполосных участках образованы колеи, что может быть весьма опасно, особенно в зимнее время.
На магистрали действует множество мотелей, тракстопов и придорожных кафе. Стоит отметить населенный пункт Умёт в Мордовии (430 км трассы), славящийся большим количеством заведений придорожного общепита.
Также на магистрали (особенно в Рязанской области, где дорога особенно перегружена) существует большая проблема населённых пунктов, где жители подвергаются большой опасности. Для частичного решения проблемы строятся объездные дороги. С введением в строй нового Ульяновского моста многие водители предпочитают объезжать Пензенскую и частично Самарскую область через Саранск — Ульяновск — Кошки — Суходол, однако эта дорога имеет плохо развитую сеть АЗС и мотелей, но движение на ней заметно меньше. Дорога от поворота с М-5 на Саранск до столицы Мордовии высокого качества и не слишком оживлённая.
Примечания |
↑ Трасса М5 "Урал" на карте (рус.). www.rudorogi.ru. Проверено 28 февраля 2017.
↑ ГУ «Поволжуправтодор»
↑ https://rg.ru/2014/07/17/estakada-site.html
↑ Светлана Талипова. «Дорожная одежда» за 1,5 миллиарда: на что потратят деньги, выделенные на М-5 «Урал», Сетевое издание «74.ру», ООО «Ругион Медиа» (6 июля 2017). Проверено 5 января 2018.
↑ На М5 в Челябинской области появилась автомагистраль (неопр.). Челябинск и область. Весь транспорт. Проверено 9 июля 2015.
↑ Наталья Зверева. К зиме готовы? О том, кто поможет водителям на М-5 в трудную минуту, АиФ-Челябинск, Аргументы и факты (24 ноября 2017). Проверено 9 июля 2015.
↑ Когда «Дорога смерти» станет дорогой жизни? — GazetaChel.RU
↑ Тормозные колодки убили людей
Ссылки |
- Трасса М5 «Урал» в «Вольной энциклопедии» Антона Кротова
- Федеральное управление автодорог «Большая Волга» (официальный сайт)