Урал (автодорога)






















































Автодорога
«Урал»



М5




Рязанка, Новорязанка, Китайка
Russian route M-5 map.svg
М-5 в сети автодорог России федерального значения
Страна
РоссияFlag of Russia.svg Россия
Регион
Москва Москва
Московская область Московская область
Flag of Ryazan Oblast.svg Рязанская область
Flag of Mordovia.svg Мордовия
Flag of Penza Oblast.svg Пензенская область
Flag of Ulyanovsk Oblast.svg Ульяновская область
Flag of Samara Oblast.svg Самарская область
Flag of Orenburg Oblast.svg Оренбургская область
Flag of Tatarstan.svg Татарстан
Flag of Bashkortostan.svg Башкортостан
Flag of Chelyabinsk Oblast.svg Челябинская область

Часть дороги



E 30




AH 6



AH 7



Статус
федеральная
Владелец
государственная
Управляется
Росавтодор
Длина
1879 км
Начало
Москва (0 км)
Через
Рязань (180 км), Пенза (634 км), Самара (1038 км), Уфа (1470 км)
Конец
Челябинск (1879 км)
Дорожное покрытие
асфальт
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе


Федера́льная автомоби́льная доро́га М-5 «Ура́л» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск (с подъездами к Рязани, Саранску, Пензе, Ульяновску, Самаре, Оренбургу, Уфе, Екатеринбургу). Протяжённость 1879 километров. Дорога является частью дороги E 30 европейской сети маршрутов и азиатского маршрута AH6. Ответвление дороги на Екатеринбург (Челябинск — Екатеринбург) является частью азиатского маршрута AH7. Также есть ответвления к Саранску, Ульяновску и Оренбургу[1].
Регионы:
Московская область,
Рязанская область,
Республика Мордовия,
Пензенская область,
Ульяновская область,
Самарская область,
Оренбургская область,
Республика Татарстан,
Республика Башкортостан,
Челябинская область.


М-5 — одна из старейших автодорог страны. Участок от Москвы до Рязани (старый) построен (точнее, адаптирован для автомобильного движения, московско-рязанская дорога существовала и ранее) в начале 30-х годов, на заре автомобилизации страны. В 1946—1947 гг. дорога продлена до Куйбышева[2]; на всём протяжении (от Москвы до Челябинска) движение открыто в 1965 году.


От Москвы примерно до населённого пункта Сушки Рязанской области (258-й километр) трасса имеет по две (и более) полосы в каждую сторону, но имеет множество населенных пунктов, далее дорога сужается и на остальном протяжении имеет по одной полосе в каждую сторону, кроме участков дороги от Мокшана до Чемодановки, в том числе объезд Пензы (с 605 по 645 км), от Городища до Нижний Елюзани (с 680 по 711 км), около Сызрани (874—875 км) от Тольятти до Красного Яра(с 974 по 1031 км), от Мирного до Уфы (с 1391 по 1480 км), от Чебаркуля до Челябинска (с 1799 по 1868 (въезд в Челябинск)) .


Продолжением трассы М-5 на восток являются автодороги «Иртыш», «Сибирь», «Байкал» и «Амур». Восточное окончание автодороги М-7 «Волга» сообщается с трассой М-5 в Уфе.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Маршрут


  • 3 Населённые пункты вдоль трассы


  • 4 Автодороги-дублеры


    • 4.1 Рязанское шоссе


    • 4.2 В горной части




  • 5 Текущее состояние


    • 5.1 Горная часть дороги


    • 5.2 Равнинная часть




  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





История |







Маршрут |




Стела границы между Европой и Азией на хребте Урал-Тау на автодороге М5 «Урал» возле г. Златоуст
55°01′05″ с. ш. 59°44′05″ в. д.HGЯO


Федеральная автомобильная дорога М-5 «Урал» начинается на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта, далее идёт в юго-восточном направлении по территории Московской области, проходя по юго-западной окраине Люберец, далее следует по окружным дорогам вокруг Бронниц, Коломны, через Луховицы. В Московской области трасса «Урал» пересекает реки Москву (у деревни Заозерье Раменского района и под Коломной) и Оку (также в районе Коломны).


Далее магистраль идет по территории Рязанской области в юго-восточном и восточном направлениях, проходит недалеко от Рыбного (к северо-востоку от трассы), обходит Рязань по объездной дороге по западной и южной окраинам, проходит недалеко от Шилова и Сасова (к северу от трассы), пролегает через Шацк (также возможно проехать по объездной дороге с 2007 года). В Рязанской области трасса пересекает реки Проню и Цну, а также множество малых рек, проходит по путепроводам над железнодорожной веткой Кустаревка — Вернадовка на 402 км и над линией Транссиба (414 км). Эти путепроводы были сооружены недавно, до их появления существовали переезды, на которых образовывались многокилометровые пробки.


Далее — по территории Республики Мордовия в юго-восточном направлении через посёлки Умёт и Зубову Поляну. Частью дороги является подъезд к городу Саранску на 458 км основной трассы.
Затем проходит по территории Пензенской области в восточном и юго-восточном направлениях через Спасск, обходит по объездной дороге по северным и восточным окраинам Нижний Ломов, пролегает через посёлок Мокшан и село Рамзай, по объездной дороге проходит по северной окраине Пензы, далее — севернее Заречного и южнее Кузнецка.


Далее трасса идёт в восточном направлении по территории Ульяновской области.


Затем — по территории Самарской области в восточном направлении, проходит по северной окраине Сызрани, откуда идёт подъезд к городу Ульяновску, и к северу от Октябрьска, далее — вдоль берега Саратовского водохранилища, проходит в северном направлении через Жигулёвск, плотину Жигулёвской ГЭС, через Комсомольский район города Тольятти, поворачивает на восток, затем — на юго-восток, проходит к северу от Самары и на перекрёстке недалеко от Новосемейкино поворачивает на северо-восток и далее постепенно на восток. От Самары идёт подъезд к городу Оренбургу.


В дальнейшем трасса идёт в северо-восточном направлении по территории Оренбургской области и Республики Татарстан, в восточном направлении — по территории Республики Башкортостан, проходит по южным окраинам городов Октябрьского и Уфы. На территории Башкортостана дорога под Уфой пересекает реки Дёму и Белую (Агидель).


Далее трасса проходит по территории Челябинской области в восточном, северо-восточном, юго-восточном направлениях. На повороте на Кропачёво с трассы уходят многие автомобили, едущие на Екатеринбург (по региональным дорогам Месягутово — Красноуфимск — Ачит и далее по Р242 Пермь — Екатеринбург). Далее — небольшой участок, территориально проходит снова по Башкортостану (участок между Шарлашем и Усть-Катавом), потом трасса идёт по южной окраине Усть-Катава, к северу от Юрюзани, к югу от Сатки, Златоуста, Миасса, Чебаркуля и завершается в Челябинске. На 1852 километре от основной трассы, через обход города Челябинска (ЧКАД) ответвляется подъезд к городу Екатеринбургу.




Населённые пункты вдоль трассы |




Автодороги-дублеры |



Рязанское шоссе |


Рязанское шоссе (также встречаются названия Старорязанское шоссе, Старая Рязанская дорога) — крупное шоссе, начинающееся от пересечения Рязанского проспекта с МКАД. На территории Жулебина проходит как Лермонтовский проспект, который переходит в Октябрьский проспект в Люберцах и пролегает через всю южную часть города. У границы Люберец с Томилином от трассы ответвляется Егорьевское шоссе, в деревне Жилино — шоссе А-102. Перед посёлком Октябрьским дорога сливается с М-5, в дальнейшем несколько раз ответвляется от основного хода шоссе, проходя по улицам крупных населённых пунктов параллельно Новорязанскому. Участки от Старникова до Степанщино и от выезда из Коломны до Рязани общие с трассой М-5. Шоссе заканчивается в Рязани.


Проезд по шоссе осложняется небольшой шириной дороги и тем, что оно практически не имеет многоуровневых пересечений с крупными трассами (за исключением нескольких развязок с М-5). Так, протяжённые заторы возникают на пересечениях со Смирновской улицей, Островецким шоссе и так далее.


Также М-5 отчасти дублирует трасса Р22, до Тамбова идущая с «Уралом» практически параллельно. Расстояние до некоторых городов (например, до Саратова) примерно одинаковое как по М-5, так и по Р22.



В горной части |


В горной части дороги на территории Челябинской области существует ряд объездов, идущих через населённые пункты параллельно М-5 — раньше эти объезды были основной дорогой до строительства трассы мимо городов, сейчас используются местным населением либо транзитными легковыми автомобилями несмотря на бо́льшую их протяжённость по сравнению с основной трассой, потому что на объездах практически нет большегрузных автомобилей, а на некоторых участках движение грузовых автомобилей вообще запрещено. Через Златоуст можно объехать восточные склоны самой высокой точки трассы — перевала через хребет Уреньга (842 м), который бывает закрыт по время сильных снегопадов.



Текущее состояние |


В 2014 году сооружена эстакада в начале шоссе в районе Жулебино, на примыкании улиц Генерала Кузнецова и улицы Маршала Полубоярова.[3]


В январе 2018 года были завершены работы по реконструкции Лыткаринского шоссе и развязки на пересечении с ним.


В 2018 году планируется начать строительство обходов поселков Октябрьский и Островцы.


В Подмосковье в ноябре 2014 года открыт 12-километровый скоростной участок от пересечения с Малым бетонным кольцом до Старниково. К 2020 году планируется продлить магистраль до развязки со Старым Рязанским шоссе на 73 км в районе Степанщино. По состоянию на сентябрь 2018 года никакие работы на этом участке трассы не ведутся.


В 2014 году построены 2 развязки на северном въезде в Рязань на 182 и 184 км.
В 2018 году закончено строительство развязки на пересечении с трассой р132 на объездной г. Рязани (189 км)


В перспективе планируется построить южный обход Рязани от Михайловской развязки до села Александрово.


На октябрь 2017 года завершены работы по расширению дороги у деревни Добрый Сот(241—245 км) со строительством нового моста через Проню (введен в эксплуатацию летом 2017 г.), а также строительство объезда населённых пунктов Кирицы и Сушки (245—258 км), введен в эксплуатацию осенью 2016 г.


В Рязанской области сооружёны четырёхполосные путепроводы через железнодорожную ветку Кустаревка — Вернадовка (402 км) и через Транссиб (414 км).


Разработан проект реконструкции трассы с 411 по 466 км в Мордовии, с обходом населенных пунктов : Умет, Зубова Поляна, Аким-Сергеевка,Новые Выселки ,Каргал, Зарубкино.


Разработан проект строительства и реконструкций автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке км 466 — км 487 (в обход г. Спасск).




Мост через реку Юловка в Пензенской области на 698 км автодороги


Завершен участок реконструкции трассы в обход Пензы с 634 по 645 км.


В Пензе на перекрестке улицы Островной и федеральной трассы М5 «Урал» (633 км) появится двухуровневая транспортная развязка.


Ульяновской области в марте 2015 года началась реконструкция автомобильной дороги М-5 «Урал» — от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 814 — км 835. Первый пусковой комплекс реконструкции завершен.


Ведется строительство развязки в районе Жигулёвской ГЭС на 974 км трассы.


9 километровый участок с 1022 по 1031 км трассы (от Аэропорта Курумоч до поворота на Самару и Обводную г. Самары) является автомагистралью. Предполагается весь участок между Самарой и Тольятти сделать автомагистралью. В 2018 году Главгосэкспертизой было одобрено строительство нового моста через реку Волга в районе села Климовка, с обходом Тольятти и Жигулевска.


Разработан проект реконструкции трассы М-5 на участке км 1034- км 1042 до Красного Яра.








Реконструированный в 2015 году участок автодороги М-5 «Урал» на км 1375 — км 1401 в Башкортостане






Строительство моста через реку Белая в Башкортостане на 1470 км автодороги






Продолжается реконструкция трассы в Буздякском и Благоварском районах Башкортостана. В ноябре 2015 года открыт 10 километровый участок трассы с 1391 по 1401 км. Продолжаются работы по реконструкции до 4-6 полос на участках с 1360—1375 и 1375—1391 в обход села Старые Санны и мостом через реку Чермасан. В августе 2014 года на 1428 км трассы открыта развязка в районе села Чишмы. На башкирском участке трассы строятся водопропускные трубы и гофрированные арки для проезда сельскохозяйственной техники. Также ведутся работы по расширению дороги вблизи Уфы и доведение до 6 полос. В июле 2013 года открыли новый мост через реку Белую вблизи Уфы на 1470 км (3 полосы в сторону Челябинска, рабочее движение по второй очереди будет открыто в 2018 году). Общая протяженность 4(6)-полосного участка в Башкирии составляет около 90 км. После реконструкции будет доведена до 120 км. В ближайшее планы- реконструкция трассы в сторону Челябинской области


В настоящее время проектная документация разработана в полном объеме с учетом действующих нормативно-технических документов и законодательства Российской Федерации и направлена для проведения государственной экспертизы. Проектными решениями предусмотрена реконструкция км 1480 — км 1494 автомобильной дороги М-5 Урал с доведением нормативных параметров до I-б технической категории с 6 полосами движения. Планируется устройство искусственного электроосвещения, осевого и бокового барьерного ограждения, а также ликвидировать пересечение в одном уровне с железнодорожными путями путем строительства транспортной развязки в разных уровнях М-5 «Урал» — «Федоровское — Русский Юрмаш». Срок реализации объекта, при условии доведения средств федерального бюджета, 2019—2022 гг.


Ведутся работы по расширению дороги западнее Челябинска[4]. По состоянию на январь 2017 года две проезжие части есть на участке Чебаркуль— Челябинск, однако фактически движение по четырём полосам осуществляется только на участке от поворота на Мисяш до Челябинска. Отрезок протяжённостью 24 километра, между поворотом на Мисяш и посёлком Витаминный (1820—1844 км), является автомагистралью, единственной в области[5].Продолжается реконструкция трассы с 1790 по 1799 км, и 1810 по 1820, участок введут в 2019 году. После реконструкции 4-полосный участок продлится до озера Еланчик. Также будут достроены развязки в районе Травников и на пересечении с трассой Чебаркуль — Уйское. Запланировано сооружение южных обходов городов Аша и Сим[6].
В перспективе строительство платного дублера М5 между Саткой и Миассом, протяженность участка составит 68 км.


На участке Челябинск — Екатеринбург («Подъезд к Екатеринбургу») трасса имеет по две полосы в каждом направлении, но на отрезке длиной 38 км между селами Малый Куяш и Клеопино дорога имеет по одной полосе в каждую сторону, поскольку вторая проезжая часть закрыта для движения из-за неудовлетворительного состояния покрытия. На участке трассы в Челябинской области в 2014 году расширен участок до села Большой Куяш. В 2017-20 году ведется реконструкция участков в Свердловской области, от Сысерти и до пересечения с ЕКАД планируется убрать все пересечения в одном уровне и осветить участок




Трасса в Челябинской области на участке Челябинск — Екатеринбург


Подъезд к Саранску: 2 полосы, за исключением обхода Краснослободска, там 4 полосы.
Подъезд к Ульяновску: от Сызрани до с. Ивашевка 4 полосы с двойной сплошной, далее 2 полосы, до села Большие Ключищи, далее до Ульяновска 4 полосы.
Подъезд к Оренбургу (также р224) 2 полосы на всем протяжении.



Горная часть дороги |




Затор на дороге в горах


Опаснейшей частью трассы является восточная часть дороги, проходящая по территории Челябинской области, особенно в районе городов Сима и Усть-Катава. На этом участке ежегодно гибнет более 50 человек, более двухсот получают ранения. Ширина проезжей части колеблется от одной до трёх полос в каждом направлении, на отдельных участках дороги встречные потоки разделены разделительной полосой либо ограждением. 84 % от общей протяжённости участка не соответствуют нормативным требованиям по прочности. Интенсивность движения на трассе превышает расчётную в 5—7 раз[7].[8]



Равнинная часть |


Состояние дороги на участке Рязань — Уфа меняется каждый год. С одной стороны, вводятся в эксплуатацию новые реконструированные участки, с другой стороны, приходят в негодность другие. За счет длительного отсутствия ремонта и большого количества большегрузного транспорта в полотне дороги на двухполосных участках образованы колеи, что может быть весьма опасно, особенно в зимнее время.
На магистрали действует множество мотелей, тракстопов и придорожных кафе. Стоит отметить населенный пункт Умёт в Мордовии (430 км трассы), славящийся большим количеством заведений придорожного общепита.


Также на магистрали (особенно в Рязанской области, где дорога особенно перегружена) существует большая проблема населённых пунктов, где жители подвергаются большой опасности. Для частичного решения проблемы строятся объездные дороги. С введением в строй нового Ульяновского моста многие водители предпочитают объезжать Пензенскую и частично Самарскую область через Саранск — Ульяновск — Кошки — Суходол, однако эта дорога имеет плохо развитую сеть АЗС и мотелей, но движение на ней заметно меньше. Дорога от поворота с М-5 на Саранск до столицы Мордовии высокого качества и не слишком оживлённая.



Примечания |





  1. Трасса М5 "Урал" на карте (рус.). www.rudorogi.ru. Проверено 28 февраля 2017.


  2. ГУ «Поволжуправтодор»


  3. https://rg.ru/2014/07/17/estakada-site.html


  4. Светлана Талипова. «Дорожная одежда» за 1,5 миллиарда: на что потратят деньги, выделенные на М-5 «Урал», Сетевое издание «74.ру», ООО «Ругион Медиа» (6 июля 2017). Проверено 5 января 2018.


  5. На М5 в Челябинской области появилась автомагистраль (неопр.). Челябинск и область. Весь транспорт. Проверено 9 июля 2015.


  6. Наталья Зверева. К зиме готовы? О том, кто поможет водителям на М-5 в трудную минуту, АиФ-Челябинск, Аргументы и факты (24 ноября 2017). Проверено 9 июля 2015.


  7. Когда «Дорога смерти» станет дорогой жизни? — GazetaChel.RU


  8. Тормозные колодки убили людей




Ссылки |



  • Трасса М5 «Урал» в «Вольной энциклопедии» Антона Кротова

  • Федеральное управление автодорог «Большая Волга» (официальный сайт)










Popular posts from this blog

Сан-Квентин

8-я гвардейская общевойсковая армия

Алькесар