Бытие





Бытие́ — в самом широком значении — существование.


Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия»[1]) значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»[2].




Содержание






  • 1 История понятия


    • 1.1 В русском языке


    • 1.2 Древнегреческая философия о бытии


    • 1.3 Идеалистическая философия о бытии


    • 1.4 В диалектическом материализме


    • 1.5 Экзистенциализм о бытии


    • 1.6 Фундаментальная онтология Хайдеггера




  • 2 Онтология


  • 3 Семантическое определение


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





История понятия |



В русском языке |


Бытием названа первая книга Ветхого Завета. В церковнославянском переводе словом бытие (Сiа книга бытiя небесе и земле) названо то, что в синодальном именуется происхождением (греч. γενέσεως; лат. generationes) (Быт. 2:4). Термин бытие встречается в Премудростях Соломона (Прем. 13:5) в книге пророка Даниила (Дан. 13:42). У философа Григория Сковороды Бытие является синонимом мироздания. У Григория Теплова бытием переводится латинское слово ens.



Древнегреческая философия о бытии |


Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это, по мысли Парменида, недопустимо.


Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же» и что «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется»[3]. Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.


Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности, разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).



Идеалистическая философия о бытии |


В философии объективного идеализма под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Разные виды идеализма отождествляют объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывают бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им.



В диалектическом материализме |


Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы[источник не указан 2625 дней]. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено[прояснить] через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично — бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии.



Экзистенциализм о бытии |


В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).



Фундаментальная онтология Хайдеггера |


В фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».



Онтология |



Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — «небытие» и «ничто». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.


Принято[прояснить] выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия[4]:




  • Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.


  • Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.


  • Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.


  • Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.



Семантическое определение |


В процессе изучения смыслового значения бытия семантика традиционно обращается к старейшему знаку уроборос – змею, кусающему себя за хвост, который описывает циклический характер бытия или вечность. В математической логике иногда используется в этом случае знак бесконечность, но на самом деле, из-за того, что знак бесконечность описывает количественные изменения, он также неуместен для использования в описании бытия. Теория прототипов приходит на помощь. Множество экспериментов, проведенных авторами когнитивной психологии, в частности, показывают[5], что на основе общих черт образуются некоторые прототипы, в том числе и прототип бытия. Множество культур описывают бытиё как своего рода линию - процесс PROCESS который может иметь свое начало - рождение BEGINNING, середину – некоторое событие бытия (случай)Occasion, или череду событий - систему (закономерность)и конец - смерть End, а также может существовать и в форме наименьшей части времени – момент бытия Blink, или отражать всю его длину – от начала до конца – период бытия TIME[6][7].



См. также |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











  • Чистое бытие

  • Бытие и время

  • Бытие и ничто

  • Бытие и сущность (Жильсон)



Примечания |





  1. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хейдеггеру / пер с нем. — М.: Прогресс, 1964. — С.106


  2. Латинское действительное причастие «ens» обычно переводится русским «сущее» или «существующее». См., например: Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. — 6-е изд., стереотип. — М.: «Русский язык», 2000. — 846 с. — ISBN 5-200-02765-9. — c.284.


  3. Парменид // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.


  4. Основные формы и диалектика бытия // Введение в философию. Учеб. пособие для вузов/ Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2003. — 623 с.


  5. Neumann, P. G. (1977). Visual prototype formation with discontinuous representation of dimensions of variability. Memory & Cognition, 5(2), 187-197.


  6. Комогоров, Юрий. Ин-форм. Лингвистический конструктор. Учебное пособие для пользователя.. — FOP GUD, 2015. — P. 16-41.


  7. Google Play




Литература |



  • Нелсон, М. Существование // Стэнфордская энциклопедия философии (версия зимы 2012 года) / Ред. Эдвард Н. Залта. Пер. с англ. В.В. Васильева.

  • Бадью А. Бытие и событие. (L’Etre et l'Événement. — Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1988.)


  • Гайденко П. П. Бытие и разум. // Вопросы философии. 1997.№ 7.

  • Гайденко П. П. Бытие // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

  • Бытие / Гайденко П. П. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 457—459. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.


  • Доброхотов А. Л.. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство Московского университета. М., 1986.

  • Исаев А. А. Проблема обоснования категорий «бытие» и «существование» в истории философии // Философская жизнь Урала. Екатеринбург, 1999. С. 200—2006.


  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.


  • Солодухо Н. М. Бытие и небытие как предельные основания мира //Вопросы философии, № 6, 2001.

  • Тавризян Г. М. Габриэль Марсель. Цикл лекций «Таинство бытия»


  • Хайдеггер М. Бытие и время. — М.: Ad Marginem, 1997. Перевод с немецкого В. В. Бибихина.

  • Цывелев В. Р. Категория бытия в русской философии: (от Вл. Соловьева к С. Л. Рубинштейну) // Учёные записки МГПИ.- Мурманск, 2002.-Вып.1.- С. 64-72.









Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz