Каспийская военная флотилия


































Каспийская военная флотилия
КВФл
Годы существования
1722 — 1918
1931—1945 гг.
Страна
Российская империя
Флаг СССР СССР

Тип
морская флотилия Флаг Советского ВМФ ВМФ
Функция
защита
Численность
объединение
Участие в
Великая Отечественная война
Знаки отличия
Орден Красного Знамени

Каспийская военная флотилия — военно-морское формирование (объединение, морская флотилия) вооружённых сил Российской империи и СССР.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Древнерусский, Царский и Имперский период России


    • 1.2 Советский период России


      • 1.2.1 Боевые действия






  • 2 Состав в годы Великой Отечественной войны


  • 3 Командный состав


  • 4 Награды


  • 5 См. также


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





История |



Древнерусский, Царский и Имперский период России |



Русские купцы и мореходы издавна знакомы были с Хвалынским (Хвалисским) морем, и совершали по нему торговые поездки в Персию и Ширван. Первый морской поход на Каспийское море датируется 880 годом. Арабские летописные источники упоминают о нападении русских кораблей на побережье Табаристана и город Абесгун (Ашур-Ада). В том походе русы были разбиты местным правителем Хасаном. Следующий, после этого неудачного, поход был предпринят только через 29 лет в 909 году. Тогда участникам похода удалось овладеть городами Абесгун и Макале (Миан-Кале), находившиеся в Астрабадском заливе. Походы к богатому побережью Каспия многократно продолжались в X веке. Согласно сведениям арабского историка Ибн Мискавейха, ещё в 943 году древние русы совершили через Каспий опустошительный поход на богатый торговый город Бердаа (Партав) в Кавказской Албании (совр. Азербайджан).


В 1466 году по Каспийскому морю совершил путешествие русский купец Афанасий Никитин, сопровождавший посольство подьячего Василия Папина к правителю государства Ак-Коюнлу Узун-Хасану, покорившему земли современного Азербайджана.


Русское государство получило возможность создать на Каспии собственную плавную рать после ликвидации в 1556 году Астраханского ханства, но Смутное время начала XVII века затормозило этот процесс.


Такая возможность представилась только в 1634 году, когда ко двору царя Михаила Федоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III с просьбой о разрешении для его подданных проезжать через территорию Русского царства в Персию по торговым делам. Об этом сообщает немецкий путешественник А. Олеарий в своей книге «Описание путешествия в Московию».


Посольство также должно было договориться с русскими властями о постройке на Волге десяти кораблей. Русское правительство благосклонно отнеслось к этой просьбе, рассчитывая перенять у голштинских мастеров саму технологию постройки больших кораблей.


В конце 1634 года из Москвы в Нижний Новгород отправились шесть голштинских специалистов-корабелов, и к июню 1636 года первый корабль, названный в честь герцога Фридриха III «Фредериком», был спущен на воду.


В марте 1636 года в Москву прибыло новое голштинское посольство, которое наняло в России команду для «Фредерика» из местных иностранцев и русских. 27 октября посольство отправилось из Москвы в Персию. По данным А. Олеария, всего на «Фредерике» в Персию плыло 126 человек.


12 ноября 1636 года, когда «Фредерик» был уже недалеко от Дербента, он попал в мощный шторм, получив серьёзные повреждения, и сел на мель. В результате от достройки остальных 9 кораблей голштинцы отказались; русские власти также потеряли к ним интерес.


В 1669 году во время царствования Алексея Михайловича возникла необходимость защиты торгового Волжского пути в связи с расширением торговых отношений России и Персии. C помощью голландских корабельных мастеров в селе Дединово Коломенского уезда был заложен первый российский военный трёхмачтовый корабль — 20-пушечный «Орёл», яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и прибыли в Астрахань, но в 1670 году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.


В начале XVIII века Пётр I ставит перед собой цель — завоевать побережье Каспийского моря, но на его пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Поэтому в 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство 200 речных лодок и 45 ластовых судов — небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов.


18 июля 1722 года десант, которым командовал сам Пётр I, вышел из Астрахани в Каспийское море. В ходе Персидского похода в августе 1722 года русские войска заняли город Дербент. А уже 4 ноября 1722 года указом Петра I был основан военный порт в Астрахани и образована регулярная военная флотилия[1].


После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены: в связи с обострением русско-турецких отношений российское правительство, заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору (1732) и Гянджинскому трактату (1735) возвратило все прикаспийские области Персии.


В 1781 году капитан 2-го ранга граф М. Войнович формирует в Астрахани отряд из трёх 20-пушечных фрегатов, бомбардирского судна и двух ботов, который перебазировался в Астрабадский залив на юго-востоке Каспия. Здесь создается русская колония, откуда корабли осуществляли перевозки, охраняли торговые суда, вели исследования побережья. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота.


В 1812 — 1818 годах на верфи Казанского адмиралтейства для флотилии строится серия 16-пушечных 3-мачтовых корветов, на одном из которых — «Казань» — капитан Н. Н. Муравьев совершил в 1819-1821 годах исследовательскую экспедицию к туркменским берегам.


В связи с утверждением России на Кавказе и усилением британского проникновения в Среднюю Азию, с 1854 года начинается планомерная работа по исследованию берегов Каспийского моря, в результате которого в начале 1860-х годов составляется Атлас Каспийского моря. Одновременно с этим, с целью обеспечения безопасности плавания военных и торговых судов, проводится реконструкция маяков на Апшеронском полуострове и Бакинского порта. В 1867 году основные силы Каспийской флотилии окончательно перебазировались из Астрахани в Баку.


Продолжается строительство военных кораблей для Каспийской флотилии. Всего в течение XIX века для неё были построены четыре 16-пушечных корвета, 3 бомбардирских судна, вооруженные каждое 16 орудиями, 22 вооруженных парохода, 18 бригов, имевших по 8 — 12 орудий, 13 шхун, из которых 10 имели по 4 — 6 орудий, 4 люгера (8 орудий), два тендера (6 — 8 орудий), 26 транспортов (некоторые из них имели на вооружении от 2 до 10 орудий) и другие более мелкие суда.


В конце XIX века на Каспии началась промышленная добыча нефти. Именно тогда Каспийское море привлекло к себе внимание крупнейших держав мира. К этому времени (с 1867 г.) главной базой Каспийской флотилии стал город Баку. Уже в 1880-1885 годах на Каспии появляются первые танкеры — «Зороастр», «Норденшельд», «Будда». К 1 сентября 1899 года здесь курсировали 345 наливных судов (133 паровых и 212 парусных). Наличие мощного наливного флота в Бакинском нефтепромышленном районе значительно облегчало экспорт нефтепродуктов на российские и мировые рынки.


В начале XX века Каспийская военная флотилия состояла из двух канонерских лодок, 4 пароходов, двух баркасов, парусной морской баржи и трёх плавучих маяков, однако все они устарели и требовали замены. С этом целью на Новоадмиралтейском заводе в 1910 году были построены две однотипные примерно 700-тонные канонерские лодки — «Карс» и «Ардаган», — каждая из которых была вооружена двумя 120-мм и четырьмя 75-мм орудиями системы Канэ.


Основными задачами флотилии были охрана торговых и рыбных промыслов на Каспии, а также отстаивание русских торгово-промышленных интересов в Иране.


Поскольку флотилия некоторое время входила в состав Черноморского флота (командующий Черноморским флотом занимал должность Главного командира флота и портов Чёрного и Каспийского морей), нижние чины носили знак отличия георгиевскую ленту, на бескозырках, так как за Севастопольскую оборону 29-му — 45-му флотским экипажам пожалованы, в 1856 году, Георгиевские знамённые флаги с надписью «за оборону Севастополя, с 13 сент. 1854 г. по 27 авг. 1855 г.».



Советский период России |


В период Гражданской войны, в 1918 году, флотилия существовала в виде Военного флота Астраханского края, который в октябре 1918 года был преобразован в Астрахано-Каспийскую флотилию[2].


Затем существовала под наименованием Морские силы Каспийского моря. 27 июня 1931 года реорганизована в Каспийскую военную флотилию[3].



Боевые действия |


С началом Великой Отечественной войны Каспийская военная флотилия обеспечивала морские перевозки военных и гражданских грузов. 11 августа 1942 года флотилия была включена в состав действующих сил ВМФ. Её корабли сопровождали транспорты с нефтью и военными грузами, производили боевое траление на подходах к Астрахани, в августе — сентябре перебросили из Астрахани и Красноводска на западное побережье моря два стрелковых и один кавалерийский корпуса, которые сыграли важную роль в наступлении Северной группы войск Закавказского фронта. За годы войны личный состав флотилии отремонтировал, достроил и укомплектовал экипажами свыше 250 катеров и других кораблей и судов, переданных на Черноморский и Северный флоты и в другие флотилии.



Состав в годы Великой Отечественной войны |


К началу войны флотилия имела в своем составе:



  • 5 канонерских лодок

  • сторожевой и 3 торпедных катера

  • отдельную береговую артиллерийскую батарею

  • 12 самолётов

  • радиорота ВНОС

  • ряд отдельных береговых подразделений


В последующем флотилия пополнялась (в 1943 году в ней насчитывалось 175 кораблей).



Командный состав |


Командующие:




  • контр-адмирал Ф. С. Седельников (22 июня 1941 — 10 сентября 1944)

  • контр-адмирал Ф. В. Зозуля (15 сентября 1944 — 9 мая 1945)


Члены Военного совета:




  • полковой комиссар Н. Г. Панченко (июнь 1941 — июль 1942)


  • корпусной комиссар, с декабря 1942 года контр-адмирал С. П. Игнатьев (июль 1942 — 9 мая 1945)


Начальники штаба:



  • капитан 1 ранга И. И. Алексеев (22 июня 1941 — 29 апреля 1942)

  • капитан 1 ранга В. А. Фокин (29 апреля 1942 — 20 марта 1944)


  • капитан 2 ранга Н. И. Чирков (20 марта — 20 мая 1944)

  • капитан 1 ранга Г. И. Брахтман (20 мая 1944 — 9 мая 1945)



Награды |


За боевые заслуги Каспийская военная флотилия награждена орденом Красного Знамени.


Сотни её воинов награждены орденами и медалями, 8 присвоено звание Героя Советского Союза.



См. также |


  • Каспийская флотилия ВМФ России


Примечания |





  1. Каспийская военная флотилия — статья из Большой советской энциклопедии. 


  2. Каспийская военная флотилия // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия. — 1985. — С. 325.


  3. Приказ Революционного Военного Совета Союза Советских Социалистических Республик № 106. 27 июня 1931 года. Москва. — М.: Центральная типография НКВМ им. Клима Ворошилова, 1931. — 1 с. — 415 экз.




Литература |



  • Каспийская военная флотилия // Великая Отечественная война, 1941—1945 : энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М. : Советская энциклопедия, 1985. — С. 325. — 500 000 экз.

  • Маковский А. А. Каспийская краснознаменная. — М.: Воениздат, 1982. — 176 с.



Ссылки |


  • Каспийская военная флотилия














Popular posts from this blog

Сан-Квентин

Алькесар

Josef Freinademetz