Человек с киноаппаратом



















































Человек с киноаппаратом
Постер фильма
Жанр
документальный фильм
Режиссёр
Дзига Вертов
Автор
сценария

Дзига Вертов
Оператор
Михаил Кауфман
Композитор
  • Майкл Найман

Кинокомпания
ВУФКУ
Длительность
66 минут
Страна
  • Flag of the Soviet Union (1924–1955).svg СССР

Язык
Русский
Год
1929
IMDb
ID 0019760

«Челове́к с киноаппара́том» — бессюжетный немой экспериментальный документальный фильм советского режиссёра Дзиги Вертова, выпущенный на экраны в 1929 году.


В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён[1]. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён[2][3][4].




Содержание






  • 1 Авторский замысел


  • 2 Сюжет


  • 3 Симфония монтажа


  • 4 Звуковое сопровождение


  • 5 Примечания


  • 6 Ссылки





Авторский замысел |


«Человек с киноаппаратом» продолжает экспериментирование Вертова, его брата и жены с техникой «кино-глаза», призванной продемонстрировать широкие возможности киноязыка, принципиально отличные от возможностей литературы и театра. Вертов был убеждён, что те процессы, которые остаются вне поля человеческого зрения, способна запечатлеть современная кинотехника. Инструментом глубинного анализа повседневной реальности виделась монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений.


В начале фильма даётся авторская характеристика фильма:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кино-передачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.).
Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.
»


Сюжет |


Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города: движение транспорта и людей, труд рабочих на промышленных предприятиях, культурные мероприятия, медицинские учреждения. Здесь представлена подлинная энциклопедия операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее. На протяжении долгого времени Вертов и Кауфман с разнообразных ракурсов снимали на улицах Одессы, Киева и Москвы всё, что представлялось им интересным[5]. На базе отснятого материала жена режиссёра Е. Свилова смонтировала практически абстрактный в своей бессюжетности фильм.



Симфония монтажа |




Человек с киноаппаратом находится в самом центре жизни, он вместе с ней дышит, слышит, ловит ритмы города и людей. Камера в руках человека не только средство фиксации жизни, а главный её участник.[6]




Вертов отринул титры как элемент литературного повествования и открыл способ передачи смысла чисто кинематографическими средствами — через сложнейшие приёмы визуального сопоставления и ассоциативного монтажа. Сгущённость монтажных решений оставляет впечатление, что на экране за один раз происходят полдюжины разных событий, что отражает плотность чувственных ощущений в условиях современной городской жизни[7].


Джим Хоберман назвал «урбанистическую симфонию-калейдоскоп» Вертова кинематографическим эквивалентом джойсовского «Улисса»: благодаря визуальной рифмовке «каждый кадр вписан в те или иные ассоциативные ряды»[7]. По словам киноведа, «Человек с киноаппаратом» — главный кандидат на звание фильма с наибольшей плотностью монтажных склеек[7]. Именно монтаж наполняет смыслом проносящиеся образы. В этом панегирике человеческому труду как процессу преобразования реальности цикл кинопроизводства сопоставлен с индустриальным конвейером, а ритмы обычного дня уподоблены круговращению жизни и смерти[7].


Вертов предлагает зрителям поставить себя на место кинематографистов, приглашает их воспринимать киноизображение (и, как следствие, окружающий мир) творчески[7]. На протяжении фильма внимание всё время заостряется на том, как кинооператор и монтажёр не столько фиксируют, сколько заново конструируют окружающую их действительность.




Файл:Man With A Movie Camera (Dziga Vertov, 1929).webmВоспроизвести медиафайл

Полная версия фильма



Звуковое сопровождение |



Фильм немой, хотя его показ в кинотеатрах и сопровождался живой музыкой. Для современных переизданий было создано более десяти саундтреков. На рубеже XX и XXI вв. над звуковой дорожкой к фильму работали Alloy Orchestra (1995)[8], Biosphere (1996), In The Nursery (1999), The Cinematic Orchestra (Man with a Movie Camera, 2002), Майкл Найман (2002) и многие другие.




В руках главного героя в фильме снят популярный в те годы киносъёмочный аппарат «Дебри́»[9].



Примечания |





  1. Sight & Sound Revises Best-Films-Ever Lists (1 August 2012). Проверено 1 августа 2012.


  2. Silent film tops documentary poll (неопр.). BBC News (1 August 2014). Проверено 1 августа 2014.


  3. The Greatest Documentaries of All Time


  4. Filmmakers’ Greatest Documentaries of All Time


  5. В некоторых кадрах мелькают утраченные ныне памятники архитектуры — как, например, Страстной монастырь на Пушкинской площади, небоскреб Гинзбурга в Киеве и др. Начальные кадры — интерьер лучшего в Киеве кинотеатра на Крещатике, принадлежавшего до революции предпринимателю А. Шанцеру (не сохранился).


  6. Дзига Вертов


  7. 12345 The Village Voice Film Guide. ISBN 978-0-471-78781-5. Pages 163—164.


  8. Человек с киноаппаратом (Alloy Orchestra), 01:06:40, 1929 на YouTube


  9. Дмитрий Масуренков. Киноаппараты «Дебри» (рус.) // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2007. — № 4. Архивировано 16 октября 2012 года.




Ссылки |




  • «Человек с киноаппаратом» (англ.) на сайте Internet Movie Database


  • Человек с киноаппаратом (англ.) на сайте allmovie 5 из 5 звёзд

  • MacKay, John. «Man with a Movie Camera: An Introduction.»









Popular posts from this blog

Список кардиналов, возведённых папой римским Каликстом III

Deduzione

Mysql.sock missing - “Can't connect to local MySQL server through socket”