Майолика






Итальянская майолика эпохи Возрождения


Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины (отходов фаянса) с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Итальянская майолика


  • 3 Русская майолика


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки


  • 6 Примечания





История |


Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока. В средневековье данная техника проникла из стран Средней, Центральной и Передней Азии на Иберийский полуостров (см. мудехар, азулежу).




Украшенный поливной глазурью наличник (Россия, XVII век)


В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Техника получила распространение в Италии в XIV в. и достигла расцвета в XVII в. Во Флоренции эпохи Возрождения Лука делла Роббиа и его племянник Андреа стали применять технику майолики к скульптурным рельефам и круглой пластике.


Помимо флорентийского («роббианского») стиля, по всей Европе славились своими изделиями мастерские Фаэнцы, Кафаджоло, Сиены, Урбино, Кальтаджироне, Кастельдуранте и Деруты. Несколько позднее майолика получает развитие в Германии, Франции и других европейских странах.



Итальянская майолика |


Её происхождение — это Древний Египет – отчасти в связи с этим объясняют прекрасную устойчивость плитки к высоким температурам. В Италию плитка попала в 11 веке, где приглянулась мастеру Лука Делла Роббиа. Он начал проводить с ней разные эксперименты, благодаря которым мы имеем коллекции в сине-зеленых и желто-зеленых волшебных тонах. В качестве основы используется обычно непрозрачная глазурь.[1]



Русская майолика |




Майолика Санкт-Петербургской соборной мечети


В России расцвет майоликового производства пришёлся на XVIII век. Наиболее известные центры производства — московский завод Гребенщикова, выпускавший изделия с монохромной росписью, и мастерские в подмосковном поселке Гжель, где в то время преимущественно использовалась многоцветная техника. Другим крупным центром майолики ещё в XVII веке был Ярославль, где производились поливные изразцы для украшения стен храмов и интерьеров домов.


Второй пик интереса к майолике пришёлся на «серебряный век» и тесно связан со знаменитым кружком Мамонтова в Абрамцево. Майоликой занимались известнейшие русские живописцы того времени: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В. Малютин, а также западные модернисты, в частности Ф. Леже и П. Пикассо, М. К. Эшер.



Литература |



  • Rackham В., Italian maiolica, L., 1952


Ссылки |



Логотип Викисловаря
В Викисловаре есть статья «майолика»





  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Майолика

  • Майолика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.



Примечания |





  1. Майолика – виды и особенности керамической плитки (рус.). znatnayaplitka.ru. Проверено 23 мая 2018.









Popular posts from this blog

Список кардиналов, возведённых папой римским Каликстом III

Deduzione

Mysql.sock missing - “Can't connect to local MySQL server through socket”