Ямато (линкор)




























































































«Ямато»
大和
Yamatotrials2.jpg
«Ямато» на испытаниях, 1941 год
Служба
Япония Япония
Класс и тип судна линейный корабль
Изготовитель Куре
Строительство начато 4 ноября 1937 года
Спущен на воду 8 августа 1940 года
Введён в эксплуатацию 16 декабря 1941 года
Статус потоплен 7 апреля 1945 года к северу от Окинавы
Основные характеристики
Водоизмещение стандартное 63 200 т
полное 72 810 т
Длина 243,9/256/263 м
Ширина 38,9 м
Осадка 10,4 м
Бронирование борт — 410 мм
траверсы — 300 мм
главная палуба — 200…230 мм
верхняя палуба — 35…50 мм
башни ГК — 650 мм (лоб), 250 мм (борт), 270 мм (крыша)
барбеты ГК — до 560 мм
башни 155-мм орудий — 25…75 мм
барбеты башен 155-мм орудий—75 мм
рубка — 500 мм (борт), 200 мм (крыша)
Двигатели 4 ТЗА Kampon
Мощность 150 000 л. с. (110 МВт)
Скорость хода 27,5 узла (51 км/ч)
Дальность плавания 7200 морских миль на 16 узлах
Экипаж 2500 человек
Вооружение
Артиллерия 3 × 3 — 460-мм/45,
4 × 3 — 155-мм/60
(позже уменьшено до 2 × 3)
Зенитная артиллерия 6 × 2 — 127-мм/40 (позже увеличено до 12 × 2),
8 × 3- 25-мм (позже — 52 × 3),
2 × 2 — 13,2-мм пулемёта
Авиационная группа 2 катапульты, 7 гидросамолётов[1]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

«Ямато» (яп. 大和) — линкор японского императорского флота времён Второй мировой войны типа «Ямато». Один из самых больших военных кораблей в истории человечества из когда-либо потопленных в ходе боевых действий. «Ямато» — древнее название самой Японии, однако в виду известной традиции Императорского Флота называть линейные корабли именами исторических провинций, в данном случае имелась в виду провинция Ямато, примерно соответствующая современной префектуре Нара.




Содержание






  • 1 Строительство


  • 2 Боевая карьера в 1942—1944 годах


  • 3 «Ямато» в сражении за Филиппины


    • 3.1 Бой в море Сибуян


    • 3.2 Бой в заливе Лейте




  • 4 Последний поход «Ямато»


  • 5 Командиры линкора


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Строительство |



«Ямато»[2], первый из линкоров своей серии, был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре, префектура Хиросима. Он был спущен на воду 8 августа 1939 года[3], и официально вступил в строй 16 декабря 1941 года; однако, боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года.



Боевая карьера в 1942—1944 годах |


В качестве флагмана Объединённого флота «Ямато» формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев. 28 мая 1942 года «Ямато» перебазировался на остров Трук, где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота. 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской ПЛ «Скейт» (Skate) и принял в пробоину около 3000 тонн воды. Боеспособность корабля серьёзно пострадала из-за затопления погреба кормовой башни главного калибра. В январе — апреле 1944 года «Ямато» прошёл ремонт и модернизацию в Куре.


В июне 1944 года «Ямато» принимал участие в сражении в Филиппинском море, причём соединение, включавшее также «Мусаси» и ряд других тяжёлых кораблей, действовало впереди своих авианосцев. 19 июня «Ямато» впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию.


Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. В реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но изнурительных стычек, в которых силы японского флота таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у моряков поговоркой: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“»[4].



«Ямато» в сражении за Филиппины |


В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины, и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства[5]. Поскольку авианосные силы Императорского флота пришли к тому времени в упадок, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.


Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения — главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты. В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев. Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте. Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры, следовавшее проливом Суригао.



Бой в море Сибуян |


22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси», который, после попаданий в него около 20 торпед и около 20 бомб, вечером перевернулся и затонул.[6]


Несмотря на потерю «Мусаси», соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, так как остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Тем не менее, Курита колебался и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила свою роль приманки — главные силы 38-го оперативного соединения ринулись на неё, оставив северные проливы без охраны. Американский командующий переоценил достижения своих пилотов, рапортовавших о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил прямой приказ от главнокомандующего Объединённым флотом — «Соединение должно атаковать с верой в Божественное провидение!»[7] и двинулся вперёд.




«Ямато» в море Сибуян. 24 октября 1944 года



Бой в заливе Лейте |


Соединение ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Около 6:45 японцы обнаружили американские корабли. Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев, 3 эсминца и 4 эскортных миноносца. На «Ямато», ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой. «Ямато» впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу «Уайт Плэйнс» (White Plains), и артиллеристы считали, что добились попаданий.


В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника. В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.


Это было похоже на отмену в последнюю минуту смертного приговора, хотя в тот момент американцы не могли понять, была ли это отмена приговора или только отсрочка казни[8].


Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Несмотря на уверенность артиллеристов «Ямато» в хороших результатах своей стрельбы, послевоенные исследования показали, что, скорее всего, «Ямато» не добился ни одного попадания главным калибром, хотя и был зафиксирован ряд накрытий[9].


Это было единственное сражение в истории, когда линкоры и крейсера держали в прицелах авианосцы, а те в ответ подняли в воздух свои самолёты. Шанс свой японцы упустили, проиграв финальный бой со счётом 1:3 (за один авианосец пришлось заплатить потерей трёх тяжёлых крейсеров). Такой результат, несмотря на всю его нелогичность (слишком многое определила растерянность японского адмирала), стал достаточно символичным — вооружённые бомбами и торпедами самолёты оказались сильнее самой мощной артиллерии.[10]



Последний поход «Ямато» |





Последний поход «Ямато». Схема




Взрыв «Ямато»


«Ямато» вернулся к родным берегам только 22 ноября 1944 года и был сразу поставлен на ремонт и модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года и оказалась для него последней. Между тем война переместилась к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве. Поскольку гарнизон острова не имел шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать «Ямато» для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.


Утром 6 апреля 1945 года соединение в составе «Ямато», 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море для участия в операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»). Перед соединением была поставлена задача — «атака неприятельского флота и судов снабжения и их уничтожение». В случае затруднений с возвращением на базу «Ямато» предписывалось выброситься на отмель у побережья Окинавы и поддерживать армейские части артиллерийским огнём. Предполагалось также, что этот рейд отвлечёт палубную авиацию противника и облегчит намеченные на 7 апреля массированные атаки камикадзе на десантные средства американского флота у берегов Окинавы. План с самого начала носил самоубийственный характер.


Японское соединение было обнаружено противником рано утром 7 апреля. Начиная с полудня «Ямато» и его эскорт подверглись мощным атакам американских палубных самолётов (всего 227 машин). Через два часа линкор, получив до 10 попаданий торпед и 13 попаданий авиабомб, вышел из строя. В 14.23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов от крена произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего «Ямато» затонул.[11] Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Потери американцев составили 10 самолётов и 12 лётчиков.



Командиры линкора |



  • 05.09.1941 — 16.12.1941 — контр-адмирал Сютоку Миядзато[ja].

  • 16.12.1941 — 17.12.1942 — капитан I ранга (с 01.05.1942 — контр-адмирал) Норихати Такаянаги[ja].

  • 17.12.1942 — 07.09.1943 — капитан I ранга (с 01.05.1943 — контр-адмирал) Тиаки Мацуда[ja].

  • 07.09.1943 — 25.01.1944 — капитан I ранга (с 05.01.1944 — контр-адмирал) Такэдзи Оно[ja].

  • 25.01.1944 — 25.11.1944 — капитан I ранга (с 15.10.1944 — контр-адмирал) Нобуэ Морисита

  • 25.11.1944 — 07.04.1945 — капитан I ранга (посмертно — вице-адмирал) Косаку Аруга[ja].



Примечания |





  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 года.


  2. Назван в честь провинции на юге острова Хонсю, префектура Нара. Слово употребляется также как поэтическое имя Японии. См.: Апальков Ю. В. С. 112.


  3. По другим данным, 8 августа 1940.


  4. Кофман В. Л. Японские линкоры «Ямато» и «Мусаси». — С. 79.


  5. '
    Нимиц Ч., Портер Э. Война на море (1939—1945). — Смоленск: Русич, 1999.



  6. Балакин, Дашьян, 2006, с. 231.


  7. Кофман В. Л. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». — С. 101.


  8. Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою.. — М.; СПб: АСТ, Terra Fantastica, 1999. — С. 177.


  9. Кофман В. Л. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». — С. 106.


  10. С. В. Сулига. Глава 6. Общая оценка проектов и деятельности японских тяжёлых крейсеров. // Японские тяжёлые крейсера. — М., 1997. — Т. 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба. — 120 с. — ISBN ISBN 5-7559-0020-6 (ошибоч.).


  11. Окончательно причины гибели «Ямато» были установлены в 1985 г. международной экспедицией, обнаружившей и обследовавшей обломки линкора.




Литература |




  • Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. — СПб.: Дидактика, 1997.

  • Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.


  • Кофман В. Л. Японские линкоры Второй мировой войны. «Ямато» и «Мусаси». — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006.



Ссылки |






  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Ямато (линкор)


  • Бережных О. А. Линейный корабль «Ямато»


  • Печуконис Н. Н. Линейный корабль «Ямато»

  • ЯМАТО // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.

  • Непревзойденный «Ямато»

  • Энциклопедия кораблей

  • Бой в заливе Лейте. Японский взгляд

  • Тайны линкора Ямато (неопр.). Документальные фильмы. Архивировано 29 февраля 2012 года.









Popular posts from this blog

Список кардиналов, возведённых папой римским Каликстом III

Deduzione

Mysql.sock missing - “Can't connect to local MySQL server through socket”