Шварцман, Михаил Матвеевич




































Михаил Шварцман
Изображение
Имя при рождении
Михаил Матвеевич Шварцман
Дата рождения
4 июня 1926(1926-06-04)
Место рождения
Москва
Дата смерти
18 ноября 1997(1997-11-18) (71 год)
Место смерти
Москва
Гражданство
СССРFlag of the Soviet Union.svg СССР
РоссияFlag of Russia.svg Россия
Учёба
Высшее художественно-промышленное училище


Михаил Шварцман. Давид. 1970

Михаил Шварцман. Давид. 1970



Михаил Шварцман. Троичное пространство. 1981-1986. Доска, холст, левкас, темпера. 100 х 100. Собрание ГТГ

Михаил Шварцман. Троичное пространство. 1981-1986.


Михаил Матвеевич Шварцман (4 июня 1926, Москва — 18 ноября 1997, Москва) — советский и российский художник,  автор художественно-философской системы «Иератизм», педагог. Один из самых значительных мастеров в искусстве второй половины XX века. Живописец, график, монументалист, работал в области промышленной графики.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Творческая концепция


  • 3 Работы находятся в собраниях


  • 4 Персональные выставки


  • 5 Групповые выставки


  • 6 Библиография


  • 7 Семья


  • 8 Источники


  • 9 Ссылки





Биография |


Михаил Матвеевич Шварцман родился 4 июня 1926 года в Москве, в семье коммерсанта Матвея Григорьевича Шварцмана и медицинского работника Рахили Исааковны Шварцман. Матвей Григорьевич был репрессирован, погиб в лагере в Нижнем Тагиле (1942 год). В связи с преследованием отца, семья Шварцманов часто переезжала. Жили в Москве, Нижнем Новгороде , в Московской области (Челюскинская, Немчиновка, Лосиноостровская). В Немчиновке семья жила по соседству с Казимиром Малевичем. Мать показывала Малевичу работы Михаила. Автор супрематизма одобрил первые опыты будущего создателя иератизма.


В 1944 году Михаил Шварцман был призван в армию, в строительный батальон, на 6 лет; подорвался на мине, был ранен, долго лежал в госпитале. Последние годы службы в армии (1947 – 1950) прошли на полигоне «Капустин Яр», месте секретных ракетных разработок.


В 1946 году Михаил женился на Никольской Ираиде Александровне. В 1951 году у них родилась дочь Надежда.


В 1950 году Шварцман поступил в Высшее Художественно-Промышленное училище (бывшее Строгановское) на монументальное отделение, затем перевелся на отделение металла. Его учителями были П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, В. Е. Егоров. Строгановку Михаил закончил экстерном, в 1956 году.



Михаил Шварцман в мастерской. 1980-е годы.

Михаил Шварцман в мастерской. 1980-е годы. Фото: Д. Горохов


На первых курсах Михаил увлекался византийским и древнерусским искусством: фресками, иконами. Позднее изучал Сезанна, Матисса, Дерена. Уже в это время Шварцман начал активный поиск своего пути в искусстве. Его не удовлетворяют художественные направления официального искусства того времени.


В 1957 году Шварцман переехал с семьей в город Люберцы под Москвой. В это время он работал главным художником в павильоне «Просвещение» на ВДНХ (1957-1958). В 1960-е годы Михаил брал заказы в издательствах, плодотворно занимался рекламой, плакатом, успешно участвовал во всесоюзных, московских и зарубежных выставках: в США, Голландии, Болгарии, Польше, Франции, Англии. Награжден рядом почетных дипломов и премий. В 1963 году, в соавторстве с Григорием Дауманом, Шварцман сделал четыре монументальных панно в МИФИ из цемента и смальты. Панно получили 1-ю премию на всесоюзной выставке монументального искусства. Но делом, на которое Михаил «полагал свою жизнь», была живопись.


В 1960-е годы в Люберцах зародилась концепция иератизма. В конце 1950-х годов возник цикл работ "Остранение"- первый этап формирования авторской идеи, за ним последовал цикл "Лики". Это единственные циклы фигуративных работ мастера. На рубеже 1960-1970-х годов иератизм как художественно—философская система сложился. Пользуясь языком беспредметного искусства, Шварцман пришел к оригинальной художественной манере. Беспредметные формы он трактовал как знаки, указывающие на духовную суть различных явлений мира. Отныне Шварцман именовал свои произведения иературами, определяя их отличие как от картины, так и от иконы. Шварцман всегда очень серьезно и внимательно относился к технике живописи и материалам. Как правило, это дерево, холст, левкас, темпера. Левкас художник готовил сам. После 1988 года мастер перешел к иературам большого формата, используя оргалит и темперу.


В 1970 году Михаил Шварцман крестился; «Я христианин по голосу сердца». Он переехал в Москву, в комнату в коммунальной квартире. Работал художник в этой же комнате, у него никогда не было собственной мастерской.


В 1966 году Михаила Шварцмана пригласили в качестве главного художника Специального художественно-конструкторского бюро Министерства легкой промышленности. В 1985 году к мастеру приехал американский актер Гюнтер Халмер и купил ранний холст "Минна" и несколько рисунков. Это событие сподвигло художника уйти из СХКБ за год до пенсионного возраста и полностью посвятить себя живописи.


Девятнадцать лет работы в СХКБ были значительным периодом в жизни Шварцмана. Он набрал группу из молодых художников, с которыми, на основе иератизма, занимался разработкой товарных знаков. Со временем эта группа стала известна как «школа Шварцмана». Однако, собственно иератическую школу живописи Шварцман организовал на рубеже 1974 – 75 годов в мастерской одного из учеников, в Сокольниках. Эта школа с разным составом, перерывами и в разных помещениях просуществовала до 1991 года.


В 1977 году известный коллекционер Г.Д. Костаки приобрел работы Шварцмана и обещал "представить их миру". Однако с тех пор прошло много лет, прежде чем творчество мастера получило широкую известность. Шварцман редко и неохотно продавал свои произведения и не показывал их на выставках. Только в 1983 году он впервые представил шесть графических иератур на групповой выставке «Акварель, рисунок, эстамп» в Московском горкоме художников-графиков, членом которого он являлся.


1980-е годы – время, когда Шварцман получал различные предложения по устройству персональной выставки. 1984 год — директор Кунстферайн в Дюссельдорфе Юрген Хартен предлагал ему выставиться в Германии, но Министерство Культуры СССР не разрешило вывоз работ мастера из Союза. В течение нескольких лет шли переговоры с директором Дойче Банка Альбрехтом Мартини о выставке Шварцмана в Бохуме, в Музее Современного Искусства, но выставка так и не состоялась. В 1988 году Шварцман отказался от предложения музея в Бостоне, так как считал, что первая выставка должна состояться в России. В 1989 году Шварцман с женой посетил Германию по приглашению от галереи Марины Зандман, где побывал в шести городах, но договоренность о выставке нигде не была достигнута.


В результате первая персональная выставка мастера «Михаил Шварцман. Иературы» состоялась в России, в 1994 году, в Государственной Третьяковской галерее. Это была широкая ретроспекция работ художника, включавшая 68 произведений живописи и 40 графики. Экспозиция достаточно полно представила весь творческий путь Шварцмана.


При жизни мастера состоялось несколько выставок: в том же 1994 году в Министерстве Иностранных Дел, затем «Товарные знаки СХКБ 1964 — 1984 г. г. Художественный руководитель Михаила Шварцман» в галерее на Якиманке, в Москве. В 1997 году в галерее "Дом Нащокина", в Москве, прошла выставка, где были представлены 34 живописных и 40 графических работ Шварцмана.


Круг знакомств Шварцмана был широким и разнообразным. 1960-е годы стали периодом активного общения с художниками, поэтами и музыкантами из среды неофициального искусства. Шварцман дружил с художником Марленом Шпиндлером, они вместе ходили на этюды, в музеи и на выставки. В это время он познакомился с поэтами Алексеем Крученых, Геннадием Айги, Генрихом Сапгиром, Аркадием Штейнбергом, художниками Сергеем Бархиным, Борисом Мессерером, Ильёй Кабаковым, позднее — с Савелием Ямщиковым (реставратором и культурологом), Георгием Костаки (коллекционером), Евгением Шифферсом (философом), Дмитрием Сарабьяновым (искусствоведом), музыкантом Андреем Волконским. Круг общения значительно расширился в 1970-е годы, когда Шварцман познакомился с талантливыми поэтами Москвы и Петербурга: Еленой Шварц, Виктором Кривулиным, Ольгой Седаковой, Александром Величанским, Дмитрием Бобышевым и др. В 1982 году произошла встреча с Тонино Гуэрра, дружба с которым связывала Шварцмана до конца жизни. В 1995 году Гуэрра снял о Михаиле Шварцмане фильм.


18 ноября 1997 года в 9 часов 25 минут утра Михаил Матвеевич Шварцман скончался.


Похоронен на Донском кладбище в Москве.


На рубеже XX-XXI веков творчество Шварцмана приобретает широкую известность. Проходит целый ряд персональных выставок мастера, работы Шварцмана участвуют в групповых выставках как в России, так и за рубежом, издаются каталоги и книги, посвященные его творчеству. 27 декабря 2006 года в Германии, в городе Бад-Брайзиг, был создан фонд художника «Shvartsman Heritge Art Foundation».Сегодня наследие Шварцмана воспринимается как одно из самых крупных и оригинальных явлений в искусстве второй половины XX века.



Творческая концепция |


Шварцман был художником-мыслителем. Мастер ощущал себя носителем христианской культуры и сумел найти художественное выражение своему духовному опыту. Дело своей жизни он обозначил термином “иератизм” (от греч. hieratikos - культовый, священный). Творческий процесс Шварцман понимал как священнодействие, в результате которого духовный опыт получает художественное воплощение. Мастер использовал термин, определяющий особенности канонических выразительных средств, характерных для искусства древнего мира и средневековья, но его произведения далеки как от иконы, так и от картины. Художника интересует не мир реалий в качестве воплощения божественного замысла, а мир идей, сокрытых в реалиях. Свои произведения он называл иературами (производный от названия системы термин автора).


Иература – выражение в знаковой форме таинственных законов Вселенной. Эти законы художник понимал как основополагающие, структурные свойства мироздания, управляемого божественным помыслом.


Михаил Шварцман о своем творчестве: «Работы названы в моей концепции - иературы. Иература – это монада, рожденная схождением множества знаков. Она – многопространственна. Пространство ее рождается неотвратимой жертвенной сменой знаковых метаморфоз. 


Я – Иерат, тот, через которого идет, пронизывая его, вселенский знакопоток. Моё дело называется иератизм (термин мой). Иератизм – это космизм. Иератизм знаменует молчаливое имя, иератический Знак, Священный Знак Духа Господня. Знак рождается экстатически, иррационально».



Работы находятся в собраниях |




  • Государственная Третьяковская галерея, Москва.


  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


  • Московский музей современного искусства, Москва.


  • Музей искусства Авангарда. Женева. Швейцария


  • Фонд наследия Михаила Шварцмана. Бад-Брайзиг. Германия


  • Фонд Культуры «Екатерина». Москва


  • Музей АРТ4, Москва.


  • The Tsukanov Art Collection. Москва


  • RuArts Foundation. Москва


  • Kolodzei Art Foundation,США.


  • Новый музей, Санкт-Петербург.



Персональные выставки |



  • 1994 — «Михаил Шварцман. Иературы». ГТГ. Москва.

  • 1997 — «Михаил Шварцман». Галерея «Дом Нащокина». Москва.

  • 1998 — «Михаил Шварцман». Галерея «Дом Нащокина». Москва.

  • 2001 — «Михаил Шварцман. Ретроспектива». ГРМ. СПб.

  • 2008 — «Михаил Шварцман. Графика». ГРМ. СПб.

  • 2008 — «Михаил Шварцман. Графика». ГТГ. Москва.

  • 2009 — «Михаил Шварцман». Ludwig Forum fur Internationale Kunst. Аахен.

  • 2011 — «Михаил Шварцман. Обретённое пространство». Lazarev Gallery. СПб.

  • 2016 — «Вертограды Михаила Шварцмана». ММОМА. Москва.

  • 2017 — «Михаил Шварцман. К 90-летию со дня рождения». ГРМ. СПб.



Групповые выставки |



  • 1967 — «Советский цирковой плакат». Москва.

  • 1969 — «Exhibition of Grafics». Брюссель. Бельгия.

  • 1970 — «Union des artistes-plasticiens de l’URSS». Франция.

  • 1971 — «Exhibition of Grafics». Нью-Йорк. США.

  • 1971 — «Advertising and Politics». Лондон. Великобритания.

  • 1972 — «La Biennale di Venezia, Exhibition of Grafics». Венеция. Италия.

  • 1974 — «Union des artistes-plasticiens de l’URSS». Франция.

  • 1974 — «Exposition de L 'Afflche Sovietique». Париж. Франция.

  • 1974 — «Progressive Stromungen in Moskau». Бохум. ФРГ

  • 1974 — «Выставка киноплаката». ЦДЛ. Москва. СССР.

  • 1977 — «La Biennale di Venezia». Дюссельдорф. ФРГ. Венеция. Италия.

  • 1978 — «Rasseqa Sul dissen о culturale nell 'Est europeo». Беллинцона. Швейцария.

  • 1979 — «La nuova arte Sovietica Una». Турин. Италия.

  • 1979 — «20 Jahre unabhangige Kunst aus der Sovietunion». Бохум. ФРГ.

  • 1982 — «Exhibition of Soviet Posters, Франция». Лувр. Париж. Франция.

  • 1983 — «Акварель, рисунок, эстамп». Московский горком художников-графиков. М.Грузинская ул. 28. Москва. СССР.

  • 1988 — «Ich lebe — Ich sehe». Кунстмузеум. Берн. Швейцария.

  • 1988 — «Собрание Басмаджана». ГТГ. Москва. СССР.

  • 1988 — «Собрание Басмаджана». ГРМ. Ленинград. СССР.

  • 1989 — «Коллекция Татьяны и Натальи Колодзей». Ташкент. УзССР.

  • 1989 — «100 Years of Russian Art», Лондон. Оксфорд. Саутгемптон. Великобритания.

  • 1991 — «Другое искусство. Москва 1956—1976». ГТГ. Москва

  • 1991 — «Другое искусство. Москва 1956—1976». ГРМ. Ленинград

  • 1994 — «Товарные знаки СХКБ-Легпром 1966—1984. Художественный руководитель М. Шварцман». Галерея дизайна. Москва.

  • 1995 — «Der Aufstand der Slider — Moskauer Maler 1974—1994». Гамбург. Германия.

  • 1995 — «Die Farbe der Zeit», «Zwolf zeitgenossische russische Kunstler». Кверфурт. Зальцгиттер. Люнебург. Германия.

  • 1996 — «Между верой и эстетикой». Гамбург. Германия.

  • 1996 — «Нонконформисты. Второй русский авангард. 1955—1988». Из коллекции Кенды и Якова Бар-Гера. ГРМ. СПб.

  • 1996 — «Нонконформисты. Второй русский авангард. 1955—1988». Из коллекции Кенды и Якова Бар-Гера. ГТГ. Москва.

  • 1998 — «Второй Авангард». Графика. Галерея «Дом Нащокина». Москва.

  • 1999 — «Послевоенный русский авангард». Из коллекции Ю. Трайсмана. ГТГ. Москва

  • 1999 — «Послевоенный русский авангард». Из коллекции Ю. Трайсмана. Музей Людвига в ГРМ. СПб.

  • 2001 — «Абстракция в России. XX век». ГРМ. СПб.

  • 2001 — «Нонконформисты. 1955—1985». ММОМА. Москва.

  • 2002 — «40 лет нонконформистского искусства». Манеж. Москва.

  • 2005 — «Россия!» Музей Гуггенхайма. Нью-Йорк. США.

  • 2006 — «Россия!» Музей Гуггенхайма. Бильбао. Испания.

  • 2006 — «Время перемен. Искусство 1960—1985 в Советском Союзе». ГРМ. СПб.

  • 2006 — «Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ». МУАР. Москва.

  • 2008 — «Власть воды». ГРМ. СПб.

  • 2008 — «XX век в Русском музее». Музей-заповедник Царицыно. Москва.

  • 2010 — «Небо в искусстве». ГРМ. СПб.

  • 2010 — «Всегда другое искусство». Коллекция В. Бондаренко. ММОМА. Москва.

  • 2011 — «К вывозу из СССР разрешено». Фонд «Екатерина». Москва.

  • 2012 — «Михаил Шварцман и его ученики». ГРМ. СПб.

  • 2012 — «Михаил Шварцман. Мастер. Школа. Ученики». ГЦСИ. Москва.

  • 2013 — «Отечество моё в моей душе…». Из коллекции МАГМА. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва.

  • 2014 — «Личный выбор». Музей современного искусства «Гараж». Москва.

  • 2015 — «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде. 1910—1980». Еврейский музей и Центр толерантности. Москва.

  • 2016 — «Сопротивление, традиция и открытие. Русское искусство второй половины ХХ — начала XXI веков». Филиал ГРМ в городе Малага. Испания.



Библиография |



  • «Михаил Шварцман». ГРМ. Альманах. Выпуск 14. СПб: Palace Editions. 2001. ISBN 5-93332-064-1

  • «Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ-Легпром». Триада ЛТД. 2005. ISBN 5-86344-194-1

  • «Михаил Шварцман». ГРМ. Альманах. Выпуск 111. СПб: Palace Editions. 2005. ISBN 5-93332-170-2

  • «Михаил Шварцман. Графика». ГРМ. Альманах. Вып. 214. СПб: Palace Editions. 2008. ISBN 978-5-93332-258-0

  • «Mikhail Shvartsman» Paint and Grapfic Art / Almanac, Edn. 233. Palace Editions Europe. 2009. ISBN 978-3 940761-38-5

  • «Кто здесь Шварцман?». Ираида Шварцман. ГРМ. СПб: Palace Editions. 2010.

  • «Михаил Шварцман. Смородинные сумерки». Стихи и письма. М.: Новости. 2011. ISBN 978-588149-504-6

  • «Михаил Шварцман. Мастер, школа, ученики». ГРМ. СПб: Palace Editions, 2011 ISBN 978-5-93332-401-0

  • «Михаил Шварцман. Обретённое пространство». ГРМ. СПб: Palace Editions, 2011 ISBN 978-5-93332-367-9

  • «Михаил Шварцман и его школа». СПб: Palace Editions. 2012. ISBN 978-5-93332-504-8

  • «Вертограды Шварцмана». М.: ММОМА, Издательство «Майер». 2016. ISBN 978-5-91611-079-1



Семья |



  • Отец — Шварцман Матвей Григорьевич. Коммерсант.

  • Мать — Шварцман (Фишман) Рахиль Исааковна. Медицинский работник.

  • Брат — Шварцман Анатолий Матвеевич. Инженер.

  • Жена — Шварцман Ираида Александровна. Переводчик с немецкого языка. Составитель книг о М. Шварцмане.

  • Дочь — Фёдорова (Шварцман) Надежда Михайловна. Художник.

  • Зять — Фёдоров Михаил Николаевич. Художник. Иллюстратор. Плакатист.

  • Внук — Фёдоров Дмитрий Михайлович. Кинорежиссер. Художник.

  • Внучка — Фёдорова Александра Михайловна. Художник. Дизайнер.

  • Михаил Шварцман внучатый племянник философа Льва Шестова.



Источники |



  • Шварцман И., Барабанов Е., Горохов Д., Федорова Н. «МихаилШварцман». ГРМ. СПб.: Palace Edition. 2005.ISBN 5-93332-170-2.

  • Кусков С. «Иератизм» Михаила Шварцмана

  • Юшкова О. На пути к новому канону // ж-л «Третьяковская галерея». 2008. № 4 (21)


  • Ромер Ф. Полное собрание иератур // Стенгазета. — 2006. — 16 ноября.

  • Плавинская Е. Михаил Шварцман. Товарные знаки СХКБ Легпром. Школа. Метод. Характеры



Ссылки |



  • Фонд Наследия М. Шварцмана

  • Михаил Шварцман на сайте ГТГ

  • Михаил Шварцман на сайте ММОМА

  • Михаил Шварцман в энциклопедии «Кругосвет»

  • Михаил Шварцман на сайте The Tsukanov Art Collections

  • Михаил Шварцман на сайте ARTinvesmet.ru




Popular posts from this blog

Список кардиналов, возведённых папой римским Каликстом III

Deduzione

Mysql.sock missing - “Can't connect to local MySQL server through socket”