Уральский турбинный завод











































Уральский турбинный завод
Тип
Акционерное общество
Основание
1938
Расположение
РоссияFlag of Russia.svg Россия: Екатеринбург
Ключевые фигуры

Лифшиц М.В. - Председатель Совета директоров;


Сорочан И.П. - Генеральный директор
Отрасль
энергетическое машиностроение
Продукция
проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых и газовых турбин
Оборот
Объект культурного наследия народов РФ регионального значения (Свердловская область) Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 661710986320005 (ЕГРОКН). Объект № 6600000592 (БД Викигида)
Число сотрудников
1200
Сайт
utz.ru

Уральский турбинный завод — энергомашиностроительное предприятие, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых и газовых турбин различной мощности. Находится в Екатеринбурге.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Настоящее время


  • 3 История названия


  • 4 Продукция


    • 4.1 Паровые турбины


    • 4.2 Газовые турбины




  • 5 Награды


  • 6 См. также


  • 7 Ссылки


  • 8 Источники





История |


В сентябре 1936 года Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве в Свердловске турбинного завода. В 1937 году был утвержден проект, а 2 октября 1938 года образован Уральский турбинный завод (УТЗ). Согласно проекту завод должен был выпускать турбины для военно-морского флота.


Первый агрегат собственной конструкции — турбопитательный насос для электростанций — был выпущен УТЗ в 1940 году. Затем начался их серийный выпуск.


В мае 1941 года УТЗ выпустил теплофикационную турбину мощностью 12 МВт, предназначенную для комбинированной выработки электрической и тепловой энергии. Изготовление первой турбины стало поворотным пунктом в истории завода: было освоено производство самой мощной по тем временам паровой теплофикационной турбины; определилась специализация завода по выпуску теплофикационных турбин.


В годы Великой Отечественной войны на территории УТЗ разместились эвакуированные предприятия Ленинграда и Харькова. На площадях турбинного производства был образовано два завода: моторный завод №76 по выпуску танковых дизелей (в настоящее время Уральский дизель-моторный завод, УДМЗ) и собственно Уральский турбинный завод.


В годы войны УТЗ называли «турбинной здравницей» — он был единственным работающим в военные годы турбостроительным заводом. Коллектив УТЗ восстановил и доукомплектовал 32 турбины — энергетика страны остро нуждалась в турбинном оборудовании. Так, завод активно участвовал в восстановлении донбасских станций, а для Лисичанской ТЭЦ (тогда СевДонГРЭС) была изготовлена комплектная турбина АТ-25-2. В 1942 г. на Уральском турбинном заводе был начат выпуск судовых турбин для кораблей ВМФ. Первоначально была изготовлена турбина мощностью 16 МВт, с 1943 года завод начал изготавливать судовые турбины ТВ-6 мощностью 22 МВт. Работники Уральского турбинного завода привлекались к восстановлению кораблей Черноморского флота, участвовавших в обороне Одессы и Севастополя.


В послевоенный период предприятие закрепило за собой славу одного из лидеров отечественного энергомашиностроения. На УТЗ в этот период создается свое конструкторское бюро, завод перешел на самостоятельное выполнение проектов турбин мощностью 25, 50 и 100 МВт.


Легендарной турбиной стала теплофикационная турбина Т-100. «Сотка» унаследовала лучшие качества своих предшественников и  в то же время стала образцом на редкость экономичного теплофикационного агрегата, каких еще не делалось не только в нашей стране, но и в мире. За разработку конструкции, освоение серийного производства и внедрение в народное хозяйство турбины Т-100 группе работников завода в 1966 году присуждена Ленинская премия. Уральский турбинный завод произвел 245 турбин семейства Т-100 разных модификаций, запущенных в разные годы на 106 ТЭЦ и ГРЭС 13 стран мира.


Для нужд развивающейся газовой промышленности в конце 1950-х гг. завод освоил производство газовых турбин. Была создана своя конструкторская школа, в 1965 году была изготовлена первая серийная газовая турбина ГТ-6-750.


В 1970-е годы создается серия утилизационных газовых турбин (ГУБТ) для черной металлургии. Агрегаты стали поставляться как на отечественные металлургические предприятия, так и на экспорт. Газовым турбинам впервые в СССР присваивается государственный знак качества.


В 1973 году было освоено промышленное производство паровых теплофикационных турбин мощностью 250 МВт, самых мощных за всю историю развития завода. Турбина Т-250 вобрала в себя достижения науки и техники того времени и проектировалась для снабжения крупных городов Советского Союза теплом и электроэнергией. С 1972 по 1992 годы Уральский турбинный завод изготовил 32 таких машины для электростанций Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Харькова. Только в Москве установлено 19 турбин этой модели. В настоящее время Уральский турбинный завод изготовил паровую турбину Т-295/335-23,5, предназначенную для смены Т-250. Это самая мощная в мире теплофикационная турбина по показателю отбора пара. Ее максимальная мощность — 335 МВт.


Всего за годы работы заводом выпущено 899 паровых турбин (на 1.08.2017). Более половины всех теплофикационных турбин, установленных на электростанциях России, произведено УТЗ.



Настоящее время |




Здание заводоуправления


В сентябре 2003 года турбинное производство ОАО «Турбомоторного завода» было выделено в самостоятельное предприятие — АО «Уральский турбинный завод». Завод вернул себе первое имя, при этом сохранив значительный научно-технический потенциал и большой опыт в проектировании и изготовлении продукции с маркой «ТМЗ».
Изделия с маркой ТМЗ работают более чем в 60 странах мира. Заводские турбины работают в Японии, Югославии, Болгарии, Индии, Корее, Китае.


Новейшая разработка российской конструкторской школы турбиностроения — энергетическая паровая турбина Т-295/335-23,5, самая крупная в мире теплофикационная турбина. Её электрическая мощность достигает 335 МВт, а тепловая нагрузка — 385 Гкал/ч. Этого достаточно, чтобы обеспечить теплом более 100 тысяч квартир. Новая турбина изготовлена для ТЭЦ-22 ПАО «Мосэнерго». Применение современной электрогидравлической системы регулирования расширило допустимые параметры работы турбины Т-295 и позволило достичь уникальных для мировой практики показателей надежности, готовности и энергетической безопасности установки. Электрическая часть системы регулирования и защиты выполнена на базе современных промышленных контроллеров российского производства. Температура свежего пара и пара промежуточного перегрева в турбине Т-295 достигает 565°С. Для изготовления деталей, работающих в подобных условиях, использовались стали мартенситного класса с высоким содержанием хрома. Такое решение позволило повысить расчетный ресурс деталей до 250 тыс. часов. В совокупности, удачные конструкторские решения, а также применение новых технологий, материалов и подходов, позволили увеличить КПД турбины на 4%, установленную мощность — на 30 МВт (до 335 МВт), а тепловую нагрузку — до 372,5 Гкал/ч. При этом Т-295 обладает уникально широким для теплофикационной турбины диапазоном режимов работы и по этому параметру с легкостью конкурирует с конденсационными турбинами других производителей. Только на топливе турбина способна в год сэкономить электростанции до $3 млн.



История названия |




  • 1938—1948 — Уральский турбинный завод


  • 1948—1976 — Уральский Турбомоторный завод


  • 1976—2003 — Турбомоторный завод


  • 2004 — Уральский турбинный завод



Продукция |



Паровые турбины |


С отопительными отборами



  • Т-60/65-130-2М

  • Т-50/60-130-6М

  • Т-50/60-8,8*

  • Т-60/65-8,8*

  • Т-95/105-8,8*

  • Тп-115/125-130-1 МО

  • Тп-115/125-130-2 МО

  • Тп-115/125-130-3

  • Т-110/120-130-5 МО

  • Т-116/125-130-7 МО

  • Т-120/130-130-8 МО

  • Тп-185/220-130-2 М

  • Тп-185/215-130-4 М

  • Т-255/305-240-5 М

  • Т-250/305-240-Д

  • Т-265/305-240-С

  • Т-250/305-240-ДБ

  • Т-295/335-23,5


С промышленными и отопительными отборами



  • ПТ-30/35-90/10-5М

  • ПТ-40/50-8,8/1,2

  • ПТ-50/60-130/7-2М

  • ПТ-60-8,9/1,9

  • ПТ-65/75-130/13

  • ПТ-90/120-130/10-1 М

  • ПТ-90/120-130/10-2 М

  • ПТ-140/165-130/15-2 М

  • ПТ-140/165-130/15-3 М


С противодавлением, промышленными и отопительными отборами



  • ТР-110-130

  • ПТР-90/100-130/10

  • ПР-30/35-90/10/1,2 М


С противодавлением


  • Р-102/107-130/15-2 М


  • Рп-105/125-130/30/8

  • Рп-80-130/8-3


Для ПГУ



  • Тп-35/40-8,8*

  • Т-40/50-8,8*

  • Т-53/67-8,0*

  • КТ-63/77*

  • Т-63/76-8,8*

  • К-80-7,5*

  • Т-113/145-12,4*

  • К-150-7,6

  • К-160-7,6

  • К-170-7,6


Приключенные



  • Т-70/110-1,6*

  • ТР-70-1,6*

  • Т-35/55-1,6*

  • ТР-35-1,6*

  • К-110-1,6*

  • К-55-1,6*

  • К-17-0,16*


Конденсационные



  • К-63-8,8*

  • К-65-12,8*

  • К-130-12,8

  • К-350-24,5


*Давление пара в маркировке турбины указано в МПа



Газовые турбины |



  • Газовая утилизационная бескомпрессоная турбина типа ГУБТ

    • ГУБТ-6М

    • ГУБТ-8М

    • ГУБТ-12М



  • Газоперекачивающие агрегаты

    • ГТН-6У

    • ГТН-16М-1

    • ГТН-25-1



  • Газовая утилизационная турбина типа ТГУ
    • ТГУ-11


  • Энергетические газотурбинные установки

    • ГТЭ-6

    • ГТЭ-6У

    • ГТЭ-16

    • ГТЭ-25У





Награды |



  • Государственные премии СССР (1951, 1979)

  • Ленинская премия (1966)


  • Орден Ленина (1942)


  • Орден Трудового Красного Знамени (1943)

  • Орден Трудового Красного Знамени (1971).



См. также |


  • Уральский дизель-моторный завод


Ссылки |


  • Официальный сайт


Источники |



  • Турбомоторный завод (альбом) / Под ред. Л.Красновой — Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1970.


  • Ефимова Т. И. Ардашева М. А. Турбомоторный: дела и судьбы — Свердловск: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1988 °C. 400. ISBN 5-7529-0095-6









Popular posts from this blog

Список кардиналов, возведённых папой римским Каликстом III

Deduzione

Mysql.sock missing - “Can't connect to local MySQL server through socket”